ОТ
АВТОРА:
Как
готовилась книга «Высотные здания сталинской Москвы».
Тема строительства сталинских высотных зданий Москвы увлекла
меня еще в далекие 1990-е годы. Как ни странно, толчком, пробудившим мой интерес
к высотным стройкам, стала песня «Ленинские горы», запись которой я впервые
услышал на патефонной пластинке. С тех пор, без каких-либо определенных планов,
однако, вполне осознанно, я начал отслеживать и систематизировать разрозненные
упоминания о высотных объектах как в Москве, так и в других городах. В то время
я работал в компании, которая активно продвигала услуги в сфере информатизации и
связи. Уже тогда Интернет открывал для пользователей широчайшие информационные
возможности; на общей волне интереса я тоже решил создать свой авторский сайт –
мой персональный цифровой мир, в котором бы звучали советские песни и разрезали
небо шпили сталинских высоток.
Так в августе 2000 г. возник мой первый интернет-проект
«Виртуальная Ретро Фонотека», посвященный истории советской массовой песни.
Основной контент сайта составила фонотека советских песен, оцифрованных с
оригинальных патефонных пластинок 1930-х – 1950-х гг., а также подборка
соответствующих статей и материалов. С течением времени материалы сайта всё
обширнее освещали самые различные аспекты советской истории и культуры: музыки,
архитектуры, поэзии, искусства театра и кино, темы войны и эвакуации, сохранения
памятников... Все эти темы представляются мне различными срезами одного
историко-социального пласта, оставленного нам в наследство советской эпохой.
Отдельное почетное место, разумеется, заняли очерки об истории московских
высотных зданий.
Отличительным моментом моей работы над этими очерками всегда
было желание сказать правдивое слово об истории высоток, не занимаясь
компиляцией. О чем писали в то время? Главным образом о слухах, сплетнях,
тайнах, загадках, каких-то замурованных статуях Сталина, тайных комнатах, где
исчезают люди, призраках убиенных заключенных-строителей и тому подобном… Сбор
этого вымысла казался мне недостойным занятием, тем более что моя работа в
библиотеках приносила все новые и новые результаты. Поэтому я пользовался
проверенными источниками – цитировал оригинальные тексты, давал на них ссылки,
разыскивал и сопоставлял редкие иллюстрации. В результате многолетних
исследований мне удалось дать читателю серьезные и, как мне кажется, интересные
статьи, в которых с позиции современного специалиста была рассказана подлинная
история хорошо известных советских зданий.
В 2005 году по заказу
Музея МГУ мной была выполнена
презентация «Московский Государственный Университет на Ленинских горах. Факты из
истории строительства.» Эта презентация использовалась музеем в рамках своей
экспозиции. В 2005-2006 годах в московских вузах прошли защиты нескольких
дипломных работ, темы которых были связанны с историей высотных зданий. В этих
проектах я принимал участие в качестве консультанта и редактора, помогая молодым
архитекторам, историкам и журналистам. В одной работе даже отмечалось, что «на
сайте Виртуальная Ретро Фонотека существует
специальный раздел, посвященный
истории московских высоток, где опубликованы статьи, основанные на материалах
периодической печати, в основном архитектурного и строительного направления, а
также на анализе фотодокументов, многие из которых являются большой редкостью... Публикуя эти материалы, Николай Кружков следует
правилам научных исследований…»
В дальнейшие годы работа получила продолжение в виде ряда
публикаций в периодических и непериодических изданиях. Так в 2007 г. я выпустил
монографию «Высотные здания в Москве. Факты из истории проектирования и
строительства. 1947-1956». К тому моменту объективная необходимость выхода такой
книги уже была очевидной. «Зеленая книжечка о высотках», как ее окрестили
читатели, объединила подготовленные ранее материалы по истории высотного
строительства в СССР. В нее также вошли новые главы, которые я к тому времени не
публиковал во всемирной сети. Отрадным для меня было и то, что предисловие к
изданию написал заслуженный архитектор РСФСР А.Г. Моргун, – зодчий, учившийся у
классиков советской архитектуры И.В. Жолтовского, А.Н. Душкина и других, человек
удивительной одаренности и скромности, много лет помогавший мне. Книга вызвала
отклики, помогла приобрести новых читателей и друзей. Так, например, состоялось
мое знакомство с журналистом Игорем Романенко, пригласившим меня к участию в
интереснейшей публикации,
получившей несколько престижных наград.
