ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
г.Куйбышев. Очерки о градостроительстве. |
Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.
Проект "Голубка". В городе Самаре, а в прежние годы он, как известно назывался Куйбышев, есть одна площадь со своеобразной историей. Вообще, площадей в нашем городе много: это и пл. Революции с памятником В.И.Ленину, и пл. Куйбышева с памятником В.В.Куйбышеву и Самарская площадь, но в данном случае речь пойдет о площади Сельского Хозяйства". Такое название она получила оттого, что на нее выходило своим фасадом огромное строение так называемого Дома сельского хозяйства, которое в наши дни представляет собой зрелище довольно грустное: монументальное 6-этажное здание, возведенное незадолго до войны по проекту П. Щербачева, сегодня превращено в гигантский муравейник, занятый разного рода фирмами и фирмочками, которые гнездятся там в неисчислимом количестве. Оно сильно состарилось и требует капитального ремонта. Раньше в нем размещались различные сельскохозяйственные институты и проектные организации, в которых велись научные исследования, например в области селекции культурных растений. Да и сама площадь называлась чуть иначе: в некоторых книгах она упоминалась как пл. Социалистического Земледелия".
Площадь Сельского Хозяйства, фото 1940-х.
Первым послевоенным пятилетним планом предусматривалась реконструкция Ново-Садовой улицы, которая по генеральному плану получила особое значение важной магистрали города. Это значение она не утратила и сегодня. В промежутке между улицами Полевой и Первомайской улица Ново-Садовая расширялась, образуя ту самую площадь Социалистического Земледелия, о которой я уже рассказал. Все тем же пятилетним планом предусматривалась и ее реконструкция.
Улица Ново-Садовая и сквер на площади Сельского Хозяйства. Перспектива архитектора Н.В. Подовинникова, 1953 г. На снимке справа внизу (пересечение улиц Ново-Садовой и Полевой) нереализованное угловое здание. За ним Дом сельского хозяйства. Справа вдоль улицы Ново-Садовой до пересечения с улицей Первомайской жилой дом по проекту И.Л. Шафрана и В.А. Ларионова.
Улица Ново-Садовая, январь 1955 г. Пятиэтажный жилой дом по проекту И.Л. Шафрана и В.А. Ларионова.
На переднем плане ограда из гранитных блоков с
мраморными чашами. Вдоль площади было решено устроить сквер, в котором могли бы проводить часы досуга жители окрестных домов. Сквер действительно был устроен. С градостроительной точки зрения это был скорее бульвар, выполненный по проекту И.М. Зобиной. Он шел прямо вдоль окон Дома сельского хозяйства. Невысокая ограда из блоков кованого гранита, выполненная в классическом стиле, была украшена мраморными чашами, установленными на прямоугольных постаментах. Летом в них высаживались живые цветы. Со стороны улицы Полевой ограду сквера украсили два дивных фонарных столба тоакже классических форм, отделанных гранитом. Эти торшеры до сих пор на месте, хотя и находятся в плачевном состоянии. Надо ли говорить, что впоследствии почти все чаши с цветами были опрокинуты и разбиты, а те, что остались, убрали сами работники сквера, дабы не создавать беспорядка в оформлении ограды. С тех пор сквер окружен только рядом гранитных тумбочек, из него исчезли все скамейки, а на газонах валяются упаковки от еды из забегаловки Макдональдс.
Площадь Сельского Хозяйства. Сквер со скульптурой, фото 1960-х гг. Из собрания Г.В. Бичурова, автора сайта "Самара в открытках и фотографиях".
В рамках все той же реконструкции площади было решено застроить угол на пересечении улиц Ново-Садовой и Первомайской, место очень важное в градостроительном отношении. На нем находился в то время двухэтажный барак, который портил панораму. Участок под застройку передали горгазу. По заказу этой организации куйбышевским архитектором Н.В. Подовинниковым был запроектирован жилой дом. В плане он был вытянут вдоль Первомайской улицы, а его угловую часть украшала надстройка в виде изящной башни. Зодчий исходил из того, что эта несколько повышенная точка хорошо просматривалась бы с Самарской площади, служила бы пространственным ориентиром при въезде в Октябрьский район, а ранее построенный по проекту И.Л. Шафрана пластичный жилой дом по ул.Ново-Садовой, как и ухоженный бульвар перед ним, удачно подводили бы пространство к этой точке. Проект этого изящного здания получил у авторов романтическое название Голубка. Между тем на дворе шел 1953 год - канун начала государственной борьбы с так называемыми излишествами в архитектуре.
Высотное здание на углу улиц Ново-Садовой и Первомайской (проект "Голубка"), архитектор Н.В. Подовинников, 1953 г. Перспектива со стороны улицы Первомайской.
Очень может быть, что стоял бы и по сей день на этом примечательном месте дом с башенкой, но тут случилась первая неожиданность. Участок под застройку отдают другой организации - куйбышевскому институту "Гипровостокнефть". Вместе с тем проект жилого здания передается молодому архитектору А.Г. Моргуну. По заказу этого учреждения зодчий выполняет новый проект, но сохраняет общую композицию здания и его пространственное решение. По требованию нового заказчика он изменяет планировку и, естественно, фасад основного корпуса, делает плоской его крышу, добавляет балюстраду с маленькими обелисками и, оставляя прежнюю высоту башни, изменяет ее функциональность и пластику завершения угловой башенной секции, добавляет еще один, десятый этаж.
