ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
Пушкин и Самара. Из истории памятника поэту в Самаре
|
Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.
Дважды
снимали установленный в пушкинском сквере
памятник Александру Сергеевичу,
Об истории возникновения нынешнего пушкинского сквера за драмтеатром и сооружения памятника гению русской литературы не знает почти никто. А ведь Самара была первым городом на Волге, в котором воздвигли памятник великому поэту. История эта началась еще в конце позапрошлого века. Позади здания, воздвигнутого в 1888 году Самарского Драматического театра был большой пустырь, которым заканчивалась левая сторона тогдашней Саратовской улицы. Летом пустырь был нескончаемым источником пыли, осенью и весной – настоящим болотом. Но с этого, как его называли самарцы, «Жареного бугра», открывался прекрасный вид на излучину Волги и Жигулевские ворота, вид с этого места считался едва ли не самым красивым и привлекательным в городе. Незадолго до столетия со дня рождения поэта, которые широко отмечалось в России, в апреле 1899 года на заседании Самарской городской думы было принято решение создать на этом пустыре между зданием Иверского женского монастыря и драмтеатром площадку для детских игр, посадить деревья и цветы, превратить ее в сквер. Гласные Думы предложили назвать этот сквер Пушкинским в честь приближающегося юбилея.
Пушкинский сквер. Фото начала XX века.
Вначале предполагалось строить сквер силами учащихся и преподавателей реальных училищ с привлечением средств города, однако глубокий овраг перед Иверским монастырем сильно затруднял работу. В результате годом позже Самарская Дума решила работы за счет города прекратить, тем более, что за благоустройство взялся Альфред Филиппович фон Вакано. А. Ф. Фон Вакано по происхождению был австрийским дворянином, потомственным пивоваром. В 1988 году он приехал в Самару. В августе 1889 года, став одним уже из крупных предпринимателей, получил российское подданство. Именно на его средства был разбит сквер на бывшем «Жареном бугре». На заседании городской думы в октябре 1902 года фон Вакано сообщил, что Пушкинская площадка благоустроена, построен павильон, и ее передали в пользовании Семейно-педагогическому кружку.
Гипсовый бюст А.С.Пушкина, первый в Самаре.
Вскоре в пушкинском сквере (на двухметровом постаменте из оштукатуренного кирпича) был установлен первый гипсовый бюст Пушкина работы Вадима Николаевича Рейтлингера. В том далеком 1905 Самара стала одним из 22 городов Российской империи, имевших памятник Пушкину и первым городом на Волге. Вторым была Астрахань. Памятник работы Рейтлингера пережил своего создателя, умершего по некоторым данным в начале 20-х годов. Этот гипсовый Пушкин простоял до середины тридцатых, после чего был демонтирован, поскольку постамент под ним начал разрушаться.
Пушкинский дом в Самаре. Фото начала XX века.
Не менее тесно история самарского памятника Пушкину была связана с самарским Пушкинским домом. Решение о строительстве Народного дома с театральным залом на 600 мест, библиотекой-читальней и чайной столовой за счет средств Попечительства о народной трезвости было принято еще в 1898 году, а виюле следующего 1899 года гласный городской Думы А.А.Смирнов предложил присвоить Народному дому имя А.С.Пушкина.
Фасад Пушкинского дома после реставрации. Современное состояние.
В декабре 1903 года Пушкинский народный дом, в строительстве которого большую роль сыграли архитектор Ф.П.Засухин и все тот же А.Ф. фон Вакано (на его средства были сделаны подвижная сцена и внутренний противопожарный водопровод), был освящен и открыт для посетителей. А спустя несколько месяцев на балконе пушкинского дома был установлен гипсовый бюст поэта работы самарца В.Н.Рейтлингера. Вадим Николаевич, родившийся в Самаре в 1880 году, хоть и был художником-самоучкой, но блестяще справился с задачей. А годом позже идентичный бюст был установлен в Пушкинском сквере, как уже говорилось выше.
Карта поездки А.С.Пушкина по Поволжью и Приуралью в сентябре 1833 г.
