ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
Исполнители Выражение «Исполнители прошлых лет», это, в общем, такая же условность, как и фраза «старо как мир». Мир не может быть стар, он непрерывно меняется, так же и певцы, которых мы помним и любим, принадлежат и нашему времени.
|
Певцы | Фотоальбом
Доступны сведения о следующих исполнителях:
Георгий Андреевич Абрамов Георгий Андреевич Абрамов родился 30 марта (12 апреля) 1903 года в Москве в семье бывшего крестьянина Рязанской губернии. Знаменитый советский певец (низкий баритон) с тембрально плотным густым тягучим звуком голоса. Заслуженный артист РСФСР (1944 г.). С 1911 по 1915 год учился во Втором арбатском городском реальном училище, после успешного окончания которого (с 12 лет) работал помощником сапожника в мастерских кожевенных изделий. Далее в течение 10 лет (с 1918 по 1928 г.) числился слесарем-водопроводчиком в техническом отделе Московского университета. Как ни удивительно, именно эта должность открыла ему путь на сцену: Георгий начал участвовать в университетской самодеятельности, где его заметили и отправили учиться в Музыкальный техникум имени братьев Рубинштейнов (позднее Музыкальное училище при Московской консерватории) в класс Александра Засядько. Получив диплом, Абрамов приходит на прослушивание в оперную труппу Всесоюзного радио. Здесь мастер проработает до конца карьеры, будет петь главные роли в радиопостановках опер, исполнять камерную вокальную лирику (в том числе циклы Шуберта «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха»), станет первым исполнителем многих советских хитов. С 1931 по 1966 год он – штатный солист Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Участвует в оперных постановках ВР. Партии: Степан («Женитьба»), Лотарио («Миньон»), Лепорелло («Каменный гость» и «Дон Жуан»), Сашка («Тихий Дон»), Калхас («Прекрасная Елена»), Кухарка («Любовь к трем апельсинам»), Фигаро («Свадьба Фигаро») и Папагено («Волшебная флейта»). Пел в «Октябре» и «Фиделио». С особенной теплотой вспоминал о работе над моцартовским репертуаром (середина 1930-х) под управлением венгерского дирижера Георга Себастьяна и его ассистента Курта Зандерлинга (впоследствии дирижер Ленинградской филармонии). Себастьян, получивший образование в Европе, не раз посещавший Зальцбургские фестивали, поставил с артистами радио «Похищение из сераля», «Свадьбу Фигаро» и «Дон Жуана». Абрамов участвовал во всех трех спектаклях. Он писал: «Моцартовский период на радио – золотые дни. Этого времени забыть нельзя». В 1937 году Себастьян был вынужден уехать из СССР, но оперы Моцарта надолго остались в репертуаре радийной труппы. Именно с Моцартом Георгий Андреевич вместе с другими солистами трижды приезжал в Ленинградскую филармонию. С коллективом ВР артисты продолжили давать «Дон Жуана» – в апреле 1939-го под управлением Александра Гаука, в январе 1940-го – Николая Рабиновича. Абрамов также сотрудничал с дирижерами Александром Орловым, Николаем Головановым, Онисимом Броном, Самуилом Самосудом, Евгением Светлановым, Оскаром Фридом. Во время войны в период прорыва блокады с группой товарищей был с шефскими концертами в Ленинграде, выступал в составе фронтовой бригады во время боев под Москвой, за что был награжден медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы». С самого начала творческой дороги много работал над советской песней с композиторами Исааком Дунаевским, Дмитрием Кабалевским, Александром Александровым, Юрием Шапориным, Сергеем Прокофьевым, Анатолием Новиковым, Борисом Мокроусовым, Сигизмундом Кацем, Серафимом Туликовым, Юрием Слоновым, Оскаром Фельцманом, Борисом Терентьевым, Василием Соловьевым-Седым. Большая идейная дружба связывала Георгия с поэтами-песенниками Алексеем Фатьяновым, Львом Ошаниным, Владимиром Харитоновым, с эстрадно-симфоническим оркестром радио под управлением дирижеров Александра Цфасмана, Виктора Кнушевицкого, Григория Столярова и Юрия Силантьева. Первым исполнил популярные хиты: «Гимн демократической молодежи мира», «Шумел сурово брянский лес», «Заветный камень», «Возвращение», «Одинокая гармонь», «Хороши весной в саду цветочки» и др. Во время службы на радио стал обладателем премии «за вокальные достижения» имени Леонида Собинова, неоднократно получал награды (почетный диплом Всесоюзного конкурса вокалистов, 1939 г., премия в ознаменование 15-летия советского радиовещания). Отмечен значком «Почетный радист» (1950 г). В процессе работы на телевидении снялся в телевизионных фильмах, поставленных по операм Сергея Прокофьева «Игрок» и Джакомо Пуччини «Джанни Скикки» («Как Джанни попал в ад», 1956 г.). Также выступал перед живой публикой на эстраде, гастролируя по городам СССР и за рубежом (в ГДР, Польше, Венгрии, Румынии). Много ездил в турне по стране (на строительство Братской ГЭС, железной дороги Абакан - Тайшет и т.д.). Вел большую общественную работу. С 1939 по 1946 г. как член КПСС (с 1939 г.) был депутатом Свердловского райисполкома, неоднократно выбирался председателем избирательных комиссий, участвовал в шефской работе с воинами Советской армии. Являлся членом президиума Всероссийского театрального общества (ВТО). За время радиокарьеры занимался с молодыми солистами ВР педагогической деятельностью в качестве режиссера и преподавал сольное пение в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в 1954—58 гг. Скончался артист 1 ноября 1966 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (43 участок). Композиторами-авторами Сигизмундом Кацем и Борисом Мокроусовым были посвящены две выдающиеся песни («Шумел сурово брянский лес» и «Одинокая гармонь») их первому и лучшему исполнителю, маэстро Георгию Андреевичу Абрамову. Литература:
Из записок солиста радио
Статья «…Исполняет артист радиокомитета…» (Журнал «Огонек» 1947, №1, стр. 37-39)
Советская музыка, № 2, 1967 г.