Высотное здание на углу улиц Ново-Садовой и Первомайской. Второй вариант проекта, архитектор А.Г. Моргун. Перспектива со стороны улицы Первомайской.
Высотное здание на углу улиц Ново-Садовой и Первомайской. Перспектива со стороны площади, архитектор А.Г. Моргун.
В непрерывном творческом поиске рождаются новые и новые варианты оформления здания различными архитектурными фрагментами. Оно предстает то в образе, навеянном учителем молодого архитектора академиком архитектуры И.В. Жолтовским, то в европейском стиле Ренессанс, то вокруг башни появляются скульптурные композиции, словно навеянные образом высотного здания на площади Восстания (ныне Кудринская) в Москве. Сменяя друг друга, предстают и различные варианты завершения башни: то с шатровым завершением, то со шпилем и обелисками, то в виде системы классических арок.
Два из пяти подготовленных вариантов фасада, архитектор А.Г. Моргун. Перспектива со стороны улицы Первомайской.
Некоторые из вариантов оформления завершения здания.
"Мы, молодые архитекторы-классики, те кто учился в Москве, не могли тогда просто принести и сдать сделанную работу, - вспоминает Алексей Григорьевич. - Решая всего одну градостроительную задачу, мы должны были сжиться с ней, многократно проработать все детали, довести проект до архитектурного совершенства". Но эта огромная работа навсегда так и осталась на бумаге... Неожиданно выездная московская комиссия предлагает автору "очистить" фасад от дорогостоящих украшений, понизить этажность башни, доведя ее до семи этажей, и так далее. Сказано - сделано.
Высотное здание на углу улиц Ново-Садовой и Первомайской. Третий вариант проекта, архитектор А.Г. Моргун. Перспектива со стороны сквера.
Идея формирования подчеркнутого высотного акцента, имеющего важную градостроительную роль, все еще не оставляет молодого зодчего. Так появляются эскизы к третьему варианту все того же дома. Почти без излишеств, выдержанный в строгом классическом духе дом со "спиленной" башней по-прежнему готов достойно завершить перспективу площади Социалистического Земледелия. И опять - не то! Теперь уже местная комиссия во главе с главным архитектором г. Куйбышева Е.Ф. Гурьяновым требует полностью ликвидировать "излишества". Последняя, четвертая попытка сохранить угловой акцент предпринимается архитектором уже в 1957 году. Он предлагает заказчику упрощенный вариант углового решения - дом, лишенный цоколя и пилонов, уже без каких-либо намеков на переменную этажность. В нижнем этаже крыла по Первомайской улице согласно новому проектному заданию помещается ателье мод. О какой-либо деталировке вообще никакой речи идти уже не могло. Хотя... если не считать излишествами маленькие балкончики. Как говорили тогда архитекторы: "Запроектировали елку - утвердили палку". В известной книге "Архитектура города Куйбышева и области" 1947 года издания есть замечательная фраза, поражающая своей двусмысленностью. Описывая архитектуру домов, построенных в Куйбышеве в период довоенных пятилеток, на стр. 27 автор указывает: "В большинстве случаев жилые дома имеют балконы или лоджии, придающие этим зданиям интимный характер, присущий жилью". В общем, непонятно, то ли излишества неотступно сопутствовали интимности, то ли наоборот...
Угловое здание на углу улиц Ново-Садовой и Первомайской. Четвертый вариант проекта, архитектор А.Г. Моргун, 1957 г. Перспектива со стороны сквера.
В действительности планировка квартир в этом доме решалась чрезвычайно удачно. "Интимные" балконы располагались только со стороны фасада здания, во дворе их не предусматривалось. Имелись они лишь в трехкомнатных и в угловых двухкомнатных квартирах. К недостатку планировки можно отнести то, что в трехкомнатных и в угловых двухкомнатных квартирах имелось по одной проходной комнате, хотя для того времени такое положение вещей недостатком отнюдь не считалось. После следующего разноса архитектор отказывается от дальнейшей работы над проектом. Окончательный вариант здания принесли А.Г. Моргуну на подпись в готовом виде. Подлинные авторы этого изуродованного проекта остались неизвестны истории. Так хороший дом на этом ответственном месте и не построили. А вид из башни был бы действительно превосходным. У меня есть одноклассник, который проживал когда-то в угловой квартире на самом верхнем этаже. Помню, как, придя к нему однажды в гости, я остановился около окна как зачарованный, пораженный великолепной панорамой уходящей вдаль улицы. Кто бы мог тогда подумать, что с годами оно все так сложится... Одним словом, Голубка улетела... И угол "погас". А сквер... Сквер с фонарями и поныне там. Вот такая была жизнь в архитектуре шестидесятых... 2006 год, публикацию подготовил Н. Кружков, фотографии проектов здания из архива А.Г. Моргуна, натурные снимки из собрания Г.В. Бичурова, автора сайта "Самара в открытках и фотографиях"
Советская архитектура на сайте Виртуальная РетроФонотека.
|