Надо признать, мало что связывало Самару с Пушкиным. Он никогда не бывал в Самаре, хотя и проезжал неподалеку в 1833 году, направляясь в Оренбург, к местам пугачевского восстания для сбора материалов при написании знаменитой «Капитанской дочки». Судя по дневниковым записям самого поэта, а так же по иным сохранившимся документам, маршрут Александра Сергеевича пролегал по большим проезжим дорогам через Красный Яр на Смышляевку, а оттуда по почтовой дороге до самого Оренбурга. В Самару, куда вела всего лишь проселочная дорога, Пушкин заезжать не стал. Второй памятник Александру Сергеевичу был установлен уже после войны, в 1949 году, в том же Пушкинском сквере, но уже в другом месте и на пьедестале из камня. Бюст из бетона был изготовлен московским скульптором Владимиром Николаевичем Домогацким. Второму памятнику тоже не повезло – в 1962 году бетонный Пушкин был демонтирован. И лишь в 1985 году в пушкинском сквере, вновь на другом месте, был воздвигнут ныне существующий памятник из металла. На постаменте-колонне был установлен был установлен скульптурный полуфигурный бюст Александра Сергеевича. Этот третий по счету самарский памятник был создан самарским скульптором Игорем Борисовичем Федоровым, выпускником Ленинградского художественного училища им. Мухина.
И.Б.Федоров в мастерской за работой над бюстом поэта.
Игорь Борисович много лет продуктивно проработал в должности главного художника нашего города и создал множество высокопрофессиональных композиций для городской среды. Он же разработал модель этого памятника, отформовал его, подготовил к отливке в бронзе. История с созданием третьего памятника развивалась так: Ко мне, начинающему главному архитектору города, обратились пожилые граждане с обидой на плачевное состояние прежнего бюста великого русского поэта. Будучи еще не знакомым с тощим городским бюджетом я их успокоил, пообещав исправить эту историческую несправедливость. Новый молодой председатель горисполкома Алексей Андреевич Росовский пожурил меня, но необходимые средства и бронзу как-то нашел. И у нас с Игорем Борисовичем «завертелась» увлекательная творческая работа.
Авторский набросок
После поиска различных вариантов композиции памятника мы пришли к тому, который частично представлен на фотографиях. Жаль только, что первоначальный замысел не был осуществлен в полном объеме. Отсутствует предусмотренный проектом фрагмент классической капители на беломраморной плите основания для возложения на нее цветов. Не установлена перед памятником копия царско-сельской чугунной скамьи, на которой когда-то сидел молодой Пушкин с друзьями, нет около памятника чугунного фонаря, такого, какие были в Петербурге тех лет. Все это, конечно, снизило колорит замысла.
Нереализованный фрагмент капители.
Проект бюста.
План сквера с указанием места размещения памятника.
Литье бюста и колонны поручили одному местному сталелитейному предприятию, которое в основном отливало крупные металлические детали (в том числе задвижки для инженерных коммуникаций, крышки для колодцев и пр.). Искусство отливки тонкостенных фигур по классической технологии им было неведомо. Поэтому, хотя и неумышленно, но заводчане безнадежно испортили отливку, сожгли бронзу. Мы, авторы, невероятно расстроились из-за случившегося. Я запретил дальнейшие работы, а уцелевшие формы для бюста были упрятаны в каком-то цеховом колодце. Как выяснилось – надолго.
Модель памятника, выполненная И.Б.Федоровым.
У Игоря Борисовича и так-то было нездоровое сердце, и он, молодой, к сожалению, не дожил до изготовления и открытия этого замечательного памятника поэту: ушел из жизни в 1981 году. Лишь через много лет мне удалось частично осуществить наш общий замысел. И вот как. Я узнал что в город Тольятти переехал из Челябинска и обосновался там скульптор Виктор Алексеевич Фомин, который перенял от своего отца – литейщика, все тонкости художественного литья объемных скульптур методом т.н. восковой выплавки. Он восстановил поврежденную модель, отлил ее из металлического сплава, обработал ее поверхность под старую бронзу. Мне же удалось найти в городе беломраморные блоки и красные гранитные полированные плиты для окантовки основания задуманной композиции.
