ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Из истории Гимна СССР

 

8 января 1944 года газета "Литература и Искусство" опубликовала на первой полосе подборку статей,
посвященных первому исполнению нового Гимна СССР.

 

В Совете Народных Комиссаров Союза ССР

 

О ВОЗНАГРАЖДЕНИИ ПОЭТОВ И КОМПОЗИТОРОВ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

Совет Народных Комиссаров ССР постановил:

1. Авторам текста государственного гимна Союза Советских Социалистических Республик – Сергею Михалкову и Эль-Регистану выдать денежное вознаграждение в размере 100 тысяч рублей.

2. Автору музыки государственного гимна Союза Советских Социалистических республик – композитору А. В. Александрову выдать денежное вознаграждение в размере 100 тысяч рублей.

3. Установить, что композиторам, принявшим участие в работе по написанию музыки гимна Союза Советских Социалистических Республик, выплачивается денежное вознаграждение в размере 4 тысяч рублей за каждый вариант музыки гимна.

Композиторам, музыка которых была отобрана для прослушивания в хоровом и оркестровом исполнениях, выплачивается денежное вознаграждение в размере 8 тысяч рублей за каждый вариант музыки гимна.

4. Установить, что поэтам, принявшим участие в работе по написанию текста гимна Союза Советских Социалистических Республик, выплачивается денежное вознаграждение в размере  4 тысяч рублей каждому.

Поэтам, написавшим несколько вариантов текста гимна, за каждый новый вариант, который композиторами был положен на музыку, выплачивается дополнительное вознаграждение в размере 4 тысяч рублей.

5. Объявить благодарность нижепоименованным композиторам и поэтам, принявшим участие в работе по созданию гимна Союза Советских Социалистических Республик:

 

Композиторам:

Аладову  Н. И, Александрову Н. А., Александрову А.В., Александрову Б.А., Александрову В.А., Анпилогову В.И., Афанасьеву Б.В., Ашрафи М.

Бабаеву А., Бакалову Л.О., Баланчивадзе А., Бархударяху С.В., Белову В.А., Беляеву В.М., Бирюкову Ю.С., Блантеру М.И., Бражникову М.В., Брусиловскому Е.Г., Бугославскому С.А.,

Василенко С.Н., Васильеву-Буглаю Д.С., Вайнштейну М.Р., Великанову В., Веприку А.М., Вилинскому Н., Власову В.А.

Габичвадзе Р.К., Гамбургу Г.С., Гедике А.Ф., Глиэру Р.М., Гокиели И.Р., Гольдфедеру Б., Гольдшмидту И., Грачеву М.О.,  Гредину Д. (Гершфельду), Гуревичу В.

Дановскому В.И., Двоскину А., Дегтереву А., Джержинскому И.И., Добрушкес А.А., Додонову А.В., Дудкевичу Г.Н., Дунаевскому З.О.,

Захарову В.Г., Зельцеру М., Зейдману Б.И., Зимину П.Н.,

Иванову-Радкевичу Н.П., Итяксову И.С., Иванову-Сокольскому М., Иорданскому М.В.,

Кавалевскому Д.Б., Карагичеву Б.В., Карницкой Н.Н., Капу С.А., Ковалю М.В., Козловскому А.,  Колосову А., Корчмареву К.А., Кочетову В.Н.,  Книнцеру Л.К., Красеву М.И., Красноглядовой В.В., Крейтнеру Г.Г., Криштул М.С., Кручинину В.Я., Крюкову В.Н.,

Лалинову М.И., Лебедеву К.М., Левитину Ю.А., Лекину А.Я., Литинскому Г.И., Лобачеву Г.Г., Лобковскому А., Луцкому Е.А., Лятошинскому Б.Н.,

Макаровой Н.В., Макаревичу Ф., Мацюшевичу С.И., Майзелю Б.С., Месину-Полякову Л., Месману В. (Львову), Мильману М.В., Мосолову А.В., Морозову И.В., Муравлеву А., Мурадели В.И., Мушелю Г.,

