ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
||
«ГРАМПЛАСТТРЕСТ и его преемники» П. ГРЮНБЕРГ, старший редактор Всесоюзной студии грамзаписи (Журнал «МЕЛОДИЯ» 2. 1987)
|
||
По многочисленным письмам филофонистов, читателей нашего журнала сообщаем сведения о датировке грампластинок на 78 об/мин, выпускавшихся в СССР в 1933—1969 годах. «Грампласттрест» (Имеется в виду «Грампласттрест» Наркомата тяжелой промышленности. В 1933 году недолгое время действовал «Грампласттрест» Наркомата легкой промышленности, имевший собственную нумерацию дисков, в основном продолжавшую нумерацию «Музтреста» и Культпромобъединения, функционировавших в 1928—1933 годах), пришедший на смену «Музтресту», начал производство пластинок в конце 1933 года. (Первая из них записана 21 декабря). Нумерация была начата заново. Каждая сторона пластинки имела свой номер, соответствующий матричному. Как можно увидеть по таблице, количество записей «Грампласттреста» с каждым годом возрастало и достигло максимума в 1939 году. Осенью 1941-го производство было временно остановлено и возобновилось в Москве лишь в конце 1942 года. Поскольку в момент возобновления работы регистрационные книги (в связи с эвакуацией) не были доступны для пользования и продолжать сквозную нумерацию было невозможно, возникла временная нумерация, действовавшая более полугода. Пластинки конца 1942-го — первой половины 1943 года имели трехзначные номера от № 101. В 1943 году, когда регистрационные книги были возвращены в студию «Грампласттреста» (она находилась на улице Качалова в Москве), было принято решение продолжить общую нумерацию. Поэтому к последнему номеру 1941 года — 11056 прибавили 503 номера от 1942—1943 годов и продолжили запись от следующего номера после суммы 11056-4-503. Пластинки 1942—1943 гг. с трехзначными номерами легко отличить от таких же трехзначных номеров 1934—1935 годов, так как во время войны на пластинках проставлялся шифр Главреперткома ГРК/42, ГРК/43, но датировать им пластинки можно весьма условно, так как в этом шифре обозначен год разрешения на запись, а не время самой записи. Помимо этого важнейшего отклонения от сквозной нумерации имеется еще одно. Оно приходится на 1935 год. Почему были пропущены номера от 1000 по 2999 — до сих пор остается неразгаданной загадкой. Как бы то ни было, следует помнить, что общее количество записей «Грампласттреста» на две тысячи меньше, чем итоговая цифра. Отметим также обозначение вариантов записи под общим номером, практиковавшихся в «Грампласттресте». Первый вариант обозначался только цифровым номером, второй — буквой «А» после цифрового номера, третий— «Б» и т. д. На пластинках, как правило, печатался один вариант, принятый исполнителем и художественным советом. Варианты разделяли дни и даже месяцы, что затрудняет порою определение точного времени записи. Все отклонения, связанные с датировкой вариантов, отметить в таблице не представляется возможным. Принято думать, что все записи «Грампласттреста» вплоть до перехода на перепись с магнитных фонограмм в 1950 году (около номера 18000) являются прямыми записями на воск. Таким образом все записи на пластинки после 1950 года являются копиями магнитных фонограмм. Однако и до 1950 года производилась иногда перепись на диск магнитофильмов (магнитная запись началась у нас в 1945—1946 годах). Существует предположение, что и ранее, в «допленочный» период, некоторые пластинки были записаны с тонфильмов (звуковая дорожка кинопленки). Документального подтверждения этому нет, подобные факты в регистрационных книгах не отмечены, но возможность такой практики не исключается. Более того, можно с уверенностью считать некоторые довоенные пластинки (например, записи скрипача М. Полякина) аналогами тонфильмовых записей. Естественно, что датировка фонограмм, перешедших с тонфильма или магнитной ленты на пластинку, разнится с датировкой самих дисков, а после 1950 года дата производства пластинки окончательно перестает быть датой производства самой фонограммы. Пластинки со скоростью вращения 78 об/мин производства «Грампласттреста» и его преемников (последняя пластинка была записана фирмой «Мелодия» 12 ноября 1969 года) имели одну сквозную нумерацию для подавляющего большинства продукции. Самостоятельно нумеровались лишь отдельные пластинки актуального политического содержания и учебные записи. Художественная и историко-культурная ценность многих фонограмм «Грампласттреста» очень высока. Достаточно назвать выдающихся советских артистов, записи которых представляют сегодня огромную художественную ценность, таких, например, как Владимир Софроницкий, Генрих Нейгауз, Эмиль Гилельс, Роза Тамаркина, Мирон Полякин, Давид Ойстрах, Леонид Коган. «Грам-пласттрестом» были произведены записи Надежды Обуховой, Сергея . Лемешева, Ивана Козловского, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Лидии Руслановой, Александра Цфасмана, дирижера Семена Чернецкого, Государственного хора СССР под управлением Николая Данилина. Многие работы «Грампласттреста», реставрированные Всесоюзной студией грамзаписи, вновь звучат на пластинках «Мелодии».
|