ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Аллея Славы, которую мы потеряли...

Памятники нашего города. Фотографии 1980-х.

 

Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.

 

В 1985 году, накануне празднования 40-летия победы в Великой Отечественной войне, в нашем городе был открыт уникальный в своем роде мемориальный комплекс, рассказывающий о трудовом подвиге жителей города Куйбышева. Этот мемориальный комплекс находится на территории Кировского района, на проспекте Юных пионеров.

По существу его история началась гораздо раньше, за 10 лет до этого. 9 мая 1975 года в очень торжественной обстановке на пересечении Московского шоссе и Кировского проспекта  состоялось открытие построенного куйбышевцами памятника штурмовику ИЛ-2. На пьедестале был установлен самый настоящий самолет, который был восстановлен работниками авиационного завода. Этот штурмовик, сбитый в воздушном бою в марте 1943 года, более 30 лет пролежал в карельском болоте.

Обнаружению самолета прошествовала огромная поисковая работа – работники завода много месяцев собирали по крупицам информацию о возможных местах нахождения сбитых штурмовиков. Им даже удалось обнаружить несколько машин, но те имели настолько серьезные повреждения, что не могли быть восстановлены. Наконец исследователям улыбнулась удача, самолет был обнаружен в Карелии, извлечен из болота и доставлен в Куйбышев. Сначала восстановленный самолет  установили на территории завода. Рядом с ним резместили щит, на котором, методом химической фрезеровки, была изложена краткая история памятника. Однако партийные городские органы, приняв во внимание тот факт, что создание ИЛов было делом коллективного труда тысяч куйбышевцев, внесли предложение переместить его в городскую среду.

 

Аллея трудовой славы. Монумент завода КАТЭК. 1986 год.

 

К началу 80-годов представители куйбышевских предприятий начали озвучивать предложения о том, что в городе средствами монументальной пропаганды необходимо отразить и биографии заводов, принимавших участив в создании «летающего танка». В общей сложности около десятка куйбышевских заводов в годы войны поставляли комплектующие и вооружение для ИЛов. Кроме Ил-2 в городе выпускались и другие марки самолетов, поэтому к работе следовало привлечь весь авиационный комплекс, включая и военные предприятия.

Алексей Григорьевич Моргун, занимавший тогда должность главного архитектора города, рассказывал мне, что внес предложение использовать для размещения мемориальной зоны протяженную аллею от озера до озера, расположенную по обе стороны от Кировского проспекта по улице Юных пионеров. Партийные органы предложение поддержали. Так и возникла идея создания Аллеи Славы.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Куйбышевского агрегатного производственного объединения. 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Куйбышевского агрегатного производственного объединения. 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Куйбышевского агрегатного производственного объединения. 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Куйбышевского агрегатного производственного объединения. 2004 год.

 

В возведении уникального мемориального комплекса принимали участие промышленные предприятия трех районов – Кировского, промышленного и Советского. Те самые заводы и объединения, которые в суровые годы Великой Отечественной войны принесли нашему городу славу кузницы грозной военной техники.

Сначала А.Г.Моргун и А.Ф.Темников подготовили генеральный план Аллеи. Проектирование самих монументов было поручено проектным группам, созданным при каждом из предприятий. Такое решение было принято потому, что сами работники предприятий, как никто другой, знали историю своего производства и могли лучше рассказать ее, воплотив в камне и металле. Аллея стала тем местом, где все заводы-участники создания легендарного штурмовика могли установить по отдельному монументу и показать свою биографию.

 

Аллея трудовой славы. Монумент завода "Прогресс". 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент завода "Прогресс". 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент завода "Прогресс". 2004 год.

 

Аллея была разбита на участки, которые распределились между предприятиями следующим образом:

 

От Воронежской до Краснодонской – Завод «КАТЭК» и «Куйбышевское агрегатное производственное объединение»,

От Краснодонской до Проспекта Кирова – Завод «Прогресс»,

От Проспекта Кирова до Каховской – Авиационный завод,

От Каховской до Севастопольской – завод «Металлист»,

От Севастопольской до Юбилейной – завод «Куйбышевкабель» и «Завод аэродромного оборудования»,

От Юбилейной до Металлистов – 9 ГПЗ,

От Металлистов до Советской – Моторостроительное объединение им. М.Фрунзе,

От Советской до Ташкентской – Металлургический завод им. Ленина.

 

В монументальных памятниках Аллеи трудовой славы были обозначены вехи героической истории предприятий трех районов. Выразительные по своему пластическому решению композиции символизировали и мощь нашей индустрии и ее устремленность в завтрашний день.

 

Аллея трудовой славы со стороны проспекта Кирова в строну монумента Авиационного завода. 1986 год.

 

Торжественное открытие Аллеи Трудовой Славы на проспекте Юных Пионеров состоялось в канун 40-летнего юбилея Победы, в 1985 году, ровно через 10 лет после открытия памятника самолету Ил-2. Все монументы на Аллее были сделаны силами и на средства самих предприятий города Куйбышева. Над памятниками работали, как говорится, «на одном дыхании», не просили денег, старались для своего города, для своих детей. Не ради славы, а для того, чтобы просто приобщиться к великой страничке истории страны, города Куйбышева, рассказать о своем труде, о своем вкладе в Победу над фашизмом.

