ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

"Старые песни на новый лад" или "Парочка вопросов автору сайта".

 

По сути дела для меня и сегодня остается загадкой, почему я доверился голосам этих певцов и позволил им войти в свою жизнь, заставить меня со временем пересматривать свои жизненные ценности, а местами и поставить себя перед необходимостью жесткого выбора, равнозначного смене жизненных планов? Как случилось, что вместе с песнями, которые, в общем, не несли ничего кроме нехитрых житейских истин, они подарили мне ощущение спокойствия, уверенности и знания о существе подлинных человеческих ценностей и целей, которых я не мог обрести ранее. Так уж получилось, что мои взгляды на жизнь переменились именно в тот момент, когда я уже оказался подготовлен к этому.

Одним словом, будучи эстетически перевоспитан голосами этих людей, я часто снова и снова вынужден отвечать на непростой вопрос: что же первично в восприятии песни: текст и музыка или исполнитель. Можно ли петь сегодня старые советские песни? Если можно, то как именно их нужно петь? Ведь с позиции восприятия одна и та же песня, которая исполняется по-разному - это разные песни, даже при условии совпадении мелодии и текста.

Один из ярких известных мне примеров - это пример песни "Фонарики". В свое время именно он и заставил меня столь серьезно подойти к исследованию роли и значения эффекта восприятия исполнения песни. Здесь все формальные признаки идентичности записей налицо (одни и те же: и певец, и мелодия, и текст) но при этом - это как бы разные произведения! Они несут нам различный душевный настрой, хотя и были записаны в одно время. В.А.Бунчиков сам не любил второй вариант своей фонограммы, который издавался, начиная с 1952 года. Говоря об этой записи, он сравнивал ее с заунывным напевом шарманщика.

Следовательно, можно с полным правом сказать о том, что субъективный критерий типа "нравиться" - "не нравиться" не так уж и плох в искусстве, несмотря на то, что у профессиональных критиков употреблять его открыто не принято. Но поскольку я не критик, а любитель, в чем меня не устают упрекать, то в своих дальнейших рассуждениях мне придется на этот критерий опираться.

Вслед за тем, как я поставил под сомнение объективность критериев критики в искусстве, мне придется сделать тоже самое и с еще одним инструментом формализованной оценки - значением "профессиональности исполнителя". Ну тут совсем просто. Отличительная черта любого профессионала - это наличие в его арсенале определенных профессиональных средств, независимо от того, кто он - ученый, строитель или врач. Сегодня ведь пальцем настоящую науку не сделаешь и дома не построишь. Какие же аксессуары есть у певца - микрофон? - но раньше не было микрофонов, а певцы были; может слушатели? - но очень многие неплохо поют и не на публику; может быть сцена - но в войну пели и на опушке пред боем.

Снова выручает В.А.Бунчиков. В свих воспоминаниях он отвечает на еще непоставленные мной вопросы. Очевидно, такие качества как талант, техника исполнения, душевность, культура, воспитание, широта взглядов должны быть присущи певцу в равной степени; нельзя, наверное, быть по-настоящему хорошим певцом и одновременно плохим человеком. О себе и о своих коллегах В.А.Бунчиков написал предельно просто: «Певцы, которые поют на радио – это особые певцы. Они не видят своей аудитории, не видят реакции зрителей. Поэтому в песню надо вложить все свое сердце. Песню надо рассказать, и рассказать так правильно, чтобы слушатель поверил.»

В этой связи нужно сказать кое-что по проблеме реставрации грамзаписей. Что вложат в военную, скажем, песню современные исполнители? Имеют ли они моральное право, со своим гонором и понтами, цепляться к нашему культурному наследию? Примеры есть самые разные и об этом я скажу дальше. Но в целом выводы неутешительные, нет, не получается у них петь так, чтобы мы поверили. Да и кто расскажет нам о войне лучше, чем певец-фронтовик. Поэтому я выступаю за только реставрацию оригинальных записей, за реставрацию художественно-правдивую, способную достоверно передать дух эпохи, способную гармонично дополнить такие признанные виды искусства как советская драматургия, поэзия и кинематограф.

В школе на уроках физики детям показывают опыт, когда железяку сначала намагничивают действием электрического тока, а потом эта намагниченная железяка уже сама становится источником возникновения электромагнитного поля. Примерно такой же опыт можно провести и с грамзаписями. Оригинальные грамзаписи наших песен в исполнении тех певцов, с именами которых эти песни были неразрывно связаны в памяти предшествующих поколений, несут в себе оттиск того самого духа, который сегодня уже, казалось бы, безвозвратно утрачен нашим народом. Но стоит включить запись как чувства, эмоции, некогда переполнявшие человеческие сердца, начинают оживать, «шевелиться» уже в сердцах наших современников. И певцы, поющие нам сегодня с советских пластинок, это те самые радиопевцы, о которых писал В.А.Бунчиков. Они по-прежнему не могут видеть глаз своих слушателей, но они продолжают петь для нас, бескорыстно открывая нам дорогу к пониманию самих себя.

