ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору


Дыхание Победы

Тихон Хренников ("Советское искусство" 9 мая 1946 года)
 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

Зима 1945 года в Москве затянулась. В первых числах марта, когда композитор М. Блантер и я выезжали в распоряжение Политуправления 1-го Белорусского фронта, падал снег и, скованный двадцатиградусным морозом, устилал землю, истосковавшуюся по теплу и свету. Вечерами окна московских домов одевались бумажными шторами маскировки, и бойцы комендантского патруля останавливали редких прохожих, задержавшихся на улице позже 1 часа ночи. Но уже явственно ощущалось дыхание близкой победы. Оно было в просветленных лицах людей, в радостных позывных, предшествующих объявлению очередного приказа Верховного Главнокомандующего, в созвездиях салютов, взметающихся в вечернее небо столицы.

Это дыхание близкой победы было и в грохоте орудий, бивших прямой наводкой по логову фашистского зверя, и в стремительном движении поезда прямого сообщения, который привез нас из Москвы в столицу союзной Польши – Варшаву.

На машине мы прибыли к польско-германской границе. И здесь, в маленькой деревушке, Политуправление фронта удовлетворило нашу просьбу – мы были направлены в части легендарной 62-й, Гвардейской армии, которой командует дважды герой Советского Союза, гвардии лейтенант-полковник В. Чуйков. С непрерываемым чувством волнения переступили мы порог здания, где разместился Военный Совет Армии, отстоявшей Сталинград и победно пронесшей свои боевые знамена от берегов Волги до Берлина.

На второй день после нашего приезда мы были представлены Чуйкову. Командарм, грудь которого одета броней боевых орденов, принял нас тепло и радушно и тут же пригласил отобедать в кругу членов Военного Совета. С 7 часов вечера до 2 часов ночи длилась первая встреча советских композиторов с прославленными командирами Гвардейской армии. Непостижимо быстро в комнате вдруг появилось пианино.

–  Не пора ли и вам высказаться, дорогие гости? – улыбаясь обратился к нам Василий Иванович Чуйков. И с этого момента я и Блантер, сменяя друг друга, не отходили от инструмента.

 Совсем неожиданным был адресованный нам комплимент В.Чуйкова:

– А ведь композиторы, оказывается, сами превосходно исполняют свои произведения! Право же, товарищи, если бы артисты, исполнители ваших песен, смогли бы также постигать замысел и проникаться настроением ваших произведений, их воздействие на слушателей было бы неизмеримо большим. Поэтому я сегодня вручаю вам боевую путевку: поезжайте по частям армии и сами исполняйте ваши песни. Благодарность слушателей вам обеспечена.

Предсказание В. Чуйкова блистательно подтвердилось. В течение двух месяцев мы почти ежедневно выступали в батареях, в дивизиях, полках и госпиталях.

Особенно запомнился мне концерт в артиллерийском полку, который первый открыл огонь по центру Берлина. Я пел свои песни в минуту затишья, когда ненадолго умолкала победная симфония всесокрушающего огня наших орудий. В этом полку меня слушали солдаты и офицеры, пришедшие к Берлину из-под стен Ленинграда, участвовавшие в боях за снятие блокады с героического города Ленина, за освобождение Пскова, Острова, всей Ленинградской области, Советской Прибалтики и союзной Польши. Здесь мне выпало счастье слышать торжественные слова боевого приказа, отдаваемого этим войскам:

– За Родину, за Сталина – по Берлину огонь!

Как-то ранним утром, после моего выступления, перед бойцами штурмовых групп командир одного из подразделений снял пояс со своим личным оружием и надел на меня. В шуме приветственных аплодисментов я уловил радостное биение своего сердца, преисполненного гордости и счастья. Ко мне подходили бойцы и офицеры, поздравляли и просили писать больше песен – мягких, лирических, задушевных песен, об отчизне, о родной земле.

Чужая земля! Но именно здесь, на ней я всей душой познал величие и несокрушимую мощь своей Родины, своего народа, поставившего на колени и разметавшего в прах врага. Могучая, неодолимая сила моего государства звенела и пела вокруг меня здесь, на чужой земле!

Какая высокая гордость и счастье быть русским!

В Берлине, в дни войны, я подумал о своей лирической опере «Фрол Скабеев», над которой я сейчас работаю. В герое моей оперы воплощены лучшие черты русского национального характера.

…А сейчас люди нашей страны, увенчавшие ее неувядаемой славой, окружали меня и в самом сердце поверженной Германии.

Есть глубокий смысл в том, какой застали мы Москву спустя три месяца после нашего отъезда. Согретая животворным солнечным теплом, ярко освещенная по вечерам столица радостно встречала своих граждан-воинов.

Через два дня я повстречался с друзьями – доблестными солдатами и офицерами, приехавшими на парад победителей. Я ходил с ними по улицам Москвы, и, казалось, самый воздух был напоен дыханием победы, чудесной, живой, осязаемой. И все существо моё наполнялось гордостью, что рядом со мной шагали люди, завоевавшие эту победу своей стране, своему народу!

 

Читайте другие статьи в разделах "Читальный зал" и "Выставка".

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.