Владимир Александрович Бунчиков Владимир Александрович Бунчиков родился 8 (21) ноября 1902 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровске, Днепре) в семье портного. Знаменитый советский певец (баритон), имевший красивого тембра узнаваемый тремолирующий голос, ровно окрашенный на протяжении всего диапазона. Заслуженный артист РСФСР (1944 г.). Когда мальчику было семь лет, семья переехала к родственникам в Крым, откуда (в 1912 году) братья, сестра и отец эмигрировали в Аргентину. Мать с младшими детьми вернулась в Екатеринослав. Там дядя Семен Каломенский – артист местного театра - начал приобщать племянника к культуре. С 1914 года Володя работал у него помощником сцены, там его пение впервые заметила гастролирующая труппа артистов Русской оперетты, они же (артисты) посоветовали ему в дальнейшем заняться обучением музыке. В 1919 году Бунчиков вновь возвращается в Симферополь, где поступает на телефонную станцию линейным рабочим, а вечером подрабатывает в театре, в школе при котором начинает получать уроки вокала, затем берет уроки в музыкальной школе, где, кроме пения, изучает музыкальную грамоту, солирует в хоре. В 1923 году оставшаяся часть семьи (младший брат и мать) переезжает в Аргентину, и юноша остается один, но несмотря на это в 1924 году дебютирует как актер в Симферопольском театре драмы в спектакле «Мещанин во дворянстве» в роли пастушка (пел пастораль). В начале 1925-го призывается в ряды Вооруженных сил СССР в школу связи 7 стрелкового корпуса. В роте он организовал отделение коллектива «Синие блузы», где новобранцы репетировали строевые и бытовые песни и даже готовили водевили. С разрешения начальника школы связи Александра Калягина, будучи курсантом, Владимир параллельно со службой в рядах ВС поступил в Днепропетровский музыкальный техникум на отделение сольного пения, где учился у Ольги Дмитриевны Тарловской. Уже студентом работал в ГОМЭЦе, участвовал в гастрольных поездках по городам Украины, где исполнял романсы, арии из опер, русские песни. На одном из заводов, где был хороший клуб, организовалась рабочая опера, в которой будущий мастер исполнил партию Томского из «Пиковой дамы». В это же время принимал участие в квартете «Сибирские бродяги». В 1928 году окончил техникум с партией Евгения Онегина из одноименной оперы и Мизгиря из «Снегурочки». После совершенствовался в Ленинградской художественной студии у Владимира Ивановича Касторского, параллельно выступал в Ленинградской эстраде. При студии организовал концертную группу, которая давала представления во время перерывов на заводах и фабриках. При Доме искусств в только что открывшейся оперной студии посещал занятия по технике речи и пластике, там же в концертном варианте исполнил заключительную сцену из «Евгения Онегина». В 1930-м подготовил партию свата из «Русалки» и одноактную оперу «Плащ». С февраля 1931 года выступал в составе выездных концертных бригад в колхозы. С 1931-го поступил на службу в Московский Музыкальный театр им. Вл.И. Немировича-Данченко, где сыграл роли в ряде опер зарубежных и советских авторов: Данкайро («Кармен»), полицейского («Джонни наигрывает»), писца Гранта («Перикола»), глашатая («Корневильские колокола») Шарплеса («Чио-Чио-Сан»), квартального и работника с мельницы («Катерина Измайлова»), Жермона («Травиата»), Митьки Коршунова («Тихий Дон»), тореадора («Кармен»), Нахмана («Семья»). Вечерами после спектаклей вместе с Дмитрием Камерницким, Александром Художниковым, Сергеем Цениным, Иваном Добролюбовым, Захаром Эфросом, Георгием Дойниковым репетировал в камерной вокальной группе «Джаз-гол» (голосовой джаз) под художественным руководством Владимира Канделаки. Репертуар коллектива состоял из популярных песен советских композиторов: Исаака Дунаевского, Александра Цфасмана, Матвея Блантера. Исполнялись даже куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» в забавном сочетании с солдатской песней «Соловей, соловей, пташечка». Благодаря мастерству импровизации одна и та же пьеса в каждом случае подавалась по-разному. В это же время дебютировал в главной партии Риголетто в одноименной опере на сцене студенческого театра ГИТИСа. В 1942—1967 годах В.А. Бунчиков на работе на Всесоюзном радио. Записывался на грампластинки с эстрадным оркестром Александра Цфасмана, Виктора Кнушевицкого, Ансамблем песни Всесоюзного радио под управлением Бориса Александрова. Исполнил роль комиссара в опере Дмитрия Кабалевского «Под Москвой», роль комиссара в опере Вано Мурадели «Чрезвычайный комиссар», партию Ренато в опере Верди «Бал-маскарад», тени Вергилия во «Франческе да Римини» Рахманинова. Также пел оперетту («Сюркуф») и много советской песни. Выезжал в составе концертных бригад на фронты. Его репертуар составляли такие хиты советских композиторов, как «Летят перелётные птицы» и «Грустные ивы» Матвея Блантера, «Песня о фонарике» Дмитрия Шостаковича, «Лирический вальс», «Прощайте, скалистые горы» Евгения Жарковского, «Белокрылые чайки» Давида Прицкера, «Вернулся я на родину» Марка Фрадкина, «Марш энтузиастов» Исаака Дунаевского. Многие песни артист воплощал вместе с лирическим тенором Владимиром Нечаевым, с которым познакомился в годы Великой Отечественной войны. В интерпретации дуэта, проработавшего на эстраде четверть века, звучали такие популярные шлягеры, как «Москва майская», «Праздничная» братьев Покрассов, «Вечер на рейде», «Казачья прощальная» и «Давно мы дома не были» Василия Соловьёва-Седого, «Мы люди большого полёта» и «Вологда» Бориса Мокроусова, «Дождик» и «Ты да я, да мы с тобой» Никиты Богословского, «Прощайте, скалистые горы» Евгения Жарковского и др. Голоса артистов удачно сочетались по тембру, партнерство было интересным из-за разных манер вокализации. Взрывной, яркий и холерический Бунчиков дополнял более спокойного, лиричного, мягкого и проникновенного Нечаева. Выступая в творческом альянсе, певцы в то же время записали ряд соло (например, «Услышь меня, хорошая», «Размечтался солдат молодой»), как бы конкурируя друг с другом, давая различные варианты одного и того же музыкального материала. Исполнителей связывала большая личная дружба, которая оборвалась со скоропостижной смертью Владимира Нечаева в 1969 году. Работу на радио В.А. Бунчиков успешно совмещал с гастрольной жизнью, выступая по многим городам и весям СССР (в Харькове, Сталино, Ленинграде, Днепропетровске, Сибири, на Кузбассе, на Урале), а также за рубежом (в Венгрии, Германии, Австрии, Польше). Умер Владимир Александрович в Москве 17 марта 1995 года в достойном возрасте, оставив большое музыкальное наследие. Похоронен на 21-м участке Головинского кладбища. На надгробии маэстро выгравированы строки из песни «Летят перелетные птицы»: «А я остаюся с тобою, родная моя сторона» …
