ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Документальный Спецпроект "Запасная Столица"

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

ХРОНИКА
пребывания Государственного ордена Ленина академического
Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы
Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 

Февраль 1942г.

 

Второй симфонический концерт

Программа второго симфонического концерта оркестра Государственного ордена Ленина Академического Большого театра под управлением дирижера заслуженного артиста РСФСР, орденоносца, профессора Небольсина была составлена из произведений двух величайших русских композиторов Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского. Исполнялись популярнейшие произведения их - «Шехерезада» и «Испанское каприччио» Римского-Корсакова и концерт для скрипки с оркестром Чайковского.

Симфоническая сюита "Шахерезада" написана в 1888 г. и состоит из четырех частей. По поводу этого произведения автор его писал в книге "Летопись моей музыкальной жизни" следующее: "Программою, которую я руководствовался при при сочинении "Шахерезады" были отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины из "Тысячи и одной ночи", разбросаные по всем четырем частям сюиты: Море и Синдбадов корабль, фантастический рассказ Календера-царевича, Царевич и царевна, Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником. Объединяющею нитью явились короткие вступления I, II и IV частей и интермедия в III, написанные для скрипки и рисующие самую Шахерезаду, как бы рассказывающему грозному султану свои чудесные сказки".

"Испанское каприччио" - опять же по свидетельству самого автора - "блестящее сочинение для оркестра". Это "настоящее чудо по увлекательности и изобретательности и по инструментовке", представляющее сюиту из пяти частей на испанские темы. Отдельные инструменты, начиная со скрипки соло, до барабана и тарелок, находятся здесь все время в концертном соревновании. Если эту вещь автор в свое время посвятил оркестру б.Мариинского театра, то услышав ее в в исполнении оркестра ГАБТ, он, вероятно, переделал бы свое посвящение.

Концерт для скрипки с оркестром Чайковского играл аспирант Московской консерватории Борис Филициант.

Хочется напомнить об истории этого концерта. Концерт был написан в 1878 году и посвящен известному русскому скрипачу профессору Л.Ауэру. Ауэр, ссылаясь на черезмерные технические трудности его, отказался от исполнения, и концерт втечение нескольких лет не находил для себя исполнителей. Впервые концерт этот был исполнены 1881 году в Вене скрипачем Бродским. С тех пор концерт этот исполняется повсеместно с большим успехом.

Оркестр в отчетном концерте очень чутко и тонко аккомпанировал солисту, исполнившему эту вещь с некоторой сухостью.

Чарующе звучали во второй части концерта (канцонетте) духовые деревянные инструменты, поражая чистотой строя и сыгранностью, напоминая своим звучанием прекрасный орган.

Заслуженная артистка РСФСР Г.А.Жуковская с большим успехом исполнила арии из «Иоланты», «Царской невесты» и «Снегурочки».

Хочется отметить прекрасное сопровождение оркестра в арии из «Иоланты», где аккорды-вздохи струнных и деревянной группы звучат с изумительной мягкостью и выразительностью.

Дирижер профессор Небольсин обладает большой музыкальной и исполнительской культурой, что сказывается на исполнении всех произведений, которыми он дирижирует.

В. Кропивницкий.(Волжская коммуна. 1942. 1 февраля)

 

Черевички

Слушая в Большом театре чудесную музыку «Черевичек», с таким артистическим проникновением исполняемую талантливым дирижером Мелик-Пашаевым и всем коллективом участников спектакля, трудно поверить, что произведение столь поэтическое и мелодически богатое, должно было пройти очень долгий и трудный путь прежде, чем его оценили по достоинству.

Прекрасный музыкант, Мелик-Пашаев чувствует и превосходно передает лирическое обаяние музыки «Черевичек». Ярко, свежее и поэтично звучат в его исполнении все оркестровые эпизоды оперы (увертюра, музыка вьюги, вступление к пятой картине, танцы на куртаге).

