ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору


Путь военной песни

Анатолий Новиков ("Советское искусство" 21 февраля 1947 года)
 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

Нашей военной песне, как и советскому государству, скоро тридцать лет. На фронтах гражданской войны бойцы Красной Армии пели революционные песни, которые сопутствовали им ранее на баррикадах, в боях за свержение самодержавия и установление советской власти. Военными песнями тех дней были «Интернационал», «Мы кузнецы, и дух наш молод», «Смело, товарищи, в ногу», «Никогда коммунары не станут рабами», «Варшавянка».

Благодарная память современников до сих пор хранит эти песни, как символы священной борьбы народа за свое счастье и светлое будущее. Народ-воин пел о благородных целях этой борьбы. На музыку популярного в свое время романса «Белой акации гроздья душистые» складывались слова боевой военной песни гражданской войны:

 

Смело мы в бой пойдем

За власть Советов

И как один умрем

В борьбе за это…

 

Вскоре к созданию военной песни пришли композиторы-профессионалы. Для некоторых это было началом их творческой деятельности. Так, в 1920 году, находясь в рядах Конной Армии, юноша Дмитрий Покрасс написал свои первые две песни: «Мы дети воли и труда» и марш кавалеристов, впоследствии широко известный под названием «Марш Буденного».

Конной Армии, игравшей исключительно важную роль, были посвящены появившиеся вскоре после этого две первые песни А. Давиденко. В армии, городе и деревне запели песню Д. Васильева-Буглая «Как родная меня мать провожала», написанную им на текст стихотворения Демьяна Бедного «Проводы». Молодые бойцы молодой народной армии пели:

 

...От тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней…

 

И в словах и в музыке этой песни пророчески звучала непоколебимая уверенность в своей силе, в правоте своего дела.

Любовью, заботой и вниманием окружил народ свою армию, много песен о ее героических делах появляется по окончании гражданской войны. До сих пор помнятся прекрасные песни «По долинам и по взгорьям» А. В. Александрова, «За морями, за горами» М. Коваля.

Впоследствии наши композиторы не раз обращались к военной песне. В их творчестве находили отражение такие темы, как Красная Армия и народ, героические эпизоды и герои гражданской войны, образы любимых народом организаторов Красной Армии. С 1932 года одна за другой появляются «Полюшко» Л. Книппера, «Забайкальская» и «Бейте с неба самолеты» А. В. Александрова, «Каховка» И. Дунаевского, «Конармейская», «То не тучи грозовые», «Дан приказ», «Винтовка», «По военной дороге», «Если завтра война» бр. Покрасс, «Партизан Железняк» М. Блантера, песни о Чапаеве – Ю. Милютина, о Щорсе – М. Блантера, о Котовском – А. Новикова.

Эти и многие другие военные песни с увлечением распевались в армии и во всей стране. Помимо присущей им ясной выразительной мелодики, популярность этих песен объяснялась прежде всего значительностью тематики, обращающейся к конкретным событиям и явлениям жизни. Одни из них опирались на традиции революционной песни, другие вырастали из старой крестьянской и солдатской песни, но всех их отличала ярко и точно сформированная музыкальная тема, раскрывающая образ произведения. Наличие такой темы позволяло исполнителям обращаться к излюбленным традициям народного песнопения – к введению подголосков и импровизаций вокруг основной мелодии.

С изменениями, происходившими в Красной Армии в годы мирного строительства первых сталинских пятилеток, менялись и задачи композиторов. Новые требования предъявляли к ним политический и культурный рост бойца, иное вооружение и боевое оснащение армии. Творчество композиторов обогащалось разными жанрами. Появлялись лирические народные песни мелодика которой умещалось в одной октаве, песни со звонкими, организующими запевами, упругими ритмами и голосистыми разводами, наконец, песни частушечного склада. Разнообразнее становились мелодии, богаче гармонический язык, но как бы лейтмотивом всех этих произведений являлся тезис:

 

Никакому врагу не добиться

Ни былинки от нашей травы,

Тем, кто сунется к нашим границам,

Не сносить на плечах головы!

 

Боевые традиции песен гражданской войны осветили вдохновенный труд композиторов, писавших военные песни в годы Великой Отечественной войны. Песенное творчество этих лет исключительно содержательно и многообразно. Создавались песни-гимны, провожальные, походные, песни клятвы и мести, партизанские, песни славы павшим, песни о городах-героях и отдельных воинских частях, лирические, шуточные, песни наступления и победы. Гениальному полководцу победоносной армии – великому Сталину – посвящались песни, написанные Александровым, Захаровым, Туския, Ревуцким и многими другими композиторами, как знамя, поднималась на полях сражений замечательная песня А. В. Александрова «Священная война». Суровая и гневная, зовущая на смертную схватку с врагом, предвещавшая победу, она как бы воплотила в себе все лучшее, что было создано в области советской военной песни за все время ее существования.