Георгий Павлович Виноградов Георгий Павлович Виноградов родился 3 (16) ноября в Казани в семье довольно властного человека, настоявшего на том, чтобы все его дети выступали в церковном хоре ради заработка на поддержку дома, так мастер пришел в музыку. Советский камерный и эстрадный певец (лирический тенор) с раритетным по тембру, инструментально-полетным, кантиленным по характеру звучания голосом, экспрессивно выраженным в головном регистре, с гибкой вокализацией и широким диапазоном. Заслуженный артист РСФСР (1949 г.). К искусству пения приобщился довольно рано на клиросе в Богоявленском и Петропавловском соборах столицы Татарстана, там же приобрел нотную грамоту и основы акапельного исполнения. Последующее за этим пребывание в школе первой ступени привело к попаданию в Клуб самодеятельности железнодорожников, где он начал обучаться игре на скрипке. Рано осиротев, был вынужден оставить школу и поступить на телеграфно-эксплуатационные курсы, по окончании которых трудился телеграфистом на станции Казань. Весной 1931 года Георгий включается в четвертый курс рабфака и одновременно становится вольным слушателем Восточного музыкального техникума в Казани, где практикуется у профессора по классу струнных (сперва на скрипке, после на альте) народного артиста СССР Александра Литвинова. По окончании рабфака Виноградов направляется в Москву для учебы в Военной академии связи. Это время и совпадает с началом его увлечения пением. Еще не избрав его своей профессией, он неоднократно занимает первые места и получает первые премии на городских смотрах и олимпиадах вокалистов. Встреча с профессором консерватории Назарием Райским определила его дальнейший жизненный путь. Молодой студент подает рапорт об увольнении из академии и с 1937 года занимается в Татарской оперной студии при Московской консерватории у Назария Райского, затем совершенствуется у Михаила Львова-Мытника. С этого же года становится солистом Всесоюзного радио. Тогда же Львов предложил новичку попробовать силы на Первом всесоюзном конкурсе вокалистов, лауреатом которого тот стал в январе 1939 года. Композитор Вано Мурадели в «Вечерней Москве»: «Последний тур конкурса начался… выступлением солиста Всесоюзного радиокомитета Г.П. Виноградова. Этот молодой певец наделен многими прекрасными качествами. Прежде всего, это умный певец, знающий хорошо свои вокальные ресурсы и никогда не пытающийся перейти пределы своих возможностей... Он всегда верен художественному чутью, не форсирует звук, не сгущает его. Вторая черта его дарования — тонкое понимание им исполняемого произведения и большое разнообразие оттенков. Виноградов — певец несомненно камерного плана». С этого года Георгий Павлович — солист Государственного джаза СССР под управлением Виктора Кнушевицкого. В его исполнении звучат романсы, классические, лирические, танцевальные песни. Чрезвычайно популярны танго Ефима Розенфельда «Люблю» и «Счастье мое», выпущенные большим тиражом на грампластинках. С ними он весьма востребовано выступает в лучших ресторанах Москвы, демонстрирует музыкальные новинки. В июне 1941 года по призыву военкомата был мобилизован весь Госджаз, который влился как фронтовая бригада в ООПОНКО (отдельный образцово-показательный оркестр Наркомата обороны), руководителем которого являлся Семен Александрович Чернецкий. Солистом этого нового коллектива стал Георгий Виноградов и прослужил там в течение двух с половиной лет. Это было время тяжелейших боев и тяжелейших гастролей на Западном, Белорусском, Волховском, Брянском фронтах, концертов в осажденном Ленинграде. В последние годы ВОВ и в первые послевоенные творческая жизнь Георгия Павловича тесно связана с коллективом Краснознаменного ансамбля песни и пляски, куда он был переведен в 1943 году, с которым объездил всю страну и Европу. Бывал в турне с сольными программами в Иране, Финляндии, Чехословакии, Берлине. И почти из каждой страны — сувенир: альбом пластинок с записями романсов, арий из опер, песен в его исполнении. В 1951—1963 годах — солист Всероссийского гастрольно-концертного объединения, параллельно проводит большую и плодотворную работу на радио и фабрике звукозаписи. Его репертуар включает произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, М.П. Мусорского, А.С. Даргомыжского, Ю.А. Шапорина, С.В. Рахманинова, русские народные, игривые, шуточные песни, старинные романсы. Цикл пьес Франца Шуберта «Прекрасная мельничиха» артист выучил наизусть за одну неделю. Исполнил роль парубка из оперы Модеста Мусоргского «Сорочинская ярмарка». Принял участие в записи ряда оперных партий на радио: Паоло («Франческа да Римини»), Дона Оттавио («Дон Жуан»), Тамино («Волшебная флейта»), Вильгельма («Миньон»), Филемона («Филемон и Бавкида»), Де Грие («Манон»). Тактичным партнером, чувствующим полифоническую ткань произведения, проявляет себя мастер и в дуэтах. Одним из его «соучастников» стал солист Большого театра заслуженный артист республики Андрей Иванов, исполнивший в паре a capella романс Михаила Глинки «Светит солнышко». Народная артистка Советского Союза Валерия Барсова, с которой Виноградова связывала творческая дружбы, пригласила его в качестве напарника для записи дуэтов из оперы Шарля Гуно «Ромео и Джульетта» и дуэта Ромео и Джульетты Петра Чайковского «То не соловей…». «Для меня, — вспоминал артист, — Валерия Владимировна была не только великолепным партнером, замечательным другом, но и прекрасным педагогом. У нее я учился профессионализму, полной самоотдаче в работе, настойчивости и неудовлетворенности». Также маэстро оставил нам записи с баритонами Георгием Абрамовым, Петром Киричеком, басом Михаилом Михайловым. Манера его пения — строгая, сдержанная, часто суровая, мечтательная или меланхоличная весьма подходила для исполнения русских романсов грустной и элегической тематики, среди них есть и малоизвестные произведения Аренского, Ляпунова, популярные старинные и цыганские мотивы. Русская классика, зарубежная классика... Но всегда рядом с ней в репертуаре Виноградова любимый демократичный жанр — советская песня. В 1976 году на вопрос корреспондента газеты «Московский комсомолец» «Кто Вам был особенно близок из композиторов?», Георгий Павлович ответил: «Блантер, Богословский, Мокроусов, Молчанов. В годы войны и позже нас связывала большая творческая дружба. Мне довелось быть первым исполнителем таких их песен, как «В лесу прифронтовом», «Хороши весной в саду цветочки», «Где ты, утро раннее?». Всегда любил работать с И.