ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Алексей Лавров

В песнях останемся мы

 

Времена, избранные автором "Виртуальной Ретро Фонотеки" в качестве темы сайта, были временами высочайшего взлета Красной цивилизации. И, хотя выбор исполнителей представляется спорным, автор сайта своей работой заслужил полное право на использование в качестве критерия собственных предпочтений. Однако, размышляя над феноменом Советской массовой песни, выход за границы 30-50х годов представляется совершенно необходимым. Высказанное ниже не является, конечно, сколько-нибудь цельным анализом. Для такого анализа потребовалось бы объемное исследование и обилие источников. Это некий набросок, схема возможных подходов к исследованию феномена Советской массовой песни и его трансформации с течением времени.

Большие песенные массивы вообще оставлены за рамками этих заметок. Не упоминается, например, о романсах, народных песнях Советского времени, танцевальных песнях, песнях народов СССР и многих других, хотя внимательный взгляд на эти песни тоже мог бы привести к интересным выводам. Прошу также прощения за известную обрывочность и фрагментарность данных заметок, но корректный обзор занял бы слишком много места и времени.

 

Начать уместно было бы с выяснения вопроса об отнесении той или иной песни к Советской и массовой. С массовой более или менее ясно. Массовой песней можно считать песню достаточно широко известную в то или иное время, поющуюся или воспроизводящуюся с помощью техники, транслируемую по радио и ТВ. С Советской - вопрос сложнее. На первый взгляд Советской песней можно считать песню, в которой находят выражение ценности Советской идеологии. Однако, во времена существования СССР широко звучали и транслировались и песни противоречившие этой идеологии, но отражавшие взгляды достаточно широких социальных слоев. Поскольку эти слои тоже были частью Советской цивилизации, а, зачастую, и ее продуктом, то и такие песни стоит считать Советскими, как бы это не казалось неприятно. Песня один из самых демократичных, менее всего поддающихся социальному регулированию жанров. В этом качестве она достаточно объективно отражает социальные процессы, и отказ от учета каких-то песенных массивов не позволяет зафиксировать достаточно важные, хоть и негативные, тенденции. Исходя из сказанного, можно отнести к Советской массовой песне достаточно широкий и разножанровый песенный массив. Хронологически Советские песни появляются до 17 года ("Варшавянку", "Смело товарищи в ногу" или даже "Отречемся от старого мира" (Марсельеза) никак нельзя не отнести к песням Советским, широко звучащим весь Советский период) и, похоже, не заканчиваются в 91м. Песнями революции и гражданской войны начинается блистательный путь Советской песни. Предреволюционные и послереволюционные годы вызвали к жизни целый пласт массовых песен, многие из которых прожили почти век и явно не собираются умирать. Более того, сегодня они вновь обрели актуальность. Эти песни были, в основном, созданы непрофессиональными авторами. Сегодня их назвали бы авторскими. Для них были характерны тяга к социальному оптимизму и социальному действию, агрессивный мажор и высокий накал жертвенности. Примеры таких песен знает каждый. Стоит отметить, что противостоящая сторона заметных песен не оставила. Песен белой армии и эмиграции не то, что бы не было вообще, но такие песни не оставили в памяти заметного следа. Во всяком случае не оставили следа соотносимого с лучшими песнями революции и гражданской войны. Стоит только сравнить тексты "красных" и "белых" песен, и можно заметить оптимизм и уверенность с одной стороны и крайний пессимизм, и безнадежность с другой. Кроме того "красные" песни несут внятно сформулированные социальные идеи, "белое" же творчество, кроме ностальгии по кабакам, цыганам и пасхальным колоколам не предлагает ничего. Забавно, что и в позднейших стилизациях картина остается неизменной. Все попытки идеализировать и облагородить белое движение сводятся к той же уваровской формуле (за исключением народности, конечно), к тем же кабакам, тройкам и цыганкам, к той же унылой безнадеге. Вот пример стилизаций Ю.Кима к "Бумбарашу". Красные – "Мы строим мир свободного труда. Разрушим тюрьмы, всех врагов разгоним... и заживем коммуной мировой", белые - "Все было – коньяк и цыгане и девки в ажурных чулках, а будет смерть и поруганье и ветром развеянный прах". Это не означает, что "красной" идее на песенном поле ничего не было противопоставлено. Было. И перед "несимметричным" ответом оказались бессильными уже "красные"

Неизвестно имя гения написавшего "Мурку", "Шарабан" или "Белые туфельки". Именно эти песенки смогли на равных конкурировать с "Варшавянкой", "Тремя танкистами" и "Москвой майской". "Мурки" разного рода тоже пережили эти десятилетия, звучат до сих пор и также получили новую актуальность.

