ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Музыканты-бойцы
П. Апостолов, Гвардии полковник ("Советское искусство" 23 февраля 1946 года)
 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

19 февраля исполнилось 235 лет со дня организации военно-оркестрового дела в русской армии.

Преобразователь и реформатор русских вооруженных сил, Петр 1, придавая большое значение военной музыке, указом от 19 февраля 1711 года ввел в войсках штатные оркестры и этим определил дальнейшее успешное развитие национального военно-музыкального искусства. С тех пор военно-оркестровая служба выросла в самостоятельную значительную область в жизни русской армии. Во многих войнах с иноземными захватчиками героический русский народ совершал замечательные доблестные дела, проявляя высокий патриотизм, стойкость и самоотверженность, причем музыка всегда состояла «на вооружении» русских войск в качестве существенного фактора морального воздействия.

Великий Суворов говорил: «музыка удваивает, утраивает армию». Во многих его боевых приказах и в знаменитой «Науке побеждать» музыка многократно фигурирует в качестве действенного боевого элемента, способствующего победе.

Военно-оркестровая служба Красной Армии, храня и развивая лучшие традиции армейского музыкального искусства, ко дню Отечественной войны пришла во всеоружии двухсотлетнего опыта и зрелого мастерства. В дни тяжелых испытаний наши капельмейстеры и музыканты приложили все старания, силы и знания, чтобы способствовать делу торжества советского оружия. Тысячи капельмейстеров и музыкантов, отличившихся в боях, отмечены высокими правительственными наградами. Советский народ знает и помнит, что славные бойцы-музыканты и офицеры военно-оркестровой службы вместе со всем вооруженным народом прошли тяжелый героический путь по полям сражений от предельных рубежей, далее которых не пустили врага «ставшие насмерть» советские полки, до берегов далекой Эльбы, до центра фашистского логова – Берлина.

Вместе с боевыми знаменами, вдохновенные звуки гимна, исполненного объединенным оркестром частей Ленинградского гарнизона, подняли 18 января 1943 года штурмовые отряды на прорыв блокады города-героя. В 1942 году в боях у горного поселка Шапсугское, на подступах к Новороссийску, под звуки боевой музыки бойцы генерала Пламеневского успешно отразили бешенный натиск прорвавшегося противника. По свидетельству фронтовиков, советские патриотические марши и песни звучали сквозь грохот артиллерийских разрывов в уличных боях за город Жешув (Польша). В районе города Сарваш (Венгрия) во время прорыва обороны противника полковой оркестр своей игрой на переднем крае левого фланга дивизии отвлекал внимание противника, в то время как правый фланг взламывал передний край вражеских позиций. Летописи Великой Отечественной войны сохранят много подобных примеров участия музыки в непосредственных боевых действиях.

Редкий марш, поход, привал или боевое затишье на переднем крае обходились без того, чтобы тут же не развернул свою деятельность духовой оркестр или организованная музыкантами красноармейская художественная самодеятельность. Здесь звучали любимые песни и патриотические марши Великой Отечественной войны, пробуждая в воинах гнев и ненависть к врагу.

Когда требовала обстановка, музыканты откладывали свои инструменты в сторону, брали винтовки и автоматы и шли в цепи штурмующих войск или работали снайперами, санитарами, подносчиками мин и снарядов, подбирали оружие и трофеи, несли патрульную и комендантскую службу, охраняли склады, убирали хлеб с полей и выполняли десятки других обязанностей. Везде они были мастерами «на все руки», всегда были бодры, неутомимы и энергичны.

Вот как описывает боевую и музыкально-художественную деятельность героических советских музыкантов гвардии старшина Е. Пикалов:

«В боях под городом Себеж, Калининской области, в июле 1941 года весь музыкантский взвод, во главе с капельмейстером А. Евдокимовым, работал в санитарной части полка, подбирая на поле боя раненых бойцов. Но мы были не только санитарами, ходили и в разведку. Однажды, возвращаясь после выполнения боевого задания, я и красноармейцы П. Евдокимов и Е. Радишевский обнаружили в кустах стонущего, истекающего кровью, раненого полковника (ныне генерал-лейтенанта) И. Кулагина, которого и доставили в полковую санитарную часть. И в тот же день я и музыкант М. Мостовских перешли в стрелковый батальон. Отражая  «психическую» атаку немцев, мой друг был смертельно ранен, но, видимо, не сознавая этого, просил меня сохранить его трубу.

8 июля 1941 года в 6 часов утра немцы, проведя часовую артподготовку, перешли в наступление. Командир нашего батальона старший лейтенант К. Мыльников поднял свой батальон в контратаку. Мы бежали вперед под оглушительные и длинные очереди своих пулеметов и под звуки оставшегося в окопах оркестра. Когда, отбив атаку, мы возвращались обратно в свои окопы, оркестр встретил нас маршем «Триумф победителей». Однако отдых был недолгим. Оправившись, немцы снова пошли в атаку, и снова под звуки музыки наш батальон перешел в контратаку. Вскоре, вследствие потерь, пришлось музыкантам оставить инструменты, сложив их в окопе под охраной музыканта Кочергина, и самим присоединиться к бойцам батальона.

Я видел, как упал сраженный вражеской пулей корнетист Платунов, за ним раненый в руку и ногу Радишевский. Позднее я узнал, что геройской смертью погиб наш славный товарищ Вася Кочергин. Немцы, прорвавшись к окопу, где он находился с инструментами оркестра, попытались взять его в плен. Ответом им была очередь из пулемета. Тяжело раненый, он продолжал отбиваться, когда подоспела помощь. Доставленный в медсанбат, он умер. Там мы встретились с ним последний раз и с музыкой похоронили его на берегу Себеж».

В этой корреспонденции ярко показаны боевые будни одного из многих замечательных военно-духовых коллективов нашей героической Красной Армии. Здесь ярко обрисован облик советского человека-патриота: музыкант-автоматчик и разведчик, музыкант-санитар, музыкант, приверженный своему искусству и воодушевляющий бойцов, идущих в контратаку, музыкант-герой, умирающий, но не сдающийся врагу!

Пройдя по многим освобожденным странам Европы, оркестры Красной Армии дали многочисленные концерты для населения. В сопровождении оркестров слушатели пели Гимн Советского Союза и свои национальные гимны. Эти выступления, как правило, стихийно перерастали в митинги и заканчивались овацией в честь освободительницы Красной Армии и ее полководца Генералиссимуса Сталина.

В приказе заместителя Народного комиссара обороны маршала Советского Союза товарища Жукова сказано: «наградить особо отличившиеся части в боях за Родину в Великой Отечественной войне фанфарами и штатными оркестрами». Этот знак признания за военной музыкой ее патриотической благородной роли должен воодушевить весь личный состав военно-оркестровой службы на еще более упорное и настойчивое выполнение своего долга.

В дни мирного послевоенного строительства музыканты Красной Армии должны еще более повысить уровень своего искусства, помогать воспитывать и крепить воинский дух и идеи патриотизма, растить воинское честолюбие, влекущее к славе и доблести советского оружия.

 

Читайте другие статьи в разделах "Читальный зал" и "Выставка".

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.