О. Дунаевским. «Школьный вальс» — одна из последних наших совместных работ». Широко известны записи Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской армии под руководством Александра Александрова (после его кончины в 1946 году под руководством Бориса Александрова) «Пшеница золотая», «Соловьи», «Степи бесконечные», в которых солирует наш герой. С 1963 года Георгий Павлович на преподавательской деятельности в Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Среди его выпускников известные артисты: Валерий Леонтьев, Геннадий Каменный и Ксения Георгиади. Г.П. Виноградов умер в Москве 11-го ноября 1980 года, похоронен в закрытом колумбарии Ваганьковского кладбища (секция №16). О мастере вспоминает бывший член Военного совета Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Николай Константинович Смирнов: «В день приезда в Хельсинки выступал ансамбль песни и пляски Красной армии… Но вот на сцену вышел артист Виноградов. Он запел популярную тогда песенку «Темная ночь». Зал замер: ни кашля, ни вздоха, казалось, слышно было биение взволнованных сердец рядом сидящих людей. Когда Виноградов закончил петь, воцарилась на несколько мгновений тишина. Ее вдруг прервали рыдания женщин, а потом, заглушая их, раздалась восторженная овация всего зала. Она длилась несколько минут. После концерта вышел на сцену, кажется, финский министр просвещения, чтобы поблагодарить участников концерта. Я не помню содержания всей его речи, но хорошо запомнил смысл и, пожалуй, дословное содержание последних его слов: «Вы победили нас в этой войне силой своего оружия, а сегодня вы, русские, победили нас силой своей культуры».
Литература: Л. Яковлева (Из книги «Певцы советской эстрады», Москва 1977)
Петр Тихонович Киричек Петр Тихонович Киричек родился 22 ноября (3 декабря), по другим данным 3 (16) сентября 1902 года в крестьянской семье в селе Пушкаревка Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии, ныне Днепропетровская область. Ярчайший советский певец (бас-баритон), обладатель сильного голоса бархатистого тембра с выразительной певческой манерой и высокой культурой подачи материала. Его исполнение отличалось редким гармоничным сочетанием мужественности и лиризма в трактовке музыкальных произведений. Заслуженный артист РСФСР (1960 г.), лауреат 3-й премии Первого всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933 г.). С 1920 года работал переписчиком в штабе батальона особого назначения Красной армии, в 1924-1925 гг. – счетоводом лесного хозяйства села Лапичи Бобруйского округа (ныне Осиповический район Могилевской области). В 1925-1927 гг. трудился слесарем на заводе в Днепропетровске, где участвовал в любительских концертах, в это же время заочно обучался в Днепропетровском музыкальном техникуме (1925-1928 гг.), откуда в 1929 году был направлен на получение образования в Московской консерватории в классе вокала профессора Ксении Дорлиак, которое завершил с отличием в 1934 году. В годы студенчества выступал в концертах Московской филармонии, исполняя классические арии и романсы под аккомпанемент супруги пианистки Марии Гринберг. В 1935-м был принят солистом в труппу ГАБТа СССР, где сыграл следующие партии: Тимофея Дамаскова и Нагульнова («Поднятая целина»), Маркиза («Травиата), Евгения Листницкого («Тихий Дон»), графа Альмавивы («Свадьба Фигаро»), князя Игоря (одноименная опера Александра Бородина), гонца («Сказка о царе Салтане»). С 1935 года руководил культурно-шефской работой театра в частях Красной армии и МФ. В годы Великой Отечественной выступал на заводах, в полевых лагерях и на кораблях, дав при этом около 1500 концертов (в 1945-м получил звание «Почетный моряк Тихоокеанского флота»). После ухода из БТ стал солистом Московской филармонии, записывался на радио, регулярно сотрудничая с Оркестром народных инструментов имени Н.П. Осипова; выезжал с концертами в целинные районы. Композитор Анатолий Новиков вспоминал о нем так: «Он меньше всего интересуется условиями, в которых придется петь». В 1940-1950-х в составе творческих групп гастролировал в Болгарии, Польше, Чехословакии, ГДР, Румынии, Югославии. Значимое место в его репертуаре занимали народные песни, старинные и городские романсы. Но все же огромную популярность он приобрел как интерпретатор именно советской песни: лирической и патриотической. У многих хитов является первым и единственным исполнителем. Среди произведений: «Прощайте, скалистые горы», «Колокольчики звенят», «Вернулся я на родину», «До свиданья, города и хаты», «Лизавета», «Сормовская лирическая», «Песня о чекистах», «Марш советских танкистов», «Физкультурная боевая песня», «Гимн международного союза студентов», «В коммунизм великий Сталин нас ведет», «Нашим братьям», «В путь-дорожку дальнюю», «Под луной золотой», «Наш тост», «Песня о столице». Особенно торжественно и трогательно из его уст прозвучала эпохальная «Орленок», став его личным мастерским кредо. Обладая киногеничной внешностью, снимался в фильме «Гибель «Орла» в роли поющего моряка, а также в роли весельчака-матроса в конце картины «Морской ястреб». Скончался Петр Тихонович 22 января 1968 года в Москве, покоится в колумбарии Введенского кладбища. «Петр Киричек — певец-трибун, певец-боец», -— писала о нем газета «Советская культура» в1958 году.
Литература: А. Новиков, засл. деятель искусств РСФСР Из статьи «С песней по жизни шагая» «Советская культура», 5 декабря 1958 г.
