ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Читальный зал

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура


Подборка оригинальных публикаций на музыкальные темы.


Анатолий Новиков
«Рождение походной песни»
"Советское искусство" 23 февраля 1945 года)

... Мы стояли на пригорке, с трудом сдерживая волнение. Пока мы сочиняли текст и музыку, нас терзали сомнения. Мы написали солдатскую песню в русской интонационной форме и сомневались, сумеет ли ее воспринять армейская молодежь, воспитанная на легких, лирических песнях. Но когда молодые автоматчики дружно подхватили мелодию, мы почувствовали, что присутствуем при настоящем рождении песни.


Л.Михайлов
«По дорогам Германии»
("Советское искусство" 12 апреля 1945 года)

С каким волнением проехали мы мимо столба: «Берлин – 80 клм, Москва – 1624 клм»!


М.Михайлов
«Русская песня»
("Советское искусство" 9 мая 1945 года)

...Я выступал перед нашими славными бойцами и командирами, только что пришедшими с передовой линии. В руках автоматы, за поясами гранаты. Лица суровые и решительные. Грозное воинство советского народа поднялось во весь рост, что бы сломать хребет подлому врагу.


Е.Жарковский
«Морская песня»
("Советское искусство" 20 июля 1945 года)

…Моряки ценят песню. В кубрике, на палубе корабля или на берегу, используя каждую свободную минуту отдыха, краснофлотцы под аккомпанемент баяна запевают «свою любимую». Они не только любят песню, но и сами участвуют в ее создании.


Василий Лебедев-Кумач
«Время и песня»
("Советское искусство" 12 октября 1945 года)

Русская песня – и народная и пришедшая в народ через литературу – всегда была окрашена глубоким чувством и озарена светлой мыслью. Она никогда не оставляла человека равнодушным – она трогала, утешала, звала за собой, заставляла человека задуматься, разделяла с ним радость и печаль.

Лучшие песни советского времени целиком сохранили и развили эту благородную традицию. Они были с народом в период нашего строительства, радостно звенели на демонстрациях и вместе с народом сражались в священной Отечественной войне.


Борис Мокроусов
«К новым песням»
("Советское искусство" 26 октября 1945)

И так песня – настоящее большое искусство, и это надо запомнить раз и навсегда.

Настоящий композитор, художник песни, не может сказать – искусство «отхожего промысла». Хорошая песня рождается в больших исканиях, является результатом напряженной творческой мысли. Написать шестнадцать хороших тактов музыки – значит подчас зачеркнуть сто шестнадцать плохих.


Гвардии полковник П. Апостолов
«Музыканты-бойцы»
("Советское искусство" 23 февраля 1946)

19 февраля исполнилось 235 лет со дня организации военно-оркестрового дела в русской армии.

Преобразователь и реформатор русских вооруженных сил, Петр 1, придавая большое значение военной музыке, указом от 19 февраля 1711 года ввел в войсках штатные оркестры и этим определил дальнейшее успешное развитие национального военно-музыкального искусства. С тех пор военно-оркестровая служба выросла в самостоятельную значительную область в жизни русской армии. Во многих войнах с иноземными захватчиками героический русский народ совершал замечательные доблестные дела, проявляя высокий патриотизм, стойкость и самоотверженность, причем музыка всегда состояла «на вооружении» русских войск в качестве существенного фактора морального воздействия.


Анатолий Новиков, лауреат Сталинской премии
«Военная песня»
("Советское искусство" 23 февраля 1946 года)

Советские композиторы еще в большом долгу перед Красной Армией.

Нужны песни о Великой Отечественной войне, песни-памятники, исторические песни большого дыхания.

Разве можем мы пройти мимо такой темы, как взятие Красной Армией Берлина? Разве нас не волнует тема, прославляющая дела советских полководцев, наших орденоносных гвардейских дивизий и их героев, овеянных славой победы?

Много военных тем ждет своего воплощения в балладах и песнях, которые будут передаваться из поколения в поколение.


