ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
Роман Пантелюс
РИЖСКИЙ ЗАВОД ГРАМПЛАСТИНОК И
ПИРАТСКИЕ «ШТАМПОВКИ»
|
Тема «пиратства» в граммофонной промышленности хоть и благодатная, но, к сожалению, еще мало изученная. Особо интересовала всегда коллег-коллекционеров граммофонных пластинок тема производства «штамповок» (нелегальных копий) с матриц рижской фирмы «Беллаккорд-электро» с запрещенными исполнителями довоенной, буржуазной Европы, Петром Лещенко и Константином Сокольским. Такие грампластинки выпускались во второй половине 1940-х вплоть до конца 1950-х годов различными умельцами, организовавшими мелкие, кустарные производства по всей стране. Производства эти были нелегальными, так как и сам репертуар в те годы был запрещен органами по контролю над данной продукцией и сами матрицы, были в основном изъяты. Но, как оказалось, это совсем не так. Об этом я и хочу написать в данной публикации. Недавно мне удалось получить из фондов Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ) материалы о проверке производства граммофонных пластинок на Рижском заводе (бывшая фабрика «Беллаккорд-электро»). Осенью 1950 года проводилась масштабная проверка предприятий, выпускающих граммофонные пластинки: на Апрелевском заводе, на фабриках Треста Местной промышленности города Москвы, а так же на предприятиях Ленинграда и области. Такая проверка проводилась и на Рижском заводе граммофонных пластинок, а основной ее причиной послужило письмо, пришедшее в Министерство Государственного контроля СССР. Его написали гвардии полковник, Герой Советского Союза Н.Г.Матвеев и гвардии капитан Соловьев. Процитирую письмо полностью:
«В Министерство Государственного контроля СССР
Просим обратить Ваше внимание на нижеследующее: Из достоверных источников нам стало известно, что в городе Риге нелегально изготовляются и распространяются по городам СССР нецензурные, очень похабные по своему содержанию грампластинки в исполнении Лещенко и Сокольского, нам приходилось быть на рынках в Москве, Ленинграде и Киеве и везде видели, как они там продаются. На пластинках наклеены этикетки фабрики звукозаписи «Беллаккорд», причем этикетки на этих пластинках не соответствуют записи пластинки, например: на этикетке написано: «Романс в исполнении Нечаева или Козловского», а когда заведешь пластинку на патефоне и начинаешь играть, то слышишь совершенно другое. Нам сказали, что этикетки эти клеятся с целью, чтобы лучше можно было их провезти до места назначения. Пластинки привозят из города Риги и потом продают перекупщикам, которые в свою очередь продают по 80-100 рублей за штуку. Там же, на рынке стоят патефоны, на которых проигрываются эти пластинки. Еще в 1947 году об этом было написано в Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР, однако привоз их с тех пор не прекратился, а увеличился. Судя по этому на фабрике звукозаписи «Беллаккорд» имеют место дельцы, которые пользуясь отсутствием контроля, используют оставшиеся матрицы, изготовленные до воссоединения Латвии с Советским Союзом и ради своей личной наживы изготавливают и распространяют разную похабщину. Если Вы хотите в этом убедиться, то в выходной день загляните на Перовский рынок в Москве и Вам станет все ясно. Гвардии полковник, Герой Советского Союза Матвеев Н.Г. Гвардии капитан Соловьев 22.12.1948 г. Москва, 6, до востребования» (1)
Вскоре, 31 декабря 1948 года, Бюро жалоб и заявлений Министерства Государственного Контроля СССР направляет в Министерство Внутренних Дел Латвийской ССР обращение Матвеева и Соловьева и уже 19 января 1949 года получает ответ из Риги от заместителя Министра Внутренних Дел Латвийской ССР:
«По заявлению Матвеева и Соловьева по вопросу реализации на рынках города Москвы граммофонных пластинок, запрещенных к продаже с этикетками Рижского завода «Беллаккорд-электро» нами производится расследование».
