ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Исполнители

Выражение «Исполнители прошлых лет», это, в общем, такая же условность, как и фраза «старо как мир». Мир не может быть стар, он непрерывно меняется, так же и певцы, которых мы помним и любим, принадлежат и нашему времени.

 

Певцы | Фотоальбом

 

Доступны сведения о следующих исполнителях:

 

Георгий Андреевич Абрамов

АБРАМОВ Георгий Андреевич [30 III'(12 IV) 1903, Москва — 1 XI 1966, там же] — советский певец (баритон). Заслуженный артист РСФСР (1944). Член КПСС с 1939. В 1931 окончил Московский музыкальный техникум им. А. и Н. Рубинштейнов (класс пения А. Ф. Засядько). В 1931—1966 солист Всесоюзного радио и телевидения. Участвовал в оперных спектаклях радио. Партии: Степан («Женитьба» Мусоргского), Лепорелло («Каменный гость» Даргомыжского и «Дон Жуан» Моцарта), Сашка («Тихий Дон» Дзержинского), Кухарка («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева), Фигаро и Папагено («Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта) и др. Выступал как концертный певец, пропагандировал произведения советских авторов; первый исполнитель песен — «Дороги» Новикова, «Заветный камень» и «Одинокая гармонь» Мокроусова и др. Абрамову посвящена песня «Шумел сурово брянский лес» Каца.

В 1954—58 преподавал в Музыкально-педагогическом. институте им. Гнесиных. Гастролировал в Польше, Венгрии, Румынии, ГДР (1959).

Энциклопедическая справка

Литература:


Георгий Абрамов

Из записок солиста радио
Воспоминания певца


Б. Любимов

Статья «…Исполняет артист радиокомитета…»

(Журнал «Огонек» 1947, №1, стр. 37-39)

 

Г. А. Абрамов

Советская музыка, № 2, 1967 г.

 

 

 

Владимир Александрович Бунчиков

БУНЧИКОВ Владимир Александрович [р. 8(21) XI 1902, Екатеринослав, ныне Днепропетровск] — советcкий певец (лирический баритон). Заслуженный артист РСФСР (1944). В 1929 окон­чил Днепропетровский музыкальный техникум у О. Д. Тарловской, совершенствовался в Ленинградской художественной студии у В. И. Касторского. Дебютировал в 1929 в Рабочей опере Днепропетровска. С 1931 солист Московского Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко, где исполнил партии в ряде опер зарубежных и советских композиторов, в 1942—1967 — солист Всесоюзного радио. Первый исполнитель многих песен советских ком­позиторов, в т. ч. В. П. Соловьёва-Седого, М. И. Блантера, Б. А. Мокроусова. Широкой известностью поль­зовался дуэт В. А. Нечаева и В. А. Бунчикова.

Энциклопедическая справка


ВПЕРВЫЕ В СЕТИ
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ВЛАДИМИРА БУНЧИКОВА И ВЛАДИМИРА НЕЧАЕВА

 

 

 

 Георгий Павлович Виноградов

ВИНОГРАДОВ Георгий Павлович [3(16) XI 1908, Ка­зань — 11 XI 1980, Москва] — советский певец (лирический те­нор). В 1931 окончил Восточный музыкальный техникум в Казани по классу альта у А. А. Литвинова, в 1937 занимался в Татарской оперной студии при Московской консерватории у Н. Г. Райского, затем совершенствовался у М. Л. Льво­ва. С 1937 солист Всесоюзного радио, с 1941 — оркестра Наркомата обороны под руководством С. А. Чернецкого, с 1943 — Ансамбля песни и пляски Советской Армии, в 1951—1963 — Всероссийского. гастрольно-концертного объединения. Его репертуар включал произв. Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, П. И. Чайковского, русские народные песни, старинные ро­мансы. Первый исполнитель многих песен советских композиторов, в т. ч. «Школьного вальса» Дунаевского, песни «Хороши Весной в саду цветочки» Мокроусова. Принимал уча­стие в исполнении ряда опер на Радио: партии Паоло («Франческа да Римини» Рахманинова), Дона Оттавио («Дон Жуан»), Памино («Волшебная флейта»), Де Грие («Манон» Массне). Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса вокалистов (1939). С 1963 преподавал во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства.

Энциклопедическая справка

Литература:
 

Л. Яковлева

Георгий Павлович Виноградов

(Из книги «Певцы советской эстрады», Москва 1977)

 

 

 

Петр Тихонович Киричек

КИРИЧЕК Петр Тихонович. (1902-1968)

Певец (бас-баритон). Заслуженный артист РСФСР (1960). Окончил московскую консерваторию с отличием. Солист Большого театра, Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей.

