ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Советская Архитектура

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура


Говорят что архитектура - это застывшая музыка. Если так, то нет ничего удивительного в том, что на этом музыкально-историческом сайте рассматривается и тема советского архитектурного наследия. Его, в отличии от наследия музыкального уничтожить труднее. Здания, воплощенные к камне, более живучи, нежели рукописи и партитуры. Однако и сохранить их труднее: время, разные природные и антропогенные факторы рано или поздно сделают свое черное дело. Советская  архитектура - это такой же историко-культурный срез жизни нашего народа как литература, музыка или живопись, однако для знакомства с ней, в отличии от трех перечисленных, не обязательно посещать музеи, библиотеки, вернисажи или концертные залы. Все, что требуется - это заставить себя отвлечься от навязанной нам оголтелой гонки, которую мы все равно рано или поздно проиграем, и посмотреть вокруг. Ведь пока еще не поздно...




Из Истории Строительства Высотных Зданий в Москве.

На изучение темы сталинских высоток потратил много лет. Я всегда использовал оригинальные литературные источники, данные из которых благодаря моим публикациям разошлись по интернету и живут уже самостоятельной жизнью. Сегодня я знаю много об этом и могу ответить на очень большое количество вопросов. Выпустил монографию "ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ. Факты из истории проектирования и строительства. 1947-1956."

Огромное количество несанкционированных и искаженных перепечаток моих материалов на других сайтах делает поиск настоящего материала очень затруднительным делом. Поэтому если вы находитесь здесь, и если вы читаете это, то могу сказать, что вам повезло.

 

Книги об истории строительства высотных зданий:

Высотные здания сталинской Москвы. Издательство Водолей. 2011 год.

 

В 2014 году издательство "Центрполиграф" выпустило книгу, которая называется

"ВЫСОТКИ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ. НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ".

ЗДЕСЬ ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИЗДАНИИ

 

 

 

Часть 1. Предыстория строительства семи московских высоток. Возникновение и расцвет "сталинского классицизма". Дворец Советов.

Часть 2. Архитектурный образ и «законы локомотива». Технология каркасного строительства. Решения планировок. Керамические фасады. Решения фундаментов.

Часть 3. Все Московские высотки были заложены в один день. Первые проекты Московских небоскребов были забракованы Сталиным. Папье-маше и литой камень.

Часть 4. Дом на Площади Восстания (фоторепортаж).

Часть 5. Municipal Building и другие, как зеркало мирового небоскребостроения и прообраз московских зданий.

Часть 6.
Здание в Зарядье (обзор проектного решения). Что потом? (Уроки высотного строительства в эпоху осуждения украшательства и архитектурных излишеств).
 

В наше время, когда главным инструментом градостроительной политики являются деньги, очень важно критически относиться к тому, что нам предлагается принимать на веру. Один за другим уходят в прошлое памятники советской архитектуры, все это происходит на фоне развенчания идеологии тоталитарного наследия. Особую роль занимают исторические фальсификации, которые порой невозможно отличить от объективных исследований. Информационный рынок требует своего и мы становимся его заложниками.

 


Высотные Здания в застройке Куйбышева: невыдуманные
очерки о градостроительстве.

 

Построенные в начале пятидесятых годов высотные здания в Москве стали чуть ли не единственным символом советской столицы 60-80 годов. При этом вопросы, связанные с историей их строительства стыдливо игнорировались архитектурным бомондом, причем настолько, что казалось как будто эти здания материализовались из воздуха. При общей степени закрытости темы это порождало массу нелепейших слухов об их якобы подлинном стратегическом назначении.

Все становится проще после изучения ситуации в других городах. Сооружения аналогичные московским обнаруживаются в Ленинграде, Киеве, Риге, естественно в Варшаве. К началу 90-х у братьев-поляков сложилось очень странное отношение к подарку советского народа. Тов. И.В.Сталина польские исследователи единодушно причислили к составу разработчиков проекта, и это дало повод всерьез рассматривать вопрос о том, как поступить с этим «наследием тоталитаризма». Предлагалось если не сломать его совсем, то, по крайней мере, превратить в пародию, связав его с объемом значительно превосходящего по размерам современного здания из стекла и бетона. Звучали и вовсе бредовые предложения по устройству внутри Дворца зрелищных аттракционов.

