Биография | Официальная информация | Музыка | Ноты | Архив композитора | Истории песен | Контакты ________________________________________________________________________________________________________ Официальный сайт композитора Борис Андреевич Мокроусов |
||
Марк Лисянский о Борисе Мокроусове Из предисловия к сборнику «Борис Мокроусов. Песни.» Москва «Музыка» 1984
|
||
Имя Бориса Мокроусова звучит музыкой, песней, поэзией. Имя это прочно вошло в народ, песни его стали нашими любимыми песнями. Во все времена в искусстве существовали и сейчас существуют художники, которые воспринимаются современниками в исторической перспективе, то есть мы понимаем, что их имена – надолго, что они всегда будут жить в народе. Такие имена овеяны романтической дымкой, подхвачены народной молвой, они где-то совсем рядом с тобой и в то же время над тобой, в каком-то таинственном далеке. Именно так еще при жизни композитора звучало имя Бориса Мокроусова, чьи знаменитые песни живут на земле. Мокроусов – в первом ряду композиторов, в творчестве которых песня занимает главное место. Он в нашей советской песне – классик. Я когда-то думал, что песня «Милый мой живет в Казани» - народная. Я был убежден в этом. Оказалось, ее написал молодой Мокроусов, будучи еще студентом консерватории. Удивительным даром обладал Борис Андреевич. Его задушевные, очень естественные мелодии покоряют своей родниковой чистотой, входят в сердце и остаются с тобой. Так было, когда впервые мы услыхали замечательную песню «Снова замерло все до рассвета». Ее нельзя без волнения слушать и петь. Кажется, что именно такая мелодия созвучна, родственна чудесным стихам Михаила Исаковского. Это как раз и есть тот редкостный, золотой сплав поэзии и музыки. А какое большое, ошеломляющее впечатление производит музыка «Заветного камня», написанная на стихи А. Жарова. Широкая могучая мелодия, в которой бьется богатырская матросская душа и шумит соленый морской ветер, захватывает тебя и наполняет мужеством и силой, гордостью и верой в человека. Помню, как сразу после войны, на одном из собраний в Доме композиторов, на Миусской, Исаак Осипович Дунаевский, говоря о советской песне, назвал «Заветный камень» лучшей песней о войне. Мокроусовские мелодии облетели всю нашу страну, они хорошо известны и далеко за ее пределами. Песни Мокроусова распространялись мгновенно. Первая песня, которую мы написали с Борисом Андреевичем, - «Осенние листья». Написана она для спектакля «В Лебяжьем» по просьбе драматического театра имени Станиславского. Буквально через несколько дней после премьеры «Осенние листья» вышли из стен театра и начали путешествовать из города в город. Таких песен у Мокроусова много. Музыка, созданная Борисом Андреевичем для театральных постановок, пользовалась огромной популярностью и любовью. Вспомним хотя бы «Свадьбу с приданым» или «поддубенские частушки». Песни из спектаклей тут же широко подхватывались. Их можно было услышать в любом концерте, по радио , в автобусе, на улице, в поезде. А с какой эпической щедростью и силой написана опера «Чапаев», еще не оцененная, еще ждущая своей новой настоящей постановки. Музыка Бориса Мокроусова демократична, народна по своей сути. Самобытная, глубоко национальная муза Мокроусова не кланялась Западу. Не была подвержена модам и веяниям, не потрафляла плохому вкусу. Её, мокроусовскую, всегда узнаёшь, даже если не будет объявлено имя автора. Мокроусов – истинный лирик, он всегда мне представлялся Сергеем Есениным в музыке. Замечательный советский композитор Борис Мокроусов в лучших своих произведениях достиг высокой простоты, доступной только большому таланту. В его музыке бьётся взволнованная, светлая и добрая русская душа.
Марк Лисянский
|