Леонид Герасимович Кострица Леонид Герасимович Кострица родился 3 февраля 1919 года в рабочей семье на заводской окраине Киева. Советский эстрадный певец, обладающий изумительным по красоте, богатым «сверкающими» обертонами тембром баритоном. Заслуженный артист РСФСР (1956 г.). Украинская природа и украинская песня – самые яркие впечатления детских лет Леонида, хотя именно тогда он не помышлял о карьере артиста: «Моя любовь к музыке, к песне была для меня тем естественным, повседневным, что скрашивало быт в бедной семье. И не с этим я связывал свои надежды. Матери моей хотелось, чтобы я стал паровозным машинистом и по окончании семилетки я поступил в фабрично-заводское училище. Из фабзавуча меня направили на учебу на рабфак. Мысль посвятить себя искусству пришла позднее». Жизнь в Киеве, недавней и культурной столице республики, посещение спектаклей и концертов, прослушивание радиопередач открыли для юноши в том числе эстетику современной песни, вот почему на заводе он пришел в самодеятельность, где с первых выступлений обратил на себя внимание незаурядной артистичностью, и коллеги ту же посоветовали ему прицельно заняться музыкальным образованием. Узнав об открытии в Днепропетровске школы по подготовке актеров музыкально-драматических театров, Леонид подал заявление о приеме. В 1936-м он оканчивает ее и поступает в Витебский музыкально-драматический театр, где служит артистом в течение трех лет – началась жизнь, связанная с искусством. С первых дней войны Леонид Кострица – солдат-пехотинец одного из полков Ленинградского фронта – в минуты отдыха от сражений выступает перед бойцами в окопах и землянках. После ранения откомандировывается в Армейский ансамбль песни и пляски, где сразу становится солистом. Совместные выступления коллектива с оркестром Балтийского флота явились для молодого исполнителя большой и серьезной школой. В этот период у него сложилась крепкая творческая коллегия с ленинградскими композиторами и поэтами. Летом 1943 года, после показа ансамбля товарищу Жданову, группа артистов была демобилизована «для художественного обслуживания населения Ленинграда», с этого времени Кострица работает на Ленинградском радио, где активно пропагандирует жанр советской песни, исполняя такие знаковые вещи, как реквием «Памяти павших» Ивана Дзержинского (текст Алексея Фатьянова), его же «Землю», а мотив «Белокрылых чаек» стал позывным к радиопередачам о моряках. С окончанием Великой Отечественной Леонид Герасимович поступает в Ленинградскую государственную эстраду (Ленконцерт), там под руководством Ефима Альтуса готовится ко Второму всесоюзном конкурсу артистов эстрады (1946 г.), на котором получает третью премию и звание лауреата (первая по политическим соображениям не присуждалась). Этот успех открыл дорогу на большую всесоюзную сцену. Многие из песен, исполненных маэстро на конкурсе, прочно вошли в его постоянный репертуар. В том же 1946 году выходит одна из его первых пластинок – хит «Мы, друзья, - перелетные птицы», который он записал с джаз-оркестром Александра Цфасмана. В дальнейшем он сотрудничал преимущественно со студией «Артель «Пластмасс» и оркестрами под управлением Николая Минха, Михаила Ветрова, Анатолия Бадхена. В 1950-е годы диски с его участием выпускаются огромными тиражами, артист много гастролирует по стране, посещает Прибалтику, Кавказ, Сибирь, Урал, Украину, Среднюю Азию, Дальний Восток, одним из первых выезжает в зарубежные турне в Китай, Монголию, Венгрию, Чехословакию, Румынию, Польшу, Финляндию, горячо пропагандируя советские хиты. Наиболее известные из них: «Мама» Никиты Богословского, «Белокрылые чайки» Давида Прицкера, «Вернулся я на Родину» Марка Фрадкина, «Потерял покой» Ивана Дзержинского, «Буду ждать тебя» Бориса Мокроусова, «Воспоминание» Исаака Дунаевского и другие. В 1954 году выходит его долгоиграющая пластинка «Концерт Леонида Кострицы», которая также издается огромными тиражами. Леонид Кострица известен как первый исполнитель многих, ставших популярными, песен советских композиторов: вокального цикла Ивана Дзержинского «Новое село», шлягеров Исаака Дунаевского, Георгия Носова, Давида Прицкера, шедевров Никиты Богословского, Бориса Мокроусова, Василия Соловьева-Седого. Скончался мастер 5 ноября 1970 года в Ленинграде, похоронен на кладбище Памяти жертв 9-го января. «Для меня исполнение каждой новой песни – дело важное, ответственное. К исполнению каждой новой песни я готовлюсь, как к премьере. Ведь песню не только нужно спеть, ее нужно сыграть… И нет большего счастья для создателя и исполнителя песни, чем то, когда ее подхватывает и поет народ. Сколько раз, исполняя ту или иную песню, чувствуешь, что она нашла горячий отклик в широких массах, и это лучшая награда певцу».
Литература:
Биографический очерк о жизни и творчестве певца,
Из материалов: ВТОРОЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС АРТИСТОВ ЭСТРАДЫ«Советское искусство» 9 августа 1946 г.