Выступая на открытии Аллеи трудовой славы, первый секретарь горкома КПСС В.И.Золотарев подчеркнул, что решение о создании этого мемориального комплекса не случайно было принято именно в год 40-летия Победы советского народа над фашистской Германией, поскольку нельзя переоценить тот вклад, который внесли Куйбышевские предприятия в разгром врага. И в мирное время флагманы куйбышевской индустрии приумножали славу, истоки которой в той – в той грозной военной поре.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Авиационного завода. 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Авиационного завода. 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Авиационного завода. 2004 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Авиационного завода. 2004 год.

Примечательно, что надпись на стелле гласит:

"НЕ ГОРЕ, А ЗАВИСТЬ РОЖДАЕТ СУДЬБА ВАША В СЕРДЦАХ ВСЕХ БЛАГОДАРНЫХ ПОТОМКОВ".

 

Аллея трудовой славы. Монумент завода "Металлист". 1986 год.

На базе трех заводов, эвакуированных в Куйбышев, был основан завод 525. В годы войны завод производил пулемёты ДШК
 в пехотном, танковом и морском вариантах и пулемёты ШКАС, которые ставились на штурмовики ИЛ-2.

 

Аллея трудовой славы. Монумент завода "Металлист". 2004 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент завода аэродромного оборудования. 1986 год.

 

О преемственности трудовых традиций, о замечательных рабочих людях, которые шли в авангарде социалистического соревнования, о молодежи, продолжавшей дело отцов и дедов, говорили в своих выступлениях на митинге ветеран авиационного завода Г.Ф.Извеков, руководивший в годы ВОВ фронтовой бригадой авиастроителей, представитель промышленных предприятий Советского района, мастер, секретарь партийной организации цеха Г.Е.Чудаев, электрик, секретарь комсомольской организации цеха моторостроительного объединения им. Фрунзе М.Жирнов.

Право перерезать красную ленточку было предоставлено члену ЦК КПСС, Герою Социалистического труда, фрезеровщику моторостроительного объединения им. Фрунзе И.П.Кудинову и Герою Советского Союза, начальнику отдела металлургического завода им Ленина В.И.Чудайкину.

 

Аллея трудовой славы. Монумент 9 ГПЗ. 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент 9 ГПЗ. 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент 9 ГПЗ. 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент 9 ГПЗ. 2004 год.

 

Труженики заводов гордились своими монументами – такую наглядную, и в то же время ненавязчивую по форме изложения биографию всех военных предприятий военного времени ни в каждом другом городе не найдешь! Монументы содержали не просто какие-то элементы и формы, а еще документальные справки, информацию о том, где конкретно и что выпускалось. Памятники содержали макеты настоящих элементов и агрегатов, интересные аннотации. При изготовлении элементов зачастую применялись уникальные оборонные технологии. Практически все это впоследствии было уничтожено вандалами и охотниками за цветными металлами, появление которых стало прямым следствием люмпенизации части трудоспособного населения. Даже много лет спустя после разграбления мемориальной аллеи фрагменты памятников я обнаруживал на развалах самарского «птичьего» рынка.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Моторостроительного объединения им. М.Фрунзе. 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Моторостроительного объединения им. М.Фрунзе. 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Моторостроительного объединения им. М.Фрунзе. 1986 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Моторостроительного объединения им. М.Фрунзе. 2004 год.

 

Аллея трудовой славы. Монумент Моторостроительного объединения им. М.Фрунзе. 1986 год.

 

Восстановить, а тем более сделать вновь в том виде, каким оно было уже невозможно, - части предприятий, участвовавших в том благородном деле, сегодня уже нет: они или перепрофилированы или разорены, их цеха превращены в торговые и деловые центры. Утрачена или уничтожена документация по монументам, находившаяся в архивах проектных бюро заводов. Да и нынешняя финансовая политика совсем иная. Патриотов-энтузастов теперь уже так просто не найти. Буквально на наших глазах была потеряна наиболее эффективная и безотказная форма воспитания подрастающего поколения. У людей уже нет более возможности придти на эту мемориальную Аллею Памяти, чтобы посмотреть на сделанное руками стариков для молодых и сказать: это мой отец делал, это мой дед сработал, что бы не забывать свою историю и гордиться ею.

 

Аллея трудовой славы. Монумент металлургического завода им Ленина. 1986 год.

 

Восстановление Аллеи трудовой славы началось лишь в 2005 году, в преддверии празднования 60-летия победы. На предложение администрации Кировского района реконструировать композиции откликнулись восемь предприятий. Инициативу поддержали и в администрации города.

Работы были проведены в короткий срок. Все архитектурные формы в первозданном виде восстановить, конечно же не удалось. Зачастую вместо утраченных монументов возникали новые, которые уступали как в художественном отношении, так и в техническом исполнении. Была проведена и работа по благоустройству территории, кроме самих заводчан в реконструкции принимали участие и работники ряда муниципальных предприятий. Администрация города сообщала, что планирует принять серьезные меры по защите Аллеи от вандализма, в частности благодаря планам применить систему видеонаблюдения.

 

Благодарю жительницу нашего города Лилию Михайловну Кузнецову, которая двадцать с лишним лет назад запечатлела для нас эти  утраченные ныне шедевры.

 

Николай Кружков

2011 год.

 

Читайте также: Памятники нашего города. Штурмовик ИЛ-2 и Аллея Славы. (Статья 2004 года). Здесь много фотографий разрушенной Аллеи.
                          О том, как начиналось восстановление Аллеи. Мой пост в ЖЖ.

 

 

 

Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.

 

История обновлений                           

 

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.