Мягко и поэтично, с верным ощущением стиля музыки, ведет свою партию Федотов в роли купца Вакулы. Вокально и сценически убедительный образ своенравной дивчины создает в роли Оксаны Бутенина. У артистки большой, красивый голос, она музыкальна. С очень трудной партией Оксаны, Бутенина впервые выступившая в этой новой для нее роли, справилась в целом очень хорошо. Хотелось бы только большей мягкости и лирической теплоты в исполнении. Из комических персонажей сочный, реалистически выпуклый, запоминающийся образ создал в роли Чуба народный артист Михайлов. Каждое его появление на сцене вызывало бурную реакцию веселья. Хорошо поет и играет Солоху Антонова. Заслуженные симпатии у аудитории вызывает талантливый исполнитель Черта Иванов. Уморителен Стрельцов в роли дьяка. Выразительно звучат все хоровые сцены. Общее впечатление от спектакля дополняет его художественное оформление, с большим вкусом сделанное художником Петрицким.

С.Шлифштейн. (Волжская коммуна. 1942. 4 февраля)

 

Концерт из произведений Глинки.

85 лет назад, 3 февраля 1857 года, на чужбине умер великий русский композитор М.И.Глинка. Затравленный, не понятый царской николаевской Россией, он покинул родную страну, которую страстно любил.

Советскому народу близка музыка Глинки. "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", десятки романсов, симфонические и камерные творения гениального композитора давно стали любимейшими произведениями советского слушателя.

М.И.Глинка - это один из тех замечательных людей русского народа, которые своими трудами прославили нашу родину, это один из сыновей "... великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова", о которых говорил товарищ Сталин в своей речи 6 ноября 1941 года.

На днях в клубе им. Дзержинского состоялся организованный Куйбышевской филармонией концерт из произведений М.И.Глинки.

Волнующее, романтически приподнятое «Патетическое трио» Глинки, одно из ранних произведений композитора, было замечательно исполнено лауреатом международного конкурса пианистов профессором - орденоносцем Л.Обориным, артистом оркестра Большого театра А.Прессман (кларнет) и лауреатом Всесоюзного конкурса музыкантов М.Халилеевым (фагот).

Прекрасно спела молодая, высокоодаренная певица Регина Мирвис. Особенно тонко, музыкально и проникновенно был исполнен ею романс Глинки "Адель". Единственное, что можно пожелать отличной вокалистке - не увлекаться в высоком регистре "стеклянным", не вибрирующим звуком частое использование которого недостаточно оправдано при тембре голоса Регины Мирвис.

Солист оперы Большого театра А.Яхонтов академично исполнил арии из «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы» и ряд романсов Глинки. Очень хорошо спел солист ГАБТа СССР И.Долгий рассказ Баяна из оперы «Руслан и Людмила» и несколько камерных произведений Глинки, но едва ли музыкально обоснованно исполнение певцом партии второго голоса дуэта с виолончелью в романсе "Не искушай", в котором дроминирующий мелодический и интонационный материал находится в первом голосе.

Хорошо прозвучал романс Антонины, спетый артисткой радиокомитета Е. Ми**новой. Прекрасным ансамблистом и стильным исполнителем Глинки показал себя принимавший участие в концерте виолончелист Р.Сапожников. Чутко аккомпанировали проф. Д Вейсс и *.Якобсон.

С содержательным вступительным словом о творчестве Глинки выступила кандидат искусствоведческих наук Л.Х**чин. Но в последующем ведении программы она перегружала свои пояснения профессиональной терминологией и подчеркнутой защитой творчества Гинки. Музыка великого композитороа любима и понятна массовому советскому слушателю, говорит сама за себя и едва ли нуждается в защите.

Популярные тематические концерты-монографии композиторов в исполнении мастеров искусства, которая начала проводить Куйбышевская филармония, - интересное дело, заслуживающее большого внимания. Юбилейный концерт Глинки - хорошее звено в этом начинании.

Б.Халип. (Волжская коммуна. 1942. 5 февраля)

  

Большой театр в Куйбышеве.