Небольсину В.В., Нечаеву В.В., Неймарку И.Г., Никольской О.В., Никольскому Ю.С., Новикову А.Г., Нолинскому Н.М., Оранскому В.А., Орлову Б.,

Палиашвили Ш., Парусинову А.В., Петренко М.Ф., Петунину Е., Пирогову В., Перегудову И., Покрассу Дм. Я., Покрассу Дан. Я., Половинкину Л.Я., Прокофьеву С.С., Разоренову С.А., Ревуцкому Л.Н., Рунову И.,

Савва Л.А., Садовникову В.И., Садыкову Т., Салиман-Владимирову Д.Ф., Сандлеру О., Свешникову А.В., Сахарову М.И., Семенову М.Н., Сендерей С.З., Скорульскому М., Сметанину Г., Солодухо Я.С., Степанову Л.Б., Строк О.Д.,

Тактакишвили Ш. М., Тараканову Г.П.,  Тиличеевой Е.Н., Теплицкому А.С., Титову А.Ф., Ткаченко П., Толстякову Н.Н., Троянову И.Д., Туликову С., Туския И.И., Тюлину Ю.,

Файнтуху С., Фере В.Г., Филькенштейну И., Фролову М.П., Хаэту В.А., Хачатуряну А.И., Хренникову Т.Н., Цегляру Я., Цфасману А.Н., Чемберджи Н.К., Чернецкому С.А., Чишко О.,  Чулаки М.И.,

Шабельскому С.И., Шаверзашвили А., Шапорину Ю.А., Шварцу Л.А., Швейцеру И.Б., Шварцу В.А.,  Шехтеру Б.С., Ширинскому В.П., Шишову И.П.,  Шорину И.Г., Шостаковичу Д.Д., Штейнбергу М.О., Шубину П., Шульгину Л.Б., Щербачеву В.В., Юровскому В.М.

 

Поэтам

Алымову С.Я.,  Архангельскому  М., Асееву Н.Н., Айбеку, Бедному Демьяну, Бергольц О.Ф., Бернадскому П., Богданову П., Брауну Н.Л., Бровка П.У.,

Вургуну Самеду, Герман П.Д., Голодному М.С., Гусеву В.М., Жумалиеву Х., Замаховской М.М., Зеякевичу М.А., Исаковскому М.В., Кирсанову С.И., Колычеву О.Я., Кристи Г.В.,

Лапирову М., Лебедеву-Кумачу В.И., Михалкову С.В., Миртемиру, Огнецвет Э.С., Руст Л. (Е.А.Тарловской), Рыльскому М.Ф.,  Саряну Г.Б., Светлову М.А., Сикорской Т.С., Симонову К.М., Слетову П.В.,

Тажибаеву А., Тихонову Н.С., Токмагамбетову А., Турганову Б.А., Фаттах Т., Ширазу О., Щипачеву С.П., Эль-Регистану Г.А.

 

 

А. Мелик-Пашаев

 ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГИМНА

Оркестру Большого театра Союза ССР была доверена большая, почетная и ответственная задача: первому сыграть новый гимн Союза Советских Социалистических Республик.

С огромным волнением и энтузиазмом артисты оркестра работали над новым гимном, отдавая этому весь свой артистический темперамент и профессиональное мастерство.

Я лично, как гражданин Советского Союза, как художник, как дирижер, никогда не забуду первого исполнения нового гимна. Это были изумительные, неповторимые минуты.

В новогоднюю ночь вся страна с радостью и гордостью слушала по радио величественные звуки гимна Советского Союза.

В настоящее время симфонические оркестры всего Союза приступают к разучиванию нового гимна.

Из опыта нашей первой работы над гимном мне хочется особенно отметить следующие моменты.

У А. В. Александрова темп гимна обозначен: «Широко. Торжественно». Это чрезвычайно важное указание. Именно так должен звучать гимн советской державы – широко и торжественно. Но, разумеется, широкий и торжественный характер гимна не должен расплываться в слишком замедленном движении. Это снизило бы его внутреннюю силу и ослабило бы напряжение припева, проникнутого огромной мыслью и чувством:

 

Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы народов надежный оплот!