Генерал-лейтенант В. Крюков, Герой Советского Союза
"Казачий ансамбль" (из фронтового дневника)
("Советское искусство" 23 февраля 1946 года)

…Лето 1941 года. На манеже Московского цирка выстроился ансамбль песни и пляски донских казаков. В его составе 25 артистов цирка. Как только началась Отечественная война, артисты ансамбля решили добровольцами выехать на фронт. После краткого митинга, на котором они дали клятву сражаться до победы, ансамбль казаков под руководством М. Туганова и В. Алавердова в полном боевом вооружении, на своих конях выехал на фронт.


Тихон Хренников
«Дыхание Победы»
("Советское искусство" 9 мая 1946 года)

Зима 1945 года в Москве затянулась. В первых числах марта, когда композитор М. Блантер и я выезжали в распоряжение Политуправления 1-го Белорусского фронта, падал снег и, скованный двадцатиградусным морозом, устилал землю, истосковавшуюся по теплу и свету. Вечерами окна московских домов одевались бумажными шторами маскировки, и бойцы комендантского патруля останавливали редких прохожих, задержавшихся на улице позже 1 часа ночи. Но уже явственно ощущалось дыхание близкой победы. Оно было в просветленных лицах людей, в радостных позывных, предшествующих объявлению очередного приказа Верховного Главнокомандующего, в созвездиях салютов, взметающихся в вечернее небо столицы.


В.  Шкловский

«О джазе Утесова»

"Советское искусство" 6 сентября 1946

...Мы чрезвычайно заинтересованы в бытовой песне, в эстраде, потому что этим материалом мыслят люди, это напевается на улице, воспитывает людей. Романс определяет тон разговора влюбленных. Маленькие дети поют на улице песни из кинофильмов. Это песенное море, в которое мы все погружены...


Сергей Балашов
«Вокруг эстрады»
(Газета "Советское искусство"
7 февраля 1947 года)

Через несколько дней, уже в Сталинске, я познакомился с одним из лучших сталеваров страны, обаятельным человеком М.М.Приваловым. Он спросил меня:

- Скажите, почему так получается, что мы здесь, в Кузбассе, не видим настоящего эстрадного искусства? Мы ощущаем все заботы государства, наш быт неплохо обставлен, наш труд хорошо оплачивается. У себя в кинотеатрах мы видим лучшие фильмы одновременно с вами, москвичами. Но когда наши люди идут смотреть эстрадную программу, им показывают, как человек в пестром халате глотает живых лягушек...


Анатолий Новиков
"Путь военной песни"
("Советское искусство" 21 февраля 1947 года)

Новое время – новые песни…  Раньше пели о любимой винтовке, и это была песня всей армии. Сейчас бойцы оснащенной лучшими образцами современного вооружения Советской Армии хотят петь песни о своем роде оружия, о нашем солдате, облик которого в большой мере формируется окружающей его военной техникой и задачами, которые она перед ним ставит. В этом отношении повезло пехотинцам и морякам, – о них и для них создано много хороших военных песен, есть несколько песен артиллеристов. Но всё, что пишется для наших отважных лётчиков и танкистов, пока еще мало удовлетворяет их самих.


И.Нестьев
«Песни Советского народа»
(Газета "Советское искусство"
7 декабря 1947 года)

...Погоня за эстрадной занимательностью, за эффектами сольно-лирического характера (в расчете на то, чтобы со сладчайшей филировкой спел Виноградов, а то и Козловский) ведет к нежеланию писать песни со сложной хоровой фактурой. Много ли скажем у Седого таких типично хоровых песен, как «За Камой, за рекой»? Почему он не развивает этой ценной стороны своего мастерства? Крупные хоровые ансамбли, включая в свой репертуар сольно-лирические песенки, нередко вынуждены идти на жалкий компромисс: почти все исполняет солист, а хору достаются лишь искусственно создаваемые рефрены и повторы. А ведь песня, тем более русская песня, всегда была порождение прекрасного, богато развитого хорового искусства...