Государственный ордена Ленина академический Большой театр СССР за время своего пребывания в Куйбышеве, показал ряд спектаклей из своего основного репертуара. Оперы «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Аида», «Черевички», балет «Лебединое озеро» были даны или в концертном, или в полном сценическом оформлении. В декабре-январе театр дал в новой постановке оперу «Травиата» и премьеру оперы «Севильский цирюльник».

Одновременно с текущей работой театр провел ряд концертов, в которых принимала участие, наряду с ведущими артистами театра, и талантливая молодежь.

Кроме спектаклей, во Дворце культуры им. В.В.Куйбышева, театр ежедневно дает несколько концертов в воинских частях и госпиталях, на заводах, предприятиях и в школах города.

Сейчас труппа театра продолжает работу над оперой  «Борис Годунов» Мусоргского в инструментовке Д. Шостаковича и возобновляет оперу Чайковского «Иоланта». Начата подготовка оперы Россини «Вильгельм Телль». Оперой будет дирижировать заслуженный деятель искусств А.Мелик-Пашаев, постановщик Р.Захаров, художник П.Вильямс.

В творческой мастерской театра находится несколько советских опер и балетов, над которыми ведется подготовительная работа.

Балетная труппа театра в настоящее время готовит балет «Дон Кихот» (музыка Минкуса) и концерт-вечер балета. Начинается работа над новым советским балетом композитора Юровского «Алые паруса» (по повести А.Грина, либретто А.Талапова). Дирижировать балетом будет лауреат Сталинской премии народный артист РСФСР Ю.Файер, постановщики: заслуженный артист РСФСР А.Радунский, Н.Попко, Л.Поспехин.

Оркестр ГАБТ наряду с текущей театральной работой будет выступать в симфоническом концерте с 7-й Симфонией Шостаковича, дирижировать которой будет лауреат Сталинской премии народный артист СССР С.Самосуд. Это произведение, написанное композитором в дни блокады Ленинграда, посвящено Красной Армии и отражает борьбу, героизм и величие нашего народа, ведущего отечественную войну против немецких захватчиков.

Коллектив хора провел за время пребывания в Куйбышеве работу по подготовке к вводу в репертуар молодых артистов хора, выступал в концертах с произведениями советских композиторов, преимущественно с оборонной тематикой.

Артисты театра активно участвуют в культурно-художественной жизни города, выступая в филармонических концертах, на радио, руководя самодеятельностью в воинских частях, на фабриках и заводах Куйбышева.

Театр провел концерт, весь сбор с которого поступил в фонд танковой колонны имени Куйбышева. В ближайшее время состоятся концерты на постройку эскадрильи противотанковых самолетов «Советский артист» и в пользу МОПР.

Спектакли и концерты проходят при переполненном зале.

X.Борисов. (Волжская коммуна. 1942. 6 февраля)

 

Собрание работников искусства

 На днях во Дворце культуры состоялось собрание работников искусств города куйбышева и и коллектива Государственного ордена Ленина Академического Большого театра, созванное областным отделом по делам искусств. Артисты, музыканты, скульпторы, художники и писатели с большим вниманием прослушали доклад председателя комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР т.Храпченко на тему Советское искусство и отечественная война".

Тов. Храпченко отметил, что у нас уже сейчас имеются такие драматические произведения, как например, "В степях Украины" Корнейчука, "Дым отечества" Шейнина и бр. Тур, "Накануне" Афиногенова, "Фронт" Соловьева и др., которые позволяют строить работу театров на новом, современном репертуаре. Но этого мало. Перед драматургами сейчас стоит задача - создать произведения, которые отвечали бы высоким требованиями нашей эпохи, правдиво и реально отображали бы героическую борьбу великого народа с гитлеризмом.

Весь талант все творчество работников искусства должны быть направлены к победе, должны вдохновлять лдей на героические подвиги., запечатлеть для истории великую борьбу народа с врагом всего человечества - фашизмом.

Затем т. Храпченко остановился на задачах, стоящих сейчас перед композиторами. Он особо отметил седьмую симфонию композитора Шостаковича, написанную в дни войны, правдиво и величественно отображающую героизм Красной Армии, великую борьбу народа во имя высоких идеалов.

