К Новому Подъему Архитектуры Сталинской Эпохи

Ежегодник "Советская Архитектура", 1951 год

 

Успешное выполнение сталинского плана послевоенного восстановления и развития народного хозяйства сопровождается глубокими качественными сдвигами во всех областях социалистического строительства, знаменуя вступление нашей Родины в эпоху построения коммунизма.

Бурный рост всех отраслей народного хозяйства и культуры определил широкое развитие архитектурных и градостроительных работ в нашей стране. Восстановление разрушенных городов и их реконструкция, новое строительство в больших и малых городах, широкое обновление жилого фонда и других построек в колхозной деревне, создание новых промышленных предприятий — все это сделало работу строителя и архитектора особенно ответственной.

Партия, советское правительство и лично товарищ Сталин уделяют исключительное внимание вопросам строительства и архитектуры.

Огромные успехи во всех областях народного хозяйства и культуры, в том числе и в архитектуре, стали возможны благодаря направляющему руководству нашей партии, правительства и лично товарища Сталина.

Товарищ Сталин — великий корифей науки — в самое последнее время дал замечательный образец научного творчества, обогатив сокровищницу марксизма-ленинизма своими гениальными работами в области языкознания. Сталинская мысль в этих работах освещает самые сложные проблемы научного исследования и учит подлинному новаторству, основанному на глубоком проникновении в самое существо предмета, в законы его развития. Новые труды товарища Сталина имеют огромное значение и для разработки проблем советской архитектуры.

Исторические постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам сыграли исключительную роль в борьбе за идейную направленность советской архитектуры, против всяческих пережитков и влияний буржуазных теорий как псевдоноваторского, так и реставрационного толка.

С усилением идейной вооруженности архитекторов сочетается рост их профессиональных и технических знаний, совершенствования художественного мастерства.

Быстрое развитие механизации строительных работ требует от архитектора непрерывного роста его технических знаний, смелого новаторства в архитектурном творчестве. Овладение новой, передовой техникой и непрерывное совершенствование архитектурного мастерства — одна из важнейших особенностей советской архитектуры за последние годы.

Технический прогресс строительства неотделим от вопросов его экономики. Решения правительства о снижении стоимости строительства являются выражением той упорной последовательной борьбы, которую на протяжении многих лет ведет наше государство за экономичность строительства, за наиболее эффективное использование громадных капиталовложений, вкладываемых нашей страной в строительство. Настойчивая, целеустремленная работа архитекторов, направленная к удешевлению строительства, однако не в ущерб его качеству, является поэтому вопросом государственной важности.

В свете этих задач рельефно выступает государственное значение работы архитектора. Впервые в истории человечества архитектор в нашей стране стал государственным деятелем. Он руководствуется не своекорыстными интересами заказчика-предпринимателя, как это имеет место в странах капитализма; советский архитектор работает над осуществлением единого государственного плана, выражающего интересы всего народа. В нашей работе нет такого задания, которое являлось бы малозначащим, второстепенным. Каждый строительный объект, будь то крупнейший городской ансамбль, жилой дом или хозяйственная постройка в колхозе, занимает определенное место в народнохозяйственном плане, и архитектор должен, экономя каждый рубль, разрешать любую из этих задач на высоком качественном уровне.

Годы послевоенной сталинской пятилетки были ознаменованы значительными успехами советской архитектуры. Достаточно напомнить, что ряд произведений наших зодчих был удостоен Сталинских премий. Сталинские премии были присуждены за самые разнообразные по типу архитектурные произведения, в том числе и за жилые дома.

В советской архитектуре на настоящем этапе наиболее ответственной темой является массовое жилищное строительство. Партия и правительство всегда уделяли и уделяют исключительное внимание этой отрасли строительства, и указания товарища Сталина о дальнейшем развертывании массового жилищного строительства поднимают эту область творческой деятельности архитектора на исключительную высоту.

Архитектурные проблемы массового жилищного строительства решаются сегодня на совершенно новой принципиальной основе. Это строительство переводится на индустриальные рельсы, приобретает характерные черты механизированного индустриального производства с широким использованием местного сырья и материалов. Только на основе современной передовой индустриальной техники можно добиться быстрого и массового возведения жилых домов, которые нужны нашему народу в большом, все возрастающем количестве.

На передовых стройках Москвы многоэтажные жилые дома возводятся в течение 5—6 месяцев. Это стало возможным потому, что жилищное строительство постепенно освобождается от прежних кустарных и полукустарных методов, строительная площадка превращается в монтажную, где осуществляется лишь сборка готовых элементов и деталей заводского изготовления. Именно так поставлено дело на передовых стройках столицы: на Ново-Песчаной улице, на Хорошевском шоссе и в других районах Москвы.

