Надежда Аполлинарьевна Казанцева
Биография
Часть 2.
Первые гастроли
Любовь Яковлевна Шор-Плотникова, певица, профессор Московской консерватории, ученица Дезире Арто, которая в свою очередь была любимой ученицей Полины Виардо. В 1932-м году Надежда Казанцева переехала в Москву для совершенствования в вокальном искусстве у Л.Я.Шор-Плотниковой. Занятия с этим замечательным педагогом продолжались до последнего дня её жизни - 28 лет!
"Любимой Шор, моей трудолюбивой ученице на память от Д. Арто Падилла" 1891 г.
Такую же фотографию Арто подарила П.И.Чайковскому.
Л.Я.Шор-Плотникова в партии Лакмэ. 1913 год.
Надежда Аполлинариевна не уставала повторять: "Всему, чего я достигла в вокальном искусстве, что я знаю и умею, я обязана Любови Яковлевне Шор-Плотниковой. Она была для меня непререкаемым авторитетом, и я занималась с ней уже будучи известной певицей, вплоть до 1960 года, когда её не стало. Вернувшись с гастролей или из отпуска, первым делом спешила к ней чистить пёрышки, готовить новый и шлифовать старый репертуар. Волевой характер сибирячки помог ей профессионально двигаться семимильными шагами, фактически, чтобы встать в ряд лучших колоратур, Казанцевой понадобилось всего два года! Но трудилась она истово. Чтобы оплачивать регулярные частые уроки, присылаемых родителями скромных сумм, конечно же, не хватало, поэтому приходилось браться за любую работу: и переписывать ноты по ночам, и аккомпанировать различных студиях. Деньги требовались ещё и для того, чтобы обогащать свой музыкальный опыт, формировать вкус, учась у мастеров каждый вечер, проводился в театре или на концерте.
Встреча мастеров искусств с работниками Николаевского Ж.Д. узла. 8 августа 1934 года.
На фото слева в бабочке В. Касторский, И. Яунзем, К. Держинская, Е. Гельцер, на подножке Н. Казанцева и А. Бабанин.
И вот произошло событие, сыгравшее важную роль в судьбе Надежды Аполлинариевны, позволившее поверить в себя, почувствовать зрелый профессионализм. Для поощрения труда работников железных дорог был создан агитпоезд из лучших представителей искусства разных жанров. Организатором бригады стал Иван Карпович Назаренко инженер-путеец, который был всей душой предан искусству, пел впоследствии на радио, и в Большом театре, увлекался вокально-теоретическими проблемами. Собрал он под свои знамёна поистине легендарных исполнителей - Екатерину Васильевну Гельцер, Ксению Георгиевну Держинскую, Ирму Петрону Яунзем, Владимира Ивановича Касторского, Василия Родионовича Петрова.
Ответное слово бригадира мастеров искусств Назаренко ударникам станции Николаев.
8 августа 1934 года.
В эту бригаду попала и Казанцева, естественно, не как певица, а как концертмейстер Касторского и Назаренко, который решил дать подработать нищей студентке. Избалованный Касторский поначалу закапризничал, заявив, что ему нужен маститый концертмейстер и, вообще, он терпеть не может баб-пианисток, но, познакомившись с Казанцевой и прорепетировав, сменил гнев на милость. Несмотря на совершенно другие свои функции в поездке, Надежда Аполлинариевна каждое утро подолгу распевалась и, наконец, настал момент, когда ей доверили выйти на сцену в качестве певицы. Судьба предоставила шанс, и он был использован, молодая артистка, как говорится, оказалась в нужное время в нужном месте. Случилось так, что Ксению Дзержинскую неожиданно вызвали на спектакль в Большой театр, и бригада осталась без академической певицы. В порядке экстренной замены и состоялся профессиональный концертный дебют Надежды Казанцевой. Это произошло на станции Никитовка (Донецкой ж.д.). Слушатели - весь штат от начальника станции до путевых обходчиков, - приняли обаятельную артистку тепло.
Встреча
ударников станции Никитовка с мастерами
искусства.
(Вырезка из газеты. Фотоальбом Н.А.Казанцевой)
Прощальный ужин артистов и работников железной дороги.
Возглавившая впоследствии бригаду Екатерина Васильевна Гельцер ещё четырежды трубила сбор и каждый раз приглашала Казанцеву. По железным дорогам Донбасса, Урала, Сибири, Закавказья, Средней Азии проехала бригада артистов, давая концерты и на крупных узловых станциях, и на крошечных полустанках, где никто никогда не соприкасался с профессиональным искусством.
Последние
выступления на сцене Е.В.Гельцер и В.Р.Петрова. Урал 1934.
Слева направо: В.Р.Петров, Б. Мандрус,
А. Мамуровский, Е.В. Гельцер, И.К.Назаренко,
Н. Казанцева, Н.Плинер (с палкой), М. Гольдштейн и др.
Н.А.Казанцева с В.Р.Петровым и Е.В.Гельцер.
Н.А.Казанцева с В.Р.Петровым и Е.В.Гельцер.
А. Бабанин (партнёр Е. Гельцер, в шляпе, стоит за В. Петровым) и Н.Плинер (крайний справа).
Н.А.Казанцева с В.Р.Петровым, Е.В.Гельцер и И.К.Назаренко.
Параллельно артисты выступали на городских сценах Ростова, Баку, Тбилиси, Еревана, Свердловска, Перми, Челябинска, Новосибирска, Омска, Томска, Алма-Аты, Ташкента, Самарканда. Это была прекрасная школа прежде всего потому, что рядом творили великие артисты-труженики, и их опыт был неоценим.
Страница
газеты газеты Оренбургских
железнодорожников "Большевистский путь"
14 января 1935 г.
(Вырезка из газеты. Фотоальбом Н.А.Казанцевой)
Беседа
с народным артистом В.Р.Петровым.
Газета "Москва-Донбасс" от 10 марта 1935 г 35 ( 405), г. Воронеж.
(Вырезка из газеты. Фотоальбом Н.А.Казанцевой)
Вырезка из газеты. Фотоальбом Н.А.Казанцевой.
Н.А.Казанцева у микрофона в студии Всесоюзного Радио. За роялем Б.Жилинский.
(Журнал «Огонек» 1947, №1)
В 1935 году бригада завершила свою музыкально-пропагандистскую миссию, выехав с агитпоездом в последний раз. И вот, всё тот же И.К.Назаренко, прослышав о том, что на Всесоюзном радио требуется молодое вокальное пополнение, Уговорил Надежду Аполлинариевну пойти на конкурс. Та сомневалась, была ещё не уверена в себе, но на конкурс всё-таки заставила себя пойти, и выдержала его, став штатной солисткой радио. Так началась целая эпоха в её жизни.