ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору


Навстречу завтрашней песне

В. Соловьев-Седой (Журнал "Советская музыка" 1961, № 5, стр.  64-68)

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

Советская песня всегда шла в ногу с народом, помогая ему строить и жить, бороться и побеждать. Сейчас, когда вся страна с необычайным воодушевлением готовится к XXII съезду партии, ритм нашего движения вперед с каждым днем становится все более напряженным, уверенным, стремительным. И песня должна подхватить этот ритм, чтобы не отстать в пути.

Ответственные задачи встают поэтому перед всеми, кто участвует в создании и пропаганде советских песен. Не претендуя на охват всего круга вопросов, я хотел бы высказать несколько замечаний о состоянии и перспективах развития нашего песенного искусства.

 

О тех, кто пишет песни

Любой большой, серьезный разговор о песенном творчестве всегда начинается с тематики. В последние годы, как известно, часто можно было услышать голоса о том, что наши песенники утратили былые достижения в создании песен большого гражданского звучания, что в этой области царит мелкотемье и т. д. Должен сказать, что песни на значительные темы нашей жизни создаются, и их не так мало. В частности, у нас в Ленинграде за последнее время написано довольно много новых песен о Ленине и партии, о рабочем классе, о Советской Армии, и притом совсем не плохих. Да и в лирических песнях чаще появляются теперь образы мужественных и цельных людей, выражаются большие, высокие чувства.

Но судить о нашей работе надо не по тому, насколько она улучшилась в сравнении с прошлым, а по другому признаку: в какой мере она отвечает требованиям современности, запросам жизни. И тут-то видно, что положение не совсем благополучно.

В лирическом жанре до сих пор еще не прекратился поток (может быть, не река, но ручей) унылых, меланхоличных и похожих, как близнецы, песен с жалобами на то, что «она» не пришла на свидание, а «он» не может найти слов, чтобы признаться в своей любви.

В жанре массовых патриотических песен большие гражданские темы освещаются, конечно, чаще и полнее. Но и здесь недостает целеустремленности, последовательности, настойчивости в освоении новых тем, выдвигаемых жизнью.

Приведу такой пример. Ленинградские композиторы проявили хорошую инициативу — решили создать песни о заводах и фабриках нашего города, о славном рабочем классе. Это было в 1959 году. Поначалу работа закипела, и одно за другим стали появляться произведения—о Кировском, Ижорском, Адмиралтейском, Балтийском заводах, о «Красном выборжце», о фабрике «Красное знамя», о трудящихся Невского района и т. д. Но вот прошло около двух лет. За это время лучшие из ранее написанных песен успели уже приобрести популярность. Почин композиторов-профессионалов подхватили самодеятельные авторы. То и дело приходят сообщения о том, что рабочий, мастер или инженер такого-то завода сочинил песню о своем предприятии. А что же делает зачинатель этого движения — наша секция массовых жанров? Она как-то ослабила интерес к нему. И получается, что мы сами устраняемся теперь от хорошо начатого, нужного и благородного дела.

Здесь же хотелось бы подчеркнуть еще одно важное обстоятельство. Польза для нас, композиторов, от тесного общения с людьми, для которых мы пишем и кому непосредственно адресуем свои песни, конечно, огромна. Но эта дружба обязывает повышать требовательность к себе, а не снижать ее.

А то ведь как бывает? Написал композитор песню о предприятия, приехал туда. Его встречают радостно, потому что рабочим любого завода или фабрики всегда приятен самый факт встречи с композитором, а тем более с автором песни о них самих. В такой торжественной обстановке как-то не хочется и говорить о недостатках произведения, о шероховатостях текста и музыки.

Я сужу об этом по собственному опыту. Для рабочих «Красного выборжца» я написал песню «Любите свой завод». И когда мы с поэтом А. Чуркиным приехали на завод, чтобы показать и обсудить ее, мы сразу поняли, что критики не будет, но не потому, что наша песня лишена недостатков, а из-за праздничности самой обстановки.

