Надежда Аполлинарьевна Казанцева

Краткая биографическая справка

 

Надежда Аполлинарьевна Казанцева родилась в 1911 году в старинном сибирском городе Иркутске. Отец-профессор медицинского института, мать - врач. Музыкальная одарённость проявилась у будущей артистки очень рано. В пятилетнем возрасте она уже играла на гитаре и пела народные песни и модные в то время романсы. В семь лет начала брать уроки игры на фортепиано у лучшего педагога города Е. Городецкой (ученицы А.Рубинштейна), в 17 лет - с ней же заниматься пением. Окончив среднюю школу, поступила на филологическое отделение педагогического института, так как  родители   совершенно не предполагали готовить из дочери профессионального музыканта. Однако уроки пения всё более и более увлекали её. В 1930 году Надежда   поступила на работу в Иркутский Радиоцентр в качестве пианистки-аккомпаниатора и солистки певицы. В 1932 году  по совету Е. Городецкой переехала в Москву для совершенствования в вокальном искусстве у профессора Л.Я.Шор-Плотниковой (ученицы Дезирэ Арто, которая, в свою очередь, была любимой ученицей Полины Виардо). В Москве у Нади не было ни друзей, ни родственников и несколько дней, чтобы как-то отдохнуть и согреться она до глубокой ночи и ранним утром дремала, прикорнув в «Аннушке» (так ласково называли москвичи трамвай «А», ходивший по бульварному кольцу). Потом ей удалось снять угол в старом доме на ул. Мархлевского, где хозяйка готовила постояльцам обед. Спала Надя на сундуке, бегала на занятия, концерты, перехватывая на ходу пирожки; подрабатывала перепиской нот и делая за других чертежи, была счастлива жизнью и надеждами на вокальные свершения. Забегая вперёд,  скажу, что свою первую квартиру Надежда Аполлинарьевна получила, имея уже звание лауреата Сталинской премии.

Из Москвы Надежда прислала памятную фотографию своей учительнице (хранится в архиве Е.Г. Городецкой в Иркутске) со следующей надписью: «Бесконечно любимой и дорогой Евгении Григорьевне от преданной и благодарной ученицы Надежды Казанцевой. 14 января 1936 г. Только Вам, дорогая Евгения Григорьевна, я обязана тем, что имею. Вы зажгли в моей душе всё то хорошее, что дано мне природой и что без Вашей помощи и участия могла навсегда остаться в потенции. Ваш милый образ вечно живёт в моей душе…».

Занятия с Шор-Плотниковой, этим замечательным педагогом продолжались до последнего дня её жизни - 28 лет! В 1935 году Надежда Казанцева по конкурсу была принята во Всесоюзный Радикомитет на амплуа лирико-колоратурного сопрано. С этого времени начинается её активная концертная деятельность. Люди среднего и старшего поколений хорошо помнят имя  Надежды Аполлинарьевны Казанцевой – блестящей певицы, человека широкой русской души, солистки Всесоюзного Радио, народной артистки России, лауреата Государственной премии. Более 20 лет, начиная с 1935 года, звучал в эфире её нежный, лёгкий, поистине кристально чистый, полётный голос. Слушателей очаровывал ласковый тембр её голоса, казалось беспредельного по диапазону (от ля малой октавы до ми третьей), виртуозное мастерство, редкая по чистоте интонация. В 1944 году она спела с успехом ряд спектаклей в Большом и других театрах (Виолетта в «Травиате»). Но очень скоро поняла, что ее стихия — концертная, с её  неограниченными возможностями, и отдала ей более сорока лет своей певческой деятельности, создав богатый и во многом оригинальный репертуар. Именно в концертном исполнении моцартовского цикла родились ее очаровательный юный Керубино, живая, хитроумная Сюзанна («Свадьба Фига­ро»), изящный вокальный рисунок образа Памины («Волшебная флейта»); блестяще спета была труднейшая по масштабу и колоратурным узорам партия Констанцы («Похищение из сераля»). Известный дирижер Георг Себастьян, руководивший постановкой этого цикла, а затем продолживший его дело талантливый музыкант Курт Зандерлинг были восхищены голосом певицы, её редкой музыкальностью, чутким ощущением стиля.

Работа над радиопостановками русских опер под управлением выдающихся дирижеров А.Орлова и Н.Голованова завершила становление Казанцевой  как подлинного художника. Об этом говорят хотя бы два шедевра — ее фондовые записи опер «Искатели жемчуга» Бизе и «Лакме» Делиба с С. Лемешевым Необыкновенная душевная наполненность и красота наиболее выразительного среднего регистра голоса, собственная душевная красота и благородство, высокие нравственные критерии  позволили певице создать широкую красочную палитру для незабываемого исполнения выдающихся произведений  камерной вокальной лирики  Чайковского, Рахманинова, Танеева, Грига, Шуберта, Листа и многих  других русских и западноевропейских композиторов, в том числе переложений для голоса инструментальных сочинений. Можно сказать, что Казанцева завершила блистательную плеяду певцов, утвердивших в первой половине XX века славу русского вокального искусства, начиная с Шаляпина. Одной из больших удач в творческой жизни Надежды Аполлинарьевны Казанцевой был Концерт для голоса с оркестром Рейнгольда Морицевича Глиэра. Певице посчастливилось стать первой его исполнительницей, в том числе и под  управлением самого маститого автора. Первое исполнение концерта состоялось в Москве 12 мая 43 года с оркестром Всесоюзного Радио, дирижёр -  А.И.Орлов. Концерт завоевал большую любовь слушателей. Казанцева исполняла его с 66 различными дирижерами у нас и за рубежом.

