Биография | Официальная информация | Музыка | Ноты | Архив композитора | Истории песен | Контакты ________________________________________________________________________________________________________ Официальный сайт композитора Борис Андреевич Мокроусов |
Мой Учитель
|
Здравствуйте. Я с большим интересом «перепахал» Ваш сайт о Борисе Мокроусове. До этого в 1974 г. мне встретилась только скупая статья в БСЭ, но и там не было никаких сведений о какой-либо литературе про Бориса Андреевича. А его творчеству я обязан многим. Начну с того, что где-то около пятидесяти лет назад рыбачил я на нашей реке Оби. Ночью из-за начавшегося тумана напротив меня, на реке встал пароход и, подавая, как положено, гудки, ткнулся носом в какой-то остров. Потом на нём включили радио. Что по нему говорили, разобрать было нельзя, но когда зазвучала она…Сормовская…, я забыл всё на свете. Голос Ивана Шмелёва нес столько теплоты, было такое соответствие природы и музыки, что эту ночь я запомнил на всю жизнь и тепло этой песни храню до сих пор. Шли годы. У нас в семье появился патефон и граммофонные пластинки с песнями, в том числе и с песнями Бориса Мокроусова. По радио, по пластинкам я знал на память все песни и распевал их. Соседи знали весь мой репертуар, так как жили мы в «рабочем посёлке…» в бараках. Только сейчас с высоты своих лет начинаешь понимать, как композиторы- песенники 40- 60гг. помогали выживать нашему народу. Иногда только и радости то было, что собраться за праздничным столом и спеть: «Когда весна придет - не знаю...»- излить свою российскую душу. Других радостей в послевоенные годы у нас, насколько я помню, было немного. Дальше меня потянуло учиться на музыку. В 1969г. окончил музыкальное училище имени Гнесиных в Москве по классу гитары и стал преподавать. Здесь я столкнулся почти с полным отсутствием педагогического репертуара для детских музыкальных школ. Пришлось взяться за перо. Написал шесть учебников, один из которых «Юный гитарист» до сих пор издаётся в издательстве «Музыка» в Москве с 1993г. Поневоле пришлось стать не только аранжировщиком, но и композитором. Здесь я почувствовал большую ответственность. Были вопросы: а будут ли играть, а удобно ли будет детям при исполнении моих пьес и т.д.? Время рассеяло эти сомнения, но тогда передо мною примером стояли песни наших композиторов – классиков и в первом ряду был Борис Андреевич. На встрече в одной из музыкальных школ, куда я был приглашён как автор, я назвал его в числе других авторов своим учителем. А учился я у него при сочинении пьес, прежде всего, простоте, выразительности, народности. Если кому- то стало интересно, то зайдите на сайт, www.kalinin.sibcat.ru и послушайте. А теперь о том: мог ли быть Мокроусов нашим современником? Вопрос непростой. Только «машина времени» в фантазиях авторов могла переносить исторические личности в чужое время, но от этого никому не было лучше. Каждый хорош в своё время, и только народная память, о его делах, ему судья. Я задал бы, в связи с этим несколько другой вопрос: «Смогут ли будущие Мокроусовы творить в современных условиях или кто напишет завтра для моего внука или правнука «Заветный камень», «Катюшу» или «Марш юных нахимовцев» а главное: будет ли в этом потребность нашего общества?» Ответы, скорее всего, отрицательные и вот почему. В условиях нашего сегодняшнего, дикого песенного рынка, отпала всякая потребность в профессионализме: (сам сочиняю, сам пою, о голосе и речи нет). А ведь песенный шедевр в эстрадной толкотне не создашь: «…прекрасное должно быть величаво». Создание такого шедевра требует ещё и опору на большой культурный музыкальный пласт 19-го века, когда расцвела классика и песенное народное творчество, от которого и пошла советская песня. Из-за отсутствия связи, в условиях изолированности почти каждая деревня 19-го века создавала и пела свои песни, а композиторы, как писал М.И.