Живучесть и опасность "мурок" была четко прочувствована еще в тридцатые. Но все попытки противопоставить им советские "бытовые" песни не дали устойчивого эффекта. "Мурки" затихали, но не уходили совсем. Очевидно, что наличие подобных песен отражало наличие сильных и устойчивых настроений в обществе, настроений ни в чем не совпадавших с социалистической идеологией и очень опасных для нее. Гораздо более опасных, чем "белая" мифология и атрибутика. Безболезненно были возвращены погоны, офицеры и генералы, новый год, министры и гимназическая форма. Справиться с "Кейптаунским портом " не удалось. "Скорее голову канарейкам сверните, чтоб коммунизм канарейками не был побит" – кричал Маяковский. Коммунизм был побит именно "канарейками".

В довоенное время "Мурки" были в глухой обороне. У общества были другие приоритеты. Приоритеты подвига, труда, самоотверженности. Приоритеты высокого и солнечного бытия. Это хорошо заметно по массовым песням тех лет. С этими приоритетами народ встал на бой и победил. С этими приоритетами после войны восстанавливали страну. Песенные примеры хорошо известны. Даже в лирике отражались самые высокие этические нормы. Любимая Советской песни это верная жена, заботливая мать, боевая подруга. "С тобою, как ты, отважна сквозь бури она пойдет", "Если ранили друга, сумеет подруга врагам отомстить за него". Но и при этом - "Первым делом самолеты". (Сегодня, конечно, и первым и вторым и третьим делом девушки, (те еще девушки) а самолеты пусть хоть развалятся, что они постоянно и делают).

Конечно, жизнь не была так благостна, как это звучит в песнях. Далеко, и очень далеко, не все в то время жили на уровне высокого бытия. Даже в войну нашлось большое количество трусов и предателей. Но не эти люди задавали тон. Сегодня дребезжащий хор пытается доказать, что жизнь в СССР была лжива, грязна и похабна. Но в песнях, даже антисоветских, (о них отдельно) это не отразилось. Наоборот, в блатной и дворовой песне появляются героические мотивы. В 30е – 50е годы формируется понимание человеческой жизни, как постоянной борьбы. Борьбы с самим собой, с обстоятельствами, с противниками. По представлениям тех лет жизнь человека проходит как путь через грозы и шторма, и только труд и мужество на этом пути дают право называться человеком. Идея, кстати, абсолютно совпадающая с точкой зрения многих религий и духовных практик. И именно эта идея хорошо различима в Советских песнях. "Мы можем петь и смеяться, как дети, среди упорной борьбы и труда", "Штурмовать далеко море посылает нас страна", "Кто привык за победу бороться, с нами вместе пускай запоет", "Не созданы мы для легких путей, и эта повадка у наших детей", "Все преграды я могу пройти без робости, в бой вступлю с невзгодою любой" - подобные примеры каждый может вспомнить во множестве. Кстати, приведенные примеры это даже не официальные идеологические песни. Скорее лирика. Причем лирика широко известная и популярная.

Характер Советской песни начинает меняться в 60е годы. Еще звучит веселый мажор, еще слышны героические интонации Красной цивилизации, но, в целом, песня становится другой. Героика все чаще становится фальшиво-официальной. На смену радости и счастью завоеванному и заслуженному собственным трудом, приходит радость и счастье, достающееся просто так, случайно, по везению. Высокая этика лирических песен опускается до обывательской "личной жизни".