Подобные встречи вызывают у иных авторов настроения самоуспокоенности и самодовольства. Приходит такой автор в Союз композиторов и заявляет: «Знаете, как меня приняли на фабрике, о которой я написал песню? Меня на руках носили!» А взглянешь на это сочинение — и видишь, что надо было не на руках носить композитора, а, как говорится, попросить его выйти вон... Доверие и дружеское расположение слушателей обязывают нас быть вдвойне требовательными к себе! Создавая песню о людях определенной профессии, надо сознавать свою ответственность не только перед этим коллективом, но и перед всем народом!

Впереди у нас — огромные задачи. Мы должны воспеть лучших людей города и деревни — те «маяки», на которые держат курс сегодня миллионы тружеников. От нас ждут новых хороших песен о величественных стройках семилетки, о соревновании трудящихся разных городов (Москвы—Ленинграда и т. п.), обо всем том, чем насыщены будни советского народа. А чем больше задачи — тем выше должна быть требовательность к себе.

В связи с этим хочу сказать несколько слов о стиле современной советской песни. Новое содержание тогда лишь найдет убедительное воплощение, когда и средства выразительности будут новыми, свежими, не стандартными.

Известно, что огромный подъем советского песенного творчества в предвоенные и военные годы был связан с деятельностью ряда композиторов с яркими индивидуальностями — И. Дунаевского, В. Захарова, М. Блантера, А. Александрова, Дм. и Дан. Покрассов и других. Каждый из них имел свою тему, свое отношение к ней и свой «почерк». Каждый открыл собственную «золотоносную жилу».

Если же взять последние пять-шесть лет, то мы увидим, что песенники, в основном, подбирают последние крупицы из тех «жил», которые давно открыты. А новых открытий что-то не видать.

Конечно, такие открытия не делаются по заказу. Но они не смогут и свершиться, если не будет поисков нового. И в первую очередь мы вправе ждать смелого новаторства от молодежи.

За последние годы в песенное творчество пришло немало молодых композиторов. Они уже успели зарекомендовать себя как авторы ряда хороших песен. Но, как мне представляется, новой «жилы» они не открыли, а просто продолжают двигаться по путям, проложенным их предшественниками. Если же и бывают интересные находки, то они, к сожалению, не получают дальнейшего развития. Сошлюсь на пример ленинградца Г. Портнова. В свое время он показал себя творчески инициативным человеком, написав живые, остроумные эстрадные песни в новом для нас жанре—«портреты» простых людей города: поливальщика улиц, постового милиционера. Но этих исканий молодой компози­тор, увы, не продолжил...

Кстати, находки Г. Портнова заставляют задуматься еще над одним вопросом — об источниках новаторства в песенном творчестве. Композитор увидел их с одной стороны, в живых впечатлениях нашей действительности, а с другой — в опыте зарубежной эстрады (песни Ива Монтана и др.). Мне кажется, что такой опыт, помогающий нам увидеть собственные новые возможности, полезно и изучать, и исполь­зовать. Но в то же время, поддерживая инициативу Г. Портнова, хочет­ся предостеречь композиторскую молодежь от некритического отношения к зарубежным новинкам. Надо учиться на хороших примерах, но, как это иногда бывает, нельзя, фигурально выражаясь, брать чужие мелодии и только аранжировать их по-своему. У советской песни есть свой путь, свой оригинальный стиль, и мы должны высоко нести ее знамя.

Чтобы найти новые пути в области песни, композиторам-песен­никам было бы полезно поработать в других жанрах. Это помогло бы им расширить творческие горизонты и усовершенствовать мастерство. В то же время большую пользу принесло бы обращение к песне авторов, пишущих обычно симфоническую, театральную или камерную музыку. Они пришли бы в песню со свежим взглядом на этот жанр, во всеоружии мастерства и, надо надеяться, открыли бы в ней нечто новое.

