Надежда Аполлинарьевна Казанцева
Биография
Часть 3.
На Всесоюзном Радио
Рассказывает Н. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, народная артистка РСФСР
(комментарий к пластинке Надежды Аполлинариевны (М10 48173 005 Мелодия 1988))
Творческий путь народной артистки РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Надежды Аполлинариевиы Казанцевой тесно связан с развитием советского радиовещания. Поэтому мне, спутнице и свидетельнице ее пути, хочется обрисовать ту обстановку, тот климат, в которых развивался ее талант. Это было время, когда на Всесоюзном радио формировались свои художественные коллективы: симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, хор и вокальная группа. Кадры вокалистов составила в основном молодежь из консерватории и ГИТИСа. Дело было новое, все создавалось нами: и стиль работы, и, главное, взаимоотношения. Мы были молоды, полны энергии и желания организовать свой, новый радиотеатр для многомиллионной аудитории слушателей. Очень немногие могли выдержать режим нашей работы требовалось быстро учить репертуар, осваивать совершенно незнакомые сочинения классиков и современных композиторов. Но вокальная группа это выдерживала, потому что мы были влюблены в свой труд. И вот в 1935 году на радио пришла Надюша Казанцева молодая, обаятельная, музыкальная и трудолюбивая. Такой колоратуры у нас в группе не было. Она сразу стала своей и скоро заняла ведущее место в коллективе. В те годы по приглашению руководства радио в Москву приезжали крупные дирижеры Клемперер, Клайбер, Сенкар, Штидри. Особое место среди них занимал Георг Себастьян, проживший в Москве несколько лет. Себастьян работал за рубежом с Бруно Вальтером и участвовал с ним в создании новой формы исполнения опер на концертной эстраде. Эту идею Себастьян воплотил и в Москве. Многие москвичи старшего поколения помнят, какой популярностью пользовался организованный Всесоюзным радио цикл опер Моцарта в концертном исполнении под управлением Георга Себастьяна. Спектакли проходили в лучших залах Москвы Большом зале консерватории, Зале имени П.И.Чайковского, Доме ученых. Колонном зале Дома союзов.
Сцена из оперы "Похищение из Сераля", Констанца - Н.А. Казанцева, Бельмонте - Ашкинази.
Надежда Аполлинариевна Казанцева исполняла все ведущие партии в цикле опер Моцарта: Сюзанны и Керубино "Свадьба Фигаро", Констанцы "Похищение из сераля", Памины "Волшебная флейта", мадам Зильберкланг "Директор театра". Работа с таким дирижером, как Георг Себастьян, и проникновение в красоты музыки Моцарта стали хорошей школой для молодой певицы. После отъезда Себастьяна продолжался показ русских и зарубежных опер в концертном исполнении. Возглавляли эту работу замечательные дирижеры: А.И.Орлов, Н.С.Голованов, С.А.Самосуд и К.Зандерлинг. В репертуар Надежды Аполлинариевны вошли такие оперы, как "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Руслан и Людмила" Глинки, "Искатели жемчуга" Бизе, "Лакме" Делиба.
В период гастрольной поездки с оперой "Свадьба Фигаро". 1936 год, Баку.
Интенсивная работа над оперными партиями не отвлекала Казанцеву от изучения и исполнения камерных произведений. На радио не было распределения исполнителей по жанрам музыки, все были заняты и в операх, и в опереттах, и в пропаганде песен народов мира, и в популяризации вокальных сочинений классиков и советских композиторов. Мы были убеждены, что знакомство с различными жанрами музыкального искусства развивает у исполнителя новые грани его дарования. Чрезвычайно важной особенностью работы вокалистов на радио являлась постоянная живая творческая связь с Союзом композиторов. Композиторы становились нашими друзьями, и многие их сочинения впервые прозвучали при непосредственном участии артистов нашего коллектива.
Одной из больших удач в творческой жизни Надежды Аполлинариевны Казанцевой был Концерт для голоса с оркестром Рейнгольда Морицевича Глиэра. Певице посчастливилось стать первой его исполнительницей.
Сцена из оперы
"Свадьба Фигаро".
Керубино - Н.А. Казанцева, Сюзанна - О.М. Аматова, граф
- Б.С. Дейнека, Базилио - П.М. Понтрягин.