Сергей Яковлевич Лемешев Сергей Яковлевич Лемешев родился 27 июня (10 июля) 1902 года в селе Старое Князево Тверской губернии в бедной крестьянской семье (У обоих родителей — Якова Лемешева и Акулины Шкаликовой — были красивые, звучные голоса. Мать пела на клиросе и считалась лучшей исполнительницей в деревне). Великий советский оперный певец (лирический тенор). Обладатель золотого голоса русской оперы с сладковатым проникновенным окрасом и довольно выраженной для такого тембра силой и глубиной звучания на протяжении всего диапазона. Народный артист СССР (1950 г.), лауреат Сталинской премии II степени (1941 г.), член КПСС (с 1948 г.) С отличием окончил в родном селе начальную четырехклассную школу, в 1914-м церковно-приходскую школу и отправился к дяде в Петербург (так как рано потерял отца (в возрасте 9 лет), скончавшегося от чахотки) обучаться сапожному делу. На первую зарплату подмастерья купил пластинки с ариями из опер и по ним самостоятельно обучался пению. Но с началом Октябрьской революции вернулся домой и поступил с братом Алексеем в местную художественно-ремесленную школу, где начал выступать в самодеятельных спектаклях и концертах, и где его талант заметила жена директора (и основателя) Николая Квашнина Евгения, выпускница Саратовской консерватории, и начала давать ему первые уроки музыки и нотной грамоты, позже вокала и языков. В театральном зале дома Квашнина будущий мастер впервые публично выступил в роли молодого цыгана, который на фоне табора пел «Песню цыганки» П.И. Чайковского и «Мой костер в тумане светит». Зимой 1919 года юный Сережа пешком отправился в Тверь, так хотел выступать в Центральном городском клубе самодеятельности. Руководитель клуба Николай Сидельников прослушал весь репертуар молодого исполнителя: русские песни, арии Ленского, Надира и Левко и допустил к концерту – «стихийного» артиста долго не отпускали со сцены. Через полгода он вернулся в Тверь, но уже для того, чтобы поступить в кавалерийское училище, где стал первым запевалой в строю курсантов. Параллельно полтора года был слушателем в музыкальной школе у Николая Сидельникова — за это время они стали близкими друзьями – с ним и подготовился к поступлению в alma mater. Частные уроки у Сидельникова-старшего певец брал даже когда стал знаменит. В 1921 году Лемешева из КУ отправили с командировочным предписанием в Московскую консерваторию обучаться музыке и пению, где его принял в свой класс Назарий Капитонов (Райский). Именно Райский развивал с будущим мастером сценические способности, подготовил самую знаменитую партию Владимира Ленского и нацелил на мир русского романса (Впоследствии Сергей Яковлевич с гордостью утверждал, что исполнил в своей творческой судьбе все 100 романсов Чайковского, не считая произведений других российских классиков). С.Я. Лемешев занимался не только в основном классе, где развивал технику, но брал уроки у других педагогов: супругов Соколовых, Надежды Кардян, Людмилы Звягиной. Своим вторым университетом певец считал Большой театр. Там он услышал выступление Федора Шаляпина и Леонида Собинова, которого особенно почитал. Первый сольный концерт артиста прошел в 1924 году на сцене Российского института театрального искусства. За него он получил внушительный по тому времени гонорар — 175 рублей, на который построил для матери и брата новую избу. С 1925 года пел в Оперной студии Большого театра под руководством Константина Станиславского (ныне Московский музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), где исполнял партию Ленского, подготовленную с самим великим мастером. В том же 1925-м окончил консерваторию, на выпускном экзамене сыграв роли Водемона («Иоланта») и Ленского. И в 1926-м дебютировал на профессиональной сцене в Свердловском театре оперы и балета. Директор обещал молодому актеру главные спектакли, и Сергей Лемешев согласился. В Свердловске он проработал около года в партиях Фауста («Фауст»), Ленского («Евгений Онегин»), Альфреда («Травиата»), Рудольфа («Богема»), графа Альмавивы («Севильский цирюльник») – и встретил ошеломляющий успех. Затем два сезона солировал в Русской опере в Харбине, а в 1929–1931 годах в Тифлисском (Тбилисском) театре оперы и балета. Здесь его услышал оперный певец Александр Пирогов и посоветовал попробовать свои силы в Большом театре. В 1931 году по рекомендации Райского поступил на службу в Большой театр Союза ССР, где дебютировал в партиях царя Берендея («Снегурочка», заранее, еще в Тбилиси, подготовил с режиссером и педагогом БТ Владимиром Лосским), Джеральда («Лакме») и Ленского («Евгений Онегин») и вместе с Иваном Козловским оставался там ведущим тенором вплоть до 1957 года, периодически продолжал выступать до 1965-го. Здесь на прославленной сцене маэстро за четверть века исполнил огромное количество ролей из русской и западноевропейской классики. Среди них были исполняемые им прежде: Фауст, Левко («Майская ночь»), Герцог («Риголетто»), Герман («Пиковая дама»), Альфред («Травиата») и др. И новые в его репертуаре: Дубровский («Дубровский»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Звездочет («Золотой петушок»), Филиппетто («Четыре деспота»). В операх советских композиторов оказался гораздо менее востребован – выходил в партиях Син Би-у («Никита Вершинин») и Джемала («Великая дружба»). Неожиданно для многих его комедийный дар раскрылся в партиях графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» и Фра-Дьяволо из одноименной оперы Обера, поповича Афанасия Ивановича в «Сорочинской ярмарке» Мусоргского. И всего и всюду его уникальный Ленский, с которым шел рядом всю жизнь. В 1939 году певец сыграл роль шофера Пети Говоркова и поэта Владимира Ленского в киноленте «Музыкальная история». Несмотря на успех картины, маэстро как драматический артист на экране больше не появлялся, объясняя это так: «На экране — не в театре, здесь ничего не исправишь». С началом Великой Отечественной войны основной состав Большого театра был эвакуирован в Куйбышев, однако Лемешев, Сергей Обухов, Елена Катульская и Елена Степанова остались в столице. Театр работал даже во время налетов. Пока на сцене Ленский стрелялся с Онегиным, в небе разворачивалась своя дуэль между советскими пилотами и немецкими бомбардировщиками. Генерал Иван Журавлев говорил Сергею Яковлевичу: «Как это хорошо, что вы остались! Сейчас так важно, чтобы Большой театр работал. Ведь это символ нашего города. Символ непобедимости». В октябре 1941-го артист сильно простудился и перенес воспаление легких. Болезнь прогрессировала, поэтому врачам пришлось отключить правое легкое. Сергею Яковлевичу больше нельзя было петь, однако он упорно разрабатывал голос и со временем возвратился на сцену. Тонкий интерпретатор камерной вокальной лирики. Сделал большой фонд русских (П.И. Чайковский цикл из пяти концертов; М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, П.П. Булахов, А.Е. Варламов, А.Т. Гречанинов, А.Л. Гурилев, А.С. Даргомыжский, М.Л. Яковлев) и зарубежных композиторов. В 1947 году гастролировал в Берлинской государственной опере с любимой ролью в «Евгении Онегине». Много выступал и как эстрадный певец, исполняя лучшие песни Матвея Блантера («Моя любимая», «Пшеница золотая»), Тихона Хренникова («Песня о Москве», «Песня о песне»), Бориса Мокроусова («Одинокая гармонь»), Анатолия Новикова («Отъезд партизан», «Россия», «Размечтался солдат молодой»), Никиты Богословского («Письмо в Москву», «Аленушка», «Где ты, утро раннее?», «Помнишь, мама?») и др. В начале 1950-х проявил себя в качестве оперного режиссера. Первой работой стала вердиевская «Травиата», осуществленная вместе с труппой ленинградского Малого оперного театра (нынешнего Михайловского). А в 1957-м исполнилась заветная мечта великого артиста – на сцене филиала Большого (сейчас театр Оперетты) он поставил «Вертера» Жюля Массне и исполнил в этом спектакле заглавную партию. Со сценой простился 13 ноября 1965 года, спев в пятисотый раз Ленского. А в 1966-м поставил «Онегина» для Оперной студии Московской консерватории. В 1951—1961 годах руководил кафедрой оперной подготовки, в 1959—1962-м являлся художественным руководителем Оперной студии, в 1969—1971-м — заведующим кафедрой сольного пения в МК. Написал книгу-автобиографию «Путь к искусству», 1968 г. Вел циклы передач на Всесоюзном радио, был руководителем вокальной группы. Скоропостижно скончался в Москве 26 июня 1977 года, похоронен на девятом участке Новодевичьего кладбища. И все же при такой яркой и полноводной биографии в искусстве публика прежде всего помнит его как гениального Ленского. «Ленский целиком заполнил мою жизнь, — говорил певец. — Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, самая большая радость моего творчества… Он рос и мужал вместе со мной, и все, чему я научился, что приобрел в опыте многолетней сценической работы, в раздумьях и наблюдениях, все, казалось, незаметно вкладывалось в его образ, что-то меняло, больше дополняло. Тысячи и тысячи раз я продумывал образ в целом и отдельные сцены, даже фразы. И, быть может, поэтому каждый раз я пел спектакль не так, как раньше, а хотя бы чуточку иначе». Он исполнил его 501 раз, 501-е и последнее представление состоялось на исторической родной сцене в июне 1972 года в честь предстоящего 70-летнего юбилея великого мастера.