Индустриальные методы строительства требуют решительной перестройки всей творческой деятельности архитектора.

В первую очередь надо оценить огромное значение заводов строительных изделий и деталей, ту решающую, роль, которую они сегодня играют в определении архитектурно-художественных качеств жилого дома. Именно потому, что архитектор еще недостаточно оценил технологию заводского производства, недостаточно глубоко знаком с возможностями завода, мы до настоящего времени еще не имеем полноценного решения ряда элементов жилого дома. Так, например, еще не найдено удовлетворительного архитектурного решения сборных потолков, сборных карнизов для жилых комнат, отделки стен в условиях сборных плитных перегородок, а также сборных полов и целого ряда других элементов.

Пока архитектор не освоит всех особенностей технологического процесса завода, не овладеет конструктивными возможностями новых строительных материалов, пока не будут сплочены в единый творческий коллектив архитектор, конструктор и технолог, не может быть создана большая органическая архитектура жилого дома, возводимого индустриальными методами.

В условиях индустриального строительства по-новому стоит задача разработки типовых жилых секций. Должны быть созданы типы жилых секций с удобными, благоустроенными, экономными квартирами с различной жилой площадью и различным количеством комнат.

Этот вопрос имеет первостепенное значение не только для обеспечения жилищного строительства высококачественными проектами квартир и секций, но и для создания обоснованной, твердой базы промышленности строительных материалов — создания необходимых предпосылок для массового заводского производства целого ряда укрупненных элементов и узлов здания.

Необходимо в жилой секции найти такую гибкую систему отдельных типовых элементов и узлов которые оставляли бы не только широкую свободу для архитектурных решений жилого дома в целом, но и давали бы возможность на основе этих элементов и узлов создавать новые типы отдельных секций и квартир.

Товарищ Сталин, проявляющий неизменное и глубокое внимание к вопросам массового жилищного строительства, указал, что основным типом жилого дома для Москвы должно явиться многоэтажное здание от 8 до 14 этажей. Не подлежит сомнению, что вопрос стоит не о простом, механическом увеличении высоты многоэтажного жилого дома прежних типов, а о серьезном качественном изменении его основной композиционной структуры.

Столичный жилой дом потребует более развитых объемно-пространственных решений, иных силуэтных построений, новых приемов в обработке фасадной плоскости. Потребуется пересмотр ряда устаревших приемов, которые вступают в противоречие как с укрупненными объемами 8— 14-этажных жилых домов, так и их измененной индустриально-технической основой. Здесь имеются все предпосылки для смелых творческих дерзаний, для новаторских решений, углубленных художественных исканий нового внешнего облика жилого дома.

Первостепенное внимание должно быть уделено вопросам застройки квартальных массивов и крупных жилых ансамблей.

Принципиальная особенность нашей социалистической архитектуры заключается в ее широкой планово-градостроительной основе. В этом наше неоценимое преимущество перед буржуазной архитектурой, и наша прямая обязанность заключается в том, чтобы это преимущество использовать с наибольшей полнотой.

Именно укрупненная комплексная застройка позволяет полноценно решать не только социально-бытовые, производственные и экономические вопросы массового жилищного строительства, но и архитектурно-художественные.

Новая концентрированная застройка больших жилых кварталов вызовет к жизни разнообразные объемно-пространственные композиции и возвратит архитектуре жилого дома его нормальную объемно-пространственную природу. В ансамбле квартальной застройки с просторными озелененными дворами будут созданы открытые, развернутые к улице композиции жилых домов.

Массовое жилищное строительство настоятельно требует резкого повышения культуры градостроительного проектирования, овладения всеми тонкостями градостроительного мастерства.

В области массового жилищного строительства перед архитекторами стоят трудные, но захватывающие по творческому интересу задачи. На разрешение этих задач должны быть направлены неустанные творческие усилия широких архитектурных кругов и ведущих мастеров архитектуры.

Успешное выполнение сталинского плана реконструкции столицы является одним из крупнейших достижений нашего государства, нашей социалистической экономики и культуры. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР в настоящее время проводится разработка нового плана дальнейшей реконструкции Москвы. В основу этого плана положены идеи и указания товарища Сталина. Ведущую роль в новом плане играет массовое строительство жилых домов, школ, больниц и других общественных учреждений массового назначения.

Новой особенностью в работе по реконструкции Москвы является концентрация жилищного строительства в определенных районах города.