В фондах Всесоюзного радио хранится огромное количество записей Надежды Аполлинариевны Казанцевой. Один только перечень исполненных ею произведений опер, оперетт, романсов, песен занимает несколько страниц. Это своеобразный музыкальный дневник выдающейся певицы: ведь многое было пережито и связано именно с музыкой. Надежда Аполлинариевна Казанцева выбрала для этой пластинки записи, осуществленные непосредственно из концертных залов Москвы в 1950-е годы. Принцип программы легкая вокальная лирика, популярнейшие номера колоратурного репертуара. Эти произведения справедливо считаются украшением концертной эстрады, их любит и прекрасно принимает самая демократическая аудитория. Но для исполнения такой музыки нужны филигранная работа, превосходная академическая школа, высокое вокальное мастерство и художественный вкус. Есть здесь и обработки для голоса с фортепиано инструментальных пьес "Сентиментальный вальс" Чайковского и "Медленный вальс" Дебюсси. Есть народные неаполитанские песни, очаровательные картинки И.Штрауса "Рассвет" и Полька "В детской". Эти изящные миниатюры требуют от певицы особой деликатности в выборе тембровых нюансов. Надежда Аполлинариевна исполняет программу со свойственной ей музыкальностью и владением всей гаммой колоратурной техники, с теплотой и сердечностью. Виртуозные фиоритуры, словно серебристое кружево, окружают рисунок мелодии, придавая ей то или другое настроение в зависимости от содержания пьесы. Особо мне хотелось бы выделить блистательное звучание "Песенки Катон" из оперы "Казанова" Л. Ружицкого и неаполитанской песни "Как мне узнать".
Дир. А.И.Орлов с участниками постановки оперы
"Руслан и Людмила".
В центре А.И.Орлов. Рядом с ним Н.А.Казанцева, слева крайняя Артемьева, третий
слева Г.Абрамов, рядом с ним П.М.Понтрягин.
Сцена из оперы "Свадьба Фигаро", Керубино - Н.А. Казанцева, Сюзанна - О.М. Аматова, Фигаро - Г.А. Абрамов.
Я получила огромное удовольствие, слушая программу Надежды Аполлинариевны Казанцевой. Ее прелестный голос, ее великолепное мастерство словно вернули нас в наши юные годы в пору счастливых надежд, напряженного радостного труда, той незабываемой атмосферы, в которой мы творчески жили и росли.
Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра
Одной из больших удач в творческой жизни Надежды Аполлинариевны Казанцевой был Концерт для голоса с оркестром Рейнгольда Морицевича Глиэра. Певице посчастливилось стать первой его исполнительницей (12 мая 1943 в КЗДС в сопровождении Большого симфонического оркестра радио под управлением А.И.Орлова). Казалось бы серьёзное произведение, да и время - разгар войны. Но свершилось творческое чудо - солнечное дарование артистки, жизнеутверждающая музыка, премьерный подъём всех исполнителей заворожили зал, и концерт завершился грандиозным успехом.
Рейнгольд Морицевич Глиэр. Надпись на фото:
"Дорогой Надежде Аполлинариевне Казанцевой на память от горячего почитателя ее таланта.
Искренно признательный за чудесное исполнение концерта. 5 II 1950."
Произведение, принесшее ей всенародную известность, исполнявшееся со всеми симфоническими оркестрами нашей страны и многими зарубежными, стало визитной карточкой певицы. В дальнейшем Надежда Аполлинариевна и Рейнгольд Морицевич много раз выезжали в совместные гастроли. Глиэр сам дирижировал. Надежда Аполлинариевна отмечала Глиэра как человека редкостной чистоты души, бесконечно любящего искусство, необычайно работоспособного, удивительного человеческого обаяния.
Н.А.Казанцева пела этот концерт с 67 дирижёрами, в том числе и под управлением автора.
Фото 1-й страницы партитуры концерта Р.М.Глиэра с автографом автора.
Концерт имел огромный успех и певица исполняла его во многих городах у нас и за рубежом. Все наши крупные дирижёры, как правило, включали концерт в программы своих концертов (Голованов, Рахлин, Гаук, Хайкин, Константин Иванов, Зандерлинг и др... Пели и записали этот концерт многие наши и зарубежные певицы - В. Максимова, Г. Гаспарян, Е. Мирошниченко, Д. Сазерленд, Э. Груберова, Э. Хьюс и другие.
Ярославль. Исполнение концерта для голоса Р.М.Глиэра. За пультом автор.
Январь 1950 года.
Запись этого концерта существует в двух вариантах под управлением А.И.Орлова (пластинки на 33 об. и под управлением Н.С.Голованова (пластинки на 78 об., на 5-ти сторонах). Самой Надежде Аполлинариевне больше нравилось звучание оркестра под управлением Н.С.Голованова, хотя запись на пластинки на 78 об. потребовала некоторой трансформации концерта, связанной с длительностью записи на одной стороне. В своё время певица передала фирме "Мелодия" для переписи на пластинки на 33 об. концерт Глиэра и арии Волховы и Агнессы (дир. Голованов), но они там пропали, запись не состоялась, а другого комплекта таких пластинок у Казанцевой не было. Она очень досадовала по этому поводу, будучи сама очень организованной и обязательной. О.В.Ежков много лет искал эти пластинки, и только в 2003 году ему удалось найти пластинки с концертом Глиэра в хорошем состоянии. А вот арии Агнессы и Волховы в хорошем состоянии пока не нашлись.
