Биография
|
Официальная информация |
Музыка |
Ноты
|
Архив композитора |
Истории песен |
Контакты ________________________________________________________________________________________________________ Официальный сайт композитора Борис Андреевич Мокроусов |
||||
Студенческие годы и служба в армии
|
||||
Вот таким упорным в достижении цели оказался и Борис Мокроусов. Поэтому на рабфаке Мокроусов пробыл недолго. Через год его перевели на композиторский факультет консерватории. Вскоре сюда же приехал из Киева Борис Терентьев. С Мокроусовым его связала крепкая дружба на многие годы. Поэтому воспоминания и высказывания Б. М. Терентьева, записанные во время бесед с ним Н. Михайловской, представляют исключительную ценность. "Он был любознательным, пытливым, — вспоминал о своем друге Борис Михайлович Терентьев. — Много читал, изучал клавиры и партитуры. Очень любил играть на рояле. Как сейчас вижу его руки на клавиатуре — легкие, мягкие. Было что-то нежное, "женственное" в том, как Борис прикасался к клавишам... Не раз мы бывали вместе в Третьяковке. Борис Мокроусов любил все русское — классическую живопись, литературу, поэзию. Любил читать и советских поэтов, но к ним подходил более "потребительски" — критично и придирчиво отбирая то, что могло послужить основой для его собственного творчества... В суждениях часто бывал резок. Такое впечатление возникало от того, что Мокроусов говорил прямо, без обиняков, говорил то, что думает, - правду. А она нередко бывает горькой, особенно тогда, когда речь заходит о творчестве, о том или ином сочинении композитора. Эту откровенность высказывания не всегда верно понимали и принимали. За критику многие товарищи по перу Мокроусова недолюбливали. И, может быть, это делало Бориса Андреевича человеком замкнутым, малообщительным, трудно сходившимся с людьми. Но он не мог иначе. Правдивость была свойством его натуры. К тому же в собственном творчестве он, сколько мог, был беспощадно требователен к себе". В консерватории Борис Мокроусов занимался у известных советских композиторов-педагогов, теоретиков, музыкально-общественных деятелей: А. Александрова, В. Белого, Г. Литинского, Н. Мясковского. В студенческие годы он начал композиторскую деятельность. В это время им были написаны Симфоническая сюита (1931), "Пионерская сюита" для симфонического оркестра (1932) и Симфоническая поэма (1934), Концерт для тромбона с оркестром (1935), Струнный квартет (1934), Сюита для квартета медных духовых инструментов (1934), Соната для фортепиано (1933), Соната для медных инструментов (1934), музыкальная комедия "Дружная горка" (совместно с композитором В. Энке; 1934). В те же годы начал работу над балетом "Блоха", который остался незавершенным.
Семья Мокроусовых – 30-е годы
Cлева
направо: стоят Борис Мокроусов, первая жена Элен Гальпер,
Фрагменты балета в клавире, а также "Антифашистскую симфонию" (сл. Е. Абросимова) для хора и большого симфонического оркестра, написанную в 1936 году, когда германский и итальянский фашизм все явственнее обнаруживали свою человеконенавистническую сущность (тема эта глубоко волновала Мокроусова), молодой композитор представляет в качестве дипломной работы. Тогда же им была написана песня "Стальные роты" на стихи Луиса де Тапиа (перевод с испанского С. Кирсанова). Характеризуя композиторскую деятельность Бориса Мокроусова в студенческие годы, Борис Терентьев отметил: "В годы учения Мокроусов испытывал различные влияния, пробовал силы в разных жанрах, овладевал различными стилями музыкального выражения. Был восприимчив ко всему, стремился овладеть и модной в те годы манерой музыкального письма. Тогда же из-под пера Мокроусова появлялась музыка сложная, "запутанная", совсем не соответствующая духу и темпераменту этого человека. Об этом говорят некоторые его инструментальные сочинения — квартеты, сонаты. Но вот что замечательно: никакие веяния моды не могли свернуть Мокроусова с его собственного пути. Он никогда не смешивал художественное творчество со школьными опытами и экспериментами, с работой над освоением композиторской техники..."