Но дело не только в концентрации застройки и возведении крупных массивов. Речь идет об идейно-художественном единстве и целостности архитектурного облика столицы, о создании целостных архитектурных ансамблей. Важнейшая творческая задача архитектора—бороться за единство, связывать каждое, даже самое незначительное по размерам сооружение с архитектурным организмом квартала, улицы, набережной, всего города в целом. Именно так создавались великие ансамбли русского классического зодчества — замечательные ансамбли древних кремлей, исключительные по архитектурной целостности ансамбли старого Петербурга и другие выдающиеся образцы прошлого. Но эти прекрасные образцы при всем их совершенстве представляли собой лишь отдельные островки в застройке всего города в целом. Наше понимание архитектурного ансамбля принципиально иное. Мы должны стремиться внести начало ансамблевой застройки не только в отдельные парадные части города, в его центральные площади и главные магистрали, но и во всю массу жилых кварталов, имея целью сделать весь город целостным архитектурным организмом.

* * *

 Важнейшим событием в истории реконструкции Москвы и во всей творческой жизни советской архитектуры явилось сооружение в Москве высотных зданий. Это огромное дело, предпринятое по инициативе товарища Сталина, знаменует новый этап в развитии строительной техники и архитектурной мысли.

Высотные здания Москвы воздвигаются по принципам, прямо противоположным «принципам» строительства американских небоскребов, порожденным условиями капитализма с его земельной рентой и бешеной конкуренцией и лишь усугубившим противоречия капиталистического города. Московские высотные здания расположены не в виде скопления каменных громад на узком участке городского «сити», а закономерно размещены в наиболее удобных для высотного строительства и для решения ансамбля точках города. Высотные здания столицы развивают на совершенно новой основе давнюю традицию русского зодчества, всегда стремившегося к выразительному силуэту города. Они имеют большое градостроительное значение, являясь организующим началом в построении городского ансамбля. Архитектура этих зданий, как указано в постановлении правительства, должна быть согласована как с исторически сложившимся обликом столицы, так и с ее будущим главным сооружением — Дворцом Советов.

Успешно осуществляемое строительство высотных зданий демонстрирует большие возможности советской строительной техники. Работа мощных механизмов на постройках, индустриальная заготовка стального каркаса и всех других конструктивных элементов здания, совмещенная кладка стенового заполнения и облицовки — все эти важнейшие элементы передовой строительной техники освоены нашими конструкторами, строителями, монтажниками. В содружестве с ними архитекторы, авторы этих зданий, успешно решают идейно-образные и архитектурно-композиционные задачи.

* * *

К разделу творческих задач, стоящих перед советской архитектурой, относится еще одна область огромного государственного значения — архитектура колхозного села.

Колхозная деревня переживает знаменательный период. Неустанные заботы партии, правительства, товарища Сталина о росте и качественном подъеме социалистического сельского хозяйства вызвали быстрый прогресс коллективного сельскохозяйственного производства во всех его отраслях. Этому процессу сопутствует рост благосостояния колхозного села, повышение материальных и духовных потребностей колхозников, подъем культуры всей массы колхозного крестьянства.

Все эти явления влекут за собой глубокие изменения в архитектуре и планировке колхозной деревни, в строительстве жилых и общественных зданий на селе. Совершенно иначе ставятся сейчас такие архитектурные проблемы, как тип колхозного клуба, школы, здания правления колхоза, сельского Совета. На новый качественный уровень поднимается и вся обширная область архитектуры хозяйственных построек: колхозных ферм, скотных дворов, окладов, мельниц и т. п. Наконец, что особенно важно, новые требования предъявляются к жилищу колхозников. Колхозное село решительно обновляет свой жилищный фонд, заменяет старые избы благоустроенными домами, выполненными из огнестойких материалов и содержащими все элементы передовой жилищной культуры. Большие строительные преобразования в колхозной деревне предполагают новую планировку колхозных селений. В этой планировке должны найти себе надлежащее место правильная сеть улиц, хорошо размещенный центр, парк, физкультурные сооружения и сектор основных производственных строений и общественных зданий: школы, больницы, правления колхоза, клубы или дома культуры.

Некоторые архитектурные коллективы Москвы, Ленинграда, Киева и других городов уже откликнулись на требования колхозной деревни и предприняли первые шаги по оказанию реальной помощи колхозному строительству.

Однако в целом вся эта область творческой деятельности требует организации ее совершенно заново. Союз советских архитекторов обязан активно заинтересоваться работой специализированных проектных учреждений типа Гипросельстроя, а также и тем, как ведется научная работа в Институте сельского строительства Академии архитектуры СССР и в других организациях. Но прежде всего Союз должен сам мобилизовать свои творческие силы для реальной, оперативной помощи колхозному строительству путем создания специальных бригад и групп, разработки предложений по улучшению типового проектирования.

Вся эта область творческой работы советского архитектора способствует решению одной из больших исторических проблем нашего времени — проблемы уничтожения различия между городом и деревней.