В 2008 году журнал о грузоподъемной технике «Все Краны»
опубликовал еще две статьи об опыте монтажа металлических конструкций высотных
зданий с помощью самоподъемных кранов УБК. Теперь и они включены в книгу
«Высотные здания сталинской Москвы». Не могу не сказать об участии в подготовке
фундаментального сборника «Москва. Нереализованные проекты», выпущенного
издательством "Спецкнига" в 2009 году. Темы статей: «Проект высотного
административного здания в Зарядье» и «Проект высотного здания на Воробьевых
горах» (имеется в виду проектировавшееся Б.М.Иофаном гостинично-жилое высотное
здание, обращенное впоследствии для нужд МГУ).
Выход настоящей книги долго откладывался по техническим
причинам, ее подготовка в основном была завершена два года назад, а в январе
2009 года я уже представил рукопись в редакцию. Я сердечно благодарю
издательство «Водолей» за огромную и трудную работу по осуществлению этой
публикации.
Из предисловия к книге «Высотные здания сталинской Москвы».
Отправной точкой строительства высотных зданий следует считать 13 января 1947
года: в этот день И.В. Сталин подписал постановление № 53 Совета Министров СССР
«О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». В соответствии с первым
пунктом постановления в столице следовало построить восемь многоэтажных зданий —
одно 32-этажное, два 26-этажных и пять 16-этажных. Заложили их 7 сентября 1947
года — в празднование 800-летия Москвы (выбор количества высотных зданий был не
случайным). Кирпичные столбики с бронзированными табличками, поставленные во
время торжественных митингов на местах будущих строек, простояли недолго —
активная фаза строительных работ не заставила себя долго ждать.
Идея возведения высотных зданий в Москве, которые могли бы служить
пространственной поддержкой будущей композиции Дворца Советов, впервые
прозвучала еще в конце тридцатых годов. Генеральным планом 1935 года в
исключительных случаях предусматривалась возможность строить дома выше 9–12
этажей. Воспользовавшись этим, архитекторы Д.Н. Чечулин и А.К. Ростковский
подготовили конкурсный проект дома с повышенной до 22–24 этажей центральной
частью у слияния Яузы с Москвой-рекой. Этот проект получил одобрение, а перед
войной на берегу Москвы-реки уже было возведено большое крыло будущего комплекса
на Котельнической набережной.
Близость войны заставила вождя повременить с осуществлением идеи создания нового
силуэта Москвы. Он получил возможность вернуться к ней только в 1947 году, в
канун знаменательного юбилея столицы. Обдуманная за годы мысль получила
предельно четкое и последовательное выражение в пунктах известного
постановления. За короткое время были намечены точки для строительства высотных
зданий. Сразу же начались проектные работы, порученные ряду крупнейших
министерств и ведомств (МВД, МПС, Минавиапром…), обладавших серьезными
строительными мощностями и квалифицированными проектными кадрами. Реализацию
двух самых значительных проектов — зданий на Ленинских горах и в Зарядье —
возложили на Управление строительства Дворца Советов. Работы по устройству
коробчатых фундаментов восьми высотных зданий начались уже в 1948–1949 годах. В
июне 1949 года все восемь проектов опубликовали в печати, за два месяца до этого
их авторы получили Сталинские премии (Сталинские премии за выдающиеся работы
1948 г. в области архитектуры были присуждены Постановлением Совета Министров
СССР № 1395 от 8 апреля 1949 года).
Раньше всех завершили высотку на Смоленской площади. В те годы трудно было найти
другое здание в Советском Союзе, в котором сосредоточилось бы так много
примененных впервые технологий. На практическом примере этого здания стало ясно
и то, что сделать ярусный силуэт высотного здания пропорциональным можно, только
завершив его остроконечным шпилем. Таким образом, шпили были добавлены ко всем
проектам. Из восьми запроектированных домов, в итоге, реализованными оказались
только семь.
