ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
Алексей Соколов О наболевшем (мысли вслух)...
|
Здравствуйте, Николай. Доброго Вам настроения! С большим удовольствием гуляю по Вашему сайту. Прочитал всё о Мокроусове. Дело это очень нужное. В наше переломное время потерь и интернета только близкие (не обязательно родственники) люди смогут сохранить живые, не изменённые новым восприятием впечатления. Собранные трудом почитателей и энтузиастов, распространённые по сети, они всегда и везде будут доступны любителям музыки. Увы! Нечего возразить Вашим корреспондентам. Ни творческие союзы, ни государственные архивы заниматься сохранением Великой нашей музыкальной культуры двадцатого века не хотят. Будем надеяться, что разворованное не погибнет, и вернётся, пусть через третьи руки и чужие страны нашим потомкам. Да. Очень тяжело узнавать, что по накопленным кропотливым трудом звукорежиссёров и корреспондентов фонограммам радиостанций ходили равнодушные ноги наших современников. Что переданные наследниками в музеи грампластинки продаются за рубеж. Что полузакрытое, пока полузакрытое, радио «Орфей» не имеет возможности приобретать для трансляции классику. 300 рублей минута! И никто не хочет понимать, что это всё писалось на народные деньги и по праву должно принадлежать народу. И почему у нынешних владельцев сомнительных прав на советскую культуру эти права есть, а у врачей и учителей, рабочих и учёных самоотверженным трудом которых, обеспечивалось их благополучие, нет. Я не против авторских прав в принципе. Пусть новые песни продаются по новым законам. Теперь все платят за всё. И учить и лечить и охранять создателей всего этого шумного «великолепия» даром никто не будет и государство не поможет. Но я категорически не согласен с приватизацией советской культуры. Слишком велика её ценность. Очень велика вероятность, что приобретённое за бесценок не будет должным образом сохраняться. И нет уверенности даже в том, что нынешние владельцы понимают ценность, а не нынешнюю цену того богатства, которым владеют. Вспоминая безмятежные годы конца прошлого столетия вспоминаю поучительную историю. В те годы популярность грампластинки была невероятно высока. У Московских магазинов грампластинок, бывало, отрывали двери, дабы добыть желанный лицензионный альбом, а тиражи эстрады считали десятками тысяч. Всё было именно так, пока кто-то не решил поднять цену на эстраду с двух рублей пятнадцати копеек до лицензионного уровня. Продержалось это повышение не долго. Результат оказался потрясающим. В считанные недели удалось убедить покупателей в том, что грампластинки покупать совсем не обязательно. Спрос упал, исчезли очереди, возврат к прежним ценам уже ничего не изменил. Вспомнил я эту историю не случайно. Отсутствие государственной поддержки культуры и высокие цены формируют равнодушие-незнание нынешнего молодого поколения. В этих условиях можно безнаказанно распоряжаться этим самым наследием в своих интересах, подменять искусство дешёвой массовой штамповкой. Где там авторство? Ещё пара иллюстраций. Не так давно дали мне послушать большую MP3-коллекцию «Старых песен о главном». Не имея видеоряда, я сосредоточился на музыке. Что получил слушатель за свои деньги? Халтура. Очень заметно, что даже популярные исполнители спеть советскую песню совершенно не в состоянии. Отсутствие голоса не извиняет общее бескультурье, отсебятину и полное непонимание текста на русском языке. Вылезание во все стороны из песни себя любимого граничит временами с музыкальным хамством. Удивительно, но за столь небольшое время привычка петь словокомбинации совершенно лишила исполнителей необходимого навыка одновременно петь и понимать смысл и интонации песни. Невозможно услышать песню как единое произведение. Позвольте поинтересоваться, почему возможно такое у профессионалов работающих за деньги. Второй, очень печальный пример. Юбилейный вечер Владимира Шаинского по телевизору. Уважая Мастера и чтя традиции можно было надеяться, что концерт будет этапным отчётом огромного творческого пути композитора. Что увидел?! Плохо подготовленный концерт, штопанная с дырками постановка, явно плохо, подготовленные исполнители с видимым настроем подхалтурить на деревне и ширпотреб-самодеятельность. Зачем согласился автор на такое, как смог во всём этом участвовать? Увы. Не могу я вспомнить сейчас и новых песен Шаинского, ставших широко популярными в наше новое время. Все эти размышления не дают мне покоя очень давно. Своё восприятие действительности я не могу объяснить ни ностальгией ни возрастом. Признать столь развращающее и разрушающее авторское право благом для нашей культуры я не могу. Надеяться на флагман – телеканал «Культура» тоже не стоит. При целой серии совершено восхитительных высочайшего уровня передач – он один в теле-мире нашей страны. Радио, газеты и журналы совсем не заинтересованы в пропаганде ценностей отвергнутого мира – за это не платят. Но в прежнем мире жили мы – старшие, наши родители и ещё очень много красивых людей. Они оставили нам право гордиться пусть малой, но принадлежностью к великому советскому народу. Мы превратимся в стадо, если потеряем эти ориентиры, если опустим руки и не сохраним хоть то малое, что попадает к нам. Да, меня можно упрекнуть в необъективности. Я не перечислил те хорошие музыкальные передачи посвящённые советским певцам и композиторам, артистам. Их немало и на других телеканалах, есть и хорошие фильмы. Но что-то мешает мне благостно успокоится. Или время передач не рейтинговое или непомерная стрельба и кровь вокруг. Или «Радио-Ретро» как-то измельчало. Быть может мне больно смотреть на грампластинки, раскиданные по двору и горы книг у контейнеров (совсем нечитанных и не сданных в ближайшую библиотеку). Спасибо Виртуальной Фонотеке. Быть может, здесь вырастет то главное, соединяющее поколения отцов и детей на уровне понимания общности пути в будущее. Они подрастут, повзрослеют и поймут, как необходима им та музыка, которую слушали и собирали их родители. Вот, написал вам целую статью. Не смог воздержаться. Присоединился к вашим друзьям.
