Говорят
что архитектура - это застывшая музыка. Если
так, то нет ничего удивительного в том, что
на этом музыкально-историческом сайте
рассматривается и тема советского
архитектурного наследия. Его, в отличии от
наследия музыкального уничтожить труднее.
Здания, воплощенные к камне, более живучи,
нежели рукописи и партитуры. Однако и
сохранить их труднее: время, разные
природные и антропогенные факторы рано или
поздно сделают свое черное дело.
Советская архитектура - это такой же
историко-культурный срез жизни нашего
народа как литература, музыка или живопись,
однако для знакомства с ней, в отличии от
трех перечисленных, не обязательно
посещать музеи, библиотеки, вернисажи или
концертные залы. Все, что требуется - это
заставить себя отвлечься от навязанной нам
оголтелой гонки, которую мы все равно рано
или поздно проиграем, и посмотреть вокруг.
Ведь пока еще не поздно...
Из
Истории Строительства Высотных Зданий в
Москве.
Высотные
здания в
застройке Куйбышева: невыдуманные
очерки о градостроительстве
Построенные в начале 1950-х годов высотные здания в Москве стали чуть ли не
единственным символом советской столицы 60-80-х. При этом вопросы, связанные с
историей их возведения стыдливо игнорировались архитектурным бомондом,
причем настолько, что казалось, что эти здания будто материализовались из
воздуха. При общей степени закрытости темы это порождало массу нелепейших слухов
об их якобы подлинном стратегическом назначении.
Все становится проще после изучения ситуации в других городах. Сооружения
аналогичные московским обнаруживаются в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Киеве,
Воронеже, Риге, естественно, в
Варшаве. К началу 90-х у братьев-поляков сложилось очень странное отношение к
подарку советского народа. Товарища И.В.Сталина польские исследователи единодушно
причислили к составу разработчиков проекта, и это дало повод всерьез
рассматривать вопрос о том, как поступить с этим «наследием тоталитаризма».
Предлагалось, если не сломать его совсем, то, по крайней мере, превратить в
пародию, связав с объемом значительно превосходящего по размерам
современного здания из стекла и бетона. Звучали и вовсе бредовые предложения по
устройству внутри Дворца науки зрелищных аттракционов.
Однако уже в 1997 году состоялась дискуссия историков, архитекторов,
консерваторов, на которой впервые было предложено признать сооружение памятником
истории и старины и поставить его под охрану. Сегодня ДКиН уже никто не
собирается сносить... Историки и архитекторы не позволили переделать
конгресс-зал в мюзик-холл, т.к. это угрожало бы аутентичности.
1 февраля 2007 года Дворец культуры и науки
был включен в список объектов, охраняемых
государством и имеющих историко-культурную
ценность. Таким образом в Варшаве
совершился акт здравомыслия и уважения к
истории, могущий стать хорошим примером и
для нас.
Так сколько же их было на самом деле, высоток? Много, очень много, десятки в
разных городах России и того, что теперь называется ближним зарубежьем. Иной
раз мне и самому вдруг кажется, что они словно призраки, вырастающие из тумана в
свете вечерних фонарей, встают чуть зримо на своих законных местах, там, где им
надлежало быть построенными. Не такая уж мистика. Неспроста же, описывая здания
МГУ, Кулешов и Позднев говорят: «Кажется, что здания эти стоят здесь веками, что
без них не может быть Ленинских гор, что здания и горы – это единое целое.
Кажется, что на этом месте могут возвышаться только вот эти здания, только этой
архитектуры, именно с этим шпилем, с этими башнями, колоннами, портиком…».
Принято думать, что по части возведения сооружений с излишествами впереди всех
шла Москва. За ней поспевали Ленинград с Московским проспектом, Киев с
Крещатиком, Минск и другие менее значительные населенные пункты. Но вот, читая
прессу тех лет, натыкаешься на удивительные проекты восстановления и
реконструкции Сталинграда, Севастополя, Смоленска, Куйбышева… Сколько их
было?! Почему они не воплощены и забыты?! Почему преданы забвению имена их
авторов? Желание найти ответы на эти вопросы подтолкнуло меня к подготовке
материала о строительстве высотных зданий в моем родном городе.
Очерк 1.Историческая справка. Вопросы развития
городской среды неразрывно связаны с вопросами городского быта. Приходится
признать, что при царе-батюшке в нашем городе не было ни образования, ни
науки, ни культуры. Все это появилось здесь только в годы советской власти.
Очерк
2. Будущее города. С
размышлениями о несбывшихся судьбах архитектурных ансамблей города Куйбышева
читаем газету Волжская коммуна от 19 января 1954 года.
Очерк
3. Градостроители. Читаем газеты
"Волжская Коммуна" и "Волжская заря" за 1952-1955 годы. Читаем и думаем...
Очерк
4.Проект с поэтическим
названием "Голубка". Грустная история о том, как на практике
проводилась в жизнь государственная кампания по борьбе с излишествами в
архитектуре и строительстве.