В конце 50х хлынул поток т.н. "авторской" песни и, впервые за тридцать лет, начали появляться песни антисоветские. Сегодня можно предположить, что отнесение тех или иных песенных (и не только) высказываний к антисоветским было слишком поспешным. Более того. Действительно антисоветские, т.е. отвергающие ценности Советского мира, подменяющие эти ценности ценностями диаметрально противоположными, явления культуры преследовались гораздо меньше, или не преследовались вообще. Такие авторы, например, как Галич и Высоцкий, часто причисляются к антисоветским, хотя их творчество находилось гораздо более в традиционном Советском поле, чем, например, Окуджавы или многих эстрадных исполнителей. Большинство антисоветских песенных высказываний были направлены именно против перерождения Советского мира, против наступления буржуазности, против засилья номенклатурного беспредела, хотя, в то время дать точные оценки этим явлениям было затруднительно. Часто эти тенденции принимались авторами за нечто присущее именно Советскому миру. Но в 20е – 50е ничего подобного ни в СССР ни в эмиграции не появлялось. Да и можно ли было сказать о "буднях великих строек, веселом грохоте, огнях и звонах" – "влекут меня сонной державой, что опухла, раскисла от сна". Авторская песня в целом сочетала два направления. Одно вполне советское по идеологии – Высоцкий, Галич, Анчаров, Визбор. Это было течение социального действия, неважно за или против. Условно их можно назвать представителями "сильной" позиции. Творчество этих авторов в целом более или менее созвучно официальной советской идеологии. Выразителями другого течения были Окуджава, Клячкин, Кукин и тьма других. Это было течение даже не социального протеста, а социального нытья. Деление это, конечно, чрезвычайно условно, но тенденция представляется очень важной. Стоит заметить, что у "сильных" авторов почти не оказалось последователей, а сами они все ушли их жизни до начала социальных катаклизмов. Как будто что-то не давало им жить дальше. Зато у "слабых", ("слабых", конечно не в творческом отношении) последователей было больше чем достаточно. Можно предположить, что настроение своих слушателей они выражали более точно. Каково же было это настроение. Сначала, в конце 50х – начале 60х еще звучали нотки социального оптимизма, отголоски революционной романтики, с конца 60х только унылая безнадега. Тематика большинства песен: свободное время, личная жизнь, бесконечная рефлексия по любому поводу, литературные аллюзии, мелкая философия, рифмованные анекдоты и то, что можно назвать интересничанье (т.е. принятие красивой позы и томный взгляд в пространство). Очень хорошо все это выразила Н. Матвеева (тоже ведь бард) в одном из своих стихотворений.

Что значит мещанин – как следует неясно. Непознаваема его земная суть.

Пытаясь уловить его натуры ртуть, умы сильнейшие срываются напрасно.

Одно устойчиво, одно бесспорно в нем – всегда романтика была ему отрада.

Он дерзостный Икар, когда лететь не надо,

Пустынный Робинзон при обществе большом.

В его сознании связались воедино стриптиз и Золушка, торшер и бригантина,

Доспехи ратника и низменная лесть

О как бы он мечтал безумства Дон-Кихота безумно повторить,

Но из того расчета, чтоб с этим связанных убытков не понесть.

В целом можно сказать, что авторская песня это трансформация "Мурок" и "Шарабанов" для более образованной среды. Внимание к этому жанру определяется его полной неофициальностью. В этом качестве авторская песня более точно, чем профессиональная отражает настроения общества, или, по меньшей мере, значительной его части. Но подобные настроения проявились и в массовой песне.

Вот, например, как меняются детские песни.. "Будем примером борьбы и трудов", "Гудят встревоженные горны, что завтра злее будут штормы", "Каждый готов до победы идти", "Чтоб так же крылато прожить на земле, учитесь ребята держаться в седле", "Мы пускали вчера голубей, завтра спутники пустим в полет". Все это сменяется на "Наше счастье постоянно: жуй кокосы, ешь бананы", "Это мы не проходили, это нам не задавали", "Может мы обидели кого-то зря, календарь закроет старый лист", "До чего же хочется, братцы, на живом жирафе покататься", "Только небо, только ветер, только радость впереди". Здесь приведены примеры замечательных песен. Дело не в том, что песни плохие. Дело в том, что идеология борьбы, труда и победы сменяется идеологией счастья и радости без всякого труда, удовольствий и "кайфа". Обе эти идеологии и песни их отражающие существовали всегда, но именно в 60е идеология "кайфа" начинает постепенно вытеснять идеологию борьбы и, в конце концов, вытесняет полностью. Также картина и в массовой эстрадной песне. В 70е еще появляются песни с Советским духом ("Мой адрес Советский Союз" , например, да и другие можно вспомнить) но это уже последние. Еще до 91го идеология "кайфа" в песне победила полностью. Примечательны фантастический успех и популярность Пугачевой. Эта певица за всю свою жизнь не спела ни одной песни имеющей социальное звучание. Ее героиня - баба не знающая слов "жертва" или "подвиг". Она вся ниже пояса. Ее популярность в 70х-80х говорила больше, чем социологические исследования. Но тогда это было еще непонятно.