Я всё-таки не коллекционер, больше потребитель-собиратель. В разное время слушал разную музыку. Вкусы менялись вместе со мной, и выглядит всё это весьма ветрено. Но даже мне стало понятно, что с наступлением новой музыки мы теряем слишком много. Несколько лет назад на телеэкранах вновь замелькали «надоевшие» за семидесятые-восьмидесятые исполнители: Кобзон, Лещенко и некоторые другие. Являясь частью официальной культуры, они в те давние годы, у нас молодых, ищущих новых впечатлений, особой симпатии не вызывали.Однако, теперь, при живом сравнении с современными исполнителями, выглядели вполне достойно. Это был повод задуматься. Основой для размышлений стала песня. Всегда признаком мастерства был репертуар. Как правило, если песня была спета хорошо, она накрепко связывалась с первым её исполнителем. Случаи, когда песня попадала в репертуар другого певца, очень редки. За исполнение своих песен не брались даже композиторы – песню старались отдать крепкому профессионалу. Мало кто решался петь песни Магомаева, Кобзона или Кристалинской. Отсюда и выводы: Можно поискать причины появления в нынешней эстраде массы исполнителей утробно-животного репертуара, но становится совершенно очевидным, что уход со сцены советской песни связан не столько с невостребованностью оной слушателем, сколько с невозможностью силами нынешних исполнителей её исполнить. На самом деле кому отдать красивую или, например, яркую шуточную песню, если все исполнители равномерно серенькие. Кому по силам раздольный вокально-безграничный репертуар Муслима Магомаева или инкрустированные нежнейшими и очень сдержанными интонациями песни Майи Кристалинской? А я выбираю примеры из совсем недавних времён. Некоторые попытки петь советские песни есть. Но в большинстве случаев они несостоятельны, и наносят серьёзный удар по авторитету певцов. Умный эстрадник на себе такие эксперименты не ставит. Слушая внимательно песни тех лет, понимаешь – исполнителей такого класса не может быть много. Только тщательно отобранные профессионалами отлично подготовленные вокалисты могли стать исполнителями советской песни. Следили за этим строго. Подготовка певца такого уровня – это жёсткий отбор, долгие годы учёбы и самовоспитания. Труд колоссальный! Социализм, со своими установками на труд во имя Родины, постижение высших культурных ценностей и устремленный в светлое будущее, создавал ту необходимую требовательную творческую атмосферу, которой нет места в условиях немедленного желания и необходимости зарабатывать. Неустойчивая будущность и есть, наверное, одна из причин, появления вокалистов-фигуристов с творческим циклом от 14 до 25 лет. Вернёмся в те светлые времена. Интонации, выверенные до запятой, безупречная дикция в полной гармонии с песней. Плюс высочайший уровень общей культуры исполнителя. Не это ли очевидное доказательство преимущества вдумчивого, государственного подхода к важности массовой культуры. Не путаем ли мы нынче на радостях, отсутствие цензуры в искусстве с потерей контроля над качеством. Что, простите, обидного в требовании соответствия выбранной профессии. Интересно, но именно в те времена одну и ту же песню пели многие исполнители, пели по-разному, но всегда это было хорошее и интересное исполнение. Я совсем не против, что кто-то занят творчеством и даже поёт как-то не очень, но это называется - художественная самодеятельность. Путь оттуда в профессию вполне возможен, но излишняя публичность и ранняя денежность, вредны «юному дарованию» (См. творческий путь Н. Баскова). И нет ничего хорошего, в том, что заросли самодеятельности, вытесняют зрелого Мастера на телевидении и радио. Стоит всмотреться и в те немногие кинофрагменты, на которых сохранились записи концертов советской песни. Как доверительно и открыто исполняется песня! Теперь, сравните с каким отстранённым, нарочито независимым видом, поют популярную песню теперь. Сколь свирепым бывает выражение лица юного дарования! Странное, и ничем не оправданное копирование манеры западного, мало уважаемого, «одноразового» наёмного