Книги об
истории проектирования и возведения высотных зданий в Москве.
Николай Кружков
ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ:
Факты из истории проектирования и строительства.
Данный текст является самостоятельной главой из книги и раскрывает взгляд автора
на события, предшествовавшие проектированию и строительству первых советских
высотных зданий в г. Москве в 1940-х-1950-х гг.. Возможно кому-то данный
материал может показаться дискуссионным. Для получения дополнительных сведений
по существу вопроса заинтересованный читатель может обратиться непосредственно
к автору.
13 января 1947 года в Кремле И.В.Сталиным было
подписано постановление о строительстве в городе Москве восьми многоэтажных
зданий. Без преувеличения можно сказать, что это постановление ознаменовало
качественно новый этап развития советского градостроительства, зодчества и
отечественной строительной техники. Строительство высотных домов было приурочено
к юбилейной дате – в сентябре 1947 года Москве исполнялось 800 лет. Известно,
что все восемь московских высотных зданий были заложены в один день – 7 сентября
юбилейного 1947 года. Столица России и СССР намеревалась войти в свое девятое
столетие с ранее невиданными сооружениями — символами триумфа военных и трудовых
побед советского народа.
Высотки пережили смену нескольких эпох, деградацию и
распад СССР. 60 лет эксплуатации для любого сооружения – уже вполне почтенный
возраст. Все эти годы, так же как и сегодня, жизнь высотных зданий складывается
параллельно как бы в двух измерениях. С одной стороны, с внешней, они продолжают
оставаться символами былого могущества советского государства, наследием эпохи,
памятниками архитектуры и культуры, запечатлевшими в своих образах
социально-культурный код времени. Они несли и несут важную градостроительную
функцию, продолжая подчинять себе кварталы рядовой застройки, обогащая своими
стремительными силуэтами панорамы и горизонты столицы. Это с одной стороны. Но с
другой стороны они существуют и во вполне утилитарном аспекте – в высотках
продолжают жить люди, административные здания используются
различными ведомствами и далеко не всегда отношение этих постояльцев к
памятникам является подобающе уважительным. Зачастую фасады высоток обезображены
кондиционерами, инженерные системы находятся в упадке, помещения подвергаются
жесточайшей перепланировке в соответствии с потребностями текущего момента.
Поэтому нам сегодня необходимо не забывать о том, как более чем полвека назад,
впервые в мировой практике, было осуществлено одновременное строительство группы
высотных зданий, объединивших в единый ансамбль огромный город с многовековой
историей.
13 января 1947 года в Кремле И.В.Сталиным было
подписано постановление о строительстве в городе Москве восьми многоэтажных
зданий. Строительство высотных домов было приурочено к юбилейной дате – в
сентябре 1947 года Москве исполнялось 800 лет. Без преувеличения можно сказать,
что это постановление ознаменовало качественно новый этап развития советского
градостроительства, зодчества и отечественной строительной техники.
В
1949-1956 годах в Москве были построены семь первых советских высотных домов.
Специально для монтажа их металлических каркасов советскими инженерами П. П.
Велиховым, Л. Н. Щипакиным, И. Б. Гитманом и А. Д. Соколовым были разработаны
вертикально-подвижные башенные краны УБК, объединившие в себе весь комплекс
механизации монтажа. Основная особенность такого крана заключалась в способности
поднимать самого себя с этажа на этаж по мере роста каркаса возводимого здания.
Сегодня можно без преувеличения сказать, что появление кранов УБК в начале
1950-х годов открыло новую страницу истории применения подъемных механизмов в
отечественном высотном строительстве.
В качестве анонса будущих публикаций, которые возможно состоятся, а возможно и
нет, предлагаю вам фрагменты из нескольких статей об инженерных решениях,
применявшихся при строительстве высотных зданий в Москве в 1940-х - 1950-х
годах. Эти материалы подготовлены в полном объеме, однако у меня нет уверенности
в том, что они будут востребованы широким кругом читателей. Соответственно в
настоящее время у меня уже нет уверенности и в
целесообразности их опубликования. Для
получения дополнительных сведений по существу вопроса заинтересованный читатель
может обратиться непосредственно ко мне.
Представлены
фрагменты следующих статей:
ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ: ВЕРТИКАЛЬНЫЙ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ.
ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ: ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ВОЗВЕДЕНИЯ ПЕРВЫХ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ В
МОСКВЕ.
МОСКОВСКИЕ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ КАК ВЫДАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ И
СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ.
12 августа 1950 года газета
Советское искусство опубликовала открытое письмо коллектива ленинградских
зодчих, подписанное А.Гегелло, И.Фоминым, Б.Журавлевым и другими, в котором
говорилось о неверной позиции Министерства городского строительства СССР,
препятствующей архитекторам принимать участие в строительстве.
Тогда, в 1950 году своевременная
критика в печати позволила сохранить за архитекторами право
непосредственного участия в практической реализации своих проектов.
Документальное расследование Евроремонт по-советски или гибель Большой архитектуры?!