Литература: В. Ситников. Концерты советских артистов в Германии «Советское искусство», 11 апреля 1947 г.
"В преображенной Каменной степи" мы "встретим вас по русским обычаям". Номера газеты "Советское искусство" за первые месяцы 1950 года позволяют проследить цепь исторических событий, связанных с поистине фантастическим по сегодняшним меркам прецедентом: Артисты с мировыми именами взяли культурное шефство над колхозами Таловского района Воронежской области.
И. КУЗНЕЦОВА (Журнал "Советская музыка" 1962, № 7, стр. 95-103) К 60-летию С.Я. Лемешева
Сергей Яковлевич Лемешев (некролог)
Владимир Александрович Нечаев Владимир Александрович Нечаев родился 15 (28) июля 1908 года в деревне Ново-Малиново Тульской губернии (позже Орловской области) в зажиточной купеческой семье (владела мельницей, постоялым двором, садом и лесными угодьями) из рода Ефремовых. Прославленный советский певец (тенор), обладавший высокопозиционным благородного, «породистого» тембра камерным голосом с тонкой вокализацией и интонированием. Заслуженный артист РСФСР (1959 г.). В раннем детстве будущий мастер принимал участие в церковном хоре сельского прихода. В 1919 году в семье произошло несчастье – от туберкулеза умерла хозяйка дома, мама Анна Георгиевна. После ее кончины отец певца женился во второй раз, и детей воспитывала уже мачеха. Еще будучи мальчиком, Володя с соседями устраивал концерты и ставил «спектакли». На всю округу были известны деревенские «артисты»: юный Нечаев, его сестренка Маргарита (впоследствии ставшая оперной певицей и педагогом), брат и сестра Залыгины, Коля Бесов. Звонкие голоса их лились и в лесу, и на полянках. Самым любимым местом для выступлений был пустующий дом. В 1926 году перед окончательным раскулачиванием Володя, дабы спасти родных, перебрался в Московскую губернию, где трудился сезонным рабочим при конном заводе Московского земельного отдела на станции Щербинка Московско-Курской железной дороги. В 1927 году поступил чернорабочим на строительство здания Центрального телеграфа. В этом же году к нему переехала вся семья: отец с братом и тремя сёстрами, мачеха, братья Николай и Виктор, сестра Рита. Клан выбрал для проживания хутор Сорбек вблизи деревни Быковка недалеко от Щербинки, где отец сразу же стал трудиться пасечником на три сада из 50 ульев. Дождавшись близких, герой сразу же уехал работать в Воткинск (в своем интервью он указывает также Ижевск) и уже оттуда по приглашению сестры Маргариты возвратился в Москву. В столице Нечаев занимался в Оперно-драматической студии имени К.С. Станиславского у Антонины Неждановой (школа Умберто Мазетти) и Матвея Сахарова. В 1932—1935 гг. служил в Московском центральном театре рабочей молодёжи. С 1942 года стал солистом Всесоюзного радио, где первым исполнил хиты любимых в то время авторов, в том числе «Осенние листья», «Зажглась заря вечерняя», «Костры горят далекие», «Мы с тобою не дружили», «Вьётся вдаль тропа лесная» Бориса Мокроусова, «Где ж ты, мой сад?», «Матросские ночи», «Услышь меня, хорошая!» Василия Соловьева-Седого, «Моя любимая» Матвея Блантера, «Далеко-далеко» Георгия Носова, «Сирень-черёмуха» Юрия Милютина. Выступал с русскими песнями под аккомпанемент баянистов с концертной бригадой Всесоюзного радио на фронте. Бывал у шахтеров Донбасса и Кузбасса, пел у лесорубов Севера, ходил на кораблях Черноморского флота, его тепло встречали воины многих гарнизонов. Неслучайно заслуги Владимира Александровича отмечены энциклопедией «Великая Отечественная война 1941—1945», вышедшей из печати в 1985 году. Его имя наравне с маршалами, генералами, офицерами и солдатами навечно занесено в летопись боевой славы. Многие произведения (с 1944 года) мастер напел в дуэте с Владимиром Бунчиковым, которого называли его «вокальным братом». Началом совместной 25-летней работы стали шлягеры В. Соловьёва-Седого «Вася Крючкин» и «Вечер на рейде» («Уходим завтра в море»). В репертуаре певцов были такие известные опусы, как «Давно мы дома не были», «На солнечной поляночке», «Заздравная», «Звёздочка», «Азовская партизанская», «Мы — люди большого полёта» и др. Дуэт имел огромную популярность, много гастролировал по СССР и за рубежом. «Пожалуй, мало найдётся на карте Советского Союза городов, где бы мы ни пели. Мы выступали не только в крупных городах, но и в сёлах, шахтах, госпиталях, на пограничных заставах. Володя Нечаев был человеком большим, широкой души, необыкновенно добрым, человеком разнообразных интересов и очень остроумным. К нему тянулись люди, около него было всегда тепло, никогда на было скучно», - Вл. Бунчиков. Благодаря большой врождённой музыкальности, сценическому обаянию, чуткости к материалу мастер сумел оставить нам огромное количество песен различных по поэтической направленности и настроению, но большей частью лирических с нежными мелодиями и мягкими голосовыми переходами, с большой душевной теплотой. 5 апреля 1969 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся концерт, посвящённый 25-летию совместной творческой деятельности дуэта. Утром 11 апреля Владимир Александрович Нечаев скоропостижно скончался. Похоронен в Москве на 20 участке Головинского кладбища. Незадолго до своей кончины маэстро посетил свою малую родину, где провел несколько концертов, где, как и всегда на эстраде, звучала одна из лучших песен его репертуара «Я себя не мыслю без России».