Школа Радио, произведения, освоенные в 30-40-е годы и составлявшие основу репертуара, позволили Казанцевой выступать на сцене 47 сезонов! Для лирико-колоратурного сопрано это цифра фантастическая. 120-140 сольных концертов она давала ежегодно в стране и за рубежом. По словам С.Б.Яковенко трудно представить себе другое колоратурное сопрано, которое вынесло бы подобную нагрузку, не пропустив ни единого концерта. По-видимому, дело тут не только в уникальности голосового аппарата и хорошей школе, но и в сильном сибирском характере, волевом настрое.
В 1944 году дирижёр С.С.Сахаров и режиссёр Е.Соковнин осуществили в ГАБТе постановку "Травиаты". Спектакли шли в помещении филиала, так как основное здание не успели ещё восстановить после прямого попадания фашистской бомбы. В.В.Барсова находилась на гастролях, её дублёрши заболели, и на роль Виолетты пригласили Н.А.Казанцеву, которая ради собственного интереса, ни на что не претендуя, ходила на все репетиции. Дебют по отзывам критики и приёму публики, прошёл успешно. Даже по прошествии многих лет в памяти Е.А.Грошевой, слышавшей на протяжении десятилетий всех лучших певцов Большого театра и писавшей о многих из них, сохранились незабываемые впечатления от колоратурного блеска и глубины лирического чувства казанцевского исполнения.
Афиша ГАБТ СССР.
Вместе с Н.А.Казанцевой в спектакле участвовал известный грузинский баритон Пётр Амиранашвили, порекомендовавший свою партнёршу руководителям Тбилисской оперы, где Надежда Аполлинариевна дважды с блеском исполнила партию Виолетты. После шести спектаклей в Большом она получила от дирекции предложение перейти в штат театра, подумала… и отказалась. Почему же было отвергнуто столь лестное предложение – посвятить жизнь выступлениям на первой сцене страны? Вот как отвечает на этот вопрос сама артистка: "Моё решение было отнюдь не опрометчивым. Я трезво взвесила свои творческие возможности и пришла к убеждению, что лучше смогу их реализовать на концертной эстраде. Наверное, какую-то роль сыграл и тот факт, что мне тогда не очень понравилось в Большом. Не понравилось, в частности, некоторое певческое разностилье, ощущавшееся в спектаклях, в то время как в радиопостановках в этом смысле всё было всегда строго выверено, всегда рождался идеальный ансамбль". Память о "золотом веке радио" на протяжении всей жизни не позволяла Казанцевой мириться со снижением исполнительских критериев, она поднималась до важных обобщений, утверждала о ведущей роли дирижёра в создании спектакля и воспитании певцов… Об этом, в частности, велась речь в беседе радиожурналистки Л.Борзяк и певца В.Пьявко.
Фрагмент передачи "Диалог о культуре" № 290, "Радио России", 26.03.2005
Запись предоставлена О.В.Ежковым
Любовь Надежды Аполлинариевны к камерной музыке, романсам и песням (о чём она неоднократно говорила) имела в России давние традиции. Глинка и Даргомыжский, Мусоргский и Римский-Корсаков, Чайковский и Рахманинов наряду с операми создавали и крупные циклы романсов, и гениальные миниатюры. Украшали репертуар певицы и романсы таких композиторов как Алябьев, Варламов, Гурилёв, Булахов, Гречанинов и многих других. Для работы над романсами в помощь артистам приглашались композиторы В.В.Нечаев, А.А.Шеншин, пианист А.Б.Гольденвейзер, о которых Надежда Аполлинариевна всегда вспоминала с нежностью. Многолетним партнёром-аккомпаниатором и другом, с которым Надежда Аполлинариевна сделала свой основной репертуар, был Антон Осипович Бернар, человек трагической судьбы, беззаветно влюблённый в музыку. Именно ему мы обязаны тому, что можем слышать в чудесном исполнении Надежды Аполлинариевны неаполитанские песни "Бедная Розетта" и "Как мне узнать", ноты которых сумел достать в то трудное время Антон Осипович. В одном из интервью певица призналась, что ей доставляет истинное наслаждение ювелирная отделка вещи, возможность на основе небольшого романса создать законченный акварельный рисунок, что и предопределило её предпочтение концертной эстраде. Камерный репертуар певицы поистине необъятен, - тут и 20 полных сольных программ из двух отделений и ещё множество романсов, лишь записанных в фонд радио и на грампластинки, но ни разу не исполненных в концертах.