ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
Из
статьи «Лирика в песенном творчестве» Л. Лебединский («Советское искусство» 27 декабря 1947)
|
Читальный Зал
| Новости культурной
жизни | Выставка
В 30-х годах
была разрешена проблема «типовой» песенной лирики. Создание более углубленной,
психологически более усложненной и богатой лирики в массовой песне 30-х годов
достигнуто еще не было. В центре возникших и чрезвычайно широко
популяризировавшихся праздничных мажорно-лирических молодежных песен, маршей И.
Дунаевского был чрезвычайно тонизированный образ советского молодого человека и
типовая, до некоторой степени обезличенная, интонация. То же наблюдалось в
массово-обобщенной батальной, с лирической основой, песне-плакате Бр. Покрасс,
романтически преломляющей мотивы гражданской войны, образа красной армии. Тогда
же получили огромное распространение лирические и лирико-юмористические
миниатюры – стилизации В. Захарова, посвященные быту новой колхозной деревни и
говорящие языком ее новой музыкальной культуры, связанной с инструментальностью
и новым танцем. Типовая обобщенная интонация господствовала и здесь.
Среди
композиторов-песенников распространено суженное и упрощенное представление о
жанре лирической песни. Его, почему-то, прочно связывали с определенной
тематикой и, именно, с любовной. На практике за последние годы стало заметно
преобладание песни любовной коллизии – надрывной, шуточной, песни–пустячка или
анекдота. Между тем лирический жанр – это не столько тематика или образ,
сколько ощущение, определенный подход к явлениям. Средствами лирики, лирической
интонацией может быть создана гражданская по направленности песня, с большими
общественно-значимыми образами и высокими идеями. Большинство композиторов-песенников,
почему-то, обязательно связывают лирическую песню с сугубо бытовой интонацией,
с удовольствием погружаясь в самую, что ни на есть - если так можно выразиться
- «эмпирику быта». В песню обязательно привносится какая-нибудь популярная
танцевальная формула – вальса, польки или танго, или же интонация томных
вздохов и взвизгиваний, взятых от, так называемых, «Волжских страданий», но
прошедших стадию эстрадного преломления. Необходим ли весь этот арсенал средств
в лирической песне?
Одно из замечательных
завоеваний советской песни периода Великой Отечественной войны – углубление
лирики массовой песни, обогащение ее эмоционально – психологического мира,
приближение ее к разрешению проблем личной лирики. Больше всего в этом
отношении преуспели необычайно выросшие за годы войны композиторы В.
Соловьев-Седой и М. Блантер. В основном это была песня теплой фронтовой дружбы,
песня - воспоминание о семье и доме, о
милых и близких, о которых так тоскует сердце. Во время откровенных, задушевных
бесед боевых друзей – зародилась эта песня – воспоминание о доме и семье и
песня боевой дружбы, специфически мужской, внутренне прочной, крепкой и нежной,
но внешне часто подернутой тенью суровости, угловатости, и очень
немногословной. Эта песня оказалась лирически более теплой и более
эмоционально-наполненной, нежели песни 30-х годов. Здесь важно подчеркнуть, что
одной из органических особенностей новой лирической песни военного времени
явилось отсутствие в ней индивидуализма: не один в тоске, углубленный в мелкие
переживания или надрывные воспоминания о своем довоенном мире, но коллектив,
дружба, общение с товарищами; песня для себя, но и обязательно для них, все
равно – мечтательная, веселая, грустная или шуточная… …Герой этих песен – человек, умудренный жизнью, с большим сердцем, и вместе с тем, мужественный…
Читайте другие статьи в разделах "Читальный зал" и "Выставка".
Читальный Зал
| Новости культурной
жизни | Выставка
|