Литература:
 

А. Новиков, засл. деятель искусств РСФСР

Из статьи «С песней по жизни шагая»

(Советская культура от 5 декабря 1958)

 

 

 

Леонид Герасимович Кострица

КОСТРИЦА Леонид Герасимович

03.02.1919, Киев - 05.11.1970, Ленинград

Заслуженный артист РСФСР (1956). Вырос в рабочей семье. В 1936 году окончил Музыкально-драматическую школу в Днепропетровске. Поступил в Витебский музыкально-драматический театр. В годы войны - солдат на Ленинградском фронте. В минуты отдыха выступал перед бойцами в окопах и землянках. После ранения был откомандирован в Армейский ансамбль песни и пляски, где выступал в качестве солиста. С 1943 года работал на Ленинградском радио. Исполнял песни И.Дзержинского "Земля", "Памяти павших" (слова А.Фатьянова), мотив песни "Белокрылые чайки" стал позывным к радиопередачам о моряках.

В 1946 году был удостоен звания лауреата и премии третьей степени на Втором Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Эта победа открыла дорогу на большую эстраду. Работал солистом Ленкоцерта. В числе первых советских эстрадных артистов выезжал в начале 50-х годов на гастрольные поездки за рубеж.

Литература:
 

Биографический очерк о жизни и творчестве певца,
подготовленный по материалам радиопередачи.

 

Из материалов:

ВТОРОЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС АРТИСТОВ ЭСТРАДЫ

«Советское искусство» 9 августа 1946 г.

 

 

 

Сергей Яковлевич Лемешев

ЛЕМЕШЕВ Сергей Яковлевич (1902—1977) — советский певец (лирический тенор). Народный артист СССР (1950). Член КПСС с 1948. В 1925 году окончил московскую консерваторию. Ученик Н. Г. Райского. С 1926 года  - солист Свердловского театра оперы и балета, в 1927-1929 годах – солист русской оперы при китайско-восточной железной дороге в Харбине, в 1929-1931 годах – солист Тбилисского театра оперы и балета. В 1931-1965 годах – солист Большого театра.

Лемешев. — крупнейший представитель советской вокальной школы. Среди партий: Ленский (один из лучших исполнителей), Фра-Дьяволо, Альфред; Сии Би У («Никита Вершинин» Кабалевского, первый исполнитель). Тонкий интерпретатор камерной вокальной лирики. Впервые в 1939 году исполнил все романсы П. Чайковского (цикл из пяти концертов) Исполнял также русские народные песни и старинные романсы. Выступал как оперный режиссер, среди постановок — «Вертер» (одновременно исполнитель главной партии, 1957, Москва). В 1959—1961 являлся художественным руководителем. Оперной студии при Московской консерватории. Снимался в кино. Автор книги «Путь к искусству» (М. 1974). Государственная премия СССР (1941).

Энциклопедическая справка

 

Литература:
 

В. Ситников.

Концерты советских артистов в Германии

«Советское искусство» 11 апреля 1947 года

 

"В преображенной Каменной степи" мы "встретим Вас по русским обычаям".

Номера газеты "Советское искусство" за первые месяцы 1950 года позволяют проследить цепь исторических событий, связанных с поистине фантастическим по сегодняшним меркам прецедентом: Артисты с мировыми именами взяли культурное шефство над колхозами Таловского района Воронежской области.

 

И. КУЗНЕЦОВА

НАРОДНЫЙ АРТИСТ

(Журнал "Советская музыка" 1962, № 7, стр.  95-103)

К 60-летию С.Я. Лемешева

 

Сергей Яковлевич Лемешев (некролог)

 

 

 

Владимир Александрович Нечаев

НЕЧАЕВ Владимир Александрович [15 (28) VII 1908, деревня. Новомалиново Орловской губ.— 11 IV 1969, Москва] — советский певец (тенор). Заслуженный артист РСФСР (1959). Участник художественной самодеятельности. В 1932—1935 артист Московского центрального театра рабочей молодёжи. Занимал­ся в Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского у А. В. Неждановой и М. И. Сахарова. С 1942 - солист Всесоюзного радио. Первый исполнитель ряда песен Б. А. Мокроусова (в т. ч. «Сормовская лирическая», «Костры горят далёкие»), В. П. Соловьёва-Седого («Где ж ты, мой сад», «Матросские ночи», «Услышь меня, хорошая»), М. И. Блантера («Моя любимая»), А. Г. Новикова («Далеко-далеко»), Г. С. Милютина («Ленинские горы») и др. В 1944—1969 выступал в дуэте с В. А. Бунчиковым. Этот ансамбль завоевал широкое признание.