Певица вообще любила открывать слушателям новые, не звучавшие у нас ранее произведения. Так, например, она стала одной из первых пропагандисток вокальной музыки Николая Метнера. Кроме романсов, она исполнила в концерте и записала на пластинку доселе неизвестную у нас, труднейшую для интерпретации Сонату-вокализ, которую никто из наших певиц так и не повторил.  Надежда Аполлинарьевна является также единственной исполнительницей «Сентиментального вальса» П. Чайковского (переложение для ф-но С. Мацюшевича), который в своё время исполняла В. Барсова, но не записала его. Вместе с известностью расширялись и маршруты гастролей артистки. За сорок с лишним лет певица в сопровождении своего постоянного партнера - пианиста Антона Бернара объездила почти всю страну - от мест вечной мерзлоты до субтропиков, трижды побывала на Дальнем Востоке, Камчатке, Северном и Южном Сахалине. Выступала на целине, в колхозах и совхозах, леспромхозах, на полевых станах; где не было фортепиано - пела под баян. Во время войны в блокадном Ленинграде Казанцева в составе бригады мастеров искусств дала около ста шефских концертов для моряков Балтийского флота, затем пела бойцам Волховского фронта. «Выступления Надежды Аполлинарьевны стали подлинным украшением наших программ,  - вспоминал Сурен Кочарян, участник концертной бригады, с которой выезжала в Берлин Казанцева, - мы не уставали слушать ее, а ведь каждый день давали по два, а то и три концерта. Надежда Аполлинарьевна выходила на сцену молодая, красивая, голубоглазая, вся сияющая радостью и гордостью Победы и начинала петь... Певица возвращала слушателей в мирные дни, она пела им о любви, о счастье, о красоте и радостях жизни».

Она пела в Пекине в день провозглашения Китайской Народной Республики, участвовала в первом концерте советских артистов в Исландии. В 1951 году Казанцева в числе первых советских певцов  посетила Италию. Надежда Аполлинарьевна оказалась также первой певицей, выступившей в послевоенном Лондоне с сольным концертом. Огромный «Фестивал-холл», рассчитанный на три с половиной тысячи зрителей, не мог вместить всех желающих послушать русскую певицу. Когда она исполнила на «бис» песню Ан. Новикова «Россия», вся публика как один встала в знак почтения к нашей стране. Гастрольная деятельность Надежда  Казанцевой продолжалась 45 лет. Сотни концертов с многочисленными разнообразными программами, огромное количество благодарной публики – этим была наполнена её долгая творческая жизнь. Что же кроме голоса и мастерства певицы нравилось публике? Об этом очень точно сказал Владимир Орлов в газете «Советская культура» (12 февраля 57 г): «Душевная гармония, счастливый и светлый мир сквозит через все произведения, исполняемые артисткой, именно это привлекает к ней симпатии слушателей». Казанцева не чуждалась и административной, и общественной работы.  Она была наделена необыкновенным общественным темпераментом, она всегда была лидером. Она участвовала в работе международных женских конгрессов, возглавляла Всероссийского гастрольно-концертное объединение, долгие годы была директором гастролей крупных музыкальных коллективов, посетив с ними более сорока стран, возглавляла гастроли советских артистов на международных выставках  в Токио и Монреале, была членом жюри Всесоюзных и международных конкурсов вокалистов, много лет  активно работала зам. председателя правления Центрального Дома работников искусств, возглавляя его музыкальную секцию, была его душой, хозяйкой и всеобщей любимицей. Непременный  член художественных советов Всесоюзного радио и студии грамзаписи фирмы «Мелодия», она старалась не пропускать их заседаний, писала  статьи и рецензии обо многих исполнителях – Лемешеве, Архиповой, Левко, Вишневской и др., о выступлениях зарубежных исполнителей, выступлении театра Ла Скала в  Москве в 1964 году и др.. И только тяжелая болезнь прервала ее многолетнюю деятельность по воспитанию молодых певцов Государственного детского музыкального театра имени Наталии Сац. Надежда Аполлинарьевна Казанцева оставила большое творческое наследие любителям вокального искусства  и новым поколениям певцов, для которых ее записи служат не только предметом эстетического наслаждения, но и высокой школой вокального исполнительства. Её имя и голос навсегда войдут и историю нашей страны, как крупнейшее достижение русского певческого искусства.

Олег Ежков

К ОГЛАВЛЕНИЮ