ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
||||||||||
Причуды стародельности Грампласттрест частенько издавал "несуществующие" записи?!...
|
||||||||||
Уважаемый Николай Николаевич! В пояснительном тексте к песне "До свидания, города и хаты" указано "(11045 - 1941 г.)" Это, видимо, не совсем так. По информации "Военного энциклопедического словаря" 1984 года издания в статье о Министерстве обороны СССР значится "...25.2.1946 создан Народный комиссариат Вооруженных Сил СССР, который в марте 1946 переименован в Министерство Вооруженных Сил. 25.2.1950 это министерство разделено на Военное министерство СССР и Военно-морское министерство СССР". На пластинке указано "Хор и духовой оркестр МВС СССР", значит записанная песня исполнялась в период с марта 1946 по февраль 1950. Может это и не важно, но все-таки... Сердечное (душевное, искреннее и т.д.) спасибо за все, что Вы и Ваши единомышленники сделали, делаете и еще, наверняка, сделаете. Успехов Вам, здоровья и всего наилучшего. Уверен, своей работой Вы поставили достойный памятник на неизвестной могиле гвардии сержанта Кружкова Михаила Николаевича, нетленным душам сгинувших за Отечество воинов. С уважением, политрук, подполковник запаса Кукса Владимир Григорьевич.
Уважаемый Владимир Григорьевич. Спасибо за слова благодарности. Для меня такие письма, как ваше, очень важны - читая их я снова и снова понимаю, что занимаюсь необходимым делом, что трачу время своей жизни не напрасно.
За уточнение спасибо. Фраза "11045 - 1941 г." относится к номеру и дате изготовления (записи) матрицы. Дело в том, что после начала войны ввиду спешной эвакуации фондов сквозная нумерация матриц была прервана. Она была в полной мере возобновлена только в 1943 году. Это отражено в таблице из материала «ГРАМПЛАСТТРЕСТ и его преемники» в раздел "Коллекция". Достоверно известно, что матричный номер 11045 относится к 1941 году. Это касается времени исполнения песни. Описанная вами ошибка относится не к погрешности матричной нумерации, а к так называемой проблеме "стародельности". Дело в том, что очень часто с одной и той же матрицы пластинки печатались в разные годы. Первый выпуск пластинки мог соответствовать времени нарезки матрицы, но в последующем, по мере необходимости, матрицы могли быть перетасованы и изданы в составе совершенно других тиражей.
В свою очередь то, что писалось на этикетке пластинки целиком зависело от конъюнктуры текущего момента. Яркий пример - запись песни "Тайга золотая" в исполнении Георгия Виноградова. Матрица была записана в 1939 году, тогда же была выпущена пластинка. На этикетке синем по красному написано: "Гос. Джаз Оркестр СССР под управлением В.Н.Кнушевицкого". Однако на пластинке начала пятидесятых обозначено уже проще: "Оркестр под управлением В.Н.Кнушевицкого". Мне известен и вовсе анекдотический случай, тоже из джазовой серии. В конце сороковых годов (!) Апрелевским заводом была выпущена пластинка с довоенной матрицы 8062. Мелодия называлась "Испанский танец" (исп. "Оркестр и вокальное трио"). Обращало на себя внимание странное англоязычное подвывание вокалисток. Саму фонограмму долго не удавалось идентифицировать. Наконец, с помощью одного из моих ленинградских консультантов я выяснил, что это не много не мало "Любовь на продажу" (Love for sale) Коула Портера в исполнении оркестра Рея Нобла. Причем "вокальное трио" идентифицировать не удалось. Вопреки первому предположению это были не "Сестры Эндрю", поскольку манера была более характерна для английских танцевальных оркестров 30 годов. Вероятно, в случае с песней "До свидания, города и хаты" произошло нечто подобное. Речь идет, скорее всего, о простой ошибке, допущенной редактором студии грамзаписи. Следует читать не "Хор и духовой оркестр МВС СССР под управлением С.А.Чернецкого" а "Хор и духовой оркестр НКО СССР под управлением заслуженного деятеля искусств С.А.Чернецкого". А вот сама пластинка, о которой идет речь, действительно была переиздана в 1948-1950 годах (об этом можно судить по определенным внешним "отметкам" на этикетке). Видимо в ряду издаваемых записей оркестра МВС СССР никто не придал значения такой детали, что данная запись была выполнена оркестром не существовавшего на тот момент ведомства. Так что Вы абсолютно правы в своем уточнении.
Ошибки, кстати, допускались еще более грубые... Раз уж зашла речь, то не могу не показать еще один пример потрясающего головотяпства. Так, очевидно, никогда не существовало матрицы под номером 16995 на которой песня "Бушует полярное море" звучала бы в исполнении Владимира Нечаева. И тем не менее пластинка такая есть. Тираж Ленинградского завода украшала наклейка, на которой исполнение этой песни приписывалось Нечаеву. На Ленинградский завод матрицы обычно попадали после Апрелевского и возможно при оформлении сопроводительных документов певцов просто перепутали. Бунчиков и Нечаев; Нечаев и Бунчиков - какая, в самом деле, разница? Они оба - целая эпоха!
|