Глинка, только их аранжировали. Борис Андреевич был большим мастером такого художественного переосмысления народного творчества. В 1974г. БСЭ отмечала, цитирую: «Популярность завоевали его (Мокроусова) песни в которых использованы обороты рус. муз. фольклора и гор. романса» БСЭ т.16 стр.423. Я отвергаю здесь всякий намёк на плагиат, потому что и Мокроусов и другие, менее строптивые композиторы, старались сохранить этот пласт, эту связь времён, которая сегодня в СМИ совсем оборвалась. И чем ближе мы продвигались к 21-му веку, тем больше терялась связь с этой питательной средой, с этим чернозёмом 19-го века, да так, что сегодня новый гимн для России написать то было некому – дожили! Хотя никакая другая страна, позволившая в течение одного века проводить над собой эксперименты с всякими «…измами», думаю, не дожила бы. Правда, особо хвастать тут нечем: просто мы не очень требовательны к жизни и слишком терпеливы. Теперь о перспективах и потребностях нашего общества на будущее. С золотым песенным фондом 20-го века ничего не случится, так же как и с симфонической классикой 19-го века. Он займет свою нишу в 21-ом веке, и, я думаю, достойное место. Дело за «малым» - сохранить его и тиражировать и работа в этом направлении уже идет. Спасибо за это авторам всех сайтов, помогающих нам - людям старшего поколения пережить ещё раз минуты счастья. Но мы уйдём, а песни останутся. С кем они останутся, кто востребует их? Ведь каждое поколение авторов желает кушать свой хлеб, пусть не высокого качества, но свой. И это пол – беды, если бы они кушали его сами, а то этим мусором стараются накормить всех, в том числе и детей, которые ещё не выработали иммунитет против пошлятины. А где им его взять, выбирать то не из чего. Помню: поначалу мне не понравилась песня И. Дунаевского «Моя Москва» из-за слов «хаживал» и «заживо», но тут же с удовольствием распевал его «Дорожную». А сейчас после «баньки и тазика» ребенок кинется к «Шоколадному зайцу» и попадет «из огня да в полымя». А ведь дети нам верят и воспринимают этот репертуар как истину. Здесь срабатывает «синдром цыплёнка»: что первое увидел – то и есть мама. Навряд ли они простят нам эфирный Чернобыль, если конечно будут в состоянии отличать к тому времени прекрасное от безобразного. В 90-ых годах мы отодвинули громадный камень от нашей экономической пещеры и тут же были сбиты с ног хлынувшей извне лавиной товаров, технологий и так называемой «музыки». Но музыка это не апельсины, хорошей музыки у нас своей предостаточно, здесь мы были бы вполне конкурентоспособны. Но, не встретив никакого организованного сопротивления со стороны наших композиторов – профессионалов (…одних уж нет, а те далече), зарубежные и наши шлягеры легли большими рядами на полки наших детей и полностью заняли их досуг. Нет, моему сыну, поклоннику многих зарубежных ансамблей, нравятся и лучшие советские песни, но только после того, когда его с ними познакомишь. Назвав в качестве единственного достоинства наших старых песен это мелодизм, он отметил и их главный недостаток - слишком простой аккомпанемент. О том же рассказывал и солист ансамбля «Песняры» Борткевич, что когда Пол Маккартни прослушал их концерт, то он высказался - «Поёте вы как ангелы, а играете как дети». Значит, подходят всё - таки наши песни для 21-го века, да получается, не совсем. Песни, как и жизнь, меняются, и просто хочется сегодня нам – старикам чтобы смазливое лицо певца не подменяло его небольшой голос, чтобы усложнённый аккомпанемент не заменял основную мысль композитора – мелодию, чтобы поэты поднялись над своими бытовыми темами, почувствовали себя гражданами. И последнее: чтобы исполнители и продюсеры, наконец, поняли, что нельзя бесконечно потакать низким вкусам зрителей, обкрадывать их духовно. Ну, вот, пожалуй, и всё. Хотелось обойтись без лозунгов, да не получилось. Приучили пятилетки, поэтому прошу извинить. До свидания. Валерий Калинин
|