ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
|
Читальный Зал
| Новости культурной
жизни | Выставка
Витрины большого книжного магазина на перекрестке бульвара Сан-Жермен и улицы Сольферино привлекают немало любопытных. Тут принято наряду с книгами выставлять всевозможные исторические и бытовые аксессуары – рыцарские латы и шлемы, экзотические талисманы и негритянскую скульптуру. Все это привлекает внимание прохожего. Правда, хорошо изданная книга, лежащая рядом с почерневшим деревянным идолом, обычно мало доступна. Такая книга в Париже очень дорога, издается она для немногих – тиражи таких книг весьма невелики. Даже в этом большом магазине интересные исторические, научные, художественные книги имеются лишь в одном экземпляре: расчетливый хозяин не забывает о трудностях сбыта. Но есть тут полки, до отказа забитые розовыми, черными зелеными переплетами... Это значительно более доступная литература, расчитаная не только на взрослых, но и на детей. К разряду такой именно детской литературы в первую очередь относятся новинки «Черной серии» издательства Галлимар. Уже одни названия здесь звучат достаточно красноречиво: «Кадриль в морге», «Сто метров тишины», «Ногами вперед», «В саване нет карманов», «Серо-зеленая крошка». Рядом последние издания «Зеленой серии» того же предприимчивого Галлимара, посвященной всякой чертовщине в так называемом жанре «сюспенс» (отрешенность): «Я женился на тени», «Кошмар», «Бархатный колодец», «Невеста смерти»... Все это, с позволения сказать, повести и романы в 5-6 печатных листов, выпускаемые Галлимаром значительно бОльшим тиражом, чем классическая литература. В этом издательстве специальный литературный «штаб» отбирает нужные «сочинения». Дело настолько доходное, что издатель не ограничивается отечественной уголовной фантазией, а широко привлекает работающих в этом жанре американских писателей. Конечно, не только Галлимар, но и другие французские буржуазные издательства производят тот же отвратительный литературный товар, прославляющий уголовщину, «подвиги» гангстеров и сутенеров, сногсшибательные приключения приведений. Повсюду в киосках, книжных лавчонках, на вокзальных прилавках и в парках, вы можете встретить такого рода «детскую литературу», в том числе так называемые «комиксы», наполненные похождениями бандитов, «тарзанов»... В крикливо-пестрых и дешевых изданиях самым подробнейшим образом описаны приемы воровства, мошенничества, аморального поведения. Воспитатель одного из детских домов некий Бернар недавно предложил пятидесяти своим воспитанникам нарисовать в свободное время «какую-нибудь интересную историю: все, что ты захочешь, все, что ты придумаешь». Результат получился настолько неожиданный, что потрясенный воспитатель решил поделиться своим «опытом» с редакцией одной прогрессивной газеты. Вот что рассказал господин Бернар: «Мы получили пятьдесят рисунков, пятьдесят «кино», как назвали их дети. Это были: 29 историй о гангстерах, 15 историй о войне, 4 истории о подвигах Тарзана, 1 история о «Микки-Маусе». На рисунках, - продолжает учитель Бернар, - гангстеры убивали куда больше, чем солдаты. Тарзан всегда душил только негров и китайцев и лишь единственный «Микки-Маус» никого не убил... Герои всех гангстерских историй назывались Том, Билл, Джонс, Гарри, Джим, Франк и т.п. Гангстеры были вооружены ручными пулеметами, револьверами, кинжалами, ядами, солдаты – атомными пистолетами, «лучами смерти» и даже водородной бомбой. Итак, 49 наших детей из 50 убили в своих рисунках 196 человек. В среднем по 4 убийства на душу!» Влияние такого рода уголовных романов, естественно, сказывается вовсе не только на детских рисунках и играх. Слишком часто эта отвратительная грязная стряпня толкает малолетних ее потребителей на преступления. Это подтверждается ежедневной газетной хроникой происшествий. Как часто приходится здесь читать: мальчик убил бабушку, мальчик выстрелил в своего товарища. Было бы, однако, неверно предположить, что всему, в данном случае, виной литература. На любой улице Парижа легко убедиться в том, какой разнообразный пропагандистский аппарат служит гнусным целям морального растления молодежи. Взгляните хотя бы на большую еженедельную афишу, висящую на стенах станции метро, на специальных рекламных столбах. Что демонстрируется сегодня парижских кинотеатрах? Мало чем отличаются названия картин от названий тех книг, какие приводились в этой статье. На экранах можно посмотреть «Бульвар страстей», «Конец одного убийцы», «Страшные образы», «Смерть не пришла на свидание», «Тайна желтой комнаты», «Здесь требуется убийца», «Этот гангстер не такой, как другие» и т.д. Вряд ли следует напоминать о том, что бОльшая часть этой киномакулатуры сделана в Голливуде. Ничего другого детям и подросткам никто не предлагает в столице Франции. В Париже нет ни одного детского театра. Нельзя же всерьез считать, что его может заменить жалкий маленький барак в Люксембургском саду, где показывают дурного вкуса кукол, которых уныло лупит по голове белой дубинкой все тот же полицейский. В прошлом году под влиянием выступлений прогрессивной печати в парламенте был поставлен на обсуждение вопрос об ограничении (хотя бы до 25%) изданий детских книг и рисунков иностранного (читай: американского) происхождения. На принятии такого закона настаивали в первую очередь депутаты-коммунисты. В результате открыто проамериканской позиции реакционных депутатов предложение было провалено. Однако меры общественной защиты детей и юношества настолько необходимы, что многие демократические организации ставят своей целью всеми возможными средствами бороться против культа бандитизма и его гибельного влияния на молодое поколение. Союз французских женщин организовал специальный «Комитет защиты детской литературы», проводит собрания писателей, дает советы матерям и педагогам. Прогрессивное издательство выпускает веселый иллюстрированный журнал «Вайян» («Отважный»). Руководимое Луи Арагоном издательство дало юным французам ряд детских книг, в том числе «Зеленый сундучок» Василенко, «Страна подлинных чудес» (сборник сказок народов СССР), «Горы и люди» Ильина. Особенно большое внимание уделяет проблеме детского чтения газета «Леттр франсез», старающаяся привлечь к созданию полноценной детской литературы известных писателей Франции, чьи книги можно было бы противопоставить растленному «чтиву», импортируемому из США. Из большой анкеты, проведенной членом комитета «Защиты детской книги» Рене Люрса и инспектрисой по воспитанию в начальных школах Секлет Риу, стало совершенно ясно, что многим французским детям надоели гангстерские книги «с драками», «с грубым разговором». «Я не хочу больше историй про гангстеров, они так плохо написаны», «слишком много про войну», «я хочу читать про моряков и шахтеров», «мне надо книгу грустную, но потом что бы все счастливо кончилось», «люблю читать про знаменитых в истории людей», «хочу, что бы новые книги рассказали о путешествиях в далекие незнакомые страны», «найдите книгу про жизнь в нашей Франции», - вот какие пожелания, просьбы и требования высказали юные читатели в адрес писателей Франции. Из этих ребячьих ответов на анкету ясно, как сильно недостает французской детворе по-настоящему познавательной и подлинно художественной литературы, в которой героем был бы человек отважных и справедливых действий, честных и добрых поступков, борющийся за лучший мир. ПАРИЖ, 1950, Сентябрь. Читайте другие статьи в разделах "Читальный зал" и "Выставка".
Читальный Зал
| Новости культурной
жизни | Выставка
|