Установка памятника поэту.
Вскоре все работы были завершены и вот 10 марта 2001 года в торжественной обстановке этот долгожданный, небольшой но очень лиричный памятник великому русскому поэтическому гению был открыт на долгие времена. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, мы, авторы, были награждены дипломом и золотой медалью за эту работу. Диплом подписали десять председателей почти всех творческих союзов России.
Диплом и медаль, врученные авторскому коллективу за реализацию проекта памятника А.С.Пушкину в Самаре.
"На фоне Пушкина". Газета "Самарские известия" 4 июня 2005 года.
В понедельник, 6 июня мы отметим очередной, 200-й день рождения великого Пушкина. И вместе с этим - 20-летие памятника поэту, который установлен в Самаре в сквере у Академического театра драмы. В этот день, как бывает всегда в дни рождения и смерти поэта, к памятнику придут те, кого объединяет Пушкинское общество Самары. Особый разговор пойдет о памятнике, отмечающем круглую дату. Активисты общества собрали такой архив об истории памятника, которому мог бы позавидовать иной музей. Еще месяца три назад в редакцию «СИ» приезжала Муза Максовна Ромадина. Она долго и трепетно, по крупицам собирала весь материал: воспоминания Алексея Моргуна, который был в 1985 году главным архитектором Самары, самарского скульптора Анатолия Головкина, установившего привезенные отлитые части памятника. Здесь же - вырезки из газет 20-летней давности, рисунки и наброски. Тогда Муза Максовна пыталась разыскать скульптора-литейщика, который и отливал памятник в Тольятти, буквально во дворе своего дома. Удивительно, но ей это удалось! Более того, скульптор-литейщик Виктор Фомин уже приезжал из Тольятти и встречался с самарскими пушкинистами. Конечно, побывал и у памятника. Расстроился. Состояние постамента и фигуры не из лучших. Решил, что приедет на днях и приведет свое детище в божеский вид. Вчера при непосредственном участии Виктора Фомина происходило тонирование скульптуры. Здесь же собрались и пушкинисты, которые вспоминали историю создания памятника.
А.Г.Моргун и В.А.Фомин у памятника.
Рождение монумента в 1985 году произошло с большим трудом. И «родителей» у него несколько: автор проекта скульптор Игорь Федоров, заслуженный архитектор России Алексей Моргун и скульптор-литейщик Виктор Фомин. Образ Пушкина был разработан Игорем Федоровым. Однако отливали его не художники, а ремесленники, поэтому Пушкин получился не похожим на себя. Проект надолго забросили. Отлитые части скульптуры были свалены в колодец. Однако идея установки памятника великому поэту не давала покоя культурной общественности Самары. Еще бы, ведь монумент Пушкину стоял в городе аж с 1905 года! Правда, скульптуры оказывались недолговечными и разрушались. Главный архитектор города в 80-х годах Алексей Моргун обратился к тольяттинскому скульптору-литейщику Виктору Фомину, который тут же загорелся этой идеей. Старые детали неудавшегося памятника были найдены и пущены в работу. Также сохранились эскизы Игоря Федорова. Нового Пушкина отлили из столового алюминия, и он получился таким, каким и задумал его автор: гордым и воодушевленным. Теперь 6 июня пушкинисты встретятся у обновленного памятника, почитают стихи и поклонятся классике. Марина ГРИНЕВА, Лидия КУЗНЕЦОВА.
Послесловие: Поначалу ежегодно у памятника собирались горожане, читали его стихи, исполняли мелодии на них. Но постепенно такие встречи прекратились, сквер «оккупировала» иная молодежь с бутылками Жигулевского пива. На беломраморном блоке девчонки своей губной помадой что-то писали, а ногти свисающей руки поэта красили лаком. Вот так то…
Памятник А.С.Пушкину в Самаре. Фото Вадима Некрасова
Рассказывал А.Г.Моргун Материал для сайта подготовил Н.Кружков. Представленные фотографии взяты из архива А.Г.Моргуна и самарских изданий.
Советская архитектура на сайте Виртуальная Ретро Фонотека.
|