 

 О тех, кто пропагандирует песни

Когда мы говорим о пропаганде песни, то имеем в виду, что от нее в большой мере зависит судьба наших произведений, их распространение в народе. Но ведь состояние этого дела влияет и на компо­зиторское творчество. Тут зависимость взаимная, и поэтому, говоря о задачах творчества, я не могу обойти вопросов пропаганды.

Известно, например, что у нас есть много певцов и певиц—настоящих друзей и энтузиастов советского песенного искусства. И каждый из нас знает, как приятно и легко творить, когда чувствуешь, что твою песню ждет исполнитель, который сумеет понять ее и донести до слушателей, а может быть, раскрыть в ней и что-то такое, чего не увидел сам автор.

Но, к сожалению, встречаются и такие исполнители, которые дурно влияют на композиторов. Эти артисты, как правило, не обладают подлинным мастерством и рассчитывают лишь на оригинальность своего репертуара. Для них не имеет значения качество песен — важно только, чтобы никто, кроме них, этих песен еще не пел. Такие артисты любыми правдами и неправдами стараются «вытянуть» у композитора какую-нибудь новинку, даже если автор сам не удовлетворен ею, или уговаривают написать песню специально для них, в соответствии с их вкусами. А вкусы эти далеко не всегда бывают высокими. Так авторы снижают требовательность к себе, и на эстраду проникают случайные, порою низкопробные песни, которые приносят вред эстетическому воспитанию слушателей.

Этот пример показывает, что мы, композиторы, не можем не касаться в своих творческих дискуссиях вопросов пропаганды. Рассматривать их в полном объеме я не имею возможности. Остановлюсь только на двух: об изданиях и о конкурсах.

Хочу обратить серьезное внимание общественности на важный вопрос о том, как у нас издаются ноты произведений массовых жанров, в частности, песен. Недавно я получил письмо из Магадана, от любительницы музыки Валентины Апрод, инструктора обкома партии. Письмо большое, я приведу из него отдельные выдержки: «Вчера, возвращаясь из клуба, мы, участники художественной самодеятельности в количестве 8 человек, зашли в книжный магазин посмотреть, нет ли чего нового из нот для баяна — аккордеона. Смотрим — и не верим глазам: на полке — новый сборник «В путь», выпущенный Военным издательством Министерства обороны СССР, и «Сто песен», том II, выпущенный ленинградским издательством, с Вашими песнями. 8 человек застыли в изумлении. Наконец-то есть то, что нужно! Мы с жадностью потянулись к этим новым сборникам. Но... через минуту с большим сожалением, с растерянностью 7 человек возвратили эти сборники продавцу обратно лишь потому, что они по-прежнему выпущены лишь для фортепьяно. Обычная история...

Я купила эти сборники одна, но ведь я вынуждена буду в три раза дороже заплатить за каждую песню, которую мне переложат с фортепьяно на баян. До слез обидно, что передо мной такие чудесные песни и аккордеон, а я не могу играть их. Обидно, что такие чудесные сборники, за которыми буквально все гоняются, будут обрастать пылью, потому что все эти песни и песни других любимых композиторов много раз издавались уже отдельными листками для фортепьяно, как и сейчас выпущенные сборники. А ведь нас—баянистов—больше. Баян и аккордеон — почти в каждом доме. А нот популярных песен для баяна вы нигде не найдете и не только у нас, на Севере, а даже и в центральных районах. Если же и выпускаются сборники популярных песен для баяна, то, к сожалению, это только на заглавном листике написано: «Популярные песни», а в действительности там «популярных» всего лишь одна — две, а все остальные песни, наоборот, не только не популярные, но даже по радио не исполняются. Или ноты для этих популярных песен так «накручены», что сборники могут служить для учителей музыки, виртуозов, но не для большинства играющих на баяне. Особенно этим отличается Военное издательство Министерства обороны СССР».