Далее в письме говорилось, что было бы желательно, чтобы Управление милиции города Москвы «установило бы место жительства авторов заявления, для их тщательного допроса, а так же проведения оперативных мероприятий на рынках города Москвы, с целью задержания лиц, сбывающих упомянутые граммофонные пластинки с тем, чтобы через последних установить, у кого в городе Рига приобретаются такие пластинки». (2) Маховик системы был запущен. Начались проверки на Рижском заводе грампластинок, пока внутренние проверки. 25 февраля 1949 года из Риги в Москву, в Министерство Государственного Контроля СССР уходит еще один документ, на этот раз это письмо Заведующего отделом пропаганды и агитации Центрального Комитета Коммунистической Партии (большевиков) Латвии:
«В связи с заявлением Матвеева Н.Г. и Соловьева, сообщаем, что органами государственной безопасности раскрыта подпольная мастерская, которая раньше производила граммофонные пластинки под фабричной маркой Рижской фабрики «Беллаккорд-электро». Виновники задержаны и привлекаются к уголовной ответственности. Зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КП (б) Латвии Строд» (3)
Все уже шло к тому, что Министерство Государственного Контроля СССР готовилось направить в Ригу, на завод граммофонных пластинок, свою комиссию с проверкой производства граммофонных пластинок. И вдруг, неожиданным образом, на завод поступает письмо от представителя Министерства, с предупреждением о планируемом визите. Что это было, предупреждение руководства завода, чтобы оно «подчистило следы» или этакий способ «расшевелить зверя в берлоге», чтобы ускорить процесс выяснения всех обстоятельств? Это выяснить не удалось. Цитирую данное письмо полностью.
Директору фабрики звукозаписи «Беллаккорд»
Министерству Госконтроля СССР стало известно, что на Вашей фабрике нелегально изготавливаются грампластинки в исполнении Лещенко и Сокольского, которые распространяются по городам и сбываются на рынках по спекулятивной цене. Факты подтверждены доставкой в Министерство нескольких экземпляров этих пластинок, в числе которых «Мурка», «Дуня», «Ты едешь пьяная» и другие. В скором времени к Вам нафабрику выезжает Госкомиссия для расследования и принятия мер. Поэтому, во избежание неприятностей, Вам необходимо срочно изъять и уничтожить все матрицы с записями указанных исполнителей. Сотрудник МГК (Беляев) 18.01.1950 г. (4)
5 сентября 1950 года Министерство Государственного Контроля СССР получает три граммофонные пластинки, изготовленные «пиратским способом» и письмо от некоего гражданина Соболева в котором он информирует:
«Прилагая к сему три экземпляра грампластинок из серии нелегально изготовленных на Рижском заводе «Беллаккорд» №№ 4525р-4528р, 4534р-4533р, 4498-4499. Пользуясь полным отсутствием на заводе контроля, производство таких пластинок приняло массовый характер, в репертуар которых входит до 50 названий и все в таком же духе. Пластинки развозятся по крупным городам Советского Союза и сбываются скупщиками на рынках по 40-50 рублей за штуку. Об этом неоднократно писалось директору завода «Беллаккорд», начальнику Милиции города Риги, но существенных мер против изготовления на заводе «Беллаккорд» антинародных, пошлых по своему содержанию пластинок не принято. Следует отметить, что пластинки изготавливаются ночью, и матрицы с записями убираются. Соболев 17.08.1950 г. (5)
Этикетка одной из трех пластинок, упомянутых в
письме Соболева.
КОМИССИЯ ИЗ МОСКВЫ НАЧИНАЕТ РАБОТУ В РИГЕ
Комиссия Министерства Государственного Контроля СССР начала свою работу на заводе 2 октября и закончила ее 18 октября 1950 года. 5 октября Комиссия проверяла наличие матриц и оригиналов на складе завода грампластинок. В ходе проверки было установлено, что на складе матриц помимо современных находились так же и оригиналы записей бывшей студии «Беллаккорд», выполненные в 1932-1944 годах: 539 первых и 538 вторых оригиналов. Также было обнаружено 1200 оригиналов и матриц неизвестного содержания, так как учет их не велся, и определить их содержание не было возможно технически. 13 октября был произведен учет снятых с производства по различным причинам оригиналов и матриц, находящихся на том же складе. Список составил 254 оригинала и матрицы 156 наименований. В большей своей части это были записи национальной музыки, популярной эстрадной и танцевальной музыки в исполнении латышских артистов и музыкальных коллективов. Из интересующего компетентные органы репертуара на складе были обнаружены 4 оригинала с записями А. Черкасского, один К. Сокольского (фокстрот «В пожарной команде») и один П. Лещенко (танго «Вернулась снова ты»).