На собрании выступили лауреаты Сталинской премии А.Толстой, народные артисты Судаков и Михоэлс, кинорежиссер Довженко, скульптор Меркуров, художник Герасимов и артист Куйбышевского театра им. Горького Чалый. Затем с речью выступил секретарь Обкома ВКП(б) по пропаганде т.Кочнев.

(Волжская коммуна. 1942. 6 февраля)

 

Анонс.

9 февраля 1942 года. В помещении драмтеатра им. А.М.Горького концерт.

Солисты ГАБт СССР М.Ф.Бутенина (драматическое сопрано), А.П.Иванов (баритон),   лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей солист оркестра С.Н.Калиновский. Партию фортепьяно ведет Алексей Зыбцев.

(Волжская коммуна. 1942. 8 февраля)

 

Анонс.

10 февраля 1942 года. Театр музыкальной комедии.

Симфонический концерт оркестра ГАБта СССР. Дирижер народный артист СССР - орденоносец Л.П.Штейнберг. Солисты: лауреат Всесоюзного и международных конкурсов профессор-орденоносец Давид Ойстрах, лауреат Всесоюзного и международных конкурсов профессор-орденоносец Эмиль Гилельс.

В программе: Чайковский, Лист, Мендельсон.

(Волжская коммуна. 1942. 10 февраля)

 

Анонс.

17 февраля 1942 года. Театр музыкальной комедии. Симфонический концерт оркестра ГАБта. Дирижирует - заслуженный артист РСФСР профессор-орденоносец В.В.Небольсин. Лауреат Международного конкурса пианистов им. Шопена профессор-орденоносец Эмиль Гилельс. Лауреат Всесоюзного и Международных конкурсов профессор-орденоносец Давид Ойстрах. В программе: Чайковский.

(Волжская коммуна. 1942. 14 февраля)

 

НОВОСТИ ИСКУССТВА

 На репетиции седьмой симфонии Шостаковича

В большом фойе, между колонн, расположился оркестр Московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом – Самосуд, – по-рабочему, – в жилетке. Позади него на стуле – Шостакович, похожий на злого мальчика. Наверху, высоко на хорах, облокотясь о дубовые перила, застыли очарованные слушатели. Сейчас – после корректур – будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о бурной жизни счастливого человека.

Седьмая симфония  посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемcя (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича, – в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения.

В начале войны один мой знакомый сказал: «В человечестве скрыты саморазрушающиеся силы, и еще не известно, будет ли и в дальнейшем человек стоять во главе живого мира, не обернется ли так, что людской род будет истреблен, и на смену ему придут более совершенные существа, – муравьи какие-нибудь необыкновенной величины».

Вот что фашизм может сделать с иным человеком! Несомненно, – это – паника, ужасная, капитулянтская. Мой знакомый окинул взором блистательный путь двуногого животного – от палеотической пещеры, где оно сидело на обглоданных костях, до завоевания им воздуха и эфира, до присвоения двуногому звания гомосапиенс… И вот поник головой мой знакомый, вот и конец пути: Гитлер вернул человека из храмов музыки, из величественной тишины библиотек и лабораторий – назад, на обглоданные кости.

Но Шостаковича Гитлер не напугал. Шостакович – русский  человек, значит – сердитый человек, и, если его сердить как следует, то способен на поступки фантастические. На угрозу фашизма – обесчеловечить человека – он ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданной гуманитарной культурой, - она устремила человеческий гений к заветным далям, где полно и безгранично раскрывается восторг.

Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке с небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем.

…Скрипки рассказывают о безбурном счастьице, – в нем таится беда, оно еще слепое и ограниченное, как у той птички, что «ходит весело на тропинке бедствий…». В этом благополучии из темной глубины не разрешенных противоречий возникает тема войны – короткая, сухая, чёткая, похожая на стальной крючок.