Однако уже в 1997 году состоялась дискуссия историков, архитекторов, консерваторов, на которой впервые было предложено признать Дворец памятником истории и старины и поставить его под охрану. Сегодня ДКиН уже никто не собирается сносить... Историки и архитекторы не позволили переделать конгресс-зал в мьюзик-холл, т.к. это угрожало бы аутентичности здания. 1 февраля 2007 года Дворец Культуры и Науки был включен в список объектов, охраняемых государством и имеющих историко-культурную ценность! Таким образом в Варшаве совершился акт здравомыслия и уважения к истории, могущий стать хорошим примером и для нас.

Так сколько же их было на самом деле, высоток? Много, очень много, десятки в разных городах России и того, что теперь называется «ближним зарубежьем»! Иной раз мне и самому вдруг кажется, что они словно призраки, вырастающие из тумана в свете вечерних фонарей, встают чуть зримо на своих законных местах, там, где им надлежало быть построенными. Не такая уж мистика. Неспроста же, описывая здания МГУ, Кулешов и Позднев пишут: «Кажется, что здания эти стоят здесь веками, что без них не может быть Ленинских гор, что здания и горы – это единое целое. Кажется, что на этом месте могут возвышаться только вот эти здания, только этой архитектуры, именно с этим шпилем, с этими башнями, колоннами, портиком…»

Принято думать, что по части возведения сооружений с излишествами впереди всех шла Москва. За ней поспевали Ленинград с Московским проспектом, Киев с Крещатиком, Минск и другие менее значительные населенные пункты. Но вот, читая прессу тех лет, натыкаешься на удивительные проекты восстановления и реконструкции городов Сталинграда, Севастополя, Смоленска, Куйбышева… Сколько их было!? Почему они не воплощены и забыты!? Почему преданы забвению имена их авторов? Желание найти ответы на эти вопросы подтолкнуло меня к подготовке материала о строительстве высотных зданий в моем родном городе.

 

Очерк 1. Историческая справка. Вопросы развития городской среды неразрывно связаны с вопросами городского быта. Приходиться признать, что при царе-батюшке в нашем городе  не было ни образования, ни науки, ни культуры. Все это появилось здесь только в годы советской власти.

 

Очерк 2. Будущее города. С размышлениями о несбывшихся судьбах архитектурных ансамблей города Куйбышева читаем газету Волжская коммуна от 19 января 1954 года.

 

Очерк 3. Градостроители. Читаем газеты "Волжская Коммуна" и "Волжская заря" за 1952-1955 годы. Читаем и думаем...

 

Очерк 4. Проект с поэтическим названием "Голубка". Грустная история о том, как на практике проводилась в жизнь государственная кампания по борьбе с излишествами в архитектуре и строительстве.



 

Статья

Монтаж металлических конструкций высотных зданий в Москве
с помощью самоподъемных кранов УБК.

13 января 1947 года в Кремле И.В.Сталиным было подписано постановление о строительстве в городе Москве восьми многоэтажных зданий. Строительство высотных домов было приурочено к юбилейной дате – в сентябре 1947 года Москве исполнялось 800 лет. Без преувеличения можно сказать, что это постановление ознаменовало качественно новый этап развития советского градостроительства, зодчества и отечественной строительной техники.

В 1949-1956 годах в Москве были построены семь первых советских высотных домов. Специально для монтажа их металлических каркасов советскими инженерами П. П. Велиховым, Л. Н. Щипакиным, И. Б. Гитманом и А. Д. Соколовым были разработаны вертикально-подвижные башенные краны УБК, объединившие в себе весь комплекс механизации монтажа. Основная особенность такого крана заключалась в способности поднимать самого себя с этажа на этаж по мере роста каркаса возводимого здания. Сегодня можно без преувеличения сказать, что появление кранов УБК в начале 1950-х годов открыло новую страницу истории применения подъемных механизмов в отечественном высотном строительстве.

 

Статья

Кому же помешал авторский надзор?

12 августа 1950 года газета Советское искусство опубликовала открытое письмо коллектива ленинградских зодчих, подписанное А.Гегелло, И.Фоминым, Б.Журавлевым и другими, в котором говорилось о неверной позиции Министерства городского строительства СССР, препятствующей архитекторам принимать участие в строительстве.

