Надежда Аполлинарьевна Казанцева
Биография
Часть 4.
Великая Отечественная война
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении Н.А.Казанцевой звания Заслуженного артиста РСФСР.
Воспоминания Надежды Казанцевой о годах Великой Отечественной войны (Аудиозапись)
Война оставила глубокий след не только в жизни, но и в творческой биографии Надежды Казанцевой, и до последних своих дней она помнила во всех деталях и с волнением рассказывала о военных дорогах, о трогательных встречах с защитниками Родины, от солдата до маршала и даже печатала свои воспоминания о той поре. В июле 1943 года, участвуя во фронтовой бригаде, и не раз рискуя жизнью, Н.А. Казанцева спела в течение месяца больше ста концертов для воинов Ленинградского иВолховского фронтов, моряков Балтийского фронта.
Участники
артистической бригады ВРК с зенитчиками. Ленинградский фронт у Шлиссельбургского
моста 18.8.1943 г.
В центре - командир зенитной части майор Соколов. Слева от него сидит
Н.Казанцева. Справа - А.Сметанкина. В нижнем ряду слева А.Бернар, справа -
баянист Попков. Кузнецов и Данилов во втором ряду по краям (известное трио
баянистов). В верхнем ряду со скрипкой - Бондаренко (позже уехал в Израиль, где
и скончался), правее руководитель группы Степанов.
2 мая 1945 года был взят Берлин, а уже через 2 дня с Белорусского вокзала Москвы отправился агитпоезд – Главное Политуправление Красной Армии направляло группу известных артистов на торжества, приуроченные ко дню Победы. Стало точно известно, когда будет подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, и надо было успеть в срок. В состав группы входили артисты разных жанров: чтец Сурен Кочарян, артисты МХАТа Анастасия Зуева, Николай Дорохин, виолончелист Святослав Кнушевицкий, пианистка Татьяна Гольдфарб, исполнительница народных песен Антонина Сметанкина, трио баянистов – Кузнецов, Попков, Данилов и Надежда Казанцева. Первый концерт решено было дать для персонала поезда ещё в дороге, а заодно и «обкатать» программу, рождавшуюся на ходу, экспромтом. Незаметно состав пересёк границу с Польшей и концерт продолжился уже в другой стране. Слушатели находились в приподнятом настроении, выступления длились и длились, и тут вбежала сияющая радистка, принимавшая сообщение ТАСС, с криком: «Победа, Победа! Война кончилась!»
Перед вылетом… Фото 40-х годов.
На ближайшем полустанке скопилось несколько воинских эшелонов, направлявшихся на Запад, - солдаты и не догадывались, что уже опоздали на вторую мировую. Агитпоезд остановился, возник стихийный митинг, а в заключение прошёл концерт. И так на каждой станции по пути в Берлин, везде, где были наши воины.
Казанцева пела прямо с подножки поезда, а баянист располагался на ступеньках соседнего вагона, но походные условия отнюдь не снижали качества и тонуса исполнения. А потом начались выступления и в самой Германии для воинов-победителей.
А.Сметанкина, Н.Казанцева, А.Зуева, Т.Гольдфарб. Берлин. 1945
Сурен Кочарян вспоминал как-то в радиоинтервью о тех днях: «Выступления Надежды Казанцевой были подлинным украшением наших программ, мы не уставали слушать её, а ведь каждый день давали три, а то и четыре концерта. Непривычный походный быт, жизнь на колёсах, недосыпание требовали немалого напряжения. Но стоило Надюше немного вздремнуть на плече у сидящего рядом, и усталости как не бывало. К следующему концерту Надежда Казанцева выходила на сцену свежая, бодрая, молодая, красивая, голубоглазая, вся сияющая радостью и гордостью победы и начинала петь. Зачарованная аудитория погружалась в напряжённую, точно какую-то звенящую тишину. Певица возвращала слушателей в мирные дни, она пела им о любви, пела о счастье, пела о красоте и радостях жизни».
Группа артистов. Берлин. 1945
С. Кочарян и другие артисты.
И как апофеоз той поездки в Германию в дни победы – два незабываемых концерта. Один – прямо у стен Рейхстага – для солдат, другой – в Потсдамском королевском дворце – для командования. Там собрались командующие и члены военных советов всех фронтов, больше двухсот генералов и маршалов, и наших, и союзников – подписывался договор о послевоенном разделе Германии. И под старинными сводами, как привет с далёкой Родины, звучал знаменитый алябьевский «Соловей». «Такого сияния погон, такого представительства высшего генералитета мне никогда не доводилось видеть, ни до, ни после» - вспоминала Н.А. Казанцева. Надежда Аполлинариевна любила повторять, что она человек, настроенный патриотически, и в дни войны по-особому ощутила свою причастность как русского человека, русской певицы к переживаемым всей страной драматическим событиям. Она старалась внести посильный вклад в дело победы и трудилась с предельным напряжением сил. Во фронтовых поездках, по её свидетельству, рабочий день артистов начинался в 10 часов утра и заканчивался в 4 … тоже утра. Казалось, хрупкий голос не способен выдержать такого режима, нежный аппарат певца требует других условий работы и отдыха. К тому же концерты проходили и под открытым небом, а о микрофонах тогда никто и не слыхал, но она выдерживала, пела по несколько часов в день в самых неподходящих условиях, и как пела! Когда звучала, к примеру, ария Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин» «Не о том скорблю, подруженьки», сидящие перед ней суровые воины, которые пробирались на концерт ночью, прямо с передовой, плакали, не стесняясь своих слёз. Мне трудно представить себе другое колоратурное сопрано, которое вынесло бы подобную нагрузку, не пропустив ни единого концерта. По-видимому, дело тут не только в уникальности голосового аппарата и хорошей школе, но и в сильном сибирском характере, волевом настрое.
Особенно часто в её концертах звучали прелестные миниатюры.
Группа артистов. Берлин 1945 г.
Группа артистов. Берлин.