ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
Моя любимая картина... |
Читальный Зал
| Новости культурной
жизни | Выставка
Когда меня спрашивают о моих предпочтениях в живописи я всегда отвечаю, что очень люблю пейзажи. К слову говоря в советское время существовало такое явление как индустриальный пейзаж, вот эти индустриальные пейзажи мне особенно нравятся. Даже на кухне у меня висит картина известного самарского художника Филиппова с сельским пейзажем, на фоне которого изображены опоры ЛЭП. Среди советских корифеев этого направления можно называть таких художников как Генин, Нисский, а у Шурпина есть замечательная картина «Утро нашей родины». Причем немного изучив его творчество я пришел к выводу, что он писал больше желтую осень, а эта картина сильно выбивается из общего контекста его творчества. Впрочем о ней я может расскажу в другой раз. Сегодня о другом. Было в моей жизни время, очень хорошее и благополучное, когда я позволял себе почти каждые выходные проводить в областной библиотеке. Вы спросите конечно, что я там делал? Я там читал.)))) Собирал материалы для своих будущих книг, правда в то время я еще и не думал, что стану когда-нибудь «бумажным» писателем. Просматривал все, что могло иметь отношение к советскому искусству: музыке, живописи, архитектуре, кино… Тысячи фотографий газетных полос хранятся в моем архиве и поныне. Особенно меня привлекали подшивки (кем-то именуемой «одиозной») газеты «Советское искусство» за послевоенные годы. Ее страницы освещали все более или менее значимые события общественной жизни в сфере искусства, порой там разворачивались нешуточные дискуссии, как например послевоенная дискуссия о путях освоения классического наследия, которую вели известные советские зодчие. К слову такие дискуссии действительно имели место, можете поверить, хоть нас сейчас и убеждают в том, что под нажимом партийной власти люди искусства творили и созидали по жесткой указке сверху. В общем, я читал эту газету и почерпнул из нее очень много полезного, что-то использовал в своих работах, что-то просто принял к сведению. Готовя этот текст и отыскивая иллюстрацию я снова просмотрел свой фотоархив и в очередной раз поразился – как же там всего много и как это здорово, как это передает дух ушедшей эпохи. Что же я искал в своем архиве сегодня с раннего утра? Я искал репродукцию своей любимой картины. Когда-то я наткнулся на нее совершенно случайно, листая подшивку «Советского искусства» за 1952 год. Качество газетной иллюстрации конечно неважненькое. Под общим заголовком «Выставка произведений художников РСФСР» была помещена фотография картины казанского художника Н.Кузнецова «Москва. Третий километр». Настало время показать эту фотографию. Вот она.
«Советское искусство». 15 ноября 1952 года
Я тогда просто запал на эту картину. Чем же она меня так увлекла? Раз художник был из Казани, логично предположить что на его полотне изображены подъездные пути Казанского направления. Раз третий километр, значит это уже совсем рядом с Москвой. И это прямо подтверждает уже выглядывающий из тумана силуэт высотной гостиницы «Ленинградская» на Комсомольской площади. Железная дорога – мой любимый вид транспорта. На полотне изображен тот самый пейзаж, который мог бы видеть и я каждый раз подъезжая к столице (самолетами, к слову, я не летаю, езжу только поездами) если бы ездил в Москву в начале пятидесятых. Да, я все понимаю, понимаю, что сюжет картины сам по себе не слишком оригинален, тем более, что это явная реплика другой картины «Под Москвой», которую написал еще в 1947 году художник Г.Нисский. Так и хочется запеть известную песню того времени «Когда подъезжаешь к Москве, то чувствуешь с новою силой, раздолье любимой земли, величие Родины милой…»
«Советское искусство». 21 октября 1950 года
В общем, картина меня тронула. Мне очень хотелось иметь у себя хорошую репродукцию картины «Москва. Третий километр». Много лет я разыскивал ее. Ни в каких каталогах она не значилась, в альбомах найти ее не удавалось. Ну да, прошла выставка художников РСФСР в 1952 году, прошла и забылась. И теперь картина скорее всего лежит и пылится в фондах какого-нибудь казанского художественного музея. В общем, судьбу самой картины мне отследить не удалось. Но я резонно полагал, что найти ее мне может помочь всемогущий Интернет. И периодически вводил название в Яндексе. Много лет Яндекс предательски молчал. Но вот однажды случилось чудо. Оказалось что открытка с репродукцией искомой картины продается в одном московском интернет-магазине открыток. И цена – всего 100 (сто) рублей. Сто рублей как результат многолетних поисков. Я тут же написал владельцу этого интернет-магазина, к сожалению не помню его имени, и попросил отложить для меня эту открытку, сказав что в указанное им место приедет мой друг и выкупит ее. Преодолев определенные организационные сложности мой друг таки смог подъехать, выкупил ее и торжественно вручил ее при следующей нашей встрече.
…Раннее морозное утро. В туманной дымке встает солнце, озаряя своими разовыми лучами индустриальные пригороды Москвы. Вдалеке вырастают величественные силуэты высотных зданий. На подъездных путях жизнь идет своим чередом. Деловито пыхтят локомотивы. Еще несколько минут и мы выйдем из вагона на перрон самого лучшего города Земли…
Несколько слов надо бы сказать о самой открытке. Она была выпущена по результатам проходившей той самой Всесоюзной художественной выставки 1952 года. Подписана в печать 14.08.1953. Отпечатана в Московской экспериментальной типографии ВНИИППиТ. И стоила 25 копеек. Но никто ее не покупал. Она пролежала в магазине аж до 1961 года, когда в связи с наступлением денежной реформы была уценена и стала стоить целых три копейки (об этом говорит синий штамп на обороте). Дальнейшая судьба ее неизвестна, но вот теперь, сменив энное количество владельцев она попала наконец ко мне и заняла почетное место на книжной полке шкафа в сердце моего рабочего кабинета.
В качестве послесловия: хочу сказать, что есть еще одна очень схожая по замыслу акварель художника Д. Генина, которая называется "На привокзальных путях". Видимо магия железнодорожных стрелок и семафоров, в сочетании со стройными силуэтами московских высотных зданий на горизонте действительно была трендом своего времени.
Д.Генин. Акварель "На привокзальных путях".
Читальный Зал
| Новости культурной
жизни | Выставка
|