Завершению строительства восьмого здания в Зарядье помешала смерть И.В. Сталина.
Возникли обоснованные опасения, что вертикаль высотой 275 метров окажется
противопоставлена Кремлю и историческому центру столицы. Хотя справедливость
этих сомнений может подлежать обсуждению, поскольку до войны проект Дворца
Советов высотой 415 метров со стометровой статуей В.И. Ленина, строительство
которого полным ходом шло по другую сторону Кремля на Волхонке, не вызывал
подобных опасений у архитектурного руководства.
Литература, изданная в пятидесятые годы, дает возможность понять, как
реализовывались каркасы и инженерные системы. Однако ряд аспектов, связанных с
советским высотным строительством, до наших дней остается малоизученным. К
сожалению, своевременно не были опубликованы работы, которые обобщили бы
эстетический и градообразующий опыт строительства высотных зданий в Москве с
точки зрения целесообразности создания аналогичных ансамблей в других крупных
городах. Между тем фиксация этого опыта и возможность его анализа на уровне
современных представлений по-прежнему не теряют актуальности.
В начале пятидесятых волна высотного строительства покатилась от столицы к
периферии. Остроконечные здания с характерным ярусным силуэтом проектировались
на центральных площадях республиканских и областных центров, разрабатывались
проекты подчиненной им окружающей застройки. Однако почти все эти проекты не
были завершены, а реализация многих даже не началась. Предваряя подготовку
кампании по разоблачению культа личности, набирала обороты и другая
государственная кампания — по борьбе с «излишествами и украшательством» в
архитектуре. В то же время Академию архитектуры, которая уже успешно решала
вопросы индустриализации строительства, удешевления производства стройматериалов
и типизации проектной деятельности, демонстративно распустили как ненужную.
Кризис советской классической архитектуры, наметившийся в пятидесятые годы,
отчасти оказался обусловлен теми же причинами, которые двумя десятилетиями ранее
привели к отмене конструктивизма. Метод и стиль для многих зодчих начали
выходить в тираж, становиться техникой. Зацикленность на воспроизводстве
определенных форм и деталей, явное, порой абсурдное, злоупотребление
определенным набором одних и тех же объемных построений должны были вызвать и
вызывали справедливую критику. Но как у нас иногда происходит, начав с осуждения
отдельных стилистических перекосов, скоро и от стиля не оставили камня на камне.
Впрочем, в отличие от ситуации тридцатых годов, новая ситуация оказалась гораздо
сложнее. В тридцатые годы, отринув конструктивизм, власть ясно озвучила
дальнейший путь поисков архитектурного образа. В середине пятидесятых новая
власть не предложила архитекторам ничего, создав иллюзию полной свободы
творчества. Эта «свобода» породила идеологический и эстетический вакуум. Ведущие
представители советской архитектурной иерархии снова, как двадцать лет назад,
отправлялись за границу в поисках образов для оформления светлого будущего. Но
теперь заказ власти был другим — копировалось интернациональное, обезличенное,
модернистское...
Высотные стройки стали огромным шагом вперед на пути индустриализации
отечественной строительной отрасли. Многие технологии, примененные на них
впервые, составляют основу современной проектной и строительной практики.
Сталинские высотки пережили оттепель, потом застой и перестройку и благополучно
существуют в современную эпоху капитализма. Их судьба — это судьба настоящего
символа своего времени. Пожалуй, впервые в мировой практике в 40–50-е годы
двадцатого века одновременное строительство группы высотных зданий в Москве
позволило объединить в целостный архитектурный ансамбль центр огромного города,
придало ему парадный и современный вид, подчеркнуло гармоничную связь нового с
памятниками многовековой истории.
Избранные отзывы читателей:
Уважаемый Николай Николаевич!
Хочу выразить Вам огромную благодарность за Вашу
замечательную книгу «Высотные здания сталинской Москвы».
Прочитал ее, как говорят, «на одном дыхании», настолько
оказалась она увлекательной и интересной. Далеко не каждый исторический труд, да
еще по весьма специальной теме, обладает такими качествами. Вам в полной мере
удалась литературная составляющая нелегкого историко-инженерного труда.