Оговариваемся, человек седьмой симфонии – это некто типичный, обобщенный и некто – любимый автором. Национален Шостакович, национальна его русская рассвирепевшая совесть, обрушившая седьмое небо симфонии на головы разрушителей.

Тема войны возникает отдалённо и в начале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма… Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые перила, кажется: неужели, неужели все уже смято и растерзано? В оркестре – смятение, хаос.

Нет, человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее пещерный рёв.

Проклятого крысолова больше нет, он унесен в черную пропасть времени. Смычки опущены, – у скрипачей, у многих, на глазах слезы. Слышен только раздумчивый и суровый, – после стольких потерь и бедствий, – человеческий голос фагота. Возврата нет к безбурному счастьицу. Перед умудренным в страданиях взором человека – пройденный путь, где он ищет оправдания жизни.

За красоту мира льется кровь. Красота – это не забава, не услада и не праздничные одежды, – красота – это пересоздание и устроение дикой природы руками и гением человека. Симфония как будто прикасается легкими дуновениями к великому наследию человеческого пути, и оно оживает. Средняя часть симфонии – это ренессанс, возрождение красоты из праха и пепла. Как будто перед глазами нового Данте силой сурового и лирического раздумья вызваны тени великого искусства, великого добра.

Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями, облокотившимися о перила, прислонившимися к высоким белым колоннам, раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и стоит бороться. Не о счастьице, но о счастье теперь рассказывает могущественная тема человек. Вот - вы подхвачены светом, вы словно в вихре его… И снова покачиваясь на лазурных волнах океана будущего. С возрастающим напряжением вы ожидаете финала, завершения огромного музыкального переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в будущее, к голубым городам высшего устроения.

Гитлеру не удалось взять Ленинград и Москву. Проклятый крысолов, кривляясь, напрасно приплясывал со своими крысами по шею в крови, ему не удалось повернуть русский народ на обглоданные кости пещерного жития. Красная Армия создала грозную симфонию мировой победы. Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества.

Такие чувства и такие мысли владели нами, когда мы слушали в Куйбышеве, в Большом театре СССР репетицию седьмой симфонии.

 Алексей Толстой.

(Правда. 1942. 16 февраля)

 

Новая пьеса А.Н.Толстого.

В Куйбышеве, в кругу писателей, работников искусств и журналистов, писатель А.Н.Толстой прочел свою новую пьесу «Иоанн Грозный», которая принята к постановке в Государственном академическом Малом театре.

Среди слушателей присутствовали: народные артисты СССР С.Михоэлс, С.Самосуд и другие.

Пьеса произвела на слушателей огромное впечатление. 

(Правда. 1942. 17 февраля)

 

Дон-Кихот

Карл Маркс называл Сервантеса титаном эпохи возрождения.

Трагическая и многострадальная жизнь писателя, жизнь, которую сам он с горечью называл "долгим недоразумением", закончилась созданием произведения, место которого в сокровищнице мировой культуры особо значительно и почетно.

В нашей стране любят и чтут Сервантеса. И в том, что у нас его любят и чтут, а в фашистских странах сжигают и предают забвению, есть своя историческая закономерность.

Потомки героев Нумансии (патриотическая драма Сервантеса) борются и умирают за свободную Испанию и счастье народа на баррикадах Мадрида и полях Гвадалахары, а темные силы, с которыми воевал Дон-Кихот, в образе современных каннибалов продают свою родину интервентам, сжигают города и села, уничтожают культуру, убивают детей и женщин. Это они расстреляли лучшего поэта Испании Гарсиа Лорка.

Дон-Кихот многогранное выражение гения Сервантеса. В нем острота сатиры и сила отрицания сочетается с глубокой любовью к человеку и утверждением в нем высоких и положительных начал.

Появление имени Сервантеса на афише театра лишний раз свидетельствует о внимании к великому классику.

Балет "Дон-Кихот" ни в какой мере не адекватен гениальному роману.