Колхозы ждут от советской архитектуры самой действенной помощи в большом деле переустройства села, и перед зодчими здесь открывается огромное и благодарное поле творческой деятельности.

* * *

Большие задачи стоят перед советскими зодчими и в области архитектуры промышленных сооружений. Совершенно неправильным, в корне ошибочным является высказываемое иногда мнение, что в промышленном строительстве роль архитектора является второстепенной, не решающей. К сожалению, этой недооценкой творческих вопросов промышленной архитектуры страдают и многие организации Союза советских архитекторов. Между тем строительство предприятий социалистической индустрии требует высокого архитектурного мастерства, умения композиционно связать огромные объемы заводских корпусов, создать интерьер, способствующий наиболее производительному труду, целесообразно организовать заводскую территорию, создать выразительный облик заводского здания.

Сейчас работа архитектора в промышленном строительстве приобретает особое значение в связи с гигантскими гидротехническими сооружениями на Волге, Днепре и в Средней Азии. Великие стройки коммунизма потребуют громадной творческой работы советских архитекторов. Лучшие силы нашей архитектуры должны быть поставлены на службу этому небывалому в истории строительству, преображающему природу.

* * *

Сложные и ответственные задачи, стоящие перед архитекторами, требуют коренной перестройки творческой работы Союза советских архитекторов.

С исключительной глубиной стоит сейчас вопрос об активизации работы Союза советских архитекторов, о всемерном поощрении смелой новаторской мысли в методах проектирования, в художественно-композиционных приемах, в умении владеть новейшей строительной техникой, в искусстве создавать большие городские комплексы и ансамбли.

Союз советских архитекторов является носителем коллективного творческого опыта архитектурных сил нашей страны, Поэтому одной из важнейших задач нашего Союза и научных архитектурных учреждений является задача обобщения этого опыта для использования его всем коллективом советских архитекторов и строителей. Отсюда то исключительное значение, которое при­обретает всестороннее изучение архитектурно-строительной практики, критический анализ лучших произведений советской архитектуры.

Мы располагаем громадным идейным богатством для плодотворного развития теории архитектуры.

Творческий путь советской архитектуры на всем его протяжении освещен идеями и указаниями товарища Сталина по вопросам архитектуры и градостроительства.

Товарищу Сталину мы обязаны классическим определением роли и характера города как наиболее экономного вида расселения в промышленных районах. Образцом революционного, материалистического разрешения труднейшей проблемы реконструкции старого, исторически сложившегося города является генеральный план реконструкции Москвы, разработанный на основе идей и указаний товарища Сталина и под его непосредственным руководством. В основе этого исторического плана, открывшего новую эпоху в развитии мирового градостроительства, лежит сочетание смелого, революционного новаторства с глубоким пониманием и творческим развитием исторического наследства, исторической традиции.

Инициативе и творческой мысли товарища Сталина мы обязаны возникновением таких выдающихся архитектурно-строительных начинаний нашей эпохи, как сооружение канала имени Москвы, как замечательный ансамбль московского метрополитена, как Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и ряд других.

В самое последнее время по инициативе товарища Сталина в нашей столице началось сооружение высотных зданий, знаменующих новый этап в развитии советской строительной техники и архитектурного творчества. Наконец, принятое по предложению товарища Сталина Постановление о разработке нового генерального плана реконструкции Москвы с исключительной силой выдвинуло задачу массового строительства жилых домов, школ, больниц.

Все эти указания товарища Сталина в области архитектуры и градостроительства открывают широкие перспективы для творческого развития теории и практики советской архитектуры.

Теоретическая работа в области архитектуры, построенная на основе единственно правильного научного мировоззрения — учения марксизма-ленинизма,— должна иметь сугубо жизненный, не абстрактный характер. Исключительный интерес представляет вопрос об образных средствах советской архитектуры в условиях индустриализации строительства, о творческом, архитектурно-компоэиционном овладении новейшей техникой, о сочетании экономичности здания и его технического совершенства с его красотой.

Для советской архитектуры исключительное значение имеет великая сталинская идея о культуре социалистических наций, о культуре национальной по форме, социалистической по содержанию.

Богатый практический опыт уже накоплен в работах архитекторов всех союзных республик в области творческого освоения наследия народного зодчества, в искании новых национальных образов и форм. Наряду с большими достижениями здесь допущены и существенные ошибки. Изучение этого опыта является важнейшей и неотложной задачей, и Союз советских архитекторов не имеет права стоять в стороне от ее разрешения.