«Сталинская высотка» Московского государственного
университета на протяжении 18 лет (с 1982 г. по 2000г.) была местом моей учебы,
а потом и работы (механико-математический факультет), так что предмет Вашего
исследования оказался для меня достаточно близким. К сожалению, студентов МГУ
как-то не особенно учили истории строительства Главного здания, поэтому
осознавать величие инженерной мысли приходилось на собственном реальном и, можно
сказать, мистическом опыте. Много раз приходилось ходить по этажам и закоулкам
этого громадного здания, каждый раз усматривая что-то новое. Во время нашего
учения уже далеко не все уголки Главного здания представали в таком великолепии,
в каком были созданы и в каком явились первому поколению студентов в 1953 г.,
которые в середине 1980-х стали научными руководителями моих сокурсников. От
них-то мы и слышали «легенды», среди которых была как несомненная правда
(мельхиоровые ложки с символикой МГУ на Ленгорах, которые входили в
«джентльменский набор» студенческой комнатки в Главном здании), так и
несомненные вымыслы (полет зэка на фанерных крыльях со строящейся высотки).
На собственном опыте можно было убедиться, что неисчерпаемы и
таинственны как глубины, так и высоты Главного здания. В наше время многие тайны
были просто закрыты на замок (до сих пор жалею, что не прокатился на лифте,
который уходил в основание шпиля, когда в начале 80-х это можно было сделать
беспрепятственно, ну а в 2000 г. там все было засекречено и заперто).
Величественное и огромное наяву, Главное здание казалось еще
более величественным и громадным в снах. Об этом рассказывали многие мои
товарищи и сам я готов это подтвердить. Нескончаемые залы, библиотеки и
лабиринты, сверкающие яркими огнями, которые отражались в отделанных мрамором и
полированным гранитом стенах, лифты, возносящие под самые небеса… Видимо,
архитектурная идея может иметь несколько «планов» реализации, из которых
видимый, материальный – далеко не единственный. Интересно, думали ли творцы
Главного здания об этом?
Однако наверняка думали они о том, чтобы учеба в Главном
здании была обеспечена в полном смысле этого слова. Удобно и логично были
размещены учебные аудитории, библиотеки, кафедры, административные помещения.
Все они были наполнены светом и воздухом. В коридорах стояли многочисленные
удобные дубовые лавочки, на которых усердные студенты делали домашние задания,
общались с преподавателями, совершали первые в своей жизни открытия. Над
лавочками висели портреты, с которых мэтры минувших времен и строго, и
одобрительно взирали на первокурсников. Возможность кругового обхода этажа по
коридорам, без сомнения, следует признать гениальным решением для учебного
здания. Кто бы посчитал, сколько дипломных, кандидатских и докторских было
«выхожено» по коридорам 13-го и 16-го этажей мехмата! Атмосфера, созданная в
Главном здании посредством удачных архитектурных решений, возвышала,
дисциплинировала, поддерживала – одним словом, активно формировала будущего
ученого.
Не менее удобны были устроены жилые зоны для студентов,
аспирантов и преподавателей. На жилых этажах в крыльях (зонах «Б» и «В») были
предусмотрены большие залы-гостиные, которые использовались для действительно
культурного досуга. Проводились, например, заседания музыкального клуба,
танцевальные вечера, встречи студентов с кафедрами, отмечались защиты
диссертаций. Между прочим, из телефонных будок, отделанных дубом, расположенных
на жилых этажах, можно был бесплатно поговорить по межгороду. В начале 1990-х
гг. предприимчивые студенты во всю занимались коммерцией, используя эту
телефонную связь. Аппаратов в будках, конечно, давно не было, но провода-то из
стен торчали и связь работала. Оставалось только прийти со своим аппаратом. Даже
из лифта можно было позвонить чуть ли не за границу.
… В начале 1990-х интерьер Главного здания стал сиротливым и
недружелюбным. Картины и лавочки из коридоров переместили в помещения кафедр.