После окончания Московской Государственной
консерватории в 1936 году.
В 1936 году Борис Мокроусов заканчивает консерваторию по классу композиции Николая Яковлевича Мясковского и начинает самостоятельный творческий путь. Борис Мокроусов не раз обращается к произведениям крупной формы. Так, в 1937 году он сочинил вокально-симфоническое произведение "Ты с нами, Серго!". В 1938 году появляется первая редакция его оперы "Чапай". В 1943 году он пишет музыку к документальным фильмам "25 лет РККА" и "Сталинград", в 1944 году былину 'Илья Муромец и Идолище поганое". Среди его сочинений, кроме названных, — оперетта "Роза ветров"(1947), сочинения для духового оркестра, фортепианное трио (1948), "Русская увертюра" для симфонического оркестра (1949). Мокроусовым написана музыка к ряду радиопостановок; особую популярность завоевала постановка "Поддубенские частушки" по рассказу С. Антонова (1951). Сошли с экрана и стали широко популярными песни Б. Мокроусова к кинофильмам "Свадьба с приданым", "Неуловимые мстители". Музыка Мокроусова звучала во многих драматических спектаклях: "Стряпуха" и "Стряпуха замужем" А. Софронова (Театр им. Вахтангова), "Сотворение мира" Н. Погодина и "Белые облака" В. Блинова (Малый театр), "Рассвет над Москвой" А. Сурова (театр им. Ермоловой), Свадьба с приданым" Н. Дьяконова, "Человек с именем" Д. Угрюмова, водевиль "Где эта улица, где этот дом" В. Дыховичного и М. Слободского (Театр сатиры), "Аленушка" Н. Шестакова, "Зайка-зазнайка" С. Михалкова (Московский ТЮЗ) и других. Но главным, любимейшим жанром композитора становится песня. Созданию ее Мокроусов отдает большую часть времени и творческих сил. В этом жанре он достиг наивысших художественных результатов. В 1938 году им была написана первая "мокроусовская" песня, сразу сделавшая его известным. Называлась эта песня "Милый мой живет в Казани" (на слова В. Соловьева). Но об истории создания этой песни чуть позже. Сначала несколько слов о военной службе композитора. В 1939 году Бориса Мокроусова на сравнительно непродолжительное время призывают в Красную Армию. Перед отправкой на службу он съездил в Горький повидаться с родителями. А служить ему пришлось в образцово-показательном оркестре наркомата обороны, где он проводил учебно-воспитательную и творческую работу с молодыми музыкантами. Служба в армии помогла ему познакомиться с жизнью и бытом красноармейцев, узнать людей высокого воинского долга и крепкой армейской закалки. Это пригодится ему потом в работе над созданием цикла замечательных солдатских песен. А тогда он написал яркую и мелодичную музыку к кинофильмам "Халкин Гол" и "Московская орденоносная" Большое влияние на выбор Мокроусовым направления в музыке оказали творческие принципы композитора Владимира Захарова, работавшего в содружестве с хором имени Пятницкого. Н. Михайловская в своей работе о Мокроусове так написала об этом: Одним из событий музыкальной жизни середины 30-х годов, окончательно определившим направление всей творческой работы Мокроусова, было выступление хора им. Пятницкого. Но выступление необычное. В тот вечер молодой композитор Владимир Захаров (незадолго до этого Захаров стал главным художественным руководителем коллектива, до конца дней связав с ним свою творческую судьбу) знакомил москвичей с программой, открывавшей новую страницу в жизни народного хора, уже достигшего значительных Театрализованное представление "У околицы", насыщенное русскими обрядами, песнями, частушками, потрясло его. Борис Андреевич почувствовал в творческих принципах Захарова что-то очень близкое. Он словно окунулся, в родную стихию, ощутил, как интересно может работать с фольклором композитор-профессионал. Так определился путь Мокроусова в искусстве. Выходец из народа, теснейшим образом связанный с его жизнью и его судьбой, Борис Мокроусов стал и навсегда остался певцом русской народной души".
Назад \ К оглавлению \ Дальше
|