ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору


Еще раз о джазе

Обзор писем поступивших в редакцию

("Советское искусство" 12 марта 1952 года)

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

За последнее время в редакцию «Советского искусства» поступает много откликов от читателей на статью М.Сокольского «О джазе» («Советское искусство» 1952г, №14). Письма идут с разных концов Советского Союза, от людей различных профессий и возрастов. Большинство откликов показывают принципиальную заинтересованность их авторов в правильном решении поднятого вопроса.

Искусство помогает нашей партии и правительству в воспитании эстетических вкусов трудящихся масс, в воспитании в духе непримиримого отношения к разного рода буржуазным пережиткам, и оно не может быть апполитичным, безидейным. Наше искусство не должно иметь ничего общего с современным буржуазным искусством, с растленной буржуазной культурой; нет места в передовой советской музыке дряблому джазу, как нет места всему отмирающему в нашей прекрасной стране», - об этом пишут А.Веселовский (Баку), Н.Бондаренко (Белая Церковь), М.Гуревич (Красноярск), И.Жуковский (Минск), В.Захаров (Москва), П.Иенский (Москва), В.Каймаков (Шахты), Корольков (Ленинград), Ю.Майцеко (Киев), В.Петров (Мурманск), С.Преображенский (Москва), Д.Эйг (Минская область) и многие другие.

Наряду с резким осуждением американской джазовой музыки некоторые читатели затрагивают вопрос о «советском джазе». «Почему не может существовать советский джаз? И чем отличается эстрадный оркестр от джаза? Разве многие инструменты джаза не входят в эстрадные оркестры под управлением Утесова, Кнушевицкого, Айвазяна?» - спрашивают они. Эти оркестры играют с чувством, с толком, с хорошим пониманием музыки, без лишнего ухарства и удальства», - пишут тт. Демидов (Рига), Мелевич (Радунь), Веселовский (Баку), Марецкий (Севастополь).

Очевидно в силу существующей по сей день терминологической путаницы читатели подразумевают под «советским джазом» эстрадный оркестр, существование которого в советской эстрадной культуре не только возможно, но и обязательно. Так называемая «легкая» музыка – музыка для эстрадных и духовых оркестров, для оркестров народных инструментов, национальных ансамблей, для танцев – горячо любима слушателями и должна быть всячески поощряема.

Но эстрадный оркестр ничего общего не имеет с джазом, хотя в эстрадный оркестр могут входить и обычно входят многие инструменты, используемые и джазом. Нет дурных, негодных инструментов. Но инструменты можно дурно использовать. Кстати, любопытно отметить, что самый состав джаза опровергает легенду о его якобы народном происхождении – в джаз входят тромбоны и скрипки, саксофоны и трубы; кому придет в голову, однако, считать их ... «негритянскими»? А в джазе все эти старые, добротные, прекрасные инструменты используются самым отвратительным образом, извращающим их природу, их естественную благородную звучность.

Исполнительский «стиль» джаза построен на варварском искажении привычных для нашего уха звучаний, на подчеркнуто грубых синкопированных ритмах, на надуманных, неестественных тембрах оркестровых инструментов. Богатейший по своим красочным и выразительным возможностям рояль превращен в джазе в сухой ударный инструмент, на котором пианист яростно выколачивает ритм. Героическое светлое звучание трубы затушевывается в нем сурдинами, благородные тембры тромбонов и саксофонов искажаются – и все это для того, чтобы найти какие-то «сверхоригинальные» звучания.

Оркестры под управлением Утесова, Кнушеицкого, Айвазяна перестроили и обновили свой состав, изменили принципы оркестровки и исполнения, отказываются от многих приемов джазирования, и потому называть их джазами сейчас нет оснований.

Некоторые читатели, протестующие против «рыкания» и «квакания» джаза, считают, что «мягкие звучания танго и слоу-фоксов могут найти место в нашем быту». Но что общего между ноющими, слезливыми интонациями «не имеющих ни рода, ни племени» танго или подчеркнуто эротическими ритмами «слоу-фоксов» и здоровой советской лирикой, светлым, оптимистичным мироощущение советских людей? Разве может в «устах» подобного оркестра прозвучать без искажения советская массовая песня? Разве может он раскрыть красоту музыкальных образов в лучших произведениях советской популярной музыки?

Путаница в терминологии привела И.Суслова (Москва) к мысли о том, что вся «легкая» советская музыка – «джазовая». У нас нет «джазовых песен советских композиторов», тов. Суслов, а есть советские массовые и эстрадные песни. И если в некоторых из них чувствуется влияние джаза, то это отнюдь не характерно для советского песенного творчества, а лишь говорит о непреодоленных еще недостатках в творчестве некоторых композиторов-песенников.

Решительно всех авторов писем беспокоит и интересует вопрос о советской легкой музыке. Это действительно один из наболевших и важных вопросов.

Украсить отдых советских людей красивой, содержательной и доступной (именно доступной, а не банальной!) музыкой – задача эстрадных оркестров. К сожалению, до сих пор в репертуаре многих даже лучших эстрадных оркестров немало еще от джазового псевдоискусства. И в этом повинны прежде всего советские композиторы, непозволительно мало внимание уделяющие популярным жанрам.

Советский народ знает и любит лучшие образцы массовой популярной музыки. Произведения для русского народного оркестра Н.Будашкина составляет основу репертуара многих тысяч самодеятельных коллективов. Горячо подхватываются и становятся достоянием широчайших масс музыка к театральным постановкам и кинофильмам, популярные песни, оркестровые пьесы Т.Хренникова, Д.Кабалевского, Д.Шостаковича, А.Хачатурьяна, И.Дунаевского, Ю.Милютина, В.Соловьева-Седого, Г.Крейтнера и других композиторов. Но всего этого мало! Народ ждет от советских композиторов красивых танцев, бодрых маршей, «такой легкой музыки, с которой еще легче было бы работать и лучше отдыхать», - пишут в редакцию читатели нашей газеты.

Небольшая группа композиторов, работающая над созданием подлинно художественной легкой музыки, не успевает удовлетворять огромные репертуарные запросы многочисленных эстрадных коллективов, обслуживающих парки культуры и отдыха, фойе кинотеатров, танцевальные площадки. Это дало возможность «пригреться» около легкой музыки немалому количеству сочинителей-ремесленников, выпускающих массу серой, безликой музыки, зачастую воспроизводящей дешевые банальные штампы, заимствованные из западных танцевальных форм.

Нам нужно добиться обилия и разнообразия полноценной советской и легкой музыки. Советская легкая музыка, использующая и развивающая традиции народного и классического искусства, должна воспитывать вкус слушателей, доставлять им удовольствие и отдых, удовлетворять, так же как большое искусство оперы, как симфоническая музыка, возросшие эстетические требования нашего народа.

Комитету по делам искусств, Союзу композиторов, Радиокомитету, Музгизу следует обратить самое пристальное внимание на создание и пропаганду советской легкой музыки. Она должна быть действительно легкой и веселой, бодрой и жизнерадостной. Для того, чтобы создать такое искусство, советские композитроы и советские эстрадные оркестры вовсе не должны использовать и переделывать на советский лад современный западный джаз, они должны создать подлинные образцы массового популярного жанра, который, наряду с операми, симфониями, кантатами, песнями, составит золотой фонд советской классики.

 

Читайте другие статьи в разделах "Читальный зал" и "Выставка".

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.