Факультетские умельцы спешно стали обшивать листами металла и без того крепкие
дубовые двери, ставить дополнительные решетки… Говорят, лихие люди вырезали
картины из рам, за тем, чтобы продать их на холсты. В середине 1990-х в Главном
здании поменяли лифты, в начале 2000-х отчистили стены здания снаружи, многое
поменялось внутри. Первозданный дух во многом улетучился безвозвратно. Хуже,
однако, то, что теперь студенты первых двух курсов мехмата учатся во II-ом
гуманитарном корпусе, а это, как Вы знаете, совершенно другая
архитектурно-психологическая реальность.
Можно было бы много говорить о том, что теперь разучились
строить удобные здания; что советским архитекторам каким-то чудом удавалось
сочетать удобство и дешевизну жилья (взять хоть панельные пятиэтажки, в которых
мне пришлось прожить более 40 лет)…
Ваша книга, однако, ценна не только тем, что сообщает
читателю чрезвычайно интересные и малоизвестные факты. В ней заложен подход к
изучению советского наследия, примечательный и плодотворный по нескольким
причинам.
Во-первых, Вам великолепно удалось выдержать линию
повествования, оставаясь в стороне от слезливой ностальгии, превознесения или
осуждения советской эпохи как таковой. Вы пошли не по этой, узкой и опасной, как
бритва, дороге, а открыли перед читателем величие инженерной мысли и подвига
тех, кто ее воплотил. Читатель вправе сам давать политические оценки эпохе в
целом и ряду конкретных ее «продуктов» в частности, если у него возникнет такое
желание. Но, поверьте, такого желания у меня лично не возникло – настолько
объективно представлена Вами конкретная история, что хочется разобраться в ней
как в таковой, с точки зрения, так сказать, «конечного пользователя» – того
человека, ради которого всё это делалось. И с этой точки зрения давать оценки
тому, что удалось, а что не удалось. Да, политические страсти кипели, многим
талантам стоили они жизни и здоровья – но факт налицо: семь высоток это не
только семь зданий, это идея, которая нуждается в осмыслении и развитии.
Во-вторых, Вы сумели соблюсти баланс между строгостью и
занимательностью изложения. Специалист всегда грешен тем, что, увлекаясь,
забывает о том, что не все его слушатели или читатели овладели в свое время
сопроматом, квантовой физикой или тонкостями семиотики. Вам удалось «возвести»
свою книгу, не отрываясь от общей для каждого образованного человека базы
понятий об архитектуре и строительстве.
В-третьих, трогательны и таинственны те приметы-заметы
времени, которые, находясь на самых видных или не очень видных местах, как-то не
удостаиваются ничьего внимания и незаметно исчезают. Таков фрагмент крана УБК,
случайно задержавшийся на чердаке одной из высоток. К сожалению, архитектура
подвержена такой «болезни» больше всех – она и на виду, и во языцех, а когда
снесут дом, выясняется, что истории его никто толком не помнит, ни картин, ни
фотографий не осталось, а уж о том, кто и как строил и вовсе ничего не известно.
Остается, как моим «землякам» по московскому северу, по сусекам собирать
пожелтевшие фотографии и смутные воспоминания и ностальгировать.
В-четвертых, в Вашей книге слышен явный призыв к тому, чтобы
специалисты, а не досужие мыслители, высказывали свое отношение к наследию
советской эпохи, к задачам, которые пришлось решать поколениям наших дедов и
отцов, и к найденным ими решениям. Занимаясь ныне по роду деятельности
экономикой различных отраслей, я поневоле снимаю шляпу перед теми гениально
простыми и глубоко продуманными методами экономических расчетов для предприятий,
которые были разработаны советскими экономистами, например, в области
нормирования. Сейчас на месте этих величественных зданий – либо обломки, либо
жалкие попытки подновления, частные случаи. Все это порождает массу спекуляций и
раздоров. А ведь задумывалось всё ради снятия лишних конфликтов, ради скорости
достижения договоренностей, ради скорости и качества дела, наконец! Конечно,
речь не идет о том, чтобы в точности восстановить, воспроизвести методы
50-летней давности. Но отдать дань уважения этому труду и извлечь массу полезных
конкретных деталей из его результатов, несомненно, стоит.