За истекшие годы архитектурная общественность под руководством партии провела большую работу по разоблачению подлинной сущности архитектурного формализма во всех его видах. Борьба против мнимоноваторских, реакционных извращений способствовала идейному укреплению наших архитектурных кадров. Были разоблачены несостоятельность и глубокая реакционность конструктивизма и эклектики.

Однако было бы неверным думать, что борьба против формалистических идеалистических концепций в архитектуре закончена и представляет прошедший этап в нашей творческой жизни. Борьба против всяких проявлений реакционной, идеалистической эстетики должна продолжаться. Необходимо также решительно бороться против вульгарных упрощенческих взглядов на архитектуру, проявляющихся иногда и в теории и на практике. Упрощенчество, как и любые формы вульгаризаторского подхода к архитектуре, глубоко чуждо нашему пониманию идейно-художественных задач архитектурного творчества.

Архитектурное творчество в странах капитализма находится в состоянии глубокого упадка. Проповедники всевозможных разновидностей космополитизма и модернизма стремятся лишить архитектуру национальной самостоятельности и оригинальности, насадить повсюду один и тот же архитектурный штамп. Эти течения знаменуют глухой тупик, в который зашли архитектура и искусство стран капитализма. В состоянии подлинного маразма находится современное капиталистическое градостроительство. Кричащие противоречия капиталистического города буржуазные архитекторы пытаются замаскировать теориями давно разоблаченного «муниципального социализма». К этой категории относятся лицемерные предложения о так называемых «общинных кварталах», или «микрорайонах», и другие бумажные «прожекты» мнимого «упорядочения» капиталистического города.

Советская архитектурная общественность обязана разоблачать антинародную сущность буржуазной архитектуры и ее реакционных течений, бороться с проникновением этих влияний в нашу архитектурную теорию и практику.

К голосу Союза советских архитекторов чутко прислушиваются тысячи передовых деятелей архитектуры во всем мире. Архитекторы стран народной демократии, занятые восстановлением и реконструкцией своих городов, внимательно изучают богатый творческий опыт советской архитектуры и градостроительства. Об этом говорят такие факты, как недавняя поездка в СССР большой группы польских архитекторов и инженеров, творческий контакт наших архитекторов с архитекторами и строителями Болгарии, поездки советских зодчих в Румынию, Чехословакию, Венгрию.

Задача Союза советских архитекторов — еще более расширить творческие связи с архитекторами стран народной демократии я с передовыми архитекторами других зарубежных стран.

* * *

Оценивая деятельность Союза советских архитекторов, его правления и его местных организаций за последние годы, следует прежде всего отметить явное отставание работы Союза от требований жизни, от бурного роста строительного дела и архитектурного творчества. Это резкое отставание сказалось решительно во всем: в качестве идейно-воспитательной работы среди архитекторов, в вопросах обмена творческим опытом, в развертывании творческих дискуссий и архитектурной критики и, наконец, в организационных мероприятиях Союза.

Союз советских архитекторов насчитывает свыше 6000 членов, объединяемых 60 союзными организациями. При умелой организации этого обширного коллектива, при активности его членов можно добиться громадных результатов.

С большим удовлетворением можно отметить тот факт, что марксистско-ленинское образование стало жизненной потребностью основной массы членов Союза. В университетах марксизма-ленинизма прошли полный курс обучения в общей сложности около 1500 членов Союза и в настоящее время обучается 2500 человек.

Вторым примером, свидетельствующим о том, какие положительные результаты могут быть достигнуты в тех случаях, когда союзные органы активно берутся за дело и занимаются актуальными вопросами нашей критики, являются итоги проведенного правлением Союза архитекторов совещания по вопросам промышленной архитектуры. Участники этого совещания, в числе которых были представители большинства крупнейших проектных и строительных организаций, конкретно обсудили пути повышения качества архитектуры промышленных сооружений при одновременном снижении затрат материалов, устранении излишних площадей, излишней кубатуры и разных архитектурных излишеств. Постановления и предложения, принятые совещанием, значительно помогут .разрешению ряда актуальных вопросов архитектуры промышленных сооружений.

Положительные результаты дало и обсуждение творческого отчета архитекторов Ленинграда, проведенное недавно правлением Союза советских архитекторов СССР. Этот отчет помог выявить недостатки в работе ленинградских архитекторов: невнимание отдельных авторов к вопросам экономичности массового строительства, неоправданное увлечение малоэтажной застройкой городских кварталов, черты модернизма в отдельных произведениях.

Большую пользу принесло и проведенное в Баку правлением Союза творческое совещание архитекторов Грузии, Азербайджана, Армении. Это совещание было посвящено критической оценке творческой практики архитекторов Закавказских республик. На совещании были отмечены творческие успехи ряда грузинских, азербайджанских и армянских зодчих, стремящихся создать новую, национальную по форме, социалистическую по содержанию архитектуру. В то же время было подвергнуто критике догматическое отношение отдельных архитекторов к национальному наследству, неправильное понимание национальной традиции как застывшего, неподвижного канона.