Л. Лебединский
Из статьи «Лирика в песенном творчестве»
«Советское искусство» 27 декабря 1947

«…Герой этих песен – человек, умудренный жизнью, с большим сердцем, и вместе с тем, мужественный…»


И Чекин
Из статьи «Эстрада сегодня»
«Советское искусство» 11 апреля 1947 года

«…Слишком легко завоевывают у нас также звание «Мастер» и право на индивидуальную афишу, а это не может не тормозить развитие эстрадного искусства…»


А. Покровский, председатель ЦК союза работников искусств.
«Артисты на фронте»

«Советское искусство» 9 мая 1947 года

«…О масштабах работы, проведенной советскими артистами за годы войны, известное представление дают цифры: состоялось 1.350.000 художественных выступлений, а из них 473.000 концертов и спектаклей непосредственно в условиях боевой обстановки. Интересно проследить за тем, как из года в год возрастало количество артистических выступлений на фронте. В 1941 году было дано 32.400 концертов, в 1942 году – 117.000 концертов, в 1943 – 150.000, в 1944 – 135.000, в 1945 – 39.000.…»


М. Сокольский
«О Джазе»
 "Советское искусство" 16 февраля 1952 г.

... Попробуйте, тов. Световидов, серьезно познакомиться с оперной, симфонической музыкой. Найдите себе товарищей, друзей, любящих настоящую музыку. Попробуйте с ними систематически ходить в оперу, Большой зал Ленинградской филармонии – это подлинный храм симфонической музыки. Вам откроется чудесный, увлекательный мир настоящего искусства. И возьмет вас досада на себя – досада, что вы столько лет жили бок о бок с этим миром и даже не подозревали о его существовании...


Обзор писем поступивших в редакцию
«Еще раз о джазе»
"Советское искусство" 12 марта 1952 года

Путаница в терминологии привела И.Суслова (Москва) к мысли о том, что вся «легкая» советская музыка – «джазовая». У нас нет «джазовых песен советских композиторов», тов. Суслов, а есть советские массовые и эстрадные песни. И если в некоторых из них чувствуется влияние джаза, то это отнюдь не характерно для советского песенного творчества, а лишь говорит о непреодоленных еще недостатках в творчестве некоторых композиторов-песенников.


Л. 
Мителев
«
Слушая радио»
(Журнал "Советская музыка" 1960, № 12, стр.  141)

Слушатель вправе задать вопрос: когда же этому наступит конец? Когда будет наведен порядок в системе передач?

 

В. Соловьев-Седой

«Навстречу завтрашней песне»

(Журнал "Советская музыка" 1961, № 5, стр.  64-68)

Польза для нас, композиторов, от тесного общения с людьми, для которых мы пишем и кому непосредственно адресуем свои песни, конечно, огромна. Но эта дружба обязывает повышать требовательность к себе, а не снижать ее.

 

«Прицел ВПЕРЕД!.."»

(Журнал "Советская музыка" 1962, № 3, стр.  58-68)

Создавать песни высокого гражданского звучания, достойные эпохи строительства коммунизма, неустанно пропагандировать эти произведения и одновременно активно бороться с музыкальными сорняками — вот главная задача композиторов, поэтов, критиков, всех тех, кто кровно, по-партийному, заинтересован в дальнейшем плодотворном развитии песенного искусства.

 

Литературные материалы, размещенные в этом разделе, могут быть сокращены.

 

"Читальный Зал" на сайте Клуба любителей отечественного кино.

Для тех, кто интересуется отечественным кино советского времени, имеет большое значение не только просмотр самих кинолент, но и понимание исторического контекста, в котором эти киноленты создавались. Серьезным образом общее впечатление может дополнить и мнение критики. Познакомиться с ней можно из оригинальных статей и рецензий, выходивших в советской печати. Раздел «Читальный зал» на сайте Клуба любителей отечественного кино содержит подборку оригинальных материалов из газет «Литература и Искусство» и «Советское искусство».

 

Читайте другие статьи в разделе "Выставка".

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.