ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
Виктор Печак: Всё не так просто!
|
Здравствуйте, Николай. Меня опять в сочинительство потянуло. Ну прямо беда... Посмотрел Клуб друзей. Под статьей "Эра потребления" могу подписаться. Жаль, написать так не могу, много длиннее получается, так что в "плагиате" обвинять не буду. А "Старые песни на новый лад" заставили задуматься. Там не все так просто. С одной стороны, когда "Блестящие" поют: "Там, только там, только там, пам-па-ра-ру-рам" - это и досадно и смешно. Но сразу вспомнился "личный" пример. Я в 70-е был "руководителем эстрадного оркестра", это так моя должность в ДК называлась. Был и соответствующий диплом Московского областного ДХС. Вот только оркестра собрать никак не получалось. Молодежных гитарных групп бесчисленное количество: во всех школах, ПТУ, в ДК, детских комнатах. Но они все хотят гитары и ничего более. С горем пополам мне удалось соединить две такие гитарные группы, обещав, что им будет дано время для индивидуальных репетиций, и уговорить некоторых сменить гитары на саксофоны. Таким образом у меня получился состав: гитарная ритм группа, ударные, орган, три саксофона, труба и кларнет. Это не оркестр, но играть уже можно. Это предыстория. А рассказать я хотел вот что. К 60-летию Советской власти нужно было показать что-нибудь выдающееся. Спрашивается, что может показать эстрадный оркестр? Лунная серенада Глена Миллера явно не годится. Красиво, но не идеологично. А что еще кроме джаза может играть эстрадный оркестр? В лучшем случае нас выпустят в конце концерта, когда партком уйдет в буфет, и с одним номером, чтобы поскорее убирались. Но вот, собрались мы с худруком ДК, чтобы подумать, и ему пришла в голову гениальная мысль. А давайте сделаем для концерта агитбригаду, как в 30-е годы, но с саксофонами. Бред какой-то. Эти понятия несоединимы. Да нас тот же партком после такого издевательства близко к ДК не подпустит. А оказалось строго наоборот. Не зря наш худрук был режиссером по специальности. Оказалось, что можно превосходно соединить агитацию за Советскую власть с "антисоветскими" саксофонами. Мы подключили к составу "агитбригады" еще несколько человек, которые читали тексты и помогали петь и пошли репетиции. Задумана была композиция, которая включала такие песни, как "Мы красные кавалеристы", "Прокати нас, Петруша на тракторе". Завершалась композиция Мовсесяном "В самых первых боях..." и должна была прокатиться по истории от 17 до 74 года. Песни эти, ну очень далеки были от репертуара, к которому привыкли мои молодые музыканты. Наверное в этом была заслуга режиссера-худрука, ему как-то удалось завести моих ребят и они с большим энтузиазмом старались разучить песни, которые они не стали бы по своей инициативе даже вспоминать, а вот в составе единой композиции ни у кого не вызвали возражений. Нет, поначалу-то возражали все, уж больно идея чудна, но потом как то вжились в действие и тогда пошла работа. И вот, вместо выступления на задворках концерта, наша "усиленная" группа открывает концерт инструментальной Марсельезой. Конечно не все прошло, как было задумано. Слова от волнения забыли, органист от того же волнения заканчивал все проигрыши нотами до, ми, ля, заключительные солисты потеряли вступление и до конца куплета в ритм войти не могли. Однако в целом отыграли и даже под аплодисменты ушли. Но вот я добрался до главного. Этот концерт - показуха. Отыграли, и забыли. Ан нет. Не забыли. Нам предложили "гастроли" по окрестным предприятиям и колхозам. Мы согласились, и мои ребятишки с большим удовольствием отыграли еще полтора десятка концертов. Причем, атмосфера на них была уже не официальная и не надо было ничего "показывать". Играли от души. В первом отделении агитбригада, во втором эстрадный оркестр с обычным репертуаром. Примерно в середине первого отделения у нас шла песня Бенецианова "Все на свете на рассвете началось...". Великая Отечественная. У меня в этой песне роли не было, я просто смотрел на публику из за кулис. Солист начинает: "Все на свете на рассвете началось..." Все на полном серьезе. Напряженные лица в зале. "Все летело, все свистело, все рвалось..." Почему люди так переживают во время этой песни? "И поперла эта сволочь, как чума.." Кулаки сжаты, как будто они снова собрались воевать. "И крича фашистам: "Мало, гад!" в полный рост на танки шел солдат." удар по тарелке. Кулаком по коленке. Он тоже там, в бою: "Мало, гад!" Солист опустил голову. Бас тихонько отбивает такт. Ожидание Негромко дальше: "У солдата на войне короткий век..." Орган вплетает в остинато четырех четвертей ритм-группы мелодию старого вальса. "А солдат возьмет с войны да не придет..." Слезы у женщин на глазах. Я ухожу подальше за кулисы. Не могу смотреть. Беру гитару. Сейчас моя очередь будет. Солист заканчивает: "И живых солдат любить. Беречь. Ценить." Резкий аккорд и... тишина. Никаких аплодисментов, все в своих мыслях. Я выхожу и просто играю один "Не брани меня, родная". Тихо и спокойно, без слов, только музыка. Люди приходят в себя и после этой пьесы я уже ухожу под аплодисменты. Концерт продолжается. Эту картину я наблюдал много раз. Мои молодые ребята своими неумелыми голосами вот так овладевали аудиторией и вели ее за собой. Конечно, в основном здесь срабатывала удачно подобранная композиция. Но вряд ли сработала бы любая композиция, если бы мои ребята не прониклись духом песен, которые они исполняли. Аудитория халтуру слышит сразу, то, что не от души идет вызывает или протест или безразличие. Раз кулаки сжимались, значит люди видели войну в глазах исполнителей (а откуда бы им, шестнадцатилетним ее знать?) Значит как-то вжились ребята в образ, и саксофоны им не помешали.
Best regards, Виктор Печак
|