Тогда, в 1950 году своевременная критика в печати позволила сохранить  за архитекторами право непосредственного участия в практической реализации своих проектов.

 

Документальное расследование
Евроремонт по-советски или гибель Большой архитектуры?!
Перехватив электродрель, я начал сверлить отверстие под крепеж. В одну секунду почти без звука победитовое сверло нырнуло в толщу стены как в пластилин… Перегородка оказалась гипсовой, а из отверстия посыпался черный порошок. Странно, а по звуку стена показалась мне фанерной… И что это из нее сыплется? Я в недоумении поднял голову. Не может быть! Это… гипсокартон!

Пораженный неожиданным открытием я смотрел на стены, которые простояли 50 лет. Здесь не могло быть никаких современных перепланировок и или евроремонтов – об этом красноречиво свидетельствовал интерьер запущенного жилища. С этого момента тема советского гипсокартона завладела мной на многое годы...

 

 

Сегодня трудно в это поверить, однако факт: в начале пятидесятых годов советские строители широко использовали бренд, называемый сегодня гипсокартоном. Этому вопросу посвящено специальное документальное расследование.



 

Советская Архитектура в снах на тему Гражданской Обороны.
 

Помните, что говорили старики?

— Только бы не война! Что угодно, только не война!

Помните, каким смешным это тогда казалось? А теперь у вас есть возможность почувствовать их слова на себе.

Представьте: вы идете знакомой дорогой, по которой десять лет свой жизни каждый день ходили в родную школу. Но и школа — это уже не школа. С разных сторон сюда стекаются люди. Мужчины несут рюкзаки и чемоданы, женщине с ребенком по силам лишь маленькая сумка.

 

 

Поднимаетесь по лестнице на второй этаж. Здесь все как и раньше. Вот тот самый класс, где ваша первая учительница когда-то поставила первую в вашей жизни оценку. Но теперь в коридоре стоят столы. Нет, это не выборы в исполком и не продажа путевок в санаторий. Хмурый человек, устало посмотрев на вас исподлобья, вручает вам предписание. Пять минут назад вы еще были свободны. Теперь вы не принадлежите себе и обязаны выполнять чьи-то приказы... Дальше?

 

 

Московский Государственный Университет 
Им.М.В.Ломоносова на Ленинских горах
Факты из истории строительства.

 

ДВОРЕЦ НАУКИ

Веб-версия презентации, подготовленной по 
заказу Музея МГУ им. М.В.Ломоносова. (2005 г.)

Не претендуя на полноту исторического исследования, скажу однако, что все изложенные факты были проверены по литературным источникам. Краткий список основных источников приводится в конце презентации. Остальные источники указываются по ходу повествования.




К 60-летию Великой Победы,
К 30-летию открытия памятника штурмовику ИЛ-2,
К 20-летию открытия Аллеи Славы!




Памятники нашего города - история и реальность
в воспоминаниях создателей и современников.


Аллея Славы, которую мы потеряли.
Фотографии 1980-х.


 

Изменчивой и своеобразной оказалась судьба скромного трехэтажного здания, так называемого "Домика на Волге", построенного в конце 50-х годов на обрывистом берегу в парковой зоне. Поначалу оно предназначалось для приема правительственной делегации во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С.Хрущевым, прибывшим в 1958 году на торжественное открытие Волжской гидроэлектростанции в Жигулях.

 



ДОМИК ГАГАРИНА

 

Через пару лет его назначение изменилось: с 1961 года в нем побывали шесть первых советских космонавтов: Ю. Гагарин Г.Титов, А.Николаев, А.Попович, В.Быковский, В.Терешкова. После возвращения на землю и приземления в саратовских степях, здесь они проходили медицинское обследование, краткий курс реабилитации и отдыхали. Вскоре с легкой руки журналистов домик стали называть более ласково - "Домик Гагарина".

 

 

"Песня о Щорсе" - Рассказ о памятных местах, связанных с именем легендарного красного командира в Самаре. Читать...>>>

 

 

Дважды снимали установленный в Пушкинском сквере г.Самары памятник Александру Сергеевичу Пушкину, но великий поэт каждый раз возвращался обратно, и каждый раз в новом обличье. Историю памятников Самары продолжает рассказывать Алексей Григорьевич Моргун. Читать...>>>

 



 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.