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы к победе ведет!

 

Для сохранения необходимой энергии и четкости в мелодической линии гимна метрономическое обозначение четверти должно равняться 72. Этого обозначения мы придерживались при исполнении гимна, и я считаю его правильным.

Затактовую восьмую, начинающую гимн после аккорда, необходимо исполнять певуче, длинно и энергично.

Общий нюанс гимна – величественное, спокойное forte.

В первых четырех тактах припева: Славься, Отечество наше свободное…мне кажется следует выделить аккордовые ноты третьей и четвертой валторн и третьей и четвертой труб, чтобы мелодия у остальной меди не прозвучала слишком жестко. Нужно, я думаю, обратить внимание также на движение басовых голосов. Последние должны звучать особенно мощно и энергично за два такта до кульминации – на словах:

 

Дружбы народов надежный оплот!

 

Здесь же желательно весьма усилить tremolo маленького барабана.

Наибольшей же силы и мощи звучание гимна должно достигнуть на словах:

 

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы к победе ведет!

 

Эта кульминационная точка гимна имеет авторское указание fff.

Первые и вторые скрипки и альты, имеющие здесь движение восьмыми, должны их исполнять очень напряженно, широкими смычками и с большой силой в течение четырех тактов.

Ritenuto в конце гимна следует делать только за третьим разом, подготовив его только в предпоследнем такте и значительно замедлив в заключительном.

Мощные звуки симфонического оркестра, обладающего поистине неисчерпаемым богатством звуковых красок, должны особенно ярко выразить чувства и идеи, заложенные в словах нового гимна, отражающих и утверждающих нерушимый союз свободных Советских Республик, величие и мощь социалистической Родины, героизм народа в бою и труде, светлое будущее нашей отчизны.

  

С. Василенко

ПРИНЦИПЫ ИНСТРУМЕНТОВКИ

На мою долю выпала великая честь – провести инструментовку музыки гимна для симфонического оркестра.

Задача инструментатора вообще заключается в том, чтобы как можно ярче и полнее выявить музыкальное содержание произведения, причем расположение внутренних и крайних голосов дается гораздо шире, чем это дается в фортепианном изложении, поскольку для этого в оркестре имеются большие возможности.

Приступая к столь ответственной работе, как симфоническая инструментовка нового гимна Советского Союза, я думал раньше всего о том, чтобы средствами оркестровых красок выразить свою полноту огромного содержания текста и музыки гимна.

Гимн должен звучать мощно и в то же время просто. Торжественно, хорально, но без лишнего движения средних голосов. В этом отличие симфонической инструментовки гимна.

Яркой, но в то же время простой звучности следует добиваться иными средствами, – например, применением кларнетов и гобоев, в необычно высоком регистре. В соединении с первыми и вторыми скрипками они дают звенящую звучность.

Важно, чтобы припев гимна звучал с особой силой.

Для этого в первой же фразе припева:

 

Славься, Отечество наше свободное, оркестр переходит на более интенсивный регистр.

 

Кульминационного звучания музыка достигает в третьей строке припева:

 

Знамя советское, знамя народное…

 

Поэтому, начиная  за два такта до этой фразы, оркестр должен передать большой подъем, который достигается в инструментовке усилением верхнего регистра при одновременном усилении басов.

Многолетний опыт подсказал мне необходимость дать плавную, широкую линию самой мелодии гимна на фоне крепкой основы хорального звучания среднего регистра.

Инструментовка сделана сейчас для симфонического оркестра обычного состава. В настоящее время я заканчиваю работу по инструментовке музыки гимна для усиленного симфонического оркестра.

 

С. Чернецкий

НЕСКОЛЬКО ПОЖЕЛАНИЙ

Замечательные слова нового гимна народов Советского Союза, его победно-торжественная музыка прозвучала во всех республиках, городах и селах нашей великой отчизны в первый час нового, 1944 года.