Известны случаи, когда именно певцам композиторы посвящали свои лучшие произведения. Так песню «Шумел сурово брянский лес» не записывал на пластинки никто кроме Г.Абрамова, песня «Летят перелетные птицы» могла прозвучать по радио только в исполнении В.Бунчикова. Мне часто приходится слышать мысль, которая была высказана одним из посетителей сайта следующим образом: «Если подросткам поставить старый шлягер без современной аранжировки то они его просто пропустят мимо ушей и забудут, а если этот же шлягер исполнит, какой-нибудь "фабрикант" да ещё в новой аранжировке, то это будет просто хит».

Я с этим утверждением не согласен сразу по нескольким причинам. Во-первых, здесь речь идет о шлягерах. Во-вторых, я не согласен с тем, что молодежь не воспринимает песни в аутентичном исполнении. Она их воспринимает, и свидетельством тому был опыт, проведенный ребятами на дискотеках в одном республиканском центре. Материал про это есть в «Клубе друзей». Молодежь не может воспринимать того, чего она не знает. В этом нет ничего странного, потому что усилия одиночек-энтузиастов вроде меня по своим возможностям даже близко не стоят с возможностями медиа-холдингов, вся деятельность которых направлена на циничное выколачивание денег. И возможно перепев советской лирики, который мы видим сегодня - это продолжение дела оболванивания подрастающего поколения, когда подлинная песенная мелодика уничтожается исполнителями-попсачами. Я через силу заставляю себя смотреть эти концерты. Один из последних примеров – как, выворачиваясь наизнанку, певица исторгала из себя "с любовью справлюсь я одна, а вместе нам не справиться". Даже песня как-будто приобрела совершенно иной, новый, смысл. Ее исполнение граничило с самоистязанием. Я ничего не имею против издевательства над весёленькими шлягерами шестидесятых - туда им и дорога! Но должны оставаться и святые вещи. А если хотите привлекать молодых - давайте им слушать оригинальные записи в настоящих исполнениях.

Судите сами. Даже песня "Тишина за Рогожской заставою" в исполнении группы "Премьер-министр" не стала хитом! А это одна из самых раскрученных групп сегодня. (Прим. - 2005 год ) Эта песня даже не стала событием, хотя их исполнение - одно из самых достойных, которые я слышал за последние времена. Но в той же передаче (кстати ее вел Швыдкой) песню "Если бы парни всей земли..." спел и Б.Моисеев в окружении подтанцовщиков со странными шапочками на головах. После этого эта песня там была названа лучшей песней 20-го века. (!) Моисееву что-то вручили... Что вы на это скажете?

Все, о чем мы говорим - очень серьезно. Это тема для большого разговора с приглашением к общению уважаемых, авторитетных людей. Одно я знаю твердо: не искусство нужно "опускать" до некого "уровня народа", а народ нужно поднимать до уровня искусства, воспитывать на лучших примерах исполнительской культуры. Вы знаете, что существует федеральный закон "О государственном гимне Российской Федерации", который в частности гласит, что "государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом". Во все времена исполнители, чувствуя неумолимую слабость репертуара, обращались к старым проверенным песням, которые всегда выручали. Но считаю, что есть категория песен, вольную интерпретацию которых следует запретить на законодательном уровне. Чтобы их петь, нужно знать историю своего народа, уважать его культуру! Поэтому для таких песен я примелю только один способ оживления - это реставрация оригинальных записей. И результат этой работы необходим не только слушателям, но и в первую очередь самим исполнителям, которым будет у кого научиться вокальному мастерству. На практике реальная ситуация год от года становится только страшнее.

Те, кто говорят с трибун и телеэкранов, что наши песни и наша культура устарели и никому не нужны, либо глубоко заблуждаются по своему невежеству, либо провокаторы, которых следует вычислять и судить по законам военного времени. Свои короткие рассуждения я подкрепляю словами одного из моих любимых певцов В.А.Бунчикова, которыми он завершил свою неопубликованную книгу воспоминаний.

" <...>Я счастлив и горд тем, что многим песням дал «путевку в жизнь». Многие композиторы приходили ко мне домой, особенно в годы войны, на Остоженку, где я тогда жил, и умоляли меня спеть ту или иную песню. И если эта песня отвечала моим требованиям, я ее брал и учил.

Я закрываю последнюю страницу моего дневника. Конечно, жизнь моя с песней продолжалась. Я по мере возможности пел, иногда ездил на гастроли, участвовал в общественной жизни, был членом художественного совета в ЦДРИ. Часто я работал вместе с ветеранами московских театров, с военными, с фронтовиками. У нас была бригада и мы, ездили в школы, воинские части, институты. Прошло много лет с тех пор, но память моя все помнит. Сейчас уже нет в живых моих товарищей по искусству, как-то мой большой друг и прекрасный композитор Эдуард Колмановский назвал меня «последним из могикан».

Я счастлив, что нашим песням мы дали долгую и прекрасную жизнь. Многие наши песни стали принадлежностью истории, хотя по смыслу они ничего не утратили и сегодня. Многое отодвинулось в прошлое, наши мечты и надежды, радости и печали. Наш дуэт был знаменитым, но мы оставались скромными людьми. Нас любили за то, что мы открывали огромную радость общения с большим искусством, делая песню музыкой и поэзией. Вот почему и сейчас, через столько лет, наши песни живы и полны подлинной человеческой радости!"

 

2005 год.

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.