Но вот сегодня, когда уже, казалось, все позади. Когда жизнь опустилась до ниже пояса (как говорит молодежь – ниже плинтуса), вдруг стали приобретать популярность старые песни. И, оказалось, они далеко не забыты. И одной из самых популярных станций становится "Радио-ретро" и огромный успех "Старых песен о главном", а в авторской песне не меньший успех "Песен нашего века", и в Интернете (даже и там) все больше сайтов посвященных Советской песне. Появились и группы ("Любэ", "Доктор Ватсон", "Браво") так или иначе паразитирующие на песнях прошедших лет. Конечно все это не так просто. "Радио Ретро" проводит очень тщательную селекцию старых песен. Там почти полностью звучит только то из старого, в чем не чувствуется Советский мажор. То же относится и к группе "Браво" и к всевозможным "Старым песням о", а "Любэ", напротив, пытается Советский дух вложить в сегодняшние реалии, но фальшь прет из каждой строки, как и у Розенбаума. И по ТВ начинает звучать Советская песня. Концерты Пахмутовой, концерт памяти Дунаевского, где "Марш энтузиастов" был встречен овацией сегодняшнего зала. Зала состоящего отнюдь не из представителей протестных слоев. Чаще всего это объясняют ностальгией, воспоминаниями молодости. Наверно это тоже справедливо. Но представляется, что точнее это можно выразить словами Вознесенского - "Не по прошлому ностальгия, ностальгия по настоящему". Выяснилось, что достаточно большое количество людей не может жить животной жизнью и даже наличие денег не спасает. Современный мир же ничего другого не предлагает. На его знаменах только гедонизм и релаксация. В этом мире просто не предусмотрены высшие уровни человеческого существования. "Расслабься и получай удовольствие" – его девиз. Сегодня мир стоит перед вопросами, определяющими жизнь всей земной цивилизации. Может быть ответы на эти вопросы придут из России, может быть и нет. Но сегодня Советские песни, действительно сильнее, чем кино или книги напоминают о цивилизации, начавшей строить жизнь не по животным законам. Первая попытка оказалась неудачной. Но Советская история и культура, в т.ч. Советская песня помогают ответить на вопросы о причинах этой неудачи и, может быть, подскажут дальнейший путь.

 

Сегодня при обилии дисков и кассет с Советскими песнями (издается, правда, крайне ограниченный набор песен), при обилии разнообразных песенников (и раньше их тоже было предостаточно) отсутствует достаточно точная антология Советской песни. В современных изданиях часто ошибочно указано авторство, отсутствует хронология появления песен, часты искажения текста. Изменения текстов по идеологическим мотивам, или просто варианты (интереснейшая и обширнейшая тема) почти никогда не учитываются при публикациях. По идее таким изданием должны заниматься Союз писателей, Союз композиторов и Дом звукозаписи совместно, но у них, видимо, есть более интересные дела. Они делят собственность и ведут разборки. Отсутствуют (а может мне неизвестны) книги посвященные истории создания и бытования песен. Тем временем могут уйти документы и люди, способные стать бесценным источником по данной теме. Создание подобной антологии не по силам одиночке. Может быть среди посетителей сайта найдутся энтузиасты, готовые отдать такой совместной работе свои силы и время. Ценность подобной комментированной антологии, как источника по истории Советской культуры, трудно преувеличить.

Промежуточный комментарий автора сайта: Не могу удержаться от того, чтобы не ответить на это замечательное письмо.

Как я почувствовал, с материалами сайта Алексей очень хорошо знаком. Тем не менее, уточню, что "Советская массовая песня" это не просто сочетание слов, которое я удачно подобрал для определения рассматриваемого явления, а реальное его название, которое употреблялось в первоисточниках того времени. И употреблялось оно именно в послевоенное десятилетие, после чего исчезло по тем самым причинам, о которых уже написано выше. Главная из них - вымирание Массовой песни.

Сходу мог бы закинуть еще несколько мыслей для дальнейшего развития. Взять, например, Утесова. Бесспорно талантливый исполнитель неоднократно подвергался критике за пошлую "театрализацию" своих представлений. Достаточно сказать, что именно он вывел "Мурок" из подполья, перепев блатные песни с вновь написанными текстами. И в сразу сделался любимым и популярным, потому что он "принес" людям "безобидные" тексты, которых они так давно ждали. Сегодня в среде коллекционеров грампластинок записи именно этого периода его творчества пользуются неслабеющим интересом. А ведь было это еще до войны! Или взять послевоенный период - постоянное его желание обыгрывать со сцены бытовые аспекты творческого союза с дочерью. Посмотришь со стороны - ловкий шоумен, ни больше, ни меньше. А ведь при этом спел немало очень хороших вещей.

Я не думаю, что советская массовая песня трансформировалась с годами, я думаю, что она просто прекратила свое существование, открыв дорогу нескольким новым направлениям. В новом историческо-временном контексте возникли и новые исполнительские средства, и новая песенная тематика, старую добрую Советскую песню попросту выбросили, как дети выбрасывают заигранную взрослыми надоевшую пластинку. Военные и послевоенные песни словно бы изъяли из пространственно-временного контекста и заставили работать в совершенно другом времени и в условиях иных представлений о песне как таковой. И несмотря на то, что, скажем, военные песни продолжали исполняться по случаю торжественных мероприятий, назначение (и следовательно форма исполнения) были уже совершенно другими.

В пресловутые "годы застоя", когда военно-патриотическая тематика стала благодатным подспорьем и песни войны нещадно эксплуатировались, (каждый начинающий певец считал своим долгом внести свою лепту в дело придания им нового звучания) люди постепенно забыли, чем эти песни были прежде и какие высокие гражданские чувства были призваны пробуждать. А очень зря! Для оригинальных записей военных песен были характерны именно высочайшая исполнительская культура певцов в сочетании с их исключительными вокальными данными. Прежде такие песни не позволялось петь кому попало -  кандидатуры тщательно фильтровались.

Не случайно практически все те исполнители, записи которых представлены на моем сайте, были солистами радиокомитета - в наступающий век телевидения их вокальная техника уже перестала играть решающее значение. Все более важным становилось не то, что поют и как поют, а как это смотрится. Конечно, первые телепередачи были далеки от современных разнузданных телешоу, однако вопрос внешней презентабельности стал уже решающим. Теперь уже нужно было не просто петь, стало нужно еще и что-то показывать. Так наступало время безголосых певцов, и даже не певцов вовсе, а поющих актеров.

Снова о песнях. То, что "Советская массовая песня" понятие официальное, мне известно. Но это определение всегда казалось достаточно расплывчатым. Массы у нас, как Вы помните, были только народные. Т.е. массовая песня фактически то же самое, что и народная. Но народной песней у нас назывался вполне конкретный жанр. С другой стороны народный по латыни popularis и понятие популярная тоже, в общем, означает народная. Таким образом, массовая, народная и популярная суть синонимы. К тому же термин популярная в Советское время тоже звучал. Помните по радио – "Вы слушали популярные песни Советских композиторов". Но дело не только в этом. Не очень понятно, что именно называть массовой песней. То ли это только официальные песни для массовых мероприятий, тогда многие военные песни в их число не попадают, то ли это просто хорошие Советские песни (были ведь и плохие), тогда критерий становится совсем неопределенным. Я для себя ставлю знак равенства между массовой и популярной песней. Если песня широко известна – она массовая. И я не считаю, что старую добрую Советскую песню выбросили. Просто, какие массы, такая и песня. С угасанием высокого духовного и нравственного уровня масс упала и песня. Было – "Как один человек, весь Советский народ за свободную Родину встанет", стало – "Так же как все…я по земле хожу, хожу, и у судьбы как все, как все счастья себе прошу". Пугачева, может, и выпросила (хотя тоже сомнительно), но не все же согласны, даже у судьбы, милостыню просить. Есть и такие, кто и сегодня помнит – "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор". И потом, Вы Советскую песню не выбросили, я не выбросил, думаю, что еще миллионы людей не выбросили. Хотя тех, кто выбросил, тоже немало. Что тут поделаешь. Так время решило. И, опять же, не песню выбросили. Сбросили с себя высокие социальные и нравственные обязательства. Променяли их на безграничную свободу быть полуживотными (церковь называет это свободой греха). Песня ведь не причина состояния общества. Она его отражение. Но это большой и серьезный разговор.

Относительно Утесова я с Вами согласен. В его творчестве действительно слышится некая двойственность. Но, все же, думаю, что своими лучшими песнями он заслужил вечную благодарную память всех ценителей Советской песни. Что же касается певцов-актеров… А Бернес, а Шульженко, а Трошин (первый исполнитель "Подмосковных вечеров"). Разве можно представить без них Советскую песню. Согласен, нынешние эстрадные и телевизионные макаки превратили телевидение (а начали превращать, действительно, лет тридцать назад) во что-то жуткое. Но Советская культура ведь и в визуальных жанрах давала высочайшие образцы. У нас был мирового уровня музыкальный и драматический театр, было блестящее кино, неплохая живопись. Думаю, если бы ТВ появилось лет на тридцать пораньше, и там были бы прекрасные образцы. Ну, совпало развитие ТВ по времени с деградацией общества. Обидно, конечно. Ну да еще не вечер. Жизнь ведь продолжается.

 

Алексей Лавров

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.