И дальше: «Прежде, чем писать Вам это письмо, я много обсуждала эту тему с музыкантами, преподавателями музыки, а бывая в командировках,— с руководителями кружков самодеятельности, и все в один голос говорят, что действительно популярных песен в переложении для баяна совершенно нет. Выпускается сборник песен из кинофильмов, но тоже для фортепьяно.

Василий Павлович, попробуйте зайти в любой Когиз и найти ноты для баяна Вашей песни «Подмосковные вечера» или песен других композиторов. Нигде не найдете».

Я считаю, что надо бить тревогу. Очевидно, наши издательства плохо знают потребности широких масс, которые любят музыку и занимаются ею. Тех нот для фортепьяно, которые действительно нужны больше всего,— репертуара для учащихся музыкальных школ — систематически не хватает, их днем с огнем не найдешь. Зато, как видите, популярные песни выпускаются чаще в изложении для фортепьяно, а не для баяна. И в этом виноваты не только издательства, но и мы, поскольку не уделяем этому вопросу должного внимания.

Более того. Мы иногда относимся к популярным изданиям с некоторым пренебрежением. Я хочу напомнить в связи с этим о выступлении Д. Кабалевского на недавно прошедшем пленуме «Музыка и современность». Кабалевский продемонстрировал тогда несколько .песен из Сборника для баянистов, выпущенного издательством «Советский композитор». Я оставляю сейчас в стороне вопрос о том, в какой мере была справедливой критика интонационного однообразия этих песен. Но оратор высмеял даже то обстоятельство, что все песни изложены в одной тональности — ля минор. А между тем, и выбор тональности, и простота фактуры — все это совершенно оправдано в данном случае, так как облегчает пользование сборником для огромной массы баянистов-любителей.

Вспоминаю в связи с этим такой случай. Однажды, разговаривая с И. О. Дунаевским, я обратил его внимание на то, что фактура сопровождения в одной из его песен, на мой взгляд, слишком проста. Исаак Осипович ответил: «Я сделал это сознательно: хочу, чтобы эту песню могло исполнять как можно больше людей».

Мало требовать, чтобы издательства побольше выпускали хорошей популярной нотной литературы; нужно взять это дело под общественный контроль.

В заключение хочу сказать еще об одной форме пропаганды, имеющей прямое отношение к творчеству,— о конкурсах на лучшую песню. Подобные конкурсы объявляются довольно часто, но проводятся неудовлетворительно. Показателем неблагополучия служит здесь простой факт: всем известно, что наибольшее признание слушателей находят вовсе не те песни, которые получили премии. Конечно, надо считаться с тем, что вкусы широкой аудитории не всегда бывают на высоте и некоторые получившие распространение песни на самом деле не заслуживают популярности. Но обратной зависимости здесь нет: если песня действительно хорошая, то она обязательно понравится слушателям.

В чем же причина неудач песенных конкурсов? По-моему— в том, что они проводятся келейно: судит о песнях узкая группа музыкантов, входящая в состав жюри, а слушатели в вынесении «приговора» не участвуют.

Я предлагаю испробовать другой порядок. Пусть жюри, состоящее из профессионалов, предварительно отберет 10-12 песен из числа поступивших на конкурс и вынесет их на суд слушателей. Эти, лучшие по мнению жюри, песни (без указания их авторов) должны исполняться на концертах и по радио в течение, скажем, 2—3 месяцев. Лишь после этого жюри вынесет свое окончательное решение—уже на основе отзывов слушателей. Тогда победа в конкурсе будет не предпосылкой популярности песни, а результатом такой популярности, итогом ее признания массами.

Я твердо верю, что в радостную пору всенародной подготовки к XXII съезду Коммунистической партии над страной взлетят новые прекрасные песни. Их замыслы, несомненно, уже зреют. Они прославят наш народ, нашу партию, нашего современника, который издавна привык с песней идти на труд и на подвиг.

 

Читайте другие статьи в разделах "Читальный зал" и "Выставка".

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.