Само по себе ясно, что оперативные средства балета недостаточны для выражения философских и психологических глубин романа. Замечательный язык сервантесовских героев исчез и эта потеря не могла быть ничем компенсирована. Оставалось надеяться, что авторы балета станут н пути мобилизации всех ресурсов, которыми обладает хореографическое искусство.

Однако авторы пошли по пути наименьшего сопротивления и принесли в жертву идейное содержание "Дон-Кихота".

Драматургия балета ослаблена тем, что танец в нем не стал основным средством выражения темы. Принцип Новерра, придающий танцу это значение, оказался обойденным. Сюжет в балете располагает, главным образом, средствами пантомимы.

Еще в меньшей степени этим целям служит музыка Минкуса, выигрышная по своим танцевальным качествам, но лишенная глубины и силы.

"Дон-Кихот" Петипа и Минкуса оказался лишь поводом для создания спектакля, главная ценность которого заключается в замечательных по своей композиции и выразительности танцах, имеющих эстетическое значение. В этом своем качестве балет живет свыше полустолетия, являясь школой высокого хореографического мастерства.

Последняя его постановка в Большом театре превосходна. В основе ее лежит работа А.A.Горского, восстановленная А. М. Монаховым.

Постановщику новых танцев и сцен Р.В.Захарову удалось углубить кое-где сюжетную сторону балета и приблизить ее к первоисточнику. Очень хороши, в частности, поставленные им танцы джига и сегидилья (в таверне). Музыка этих танцев, принадлежащая советскому композитору B.П.Соловьеву-Седому, искусно вплетена в общую музыкальную ткань балета, превосходна по качеству и оркестровому звучанию.

Исполнительская сторона, как в музыке, так и в танцах, на большой высоте и превосходит все, что приходилось нам видеть и слышать в старых постановках этого балета. Это, благодаря в первую очередь, таким выдающимся мастерам, как О.В.Лепешинская, А.М.Мессерер и Ю.Ф.Файер.

О.В.Лепешинская и А.М.Мессерер, освобожденные авторами от обязательств перед Сервантесом, всю силу своего замечательного дарования выразили в превосходных танцах, исполняемых ими с предельной технической виртуозностью и артистической выразительностью.

Танцы их, особенно в последнем акте, полны технического блеска, и вместе с тем, насыщены той творческой радостью, которая присуща искусству больших талантов.

В остальном, они свободно и весело вели сценическую интригу любви и шуток, как интермедию между танцами. Превосходно сыграна ими комическая сцена мнимого самоубийства Базиля. Драматургия балета не предоставила большого поля деятельности для их талантов.

А.И.Радунский не примирился с односторонней трактовкой образа Дон-Кихота, как маньяка, распаленная фантазия которого во власти химер и галлюцинаций. Преодолевая ограниченность материала, он мимикой и выразительностью своих движений рождал некоторое представление о многогранном облике Рыцаря Печального Образа.

Молодой артист Н.И.Авалиани в роли Санчо-Пансо обнаружил настоящее комедийное дарование и сценическое обаяние. Его поведение не всегда мотивировано, его движения подчас внутренне не обусловлены, но это нужно отнести за счет непродолжительной работы над трудной ролью, поручаемой обычно зрелым и опытным мастерам. Дальнейшее совершенствование им образа Сачо-Пансо приведет к отличным результатам.

Превосходно танцуют подруги Китри - Т.В.Лазаревич и Г.П.Петрова. Последняя очень хороша и в роли повелительницы Дриад. На большой высоте танцы Т.В.Лазаревич и М.К.Черкасовой в вариации последнего акта.

Очень ярок темпераментный танец и выразительное лицо В.Ф.Галецкой в сцене в таверне. Хороши А.И.Абрамова (уличная танцовщица) и А.В.Кузнецов (Эспада).

Особенно нужно отметить талантливую молодежь, замечательно показавшую себя в этом спектакле.

Бешено-стремительную и ритмически трудную джигу В.Ф.Петрова исполнила с полнокровным темпераментом и веселым задором. Достойными ее партнерами были: Н.М.Голышев, И.Д.Лентовский, Н.И.Соколов. Выразительны и красивы движения И.В.Спасовской и Н.В.Чилсон в сегидильи.

