ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Леонид Герасимович Кострица.
Биографический очерк о жизни и творчестве певца, подготовленный по материалам радиопередачи.

 

Детство Леонида Герасимовича Кострицы прошло на Киевщине, в одном из самых благодатных уголков украинской земли. Он родился в новом времени – через два года после революции – на окраине утопающего в садах русского города в простой украинской хате.

Малороссийская природа, малороссийская песня с ее неповторимым обаянием – самые яркие впечатления детских лет маленького Лени. Теплыми весенними вечерами, когда воздух густо напоен ароматами первого цветения, слушая напевы девчат и парубков, вглядываясь в усыпанное крупными звездами небо, он мечтал о своем будущем…

«Я в детстве не помышлял быть артистом, певцом, – говорит Леонид Герасимович, – моя любовь к музыке, к песне была для меня тем естественным, повседневным, что скрашивало быт в бедной семье. И не с этим я связывал свои надежды. Матери моей хотелось, чтобы я стал паровозным машинистом, и по окончании семилетки я поступил в фабрично-заводское училище. Из фабзавуча меня направили на учебу на рабфак. Мысль посвятить себя искусству пришла позднее».

Жизнь и учеба в Киеве, одном из старейших культурных центров нашей страны, посещение спектаклей и концертов, прослушивание радиопередач открыли для юноши много нового и интересного. Особенно нравились ему песни, в которых рассказывалось о свободном труде, о новом веянии, о еще не остывших в памяти годах Гражданской войны. Восприятие этих песен было таково, что каждая из них становилась живой страничкой бытования, живым образом. Эти песни быстро запоминались, их хотелось повторять.

Уже на первых выступлениях в рабочей самодеятельности Леонид Кострица обратил на себя внимание незаурядной артистичностью исполнения вокальных вещей. Товарищи посоветовали ему специально заняться музыкальным образованием. Узнав об открытии театральной школы по воспитанию артистов музыкально-драматических театров, Кострица подал заявление о приеме.

«Помню как сейчас день экзамена, – говорит Леонид Герасимович, – я, понятно, очень волновался. Один из экзаменаторов предложил мне с выражением произнести фразу: «Мыкола, иды до хаты, маты кличет». Неожиданно я заметил среди экзаменующих любимого мною артиста Гната Юру, так растерялся, что не мог произнести ни слова. А потом, преодолевая робость, так крикнул, что Гнат Петрович одобрительно сказал «Ну, хлопчик, горло у тебя хорошее, быть тебе певцом». Я был принят по конкурсу».

По окончании школы Кострица поступил актером в Витебский музыкально-драматический театр, в котором проработал около трех лет. Для молодого человека началась дорога, связанная с искусством, полная ярких впечатлений, творческих успехов, надежд, планов на будущее.

Но началась война, с первых дней которой Леонид Кострица – солдат-пехотинец одного из полков Ленинградского фронта. Карельский перешеек, суровые фронтовые будни. Коротки часы отдыха, но песня всегда нужна солдату! У костра, тесно прижавшись друг к другу, сидят бойцы. Ветер шуршит сухими пожелтевшими листьями. Кто-то затянул куплет. И вот уже он плывет в холодном осеннем воздухе…

Рядовой Кострица принимает активное участие во фронтовой самодеятельности, приходится быть исполнителем, дирижером, режиссером. Совместные выступления ансамбля с оркестром Балтийского флота явились для молодого исполнителя большой и серьезной школой. В этот период у него сложилась крепкая творческая дружба с ленинградскими композиторами и поэтами. Множество из сложенных ими вместе песен о мужестве и отваге советских людей, о героическом Ленинграде, о горячей любви к Родине, звучавших по всей стране, и сегодня волнуют нас своей искренностью и задушевностью.

Летом 1943 года, после показа ансамбля товарищу Жданову, группа его артистов была демобилизована «для художественного обслуживания населения Ленинграда». Еще не сбросив солдатской шинели, Леонид бродит по затемненным улицам, опустевшим набережным, и в сердце вливается горячая волна любви к этому большому израненному городу, который навсегда стал ему близким и родным. Выступая в холодных заводских цехах, госпиталях, на кораблях Краснознаменной Балтики он пел панегирики, зовущие к стойкости, борьбе, вселяющие уверенность в скорую победу.

Когда война окончилась, Леонид Герасимович поступил в Ленинградскую государственную эстраду. Под руководством заслуженного артиста республики Ефима Альтуса Кострица подготовился к участию во Втором всесоюзном конкурсе артистов эстрады, на котором выступил с песнями советских композиторов и был удостоен почетного звания лауреата.

Многие из произведений, представленных на конкурсе, после прочно вошли в репертуар маэстро. Леонид Кострица не только талантливый исполнитель советской песни, он ее горячий пропагандист.

«Для меня исполнение каждой новой песни – дело важное, ответственное, - говорит Леонид Герасимович. – К исполнению каждой новой песни я готовлюсь, как к премьере. Ведь песню не только нужно спеть, ее нужно сыграть. Хорошая песня – это законченное музыкально-литературное произведение со своим сюжетом, настроением, драматургией. Она должна воспитывать, помогать в труде, украшать быт советского человека, бороться за мир. И нет большего счастья для создателя и исполнителя песни, чем то, когда ее подхватывает и поет народ. Сколько раз, исполняя ту или иную песню, чувствуешь, что она нашла горячий отклик в широких массах, и это лучшая награда певцу».

В многочисленных гастрольных поездках по Прибалтике, Кавказу, Сибири, Уралу, Украине, Средней Азии, Дальнему Востоку, в тесном общении с взыскательным советским слушателем сложился исполнительский стиль мастера. Для его исполнения характерно глубокое проникновение в содержание произведения и та подкупающая непосредственность, которая роднит его со слушателем. Леонид Кострица известен как первый исполнитель многих, ставших популярными, песен советских композиторов: вокального цикла Ивана Дзержинского «Новое село», шлягеров Исаака Дунаевского, Георгия Носова, Давида Прицкера, шедевров Никиты Богословского, Бориса Мокроусова, Василия Соловьева-Седого.

 

Интервью певца
Рассказывает Леонид Кострица

Фрагмент радиопередачи, выходившей в эфир в начале пятидесятых годов. Интервью певца сохранилось в частной коллекции.

 

 

 

См. также информацию о Леониде Кострице на странице биографий певцов  >>>;
См. также фото Леонида Кострицы в фотоальбоме  >>>;

См. также записи песен в исполнении Леонида Кострицы  >>>;

 

 

Полный каталог записей сайта "Виртуальная Фонотека" >>>
 


 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.