Советские люди прощались с родными местами, чтобы, победив, вновь вернуться на отвоеванную и отомщенную землю. «До свидания, города и хаты», поется в песне М. Блантера, «Прощай, любимый город», - в песне Соловьёго-Седого, «Иди, любимый мой» – напутствует девушка друга, уходящего на войну (песня Т.Хренникова). Победить  и жестоко отомстить врагу клянутся советские воины в песнях Шостаковича, Гольца, Белого, Новикова, Мокроусова, Соловьего-Седого. Вечную славу бойцам, павшим в боях за Родину, провозглашают песни Блантера, Захарова, Васильева-Буглая. Пишутся песни о городах-героях – Сталинграде (Мокроусов, Покрасс), Ленинграде (Блантер), Севастополе (Листов), Москве (Дунаевский, Мокроусов), Одессе (Покрасс).

Большое место в творчестве в советских композиторов заняла лирическая военная песня. Песни наступлений были созданы Компанейцем («В бою за Родину»), Хренниковым («Все за Родину»), Акуленко («Шире шаг»), Белым («Красные конники»), Кручининым («Рейдом глубоким»), Милютиным («Морская гвардия»), Блантером («Под звездами балканскими»), песни о победе Любаном, Новиковым, Мурадели и др.

Нужно воздать должное композиторам-песенникам, работавшим в дни войны. Были в их творчестве отдельные срывы и недочеты, но в основном они отошли от песен, лишенных эмоциональности, художественной убедительности, носящих характер чисто внешней, условной «бодрости». Наши композиторы и авторы текстов сумели в выразительных и художественных образах запечатлеть героику и незабываемые события Великой Отечественной войны. Традиции песен эпохи гражданской войны были развиты и продолжены в их творчестве. Это выразилось в богатстве и разнообразии мелодического рисунка новых военных песен, в четкости и свежести их ритмического языка, в смелых гармонических построениях. Многие песни являют образы освоения всего лучшего, что создано народным музыкальным творчеством (элементы напевности, образности, лиричности).

Война закончилась, но значит ли это, что должны сложить своё оружие и композиторы-песенники? Нет! Тематика Великой Отечественной войны по-прежнему ждёт своего вдохновенного и всестороннего воплощения, – молодые бойцы Советской Армии хотят петь о героических подвигах своих старших братьев и отцов.

Новое время – новые песни…  Раньше пели о любимой винтовке, и это была песня всей армии. Сейчас бойцы оснащенной лучшими образцами современного вооружения Советской Армии хотят петь песни о своем роде оружия, о нашем солдате, облик которого в большой мере формируется окружающей его военной техникой и задачами, которые она перед ним ставит. В этом отношении повезло пехотинцам и морякам, – о них и для них создано много хороших военных песен, есть несколько песен артиллеристов. Но всё, что пишется для наших отважных лётчиков и танкистов, пока еще мало удовлетворяет их самих.

Была до войны песня «Три танкиста, три веселых друга».. Замените в ней танкиста связистом или сапером, и ничего не изменится. Не хотят лётчики признавать своими песнями веселые пустячки, вроде «Первым делом самолеты, ну а девушки потом».

Композиторы должны попытаться найти особую интонационную сферу для создания произведений о лётчиках и танкистах, песен, в которых высокая художественность и эмоциональность сочетались бы с максимальной простотой выражения идей и чувств.

За 29 лет советские композиторы и поэты, связанные кровными узами со своей любимой армией, накопили большой практический опыт по созданию военных песен, они стали популярными в народе, горячо любимыми им. Военное песенное творчество, имеющее большие достижения в различных жанрах неуклонно растёт, помогая делу боевой подготовки непобедимой Советской Армии.

Близится  знаменательная дата 30-летия советской власти и 30-летия со дня организации вооруженных сил страны. Советские композиторы-песенники и поэты должны ознаменовать этот всенародный праздник новыми военными песнями, в которых замечательные темы жизни и борьбы армии-победительницы найдут свое воплощение в достойных музыкальных и поэтических образах.

 

Читайте другие статьи в разделах "Читальный зал" и "Выставка".

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.