Биография
|
Официальная информация |
Музыка |
Ноты
|
Архив композитора |
Истории песен |
Контакты ________________________________________________________________________________________________________ Официальный сайт композитора Борис Андреевич Мокроусов |
||||||||
Учеба в музыкальном техникуме
|
||||||||
В 1925 году Борис Мокроусов принимает окончательное решение посвятить себя искусству, без которого, чувствовал, ему не жить. Он приходит поступать в Нижегородский музыкальный техникум.
Одновременно туда же решает поступить (по классу трубы) и его друг Михаил Рейнер. "Уже тогда, — пишет он в своих воспоминаниях о техникуме, — он был довольно серьезным учебным заведением, питомцы которого успешно работали в местном оперном театре, в симфоническом оркестре... Директор техникума, скрипач Лазерсон, сумел создать хороший коллектив преподавателей. Среди них уже тогда был будущий композитор Касьянов. Была и известная всем преподавательница по классу фортепьяно Полуэктова. Известна была тем, что воспитала прекрасную плеяду пианистов. Но знали учащиеся и ее высокую требовательность, строгость, а при необходимости, и ее беспощадность к нерадивым. В кругу учащихся ее называли "гроза морей". Но все это с уважением к ее таланту преподавателя, к ее доброжелательной строгости. Вот именно к ней, к Полуэктовой, и мечтал попасть Борис. При вступительных экзаменах Полуэктова сама отбирала себе учеников. Вероятно, она сумела увидеть в Борисе перспективного студента. Когда кончились вступительные экзамены, Борис узнал, что в техникум принят, зачислен в класс Полуэктовой". Надо заметить, что поступил в музыкальный техникум Борис против воли родителей, но он сделал по-своему. Борис Мокроусов всегда уважительно и внимательно прислушивался к мнению и советам родителей. Отступление от этого принципа свидетельствует о его уверенности, что поступает правильно, о его вере в свое призвание. Но не все, видимо, было так просто с поступлением Бориса в техникум, как это описал Рейнер. Борису было уже 16 лет. Кое-кто из преподавателей посчитал, что того, что он познал на эпизодических занятиях в сормовской музыкальной школе, было недостаточно, чтобы обучаться в техникуме. Это отметила музыковед Н. Михайловская, говоря о том, как встретили юношу в техникуме: "Здесь без особого энтузиазма встретили переростка, не имевшего даже минимальной подготовки, необходимой для поступления в музыкальное учебное заведение. Но нашелся прозорливый человек — преподавательница Нина Николаевна Полуэктова, которая почувствовала в юноше что-то музыкальное и, поверив в его дарование, взяла в свой класс".
Мокроусов всю свою жизнь оставался благодарен замечательному преподавателю. В свои приезды в Горький он непременно навещал ее. Об этом, в частности, рассказала А. А. Мокроусова: "Когда он учился в Москве, он часто приезжал в Горький. Во время этих приездов он обязательно заходил к своим друзьям. Мы жили тогда в железнодорожных корпусах напротив Канавинского рынка. Часто приезжал он к своему педагогу Нине Николаевне Полуэктовой. Она уже тогда была больна, но заходил он к ней каждый раз..." Юноша много занимается, стремясь как можно лучше овладеть игрой на фортепьяно. Работает, не жалея времени и сил. Сам Борис Андреевич так рассказывал позднее об этом своему товарищу по консерватории М. Александрову: "...Я не мог, как все, добросовестно, до конца выучить этюды Черни или другие традиционные и обязательные для начинающих сочинения. Ленился ! Какое там! Часами один сидел в музыкальном классе, играл. Но только играл-то не заданное. Свое играл, то, что просилось само. Играл, понимаешь, ночами. Уборщицу-старушку обманывал. Она, бывало, перед тем, как запереть училище, кричит: "Все ушли? Есть кто?" Молчу. Уйдет — вот мне раздолье. Что играл? Сначала вроде знакомое. У нас на Волге песен богато. Многоголосие — красота древняя, русская. Потом незаметно на свое переходил..." Борис постигает премудрости музыкального искусства, овладевает основами музыкальных наук, продолжая играть на кинокартинах в клубе "Спартак . А вот как, судя по воспоминаниям Рейнера, который тоже учился в техникуме около года, а потом увлекся наукой и техникой, происходили занятия по сольфеджио. Он вспоминает: "Раз в неделю мы с Борисом ходили на занятия по сольфеджио. В класс собиралось человек двадцать. Тут были студенты всех специальностей. Самыми трудными для нас с Борисом были диктанты, когда наша преподавательница Хрулева требовала, чтобы мы написали нотами то, что она играет на пианино. Но мы выходили из этих затруднений, объединяя свои усилия и шепотом "консультируясь".
Хрулева была уже пожилой женщиной, обладала низким голосом, была общительной и простой во взаимоотношениях со студентами. Во время перерывов она развлекала нас рассказами из области... криминалистики. Хрулева могла быть и язвительной: студентку, сидевшую рядом со взрослым вокалистом Рыбаковым и часто отвлекавшую его от занятий, Хрулева называла не иначе, как "соседка Рыбакова". Борис, раздавая тетради после проверки диктанта, так же ее называл, что веселило всех". Рейнер пишет, что к товарищам по учебе Борис был, как и в школе, всегда одинаков: слабого защищал. "Домой из техникума, — пишет Рейнер, — мы с Борисом ходили вместе. Но весной изредка я был вынужден шагать один, без Бориса. Впоследствии выяснилось, что причиной этому явилась симпатичная, обаятельная Элен Гальпер, сокурсница Бори...". Друзья начали отдаляться друг от друга. Борис все дальше отходил к музыке, а Михаил — к технике.
В 1929 году Борис Мокроусов успешно окончил Нижегородский музыкальный техникум. Встал вопрос о продолжении его музыкального образования. К середине 20-х годов при высших учебных заведениях страны начали открываться рабфаки. Туда посылали молодых рабочих, по тем или иным причинам не успевших получить нужного специального образования, но проявивших незаурядные способности к определенному делу. Бориса Мокроусова послали учиться на рабфак Московской консерватории Как отмечали специалисты, в частности Н.Михайловская, для занятий в высшем музыкальном учебном заведении одного таланта мало. Нужны еще желание и умение работать. Не каждый мог освоить такие сложные дисциплины, как теория музыки, гармония, анализ музыкальных форм, история музыки, полифония и другие. Это было дано только наиболее одаренным и упорным. Тем, кто не мыслил себе жизни без любимого искусства, для которых служение музыке было призванием.
Назад \ К оглавлению \ Дальше
|