ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
О точности звуковоспроизведения Л. Переверзев, М. Субботин (Журнал "Советская музыка" 1960, № 5, стр. 152-154)
|
Высокая точность (этими словами определяется комплекс технических требований, предъявляемых к первоклассной звуковоспроизводящей аппаратуре) воспроизведения передает тончайшие оттенки звучания — от нежного pianissimo солирующего инструмента до массивного tutti симфонического оркестра. Это позволяет в домашней обстановке получить почти столь же полное впечатление об исполняемой пьесе, как если бы слушатель находился в концертном зале. К сожалению, большинство наших проигрывателей и радиол не предоставляет любителям музыки такой возможности. Из-за технически несовершенной воспроизводящей аппаратуры до слушателей не доходит вся полнота звучания, все многообразие красок исполнения. Во многих зарубежных странах появление звуковоспроизводящих устройств высокой точности повлекло за собой резкое увеличение спроса на пластинки с записями классической музыки, выпускавшиеся ранее незначительным тиражом. Этой проблеме уделяется большое внимание. Некоторые фирмы указывают на конверте пластинки тип применяемых микрофонов и фамилию инженера-тонмейстера, что зачастую является гарантией высокого класса записи. Указывается также система корректирования, которую нужно применить при воспроизведении (большинство проигрывателей снабжается соответствующим переключателем), чтобы обеспечить наилучшее качество звучания. Высокая точность воспроизведения развивает у любителей музыки хороший вкус и способность оценивать такие аспекты произведения, которые считаются доступными лишь профессионалам. Не случайно большинство зарубежных фирм, идя навстречу требованиям покупателей, снабжает свои пластинки подробной аннотацией, а иногда прилагает и партитуру записанной пьесы. Проблема высокой точности воспроизведения непосредственно связана с вопросом о том, станет ли современная долгоиграющая пластинка мощным проводником искусства и культуры, либо ей суждено быть средством непритязательного развлечения, второстепенным добавлением к слушанию «живой» музыки. Именно с такой позиции мы и должны оценивать состояние нашей звуковоспроизводящей аппаратуры. В настоящее время в продаже имеется несколько типов проигрывателей и большое количество радиол. Они снабжены пьезоэлектрическими звукоснимателями с постоянными корундовыми иглами и рассчитаны на две скорости вращения диска: 33 и 78 оборотов в минуту. Проигрывающие устройства в радиолах, как правило, унифицированы, различия между ними определяются качеством изготовления. Проигрыватели же, выпускаемые отдельно, весьма разнообразны как по внешним формам, так и по недостаткам конструкции. Мы скажем лишь о недостатках, свойственных всей подобной аппаратуре в целом. Главное — это значительное отставание от возможностей современной техники воспроизведения, теоретические и научно-экспериментальные основы которой во многих отношениях заложены трудами советских исследователей. Наша серийная звуковоспроизводящая аппаратура, рассчитанная на широкого потребителя, значительно уступает лучшим зарубежным образцам такого же типа. Плохая частотная характеристика у звукоснимателей дает резкие выкрики на одних звуках и провалы на .других. Из-за малой податливости подвижной системы игла выскакивает из бороздки, что вместе с чрезмерным давлением иглы на пластинку приводит к преждевременной порче последней. Корундовые иглы служат в три-четыре раза меньше гарантируемого срока. При звучании слышатся шум, гудение и стук мотора; от неравномерной скорости вращения диска возникает «плывущий», дрожащий звук. Все это, если говорить только о проигрывателях, приводит к плохому звучанию даже очень хорошей пластинки. Если же говорить о новинках в области механической записи — пластинки на 16 оборотов в минуту с длительностью звучания до одного часа с каждой стороны, многодорожечная запись на бесконечную ленту (система «Тэфифон»), стереофонические пластинки,—то отставание станет еще более заметным. Образцы аппаратуры, утверждаемые к выпуску или экспонируемые на международных выставках, резко отличаются от массовой продукции А ведь наша промышленность имеет полную возможность создавать первоклассную серийную аппаратуру! До сих пор мы говорили о недостатках проигрывателей. Однако качество звучания не в меньшей мере определяется работой усилителя и громкоговорителя. Радиодетали, выпускаемые нашей промышленностью, позволяют конструировать усилители, не уступающие лучшим зарубежным моделям. Хотелось бы, однако, получить возможность приобретать в магазинах специальные усилители для проигрывания пластинок (отдельно от радиоприемников), так как в установках высокой точности воспроизведения рекомендуется несколько удалять друг от друга усилитель и ящик с громкоговорителем. Положение с громкоговорителями значительно хуже; это последнее и столь важное звено — самое уязвимое место нашей звуковоспроизводящей аппаратуры. Нежелательные резонансы, «металлический» тембр, звук «как из бочки», хрипы и дребезжания — в основном из-за низкой культуры изготовления — почти в равной мере присущи всем выпускаемым типам динамиков. Выбор громкоговорителей ограничен и не включает ни образцов, разработанных еще два-три года назад, ни моделей, получивших высокую оценку на Брюссельской выставке 1958 года. Не выпускаются также и специальные акустические ящики, обеспечивающие гораздо более высокое качество звучания по сравнению с обычными ящиками настольных радиоприемников. Наряду с долгоиграющими пластинками все большую популярность приобретают магнитофоны. Однако ни одну модель магнитофона из имеющихся в продаже нельзя назвать современной и высококачественной. Высокая стоимость ленты препятствует быстрому росту любительских фонотек, а качество ее весьма посредственное. Какие пожелания можно было бы высказать в адрес Всесоюзного института звукозаписи и нашей промышленности? Необходимо в кратчайший срок разработать и без промедления выпустить несколько вариантов проигрывателей, усилителей и акустических систем (ящиков с громкоговорителями) высокой точности воспроизведения, позволяющих потребителю выбирать определенное сочетание этих устройств. Для музыкальных учебных заведений нужны высококачественные установки, пусть даже более дорогие, чем аппаратура массового потребления. Для всех видов проигрывателей обязательны четыре скорости вращения диска (78, 45, 33 и 16 оборотов в минуту), легкий (не более 10 граммов) звукосниматель с хорошей частотной характеристикой (до 20 тыс. герц для высококачественной аппаратуры и до 10—12 тыс. герц для второго класса), малый уровень шума, высокая стабильность числа оборотов для предотвращения детонации и изменения тональности. Предпочтительны алмазные иглы с длительностью службы до 1000 часов (срок пригодности сапфировых или корундовых игл—40-60 часов). На проигрывателях надо устанавливать несложные счетчики для контроля срока нормальной работы игл. Необходимо снабдить проигрыватели специальной щеточкой для удаления с поверхности пластинки пыли и электростатических зарядов, являющихся источником значительных помех и преждевременной порчи бороздок. Пройдет несколько лет, и пластинки со стереофонической записью звука займут господствующее положение. Стало быть, высококачественный проигрыватель должен быть пригоден для установки стереофонического звукоснимателя. Необходимо обеспечить возможность применения в одном и том же проигрывателе (в зависимости от типа усилителя или иных требований) различных типов головок — пьезоэлектрических, магнитных и т. п. Большое количество уже выпущенных проигрывателей можно было бы улучшить, если б в продаже имелись отдельные усовершенствованные детали (замена их осуществима в ремонтных мастерских либо силами самих потребителей). Быть может, следовало бы провести широкое совещание по вопросам высокой точности воспроизведения звукозаписи с участием музыкантов и любителей музыки, представителей науки и промышленности. К этому важному разделу музыкальной пропаганды должно быть привлечено внимание общественности.
|