* * *

Однако отдельные положительные начинания Союза советских архитекторов не могут заслонить собой общее отставание работы Союза от требований жизни, от прогрессивного развития советской архитектуры.

В чем же проявилось особенно наглядно это отставание?

Прежде всего, в крайне слабом развертывании творческой критики и творческих дискуссий.

«Общепризнанно,—говорит товарищ Сталин,— что никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики».

Это сталинское положение целиком относится и к архитектуре. Союз советских архитекторов и в первую очередь его правление не сумели использовать творческую критику и самокритику как могучее орудие развития, движения вперед. Критическая деятельность Союза, работа его теоретических секций по обсуждению проектов и новых строек, проведению творческих отчетов и т. п. проходила вяло, с недостаточным размахом, со слабым вовлечением архитектурной общественности и осуществлялась по большей части не на должной идейной и профессиональной высоте. Неудивительно, что подобная постановка критической работы не возбудила интереса среди архитектурной общественности и не принесла должного эффекта. Почти совершенно не проводились за последнее время дискуссии по теоретическим проблемам архитектуры и по отдельным значительным архитектурным произведениям.

Общая пассивность Союза советских архитекторов, его центральных и местных органов особенно отчетливо сказалась в том, что Союз фактически прошел мимо ряда серьезных недостатков в проектировании и строительстве. В Москве в течение ряда лет практиковалась малоэтажная застройка жилых кварталов. Целые комплексы одно и двухэтажных домов выросли на Хорошевском шоссе, в Измайлове и других местах. С точки зрения интересов градостроительства и удовлетворения массовой потребности в жилье этот метод застройки не выдерживает никакой критики. По существу, здесь насаждался не городской и, во всяком случае, не столичный тип застройки жилых кварталов. Малоэтажная застройка в корне противоречила основным принципам сталинского плана реконструкции Москвы. Архитектурный уровень малоэтажных жилых домов был также недопустимо низок. Союз советских архитекторов и его московское отделение не обратили внимания на неприемлемость малоэтажной застройки в условиях Москвы, ограничились обсуждением отдельных проектов малоэтажных домов, оценивая те или иные их недостатки.

Мимо внимания Союза советских архитекторов прошел и такой существенный недостаток в архитектурно-строительной деятельности, как обилие карликовых проектных организаций, порождавших неразбериху в проектном деле, и низкое качество проектирования.

Союз советских архитекторов не боролся достаточно настойчиво и за важнейшее для советской архитектуры дело — укрепление авторского архитектурного надзора. Серьезнейшим недостатком деятельности Союза является его пассивность в вопросах удешевления строительства. В частности. Союз не занял боевой позиции в борьбе с дорогостоящими государству архитектурными излишествами, к которым прибегают некоторые архитекторы, не стремящиеся добиться высокого художественного качества экономными средствами.

Постановление правительства от 9 мая 1950 года об удешевлении стоимости строительства на 25 процентов также не нашло должного отклика в творческих мероприятиях Союза. Речь идет не о каком-либо механическом снижении издержек, а об усовершенствовании всех проектных и строительных работ. За счет усовершенствования и рационализации, отказа от всевозможных излишеств, за счет решительного улучшения всей постановки проектного дела и организации строительных работ можно добиться значительной экономии при одновременном повышении качества. Речь идет о той экономии средств, которая характерна для подлинно классических образцов, в частности русского классического зодчества. Великие произведения русской архитектуры характеризуются как раз тем, что максимальный художественный эффект в них достигается при минимальной затрате материальных средств.

В наших современных условиях это означает прежде всего не только техническое, но и архитектурно-художественное овладение индустриальными методами строительства.

Союз советских архитекторов еще не развернул работы в этой важнейшей области, еще не занял подобающее ему передовое место в творческой борьбе за экономичность и высокое архитектурное качество массового строительства.

Недостаточное внимание Союз советских архитекторов уделял теоретическим проблемам советской архитектуры и в первую очередь проблемам социалистического реализма в советском зодчестве.

На протяжении ряда лет Союзом не было заслушано ни одного сообщения Академии архитектуры СССР о ведущихся ею работах по творческим вопросам советского зодчества. Союз не подверг работу Академии критике и тем самым не помог ей и стоял в стороне от разработки вопросов теории архитектуры. Между тем эти вопросы не могут быть разрешены силами одного научного учреждения, без деятельного участия коллектива творческих работников.