Иван Михайлович Скобцов
Иван Михайлович Скобцов (Скопцов) родился 15 (28) октября 1900 года в
семье крестьянина в селе Паньжа Пензенской губернии, ныне республика Мордовия.
Выдающийся советский певец (бас-баритон), ближе всего подошедший к гению Федора
Шаляпина по глубине исполнения и тембровой окраске голоса. Заслуженный артист
Морд. АССР (1955 г.), заслуженный деятель искусств РСФСР (1976 г.).
Литература: Иван Михайлович Скобцов (некролог) Советская культура, 26 ноября 1983
Иван Дмитриевич Шмелев Иван Дмитриевич Шмелев родился 1 (14 июня) 1912 года в Воронеже в семье рабочего-клепальщика с паровозоремонтного завода Дмитрия Семеновича и домработницы в услужении Елизаветы Петровны (нередко пела на господских праздниках по приглашению) Шмелевых. Замечательный советский певец (высокий баритон), владелец очень редкого по красоте звучания голоса теплого мягкого золотистого ровного на протяжении диапазона тембра с выраженной технической и эмоциональной подвижностью. Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1946 г.). Продолжив семейные традиции по окончании фабрично-заводского училища, непродолжительное время работал на этом же заводе слесарем, где участвовал в агитационном коллективе «Синяя блуза», после распада которого был направлен комсомольской организацией на обучение вокалу в Воронежский музыкальный техникум, где занимался в классе Ивана Ивановича Березнеговского, бывшего премьера Московской частной оперы С.И. Зимина. В техникуме брал уроки по вокалу у Марии Михайловны Марры-Непомянщей, бывшей солистки Лондонской Королевской оперы. Здесь он подготовил первые оперные партии: Фигаро из «Севильского цирюльника» (Дж. Россини) и Дон Жуана из одноименной постановки В.А. Моцарта. По окончании учебного заведения переехал в Москву, продолжив обучение на отделении сольного пения в МГК имени П.И. Чайковского у профессора Ксении Николаевны Дорлиак. Как обладатель необыкновенно красивого, хорошо ограненного голоса, еще будучи студентом (5 курс), был приглашен без конкурса на службу в музыкальный театр им. Немировича-Данченко, карьеру в котором начал с мировой премьеры оперы Тихона Хренникова «В бурю». Затем на этих подмостках последовательно воплотил ряд главных и заглавных партий, среди них: Сильвио, Веденецкий гость, Алеко, Онегин. Параллельно выступал на эстраде с русскими народными и лирическими песнями советских авторов, джаз-композициями преимущественно из репертуара Леонида Утесова и романсами из репертуара любимого им исполнителя Петра Лещенко. В 1940 году после гастролей в Воронеже был отозван из театра в ряды РККА в качестве солиста Ансамбля песни и пляски НКВД СССР под управлением Зиновия Дунаевского и Сергея Юткевича. С этим коллективом выступал (преимущественно с песенным репертуаром) на главной сцене на Дзержинского, 12, по радио, многократно выезжал на фронты Великой Отечественной войны, где был дважды ранен. В 1946 году покинул коллектив и с песнями «О фонарике» и «Заветный камень» стал лауреатом 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, после чего пришел работать на советское радио. В его репертуаре были пьесы народов мира и песни советских авторов, посвященные войне, среди которых «Темная ночь», «Шумел сурово Брянский лес», «Заветный камень», «Два друга», «Три танкиста» и др. Сотрудничал со всеми работавшими в те годы в этом жанре композиторами и поэтами, многие их которых писали свои произведения под него. Так он стал первым исполнителем многих полюбившихся хитов: «О фонарике», «Эх, дороги…», «Казаки в Берлине», «Мне бесконечно жаль», «Весенний вечер», «Вечерний час», «Верный друг», «Тропки-дорожки», «Песенка о Чибисе», «Ленинские горы» и др. Продолжил карьеру оперного исполнителя с партиями Онегина, Альфио, Марселя, Алеко, Фигаро, Дон Жуана (до 1950 года). С 1948 года – солист Гастрольбюро СССР, в штате которого в составе концертирующей группы с Риной Зеленой и Борисом Бруновым объездил всю многонациональную страну от Калининграда до Владивостока. Принимал активное участие в творческих встречах композитора Валентина Макарова, являясь главным и основным исполнителем его произведений. Много выступал за рубежом, в том числе в Китае (в составе делегации к Мао Цзэдуну), Польше, Болгарии, Албании, Венгрии, Бельгии, Италии, Германии. Награжден орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Ушел из жизни в возрасте 47 лет 30 мая 1960 года. Захоронен в колумбарии Донского монастыря. Для людей поколения, переживших Великую Отечественную, помнивших первые послевоенные годы, выступления мастера на эстраде стали неотделимы от самых любимых песен, рожденных в те времена, а сегодня звучащих вокальной классикой, а голос – символом настоящего русского чувства, передаваемого им с большой любовью к зрителю, к которому он непременно обращался по окончании каждого своего концерта словами: «Большое вам русское спасибо!».
Литература:
Наталья Легонькова
ИХ МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ Из материалов: ВТОРОЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС АРТИСТОВ ЭСТРАДЫ«Советское искусство» 9 августа 1946 г.
Певцы | Фотоальбом
|