Список расшифрованных 13 октября 1950 года,
снятых с производства по различным причинам
В результате проверки документов заводской отчетности, выяснился очень интересный факт. Оказывается, еще 25 декабря 1948 года Рижским заводом граммофонных пластинок были переданы московскому Дому Звукозаписи первые и вторые оригиналы записей П. Лещенко, К. Сокольского и хора Дана в количестве 103 штук. Был составлен акт передачи оригиналов, и они были увезены в Москву. Как писал в своей книге «Тайны граммофона» Глеб Скороходов, эти самые матрицы печатались прессовым цехом Дома Звукозаписи для специальных заказов (документальных подтверждений этой версии пока не обнаружено). Зато сохранилась граммофонная пластинка, выпущенная Всесоюзной Студией Грамзаписи (преемником Дома Звукозаписи) в самом конце 1957 или в начале 1958 года, на ней танго «Татьяна» в исполнении П. Лещенко, пластинка хранится в коллекции моего коллеги Андрея Арнтгольца. Правда, если внимательно вглядеться в написание матричного номера на массе пластинки, то станет ясно, что это не та самая матрица, принятая Домом Звукозаписи в 1948 году, а перепись с нее.
Граммофонная пластинка с танго «Татьяна» в исполнении П. Лещенко, отпечатанная Всесоюзной Студией Грамзаписи. (пластинка из коллекции А. Арнтгольца)
В результате проверки выяснилось также, что часть первых и вторых оригиналов Лещенко и Сокольского на складе завода так и не были обнаружены (факт их выноса с завода и дальнейшей нелегальной прессовки так и не был выяснен, так как учет оригиналов и матриц не велся). Еще при смене руководства завода в июле 1947 года, в результате проведенной ревизии выяснилось, что на складе отсутствуют два оригинала с записями Лещенко, правда один из них был все таки обнаружен в январе 1950 года и сдан в архив МВД Латвии (фокстрот «Блины»), второй (фокстрот «Саша») так и не был обнаружен. Тогда же, при переносе матриц на склад, была похищена матрица танго «Барселона» в исполнении Лещенко. Похитители так и не были обнаружены.
Так выглядела украденная матрица бывшей фабрики «Беллаккорд-электро» (матрица из коллекции Sadmich) Справа отпечатанная с нее граммофонная пластинка без этикетки (пластинка из коллекции М. Джабани)
В Объяснении директора Рижского завода граммофонных пластинок Вольдемара Рониса от 19 октября 1950 года, адресованного Министерству Государственного Контроля СССР по результатам проверки работы завода мы узнаем, что:
«Работая в Центральном Комитете КП (б) Латвии в отделе пропаганды и агитации, я дважды, в 1945 и 1946 годах получал задание по проверке работы Рижского завода грампластинок по поступавшим сигналам в ЦК КП (б) Латвии с целью установления фактов нелегального выпуска запрещенных грампластинок Лещенко. Все попытки установить что-либо конкретное не увенчались успехом. В 1947 году я был направлен на работу на Рижский завод грампластинок на должность директора. При приемке завода обнаружилось, что матрицы, а также и оригиналы находились в цеховой кладовой и доступ к ним был свободный. Меры по изъятию запрещенных оригиналов и матриц в отдельную кладовую мною были приняты и запрещенные оригиналы и матрицы были забиты в ящики и опломбированы до особого распоряжения Главка, а список был отправлен в Главк. Несмотря на все принятые меры, как например, проверка рабочих и служащих при выходе, ночные рейды на завод, вновь стали поступать сигналы от МГБ ЛССР, от Центрального Комитета КП (б) Латвии, а также из Комитета по делам искусств, заместителя председателя Беспалова. Последний меня вызвал в Москву, предъявив мне, как вещественное доказательство несколько пластинок с этикетками Рижского завода, на что мною было дано соответствующее объяснение. В 1949 году органами МГБ ЛССР была обнаружена