Энциклопедическая справка


ВПЕРВЫЕ В СЕТИ
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ВЛАДИМИРА БУНЧИКОВА И ВЛАДИМИРА НЕЧАЕВА

 

 

 

Иван Михайлович Скобцов

СКОБЦОВ Иван Михайлович [родился. 15 (28) Х 1900, село Паньжа, ныне Пензенской обл.]— советский певец (баритон). Заслуженый артист Морд. АССР (1955). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). В 1920-1924 учился в Московской консерватории. В 1924 окончил Московскую консерваторию по классу пения у В. С. Тютюнника. С 1924 года - артист хора, с 1926—1953 солист Большого театра. Партии: Грязной, Каленик («Майская ночь»), Троекуров («Дубровский»), Бес («Черевички»), Сват («Русалка»), Дуда («Садко»), Скула («Князь Игорь»), Фигаро, Бартоло; Нагульнов («Поднятая целина» Дзержинского). Выступал в концертах с исполнением народных песен и романсов, в том числе на Радио. Гастролировал за рубежом.

Энциклопедическая справка

Литература:
 

Иван Михайлович Скобцов (некролог)

Советская культура, 26 ноября 1983

 

 

 

Иван Дмитриевич Шмелев

Известность пришла к Ивану Шмелеву в 1946 году, когда на втором Всесоюзном конкурсе артистов эстрады он получил вторую премию. Один из членов жюри, Евг. Кузнецов, метко назвал его тогда «певцом из стана рус­ских воинов». У Шмелева была своя тема — героика советского бойца, его мысли и чувства, его ненависть к врагу и любовь к Родине.

Недолгой, но яркой оказалась творческая биография Ивана Шмелева. К началу конкурса певцу исполнилось 34 года. Он родился в Воронеже, в семье рабочего-литейщика. Учась в ФЗУ, пел в хоре. А когда начал работать слесарем на паровозоремонтном заводе, стал участником распространенных в те годы агитансамблей «Синяя блуза». Синеблузники и посоветовали ему всерьез заняться пением.

Шмелев заканчивает Воронежский музыкальный техникум, а затем поступает в Московскую консерваторию в класс профессора Ксении Николаевны Дорлиак.

В годы учения он пел в Оперной студии и подрабатывал на эстраде — посетители столичного кинотеатра «Метрополь» слушали молодого певца, выступавшего с джазом в фойе перед вечерними сеансами. Репертуар солиста целиком состоял из «утесовских» песен.

Еще студентом Ивана Шмелева зачисляют в труппу Музыкального театра ; им. Вл. И. Немировича-Данченко. Но долго на оперных подмостках Шмелев не задержался: в 1940 году его призывают в армию и он становится солистом Ансамбля песни и пляски НКВД, художественным руководителем которого был известный кинорежиссер Сергей Юткевич. Песенно-танцевальные ревю, поставленные им здесь, отличались умелой театрализацией, эффектным декорационным оформлением, продуманным монтажом номеров. Молодой Шмелев стал в этих ревю одним из главных участников. А работа с С. И. Юткевичем, как и с мхатовцем М. Н. Тархановым, вахтанговцем Р. Н. Симоновым, помогавшими творческой деятельности ансамбля, научила его по-новому относиться к профес­сии певца, убедив, что сочетание в ней двух начал — вокального и артистиче­ского — должно быть обязательным.

Уже в конце войны и в первые послевоенные годы Шмелев пробует себя и в лирической танцевальной песне. Его мужественный баритональный тенор придавал сладковатым танго и бостонам особый характер, снимал с них налет приторности. Проникновенно и просто, очищенными от вычурности и придыханий, исполнял Шмелев с цфасмановским джазом завоевавшие мгновенный успех песни А. Цфасмана «Мне бесконечно жаль», «Я сегодня грущу» («Ты вновь вернулась»), «Золотой вечер», «Любовь, как песня» В. Кручинина, а также (тоже не без успеха) зарубежную танцевальную классику: «Снова один» И. Берлина, «Чем больше вижусь» Г. Уоррена, «Ты моя» Хенри и дру­гие. Лирический дар Шмелева нашел здесь свое воплощение.

Задушевной теплотой отмечены и песни главным образом гражданского звучания, исполненные певцом в конце 40-х — начале 50-х годов. Среди них произведения, которые получили признание слушателей именно в шмелевском прочтении: «Поезд идет все быстрей» Т. Хренникова — М. Светлова, «В предгорьях Алтая» Л. Бакалова — А. Жарова, «За фабричной заставой» М. Фрадкина — Е. Долматовского, «Где ж ты, утро раннее» Н. Богословского — А. Жарова и многие другие. Ранний уход певца из жизни оборвал его яркую певческую судьбу.

По материалам книги Г. А. Скороходова «Звезды советской эстрады»//Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986г.

Из материалов:

ВТОРОЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС АРТИСТОВ ЭСТРАДЫ

«Советское искусство» 9 августа 1946 г.



См. также фото исполнителей в фотоальбоме  >>>;


Полный каталог записей сайта "Виртуальная Фонотека" >>>
 


 

Певцы | Фотоальбом

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.