Перехватив электродрель, я начал сверлить отверстие под крепеж. В одну
секунду почти без звука победитовое сверло нырнуло в толщу стены как в
пластилин… Перегородка оказалась гипсовой, а из отверстия посыпался черный
порошок. Странно, а по звуку стена показалась мне фанерной… И что это из нее
сыплется? Я в недоумении поднял голову. Не может быть! Это… гипсокартон!
Пораженный неожиданным открытием я смотрел на стены, которые простояли 50 лет.
Здесь не могло быть никаких современных перепланировок и или евроремонтов – об
этом красноречиво свидетельствовал интерьер запущенного жилища. С этого момента
тема советского гипсокартона завладела мной на многое годы...
Сегодня трудно в это поверить,
однако факт: в начале пятидесятых годов советские строители широко использовали
бренд, называемый сегодня гипсокартоном. Этому вопросу посвящено специальное документальное
расследование.
Это было поистине фантастическое место. Тлен и запустение не способны обесценить
классическую архитектуру, даже погибая она неизменно продолжает хранить свое
былое благородство и величие. В этом, на мой взгляд, состоит ее отличительная
особенность. Архитектура пропорциональная, гармоничная, сомасштабная человеку
даже в самые тяжелые времена остается нам как напоминание о высоком и
прекрасном.
В народе за этим комплексом зданий закрепилось название «Здравница». Много лет я
хотел описать историю этого удивительного архитектурного ансамбля. Проблема была
в одном – катастрофически не хватало фактического материала...
Я очень хорошо помню, как рано утром 5 апреля 2008 года я приехал
на развалины Здравницы и обошел ее всю с фотоаппаратом. К этой акции я готовился
долго - важно было подгадать время приезда таким образом, чтобы уже растаял
снег, но еще не начали распускаться деревья и кусты, которые так буйно
разрослись вокруг комплекса зданий, что очень затрудняли обзор. К сожалению
лучшее время для съемки я безвозвратно упустил: к тому моменту от санатория
остались одни только стены.
Советская Архитектура в снах на тему
Гражданской Обороны.
Помните, что говорили старики?
— Только бы не война! Что угодно, только не война!
Помните, каким смешным это тогда казалось? А теперь у вас есть возможность
почувствовать их слова на себе.
Представьте: вы идете знакомой дорогой, по которой десять лет свой жизни каждый
день ходили в родную школу. Но и школа — это уже не школа. С разных сторон сюда
стекаются люди. Мужчины несут рюкзаки и чемоданы, женщине с ребенком по силам
лишь маленькая сумка.
Поднимаетесь по лестнице на второй этаж. Здесь все
как и раньше. Вот тот самый класс, где ваша первая учительница когда-то
поставила первую в вашей жизни оценку. Но теперь в коридоре стоят столы. Нет,
это не выборы в исполком и не продажа путевок в санаторий. Хмурый человек,
устало посмотрев на вас исподлобья, вручает вам предписание. Пять минут назад вы
еще были свободны. Теперь вы не принадлежите себе и обязаны выполнять чьи-то
приказы... Дальше?
Московский
Государственный Университет
Им.М.В.Ломоносова на Ленинских горах
Факты из истории строительства.
Веб-версия презентации, подготовленной
по
заказу Музея МГУ им. М.В.Ломоносова. (2005 г.)
Не
претендуя на полноту исторического
исследования, скажу однако, что все
изложенные факты были проверены по
литературным источникам. Краткий список
основных источников приводится в конце
презентации. Остальные источники
указываются по ходу повествования.
К 60-летию Великой Победы,
К 30-летию открытия памятника штурмовику ИЛ-2,
К 20-летию открытия Аллеи
Славы!
Изменчивой
и своеобразной оказалась судьба скромного трехэтажного здания, так называемого
"Домика на Волге", построенного в конце 1950-х годов на обрывистом берегу в
парковой зоне. Поначалу оно предназначалось для приема правительственной
делегации во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С.Хрущевым, прибывшим в
1958 году на торжественное открытие Волжской гидроэлектростанции в Жигулях.
Через пару лет его назначение изменилось: с 1961 года в нем побывали шесть
первых советских космонавтов: Ю. Гагарин Г.Титов, А.Николаев, А.Попович,
В.Быковский, В.Терешкова. После возвращения на землю и приземления в саратовских
степях, здесь они проходили медицинское обследование, краткий курс реабилитации
и отдыхали. Вскоре с легкой руки журналистов домик стали называть более ласково
- "Домик Гагарина".
"Песня о Щорсе" - Рассказ
о памятных местах, связанных с именем легендарного красного командира в Самаре.
Читать...>>>
Дважды снимали установленный в Пушкинском сквере г.Самары памятник Александру
Сергеевичу Пушкину, но великий поэт каждый раз возвращался обратно, и каждый раз
в новом обличье. Историю памятников Самары продолжает рассказывать Алексей
Григорьевич Моргун. Читать...>>>