С этого момента военные духовые оркестры частей Красной Армии, многочисленные профессиональные и самодеятельные оркестры тыла приступили к изучению текста и музыки нового гимна.

Гимн, в исполнении Образцово-показательного оркестра НКО СССР под моим управлением, передавался по радио в новогоднюю ночь. О работе над разучиванием гимна мне хотелось бы рассказать, чтобы капельмейстеры Красной Армии и дирижеры оркестров могли использовать наш опыт.

Капельмейстерам раньше всего необходимо помнить, что без твердого знания каждым музыкантом текста гимна немыслимо осознанное исполнение музыкальных фраз. В особенности это относится к инструментам, которым в партитуре поручен основной мелодический рисунок.

Что касается аккомпанемента, то альты, валторны, вторые теноры и басы, особенно в оркестрах малого состава, должны играть широко, слегка акцентируя каждый  гармонический переход  и стремясь создать ансамблевое органное звучание, опирающееся на полнозвучную басовую партию.

Силу звучания басовой партии, как на гармонических звуках, так и при гаммообразном движении, необходимо несколько выделить.

Во второй части гимна (припев) на словах:

 

Славься, Отечество наше свободное…, весь оркестр вступает единым tutti, подчеркнуто, сильно, с подъемом.

 

В пятом такте надо помнить  авторское обозначение mezzo-forte и далее на словах:

 

Знамя советское, знамя народное…, с новой силой играть до конца forte-fortissimo.

 

Считаю нелишним также напомнить о необходимости в припеве выделять басовую партию.

Исполняя гимн в темпе, указанном автором. – «Широко. Торжественно», – необходимо уберечься от  возможных стремлений чрезмерно замедлить темп. Замедление темпа в конце его возможно только во второй вольте, начиная с  3-й четверти последнего такта.

Миллионы граждан Советского Союза начали сейчас разучивать новый гимн.

Немалую роль в изучении гимна широкими массами может сыграть радиовещание.

При массовом изучении лучше всего вести работу по фразам, по отдельным частям, обратив серьезное внимание на то, чтобы поющие правильно, согласно авторским указаниям набирали дыхание. Вначале разучивание рекомендуется проводить на малой звучности, в несколько замедленном темпе, добиваясь ясного и четкого произношения текста.

К знаменательной дате 15 марта, когда вводится повсеместное исполнение нового гимна, хоры и оркестры должны прийти подготовленными, чтобы прекрасные музыка и текст гимна звучали в полную силу.

 

ИЗДАНИЕ НОТ ГИМНА

Государственное музыкальное издательство выпускает ноты гимна в шести изданиях – массовом, для духовых оркестров, для симфонических оркестров, для хора с фортепиано, для хора а capella  и для школьников.

Массовое издание – вокальная партия с клавиром – выходит тиражом в 1.000.000 экземпляров.

Партитура для духового оркестра сделана Н. Ивановым-Радкевичем. Издание расcчитано на исполнение оркестрами разных составов. Тираж его – 5.000 экземпляров.

Сдается в печать партитура для большого симфонического оркестра и смешанного хора в оркестровке С. Василенко. Оркестровка предусматривает исполнение гимна и без хора. Тираж издания намечен в 3.000 экземпляров.

Подготовлено к печати также выпускаемое тиражом в 200.000 экземпляров издание для хора с фортепиано для исполнения смешанным или мужским хором (профессиональным или самодеятельным), а также вокальными ансамблями.

Издание гимна для школьников выпускается в виде плаката размером в пол-листа. На плакате помещены ноты вокальной партии с текстом. Это издание будет отпечатано в количестве 100.000 экземпляров.

Все выпускаемые Музгизом издания гимна оформлены художником Н. Лобановым.

 

Полный каталог записей сайта "Виртуальная Фонотека" >>>
 


 

Песни о Москве | Песни о Людях Труда | Песни о море и моряках | Песни войны

Антологии известных песен | Времена и песни | Вальсы, Танго, Марши

Довоенные массовые песни | Песни разных исполнителей

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.