Одним из коренных организационных недостатков Союза советских архитекторов является слабая связь правления с местными организациями. Речь идет не о почтовой связи, а о связи творческой, о том, чтобы правление было в курсе того, чем живет общественность на местах, и чтобы местные союзные организации получали от правления повседневную помощь.

Одной из основных причин слабой работы Союза является неумение использовать в должной мере силы большого творческого коллектива. Для того чтобы по-настоящему оживить работу Союза, следует прежде всего покончить с оторванностью узкого актива от всей основной массы членов Союза. Необходимо, чтобы руководство Союза и его местных органов изучало людей, умело правильно распределять общественные обязанности среди них. Нужно решительно расширить кадры актива путем привлечения новых сил и всячески поощрять всех активно работающих членов Союза.

В вопросах архитектуры неоценимую помощь могут оказать представители широкой советской общественности, деятели городских и районных Советов, жилищных секций, наконец, жильцы новых домов. Не менее важна постоянная деловая связь с людьми тех специальностей, которые рука об руку с архитекторами работают в проектных организациях, на строительных площадках, на заводах стройматериалов: с инженерами, техниками, конструкторами, работниками городского хозяйства, технологами по производству стройматериалов, хозяйственниками и организаторами строительных работ. Сейчас, когда в порядке дня стоит широкая индустриализация массового строительства, это деловое, по-настоящему творческое содружество архитекторов с инженерами я технологами явится огромной силой.

* * *

Вся деятельность Союза советских архитекторов должна быть решительно перестроена. Союз советских архитекторов должен быть творческим объединением советских зодчих, общественной организацией, ведущей свою работу на высоких идейных началах, на основах подлинно партийного понимания стоящих перед советскими зодчими задач.

Важнейшей задачей Союза советских архитекторов является дальнейшее углубление идейно-воспитательной работы среди всей массы членов Союза. Оправдавший себя опыт работы филиалов университетов марксизма-ленинизма должен быть продолжен и улучшен. Союз должен добиться того, чтобы все без исключения члены и кандидаты прошли полный университетский курс. Но этого мало. Работники архитектурного фронта должны обладать высоким уровнем знаний в области марксизма-ленинизма, и задача Союза — помочь им углублять эти знания и после окончания университета). Необходима систематическая постановка специальных лекций, семинаров, кружков по отдельным вопросам марксистско-ленинской науки и, в особенности, по вопросам эстетики. Лекционная деятельность Союза должна охватывать широкий круг вопросов, учитывая, что советский архитектор — не узкий специалист, а творческий деятель с широким политическим и философским кругозором.

Наиболее важным участком работы Союза в области собственно творческих вопросов советской архитектуры является широкое развитие творческой критики. Самый серьезный недостаток работы Союза — это неумение поставить на должную высоту критические обсуждения архитектурных произведений, неумение связать критику со всей творческой жизнью советской архитектуры.

Виной Союза и его руководства является то, что круг людей, квалифицированно занимающихся архитектурной критикой, чрезвычайно ограничен, что в критическую работу не вовлечены видные мастера архитектуры. К обсуждению вопросов архитектуры не привлекаются представители широкой общественности, работники науки и искусства.

Задача Союза советских архитекторов — широко развернуть все виды критической работы, настойчиво повышать качество критики, ее идейную сущность и ее профессиональный уровень.

Главной задачей всех критических начинаний Союза должно быть предотвращение ошибок в архитектурно-строительной практике, улучшение архитектурного качества будущей стройки. Поэтому особое значение приобретает критическая оценка проектов до их осуществления в натуре. Результаты этой оценки должны обязательно доводиться до сведения тех организаций, которые ведут строительство или от которых зависит принятие проекта. Наряду с этим следует проводить и обсуждение новых сооружений с тем, чтобы делать выводы для нашей последующей практики. Союз должен практиковать творческие отчеты не только сложившихся, опытных мастеров, но и представителей молодежи, которым эти просмотры могут дать очень многое для их дальнейшего творческого совершенствования. Помимо индивидуальных творческих отчетов, необходимо ввести в практику и отчеты творческих коллективов отдельных проектных организаций.

Наряду с критическими просмотрами и творческими отчетами важнейшее место в работе Союза должны занимать свободные творческие дискуссии.

Эти дискуссии должны проводиться как по большим теоретическим вопросам архитектуры, так и по конкретным вопросам архитектурно-строительной практики.

К области творческой работы Союза относится также такое важное и испытанное орудие, как проведение архитектурных конкурсов. Роль конкурсов как метода творческого совершенствования, средства выявления новых архитектурных сил настолько очевидна, что не требует каких-либо обоснований. В последние годы конкурсы объявлялись крайне редко. Задача Союза — возобновить практику конкурсов, улучшить их проведение, более тщательно выбирать темы и формулировать программы, привлекать к обсуждению материалов конкурсов широкую общественность.