Кордебалет, несмотря на непривычные размеры сцены, был очень хорош. Четко и радостно работали также и маленькие артистки.

Оркестр звучал превосходно, а его талантливый дирижер, как всегда, был душою спектакля.

В.Владимиров. (Волжская коммуна. 1942. 17 февраля)

 

Хороший концерт.

Привлечение лучших исполнительских сил нашей страны значительно повысило интерес к концертам Куйбышевской филармонии.

С чувством огромного удовлетворения была прослушана в талантливом исполнении симфонического оркестра ГАБта 6-я (Патетическая) симфония П.И.Чайковского.

В отчетном концерте 6-я симфония Чайковского имела достойного толкователя в лице народного артиста Союза ССР профессора Л.П.Штейнберга. Маститый дирижер ярко, с искусством подлинного художника, воспроизвел вереницу музыкальных образов, которые заставляют «то радоваться, то грустить, то ненавидеть...»

Особенно хорошо прозвучали первая часть и финал симфонии. Тут была настоящая патетика. Штейнберг умеет добиваться стройности звучания, умеет создать огромное напряжение. Сознательно подчиняя мелкие нюансы основному музыкальному рисунку, прекрасно раскрывает общую идею. У Штейнберга нет «мертвых зон». Он с графической четкостью доводит до слушателя каждую фразу. У него с предельной яркостью звучит каждая нота партитуры. Мы не совсем согласны только с темпами: это особенно касается второй части, которая была проведена в неровном, подчас слишком замедленном темпе (замедлением страдал также аккомпанемент фортепианного концерта).

Программу украшали два солиста - лауреаты Всесоюзных и Международных конкурсов Давид Ойстрах и Эмиль Гилельс, исполнивших в сопровождении оркестра первый - скрипичный концерт Мендельсона и второй - фортепианный концерт Листа.

Трудно выделить кого-либо из них и трудно переоценить высокое мастерство двух замечательных советских виртуозов.

Дирекции Куйбышевской филармонии следует учесть выдающийся успех этого вечера и постараться, возможно, чаще устраивать концерты с подобным составом исполнителей и хорошо составленной программой.

Тут же надо упрекнуть администрацию филармонии в одной неряшливости: звучность оркестра была значительно понижена по той причине, что сцена была оформлена сукнами, поглощающими звук. Это надо немедленно устранить.

И.Бегиашвили. (Волжская коммуна. 1942. 18 февраля)

 

Седьмая симфония Шостаковича.

В Куйбышевском Дворце культуры оркестр Большого театра СССР усиленно репетирует новое выдающееся произведение Дмитрия Шостаковича - 7-ю симфонию. Репетиция перенесена теперь из фойе на сцену. Дирижирует народный артист СССР орденоносец С.Самосуд.

Д. Шостакович, присутствовавший на последней репетиции, поделился с корреспондентами ТАСС своими впечатлениями: «Исполнение меня вполне удовлетворяет. Первоклассный  оркестр Большого театра и его дирижер С.А.Самосуд  добились превосходного звучания произведения. Судьба симфонии, которая мною создавалась под впечатлением героической эпопеи защиты Ленинграда и посвящена мужественным образам советских патриотов, находится в надежных руках».

С.Самосуд восторженно отзывается о новой симфонии: «Мировая симфоническая литература не знала за последние 50 лет более крупного музыкального произведения, чем 7-я симфония Шостаковича. Она занимает почетное место в ряду таких музыкальных явлений прошлого столетия, как знаменитая 6-я симфония Чайковского».

К предстоящему исполнению 7-й симфонии проявляют огромный интерес не только в Союзе, но и далеко за пределами его. В связи с этим, первый открытый концерт, который состоится в конце февраля или в первых числах марта, будет транслироваться через советские и заграничные радиостанции.

(ТАСС) (Волжская коммуна. 1942. 21 февраля)

 

Артисты Большого театра - бойцам Красной Армии.

Лучший оперