ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА Музей Истории Советской Массовой песни
Главная
Концепция
Тематические Песенные Разделы
Персональные
Песенные Разделы
Певцы |
Слушая радио Л. Мителев (Журнал "Советская музыка" 1960, № 12, стр. 141)
|
Читальный Зал
| Новости культурной
жизни | Выставка
У нас в стране немало любителей музыки, имеющих свои фонотеки, постоянно пополняющиеся. Такой любитель особенно заинтересован в четкости и безусловной достоверности «Радиопрограмм:». Само собой подразумевается, что «Радиопрограммы» — это заблаговременные обязательства, принятые на себя Радиовещанием. И, как все обязательства, они должны быть неукоснительно выполняемы... Но как же это происходит на деле? Передо мной лежит одна из «Радиопрограмм» — от 29 сентября с. г. В ней написано: 19 ч. 20 м. Гастроли Бухарестского театра оперы и балета. Опера Верди «Отелло». Трансляция из государственного музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Читаем далее: 20.45 Новые книги армянского поэта Ашота Граши. 21.15 В музыкальном издательстве «Советский композитор». 21.45 Концерт-загадка. 23.00 Чайковский — Фрагменты из балета «Лебединое озеро». Судя по приведенной программе — вся опера «Отелло» должна пройти в течение одного часа пятнадцати минут... (На деле же она заканчивалась в театре в 23.15). Приходится ли удивляться тому, что указанная передача... не была передала по первой программе совсем, а прозвучала по второй программе!... У читателей-слушателей невольно возникает вопрос: а что, собственно, думал составитель программы? Отвечал ли он за написанное? К сожалению, подобных случаев слишком много. Вот почему у радиослушателей (как, впрочем, и у телезрителей) нет доверия к напечатанным программам. Ибо не проходит и одного дня без того, чтобы значительная часть из объявленного в «Программах» не была бы заменена другими передачами... К большому огорчению слушателей, "подарки" Центрального радиовещания этим не ограничиваются. Музыкальные редакторы «развлекаются» и другими способами, придумывая разнообразные «сюрпризы». Им ничего не стоит, например, передать в эфир две части из Восьмой симфонии Глазунова, записанной на магнитофон со скоростью в 38 см. - в записи со скоростью, вдвое большей, т. е. на 76 см. При этом музыка звучит ровно на октаву выше и ровно вдвое скорее! Именно так и было 1 апреля. 29 апреля «Радиопрограммы» сообщили об исполнении Концерта для скрипки с оркестром С. Танеева, в то время как у него есть Концертная сюита для скрипки. Если верить тем же редакторам, Рихард Штраус создал симфоническую поэму «Мещанин во дворянстве» (на самом деле композитор написал музыку к пьесе Мольера). Сюиты из «Времен года» Глазунова вообще не существует (как сообщается в «Программах» от 12 сентября); обычно исполняется вся музыка к балету... Увертюра Вебера к «Варианте» и «Неоконченная симфония» Шуберта неожиданно причислены к легкой музыке (17 июня с. г.). Передача всей оперы «Джанни Скикки» почему-то названа монтажом (13 августа). Неуважение к слушателям проявляется и в том, что на звучащую музыку чуть ля не каждый час «накладывается» шесть сигналов проверки времени на неизменной ноте «си». Центральному радиовещанию ничего не стоит оборвать передачу симфонии за несколько тактов до конца или начать ее откуда-нибудь с середины. В этом своеобразном «творческом соревновании» на большее количество ляпсусов принимают участие и дикторы. Вот что можно иногда услышать... «...Мария дель Монако...» (6 февраля по первой программе). «...А сейчас прослушайте Менуэт Смета'ны...» (24 августа по второй программе). «...Ария из оперы «Фауст» — Маргарита за прилавком...» «Римский-Корсаков. Ария из оперы «Граф Китеж»...» Уже говорилось об обилии «загадочных» передач, которыми насыщены «Радиопрограммы». Таковы, например, таинственные: «Любителям классической музыки...», «Симфонический концерт...», «Трансляция концерта...», «Прогулка по залам музыкальных записей...», «От мелодии к мелодии...», «Советская симфоническая музыка...> и т. д. Слушателю предоставляется полная возможность организовать домашнюю «викторину» по поводу содержания этих передач. Вряд ли и сами музыкальные редакторы знают, что они будут сегодня передавать. Подчас загадочны и мало похожи на оригиналы печатаемые в «Программах» портреты композиторов, художников и т.д. Читатели, к примеру, не без удивления для себя обнаруживают в портрете Глазунова (10 августа) сходство с Жаном Вальжаном, а Бела Бартока принимают за Марио дель Монако (4 октября). Слушатель вправе задать вопрос: когда же этому наступит конец? Когда будет наведен порядок в системе передач?
Читайте другие статьи в разделах "Читальный зал" и "Выставка".
Читальный Зал
| Новости культурной
жизни | Выставка
|