Важнейшей обязанностью Союза советских архитекторов является постоянное и действенное участие в архитектурной жизни страны. Это участие прежде всего должно выразиться в непосредственной общественной помощи Союза, как творческого коллектива государственным органам, крупным стройкам, колхозам. Определить характер и конкретные формы этой помощи заранее очень трудно. Здесь требуется от союзных организаций большая оперативность, знание жизни проектных и строительных организаций, постоянная связь с партийными и советскими органами.

Важнейшая наша задача — добиваться самого широкого осуществления авторского архитектурного надзора на стройке, являющегося неотъемлемой составной частью всего процесса архитектурного творчества. Авторский надзор имеет важнейшее значение для качества строительства. Несмотря на то, что всеми признается необходимость работы архитектора на строительстве, эта работа до сих пор не отражена ни в производственных планах проектных организаций, ни в заказах, выдаваемых на проектные работы. Наряду с этим важнейшей задачей Союза является содействие правильной постановке и ускорению рассмотрения и утверждения архитектурных проектов.

Говоря о задачах в области организации и упорядочения архитектурного труда, нельзя забывать серьезных обязанностей Союза архитекторов по отношению к архитектурной молодежи. Хотя членом Союза является, как прави­ло, архитектор, обладающий уже известным практическим опытом, было бы глубокой ошибкой со стороны Союза уклоняться от работы с молодыми архитекторами на том основании, что они еще не являются членами творческой организации. Союз обязан помогать начинающим архитекторам в их первых практических шагах. Вместе с тем надо добиться такого положения, чтобы вся принимаемая в Союз архитектурная молодежь широко привлекалась к общественной и творческой работе.

Союз советских архитекторов должен помочь делу улучшения архитектурного образования. Архитектурная общественность глубоко заинтересована в наилучшей подготовке кадров зодчих, инженеров-строителей, техников и других специалистов, работающих с архитекторами на стройке. Союз должен отнестись к этому делу со всем вниманием и оказать реальную помощь нашей архитектурной школе.

Важная организационная задача правления Союза советских архитекторов — усилить и углубить связь с республиканскими, областными и городскими организациями Союза. Надо практиковать созывы межреспубликанских и межобластных совещаний по актуальным вопросам, проведение выездных пленумов, а также систематические выезды представителей правления на места.

Во всей работе Союза следует не на словах, а на деле строго соблюдать принцип коллегиальности вместе с четким распределением персональной ответственности за тот или иной участок работы.

* * *

Ближайшие творческие задачи Союза советских архитекторов определяются теми большими и многообразными запросами, какие сегодня предъявляет к архитектуре наша страна, наш народ.

Советская архитектура вступила в новый, важнейший период своего творческого развития. Партия ставит перед архитекторами задачу — овладеть передовой индустриальной техникой строительства, сборностью в возведении жилых и общественных зданий.

По-новому должен решаться и вопрос о типах городских и сельских сооружений. Многоэтажное и высотное строительство в городах, новые типы жилых и общественных зданий в колхозах означают громадное расширение и усложнение творческой работы архитектора.

В области промышленного строительства архитекторы вплотную стоят перед гигантскими задачами проектирования и осуществления новых индустриальных комплексов, новых городов и поселков, вызванных к жизни великими стройками коммунизма.

В реконструкции городов мы переходим широким фронтом к применению комплексной застройки, к созданию больших ансамблей крупных жилых массивов.

Все эти большие архитектурные проблемы, органически вытекающие из основных принципов советской архитектуры, из всех указаний партии по вопросам строительства, должны теперь разрешаться на новом качественном уровне, отвечающем величию и значительности переживаемого нами времени. Задача советского архитектора— не только правильно, по государственному, решать каждый из этих конкретных вопросов, но и стремиться к созданию архитектуры, достойной нашей великой эпохи.

Боевая задача Союза советских архитекторов—смело и решительно расчищать дорогу всему подлинно передовому в архитектуре, широко развернуть принципиальную, углубленную критику, обеспечить нашей архитектурной деятельности неустанное и быстрое движение вперед, непрерывное прогрессивное творческое развитие.

Перед советскими зодчими, перед творческим объединением советских архитекторов стоят задачи огромной важности. В успешном разрешении этих задач заинтересован наш народ, для которого архитекторы работают и творят. Творчество архитекторов является частью великого дела создания коммунистического общества. Долг советских зодчих — быть достойными великой цели, к которой направлено все наше строительство, вдохновляемое и руководимое знаменосцем мира, дорогим учителем и вождем советского народа и прогрессивного человечества — великим Сталиным.