певца. В чём природа появления этой пены? Неужели столь безнадёжна обстановка в нашей стране? Почему так быстро растерялись традиции? Неужели это новое соответствует потребностям нашего народа? Я понимаю, что молодёжи нужна динамичная, активная музыка для отдыха и танцев и наша и западная – это нормально. Конечно, такой музыки должно быть много. Здесь массовое производство и соответствующее качество. Но должна быть и голова у взрослых людей. Что есть для старшего поколения и пенсионеров - «стареющего населения России», что приготовлено на замену танцевальной музыке для тех молодых, что станут взрослыми? Как обеспечить безусловный приоритет самого лучшего. Кто обязан отвечать за доступность и сохранность национальной культуры за немалое на то финансирование? Много трудных вопросов.
За понимание и моральную поддержку особая Вам благодарность. Редактировать и публиковать мое письмо, конечно, можно. Если это на пользу – и мне радость. Я перечитал свой текст. Там море ошибок и опечаток, и по смыслу рыхло и сумбурно. Эмоций, правда, море разливанное – изрядно перебродившие издержки всеобщего равнодушия. Публицистика должна быть сдержаннее и точнее отображать позицию автора. Всему этому учиться надо. Но с другой стороны, если я не прав, и даже написал не то, а кто-то задумается и ответит – значит, будет ещё один неравнодушный человек. И он будет знать, что в этой стране он Гражданин, и его позиция интересна людям. И общими усилиями будет найден путь к сердцам современников. Да, всё это совсем не профессионально и самоотверженный труд энтузиастов не сможет сделать и сотой доли того, что с лёгкостью и гораздо лучше могли бы сделать радиодома, студии звукозаписи и министерство культуры. Могли бы… Но пока сделанного много меньше утраченного. Неумолимо время. Уходят из жизни филофонисты и расходятся их многотысячные коллекции грампластинок. В преклонном возрасте и уже не работают потрясающие знатоки отечественной звукозаписи - музыкальные редакторы радиодомов. Очень нужно успеть к этим родникам. Читая заметки Ваших корреспондентов, тихо радуюсь вдумчивости и основательности текстов. Многие мысли сформулированы очень точно, а гражданская позиция авторов лишена неуместной экзальтации. Ценность уже написанного для думающего человека очень высока. В моём понимании в становлении собственных убеждений человек обязательно опирается на мнение других людей. Найти близких по духу собеседников, увидеть через их восприятие себя очень важно. Без этого трудно не сбиться с пути. В этом тоже очень может помочь Ваш сайт. Редкая возможность узнать много нового сверить курс и просто получить удовольствие в море навязчивых развлечений. Очень хочется, чтобы хорошая песня не забывалась, а ряды поклонников ширились. На мой взгляд, это та основа, на которой вырастут любители-коллекционеры помоложе. Проблема в том, что грампластинка источник звука не очень качественный, а главное громоздкий. Хранить эти ценности в квартире, встречая понимание домочадцев почти невозможно. Поэтому нужно готовить и искать потомков, могущих с пониманием принять и имеющих возможность сберечь, то немногое, что ещё осталось. Оцифровка грампластинок позволяет уменьшить риск потери ценных записей, но не позволяет отказаться от оригинала – грампластинки. Уникальность грамзаписи в её долговечности. Обрастая шумами и царапинами она пронесла через столетие, неизменным первозданность записи. Магнитная запись, к сожалению, живёт не долго, Частые перезаписи и глубокая многократная коррекция при записи-воспроизведении разрушают естественность тембра. Носитель быстро осыпается, теряя красоту исходных тембров, Солидные музыкальные архивы уже давно не имеют первых копий записей сделанных в середине прошлого века. А требования к качеству фонограмм способствуют списанию в брак уникальнейших записей. Имея грампластинку – мы имеем возможность через много лет, начать всё с начала. С новыми технологиями и с новым пониманием качества звука.
Самые добрые Вам пожелания. Алексей Соколов.
|