ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Из статьи «Лирика в песенном творчестве»

Л. Лебединский («Советское искусство» 27 декабря 1947)

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

В 30-х годах была разрешена проблема «типовой» песенной лирики. Создание более углубленной, психологически более усложненной и богатой лирики в массовой песне 30-х годов достигнуто еще не было. В центре возникших и чрезвычайно широко популяризировавшихся праздничных мажорно-лирических молодежных песен, маршей И. Дунаевского был чрезвычайно тонизированный образ советского молодого человека и типовая, до некоторой степени обезличенная, интонация. То же наблюдалось в массово-обобщенной батальной, с лирической основой, песне-плакате Бр. Покрасс, романтически преломляющей мотивы гражданской войны, образа красной армии. Тогда же получили огромное распространение лирические и лирико-юмористические миниатюры – стилизации В. Захарова, посвященные быту новой колхозной деревни и говорящие языком ее новой музыкальной культуры, связанной с инструментальностью и новым танцем. Типовая обобщенная интонация господствовала и здесь.

Среди композиторов-песенников распространено суженное и упрощенное представление о жанре лирической песни. Его, почему-то, прочно связывали с определенной тематикой и, именно, с любовной. На практике за последние годы стало заметно преобладание песни любовной коллизии – надрывной, шуточной, песни–пустячка или анекдота. Между тем лирический жанр – это не столько тематика или образ, сколько ощущение, определенный подход к явлениям. Средствами лирики, лирической интонацией может быть создана гражданская по направленности песня, с большими общественно-значимыми образами и высокими идеями. Большинство композиторов-песенников, почему-то, обязательно связывают лирическую песню с сугубо бытовой интонацией, с удовольствием погружаясь в самую, что ни на есть - если так можно выразиться - «эмпирику быта». В песню обязательно привносится какая-нибудь популярная танцевальная формула – вальса, польки или танго, или же интонация томных вздохов и взвизгиваний, взятых от, так называемых, «Волжских страданий», но прошедших стадию эстрадного преломления. Необходим ли весь этот арсенал средств в лирической песне?

Одно из замечательных завоеваний советской песни периода Великой Отечественной войны – углубление лирики массовой песни, обогащение ее эмоционально – психологического мира, приближение ее к разрешению проблем личной лирики. Больше всего в этом отношении преуспели необычайно выросшие за годы войны композиторы В. Соловьев-Седой и М. Блантер. В основном это была песня теплой фронтовой дружбы, песня  - воспоминание о семье и доме, о милых и близких, о которых так тоскует сердце. Во время откровенных, задушевных бесед боевых друзей – зародилась эта песня – воспоминание о доме и семье и песня боевой дружбы, специфически мужской, внутренне прочной, крепкой и нежной, но внешне часто подернутой тенью суровости, угловатости, и очень немногословной. Эта песня оказалась лирически более теплой и более эмоционально-наполненной, нежели песни 30-х годов. Здесь важно подчеркнуть, что одной из органических особенностей новой лирической песни военного времени явилось отсутствие в ней индивидуализма: не один в тоске, углубленный в мелкие переживания или надрывные воспоминания о своем довоенном мире, но коллектив, дружба, общение с товарищами; песня для себя, но и обязательно для них, все равно – мечтательная, веселая, грустная или шуточная…

…Герой этих песен – человек, умудренный жизнью, с большим сердцем, и вместе с тем, мужественный…

 

Читайте другие статьи в разделах "Читальный зал" и "Выставка".

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.