Биография | Официальная информация | Музыка | Ноты | Архив композитора | Истории песен | Контакты ________________________________________________________________________________________________________ Официальный сайт композитора Борис Андреевич Мокроусов |
Б.А.Мокроусов. "Победителей не судят". Литературная газета, 27 мая 1965 г.
|
Я считаю, что разговор о песне, поднятый «Литературной газетой», очень нужный и полезный: ведь мы часто смотрим на самодеятельное творчество поэтов и композиторов сквозь пальцы. Целиком согласен с Модестом Табачниковым, который не видит принципиального водораздела между профессиональными исполнителями и самодеятельными. Мне хочется подтвердить мысль Льва Ошанина, который сказал, что «очень часто высокопрофессиональные поэты в песне бывают учениками, а их песни – холодны и неудачны». Песня в наших творческих союзах попала в положение Золушки. Бывают моменты штурмовщины: когда те или иные события требуют новых песен. Появляются скороспелки, затем «дают отбой» - и настает прежний штиль. Непонимание живого существа песни сказывается и в другом, За двадцать лет я был свидетелем многих конкурсов. Но как редки случаи, когда песня, получившая премию уходила в народ. Привожу почти анекдотический случай. Одну из премированных песен послали в армейскую часть. А оттуда пришел ответ: «эту песню можем петь только в порядке дисциплинарного взыскания». Кто же премировал такую песню? Конечно же не самодеятельные композиторы, которые в жюри отсутствовали. Можно знать законы стихосложения, законы гармонии и формы но этого мало, - в песню надо вложить душу, а без этого она все равно ничего не стоит. Я не знаю достаточно полно творчество Булата Окуджавы, но убежден, что душа то у него есть, если песни его поет народ. Появление импровизаторов, людей с гитарами, по-видимому, стало правомерным. Это значит, что даже лучшие композиторы и поэты-песенники далеко не полностью удовлетворяют запросам нашей молодежи. Мне кажется , нам надо поддержать предложение Л. Переверзева о популяризации лучших самодеятельных песен по радио и телевидению. Заслуживают внимания и предложение солиста Киевской филармонии Виктора Гончаренко о соревновании лучших менестрелей города. Я вполне согласен с ним, что не исключена возможность появления новых талантливых песен. Единственным средством воспитания молодых песнотворцев Иван Дзержинский считает создание объединенных семинаров при союзах писателей и композиторов. Нет, это полумера. Да и не всегда достаточно квалифицированные люди ведут эти семинары. Кроме, мне думается, что и нам грешным, есть чему поучиться в этом потоке «сырца», да и есть чему позавидовать. Может быть мы и непритязательные «песенки-прилипалки» научимся писать? Современную советскую песню надо представлять себе в более широком масштабе. Она должна быть удивительно разнообразной и яркой, ибо народ не терпит однообразия и штампов. Читатель, вероятно, удивится, что композитор-профессионал, говоря о творчестве непрофессионалов, воздает им честь и хвалу, бросая как-бы тень на самого себя. Что же, приходится напомнить слова Генриха Нейгауза о том, что обучая музыке Святослава Рихтера, он и сам учился у него непрофессионального пианиста. Да, молодость, песня, гитара нам нужны. Но не нужны нам пошлятина и мерзость, иногда скрывающаяся под плащом этих трех весомых слов. Когда с магнитофонной ленты вопит патологически пьяный голос, «услащая» уши нашей молодежи, - тут надо не просто возмущаться, а принимать меры. Глубоко прав М. Михайлов, когда говорит, что с малых лет надо воспитывать у детей художественный вкус, прививать любовь и уважение ко всему возвышенному и прекрасному. Радио, телевидение, кино – могучие средства пропаганды песен. Но есть еще один не менее важный пропагандист - это печать. Человек слышит песню по радио, телевидению – она пришлась по душе. Но где ее приобрести? Установилась совершенно нелепая практика издания сборников, когда навалом собираются в них и хорошие и серые песни. Эти сборники так и называют в сердцах «братской могилой» А отдельным изданием песня не выходит. Хочешь приобрести таковую – заодно приобретаешь двадцать других. Пусть работники печати ответят нам: почему так происходит? Плохую музыку и песню обухом не перешибешь. Перешибить поток серости и пошлости можно лишь высоким творческим накалом, и неважно – идет песня из под пера композитора-профессионала или самодеятельного менестреля, важен результат. Победителя, как говорится не судят.
|