Вам, на примере высотного строительства 1950-х гг., удалось
показать социализм как систему. Высотки, помимо того, чтобы стать украшением
новой Москвы, должны были стать полигоном архитектурных идей и строительных
технологий, развитие и внедрение которых должно было повлечь массовое
строительство. «Полигон» получился воистину, военный – сроки очень сжатые,
работа без права на ошибку. Остается только удивляться тому, как много идей было
проработано за такое короткое время.
Феномен социализма как системы заслуживает внимательного и
компетентного изучения – как раз в таком стиле, какой задает Ваша книга.
В заключение хочу еще раз выразить Вам, Николай Николаевич,
глубокую благодарность за Ваши труды, столь ценные как для истории архитектуры и
музыки, так и для философского осмысления путей нашей Родины.
С уважением,
Евгений Евгеньевич Демидов, кандидат физ.-мат. наук,
консультант, специалист в области системного анализа экономики предприятий
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наконец-то раздался голос в поддержку
«сталинского стиля» в архитектуре. И это не голос из толпы, а голос ученого —
Николая Кружкова.
На самом деле, книга «Высотные здания сталинской Москвы»,
всецело посвященная истории «сталинских высоток» — от Дворца советов (так
и не построенного) и московских высоток до региональных проектов-подражателей —
это настоящее сокровище в библиотеке сталиниста.
Речь не идет об апологетике Сталина, хотя интонация книги
не позволяет сомневаться в авторской оценке. Кружков явно любит свой предмет,
т.е. сталинскую архитектуру , и немного этой любви достается «отцу народов», без
этого никак.
Вопреки законам жанра, Кружков не превращает книгу
в московский путеводитель, архитектурный справочник по каждой отдельной высотке
или нудное критическое эссе об эстетике, а рассматривает сталинское высотное
строительство как широкий феномен.
Т.е. говорит о дискуссиях (которые, вопреки навязываемому
представлению все-таки были) приведших к закату советского конструктивизма
(слишком схематичного, слишком быстро теряющего свой «лоск» в российском
климате, нелогичного), об опыте и предпосылках высотного строительства
(знаменитое сталинское «Пусть ахают» и нью-йоркских небоскребах),
строительно-пропагандистском менеджменте (начиная с постоянной перекомпоновке
проектов и заканчивая второй легендарной сталинской фразой «Вижу шпил»)
и технической составляющей (облицовка, известные фундаменты и т.д.) с совершенно
очаровательной зарисовкой о «домах-макетах» на территории ботанического сада
МГУ, т.е. служивших примером того, как будет выглядеть тот или иной элемент
здания на Воробьевых, но, так сказать, локально.
Кружков всегда остается в рамках отведенной самому себе темы
и его апология сталинской архитектуры выглядит уместной, а главное корректной и аргументированой.
На первый взгляд, на фоне фронта защитников конструктивистских развалин это
выглядит этаким жупелом. Но на самом деле, Кружков выступает с доказательством
того, что московское архитектурное наследие 40-ых - 50-ых можно осмыслять
в терминах журнала «Афиша» и в положительном ключе. И это очень здорово.
Вадим Ветерков, критик. Текст
отсюда
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Я не могу не высказать своего восхищения содержанием и
языком, которым написана книга. Очень много новых фактов, которые без книги не
узнала бы и даже не догадалась бы.
Очень приятно также, что было перелопачено и поднято много дополнительного
материала -- журналы, например, статьи и др. Побольше Вам выпускать такого, а Сталинки и дальше будут дарить людям, заинтересованным их историей, радость.
Ольга Климова
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Николай, огромное спасибо за Вашу книгу!
Вы создали великолепное прочувствованное Произведение, с
уважением рассказывающее о нашем великом прошлом. Тогда жили люди-боги,
люди-Титаны, которым было подвластно всё!
Книга прекрасна! За ее изучением провел немало вечеров и буду
многократно возвращаться: такого технического наполнения и исторического
материала ранее не встречал.
Примите мою искреннюю благодарность и тёплое душевное спасибо
- за Ваш труд.
Михаил, Москва
|