в городе Риге на Лабораторной улице подпольная мастерская по производству грампластинок преимущественно запрещенных записей Лещенко, Сокольского и других. Заместитель министра МГБ ЛССР Веберс вызвал меня для принятия оборудования вышеуказанной подпольной мастерской. В июле 1949 года состоялся суд, лица, участвовавшие в фабрикации запрещенных пластинок были привлечены к ответственности и осуждены. В декабре 1948 года по распоряжению Управления были переданы все оригиналы записей Лещенко, Сокольского и других Дому Звукозаписи. В отношении возможности нелегального производства пластинок на Рижском заводе грампластинок, последнее исключается, так как мною устанавливается строгий учет материалов и полуфабрикатов, а так же охрана завода периодически производит проверку рабочих и служащих при выходе из завода. Все оригиналы запрещенных записей с исполнителями, бежавшими за пределы Латвии в Германию, мною сданы и продолжают сдаваться в Центральный архив МВД города Риги. В январе 1950 года на завод пришло анонимное письмо о якобы опять появившихся на рынках запрещенных записей Рижского завода с предупреждением меня о ревизии Госконтроля по вышеуказанному вопросу. Ввиду того, что весь вопрос о записях Лещенко и Сокольского был исчерпан мною, это письмо было оставлено мною без внимания и передано секретарю парторганизации для хранения до приезда комиссии. Прошу Государственный контроль СССР как можно быстрее ликвидировать вопрос о пресловутых пластинках П. Лещенко, К. Сокольского и прочих, находящийся в течение трех лет на разрешении, как в следственных, так и в партийных органах, с тем, чтобы окончательно снять все подозрения с коллектива нашего завода, бесспорно вредно отражающихся на моральном состоянии работников вверенного мне производства» (7)
18 октября проверка на заводе была завершена, о чем был составлен и подписан Акт,и Комиссия вернулась в Москву.
23 октября Акт проверки был отправлен Прокурору Латвийской ССР. К нему прилагались несколько граммофонных пластинок, отпечатанных пиратским способом, среди них: «Тпру ты дутый», «Караван» в исполнении П. Лещенко и «Мурка» в исполнении К. Сокольского.
4 ноября результаты проверки Рижского завода были изложены в письме на имя Секретаря ЦК КП (б) Латвии, в котором говорилось:
«Проверкой Министерства Госконтроля на Рижском заводе установлены факты пропажи отдельных оригиналов грампластинок с записью исполнителей Лещенко и Сокольского, запрещенных к распространению, запущенность учета оригиналов и матриц для печатания грампластинок, большое количество неучтенных и не расшифрованных оригиналов. На заводе установлены также факты списания-погашения использованных матриц без надлежащего оформления, что создавало условия для печатания грампластинок со списанных матриц. Причем, списанные матрицы не сданы в организации по сбору цветного металлолома» (8)
Факт подпольного производства запрещенных пластинок Петра Лещенко и Константина Сокольского не был подтвержден. На этом можно было поставить точку, но подпольная продукция так и не исчезла, еще несколько лет появлялись «пиратские» подделки с этикетками Рижского завода. Несмотря на все усилия властей, спрос на такие пластинки не падал.
Использованные материалы: (1) ГАРФ, ф. Р-8300, оп.26, д.446, л.115 (2) ГАРФ, ф. Р-8300, оп.26, д.446, л.111 (3) ГАРФ, ф. Р-8300, оп.26, д.446, л.110 (4) ГАРФ, ф. Р-8300, оп.26, д.446, л.109 (5) ГАРФ, ф. Р-8300, оп.26, д.446, л.105 (6) ГАРФ, ф. Р-8300, оп.26, д.446, л.68 (7) ГАРФ, ф. Р-8300, оп.26, д.446, л.91-93 (8) ГАРФ, ф. Р-8300, оп.26, д.446, л.106-107
Выражаю благодарность моим коллегам, коллекционерам Андрею Арнтгольцу, Валерию Ванину, Марату Джабани за использованные фотографии с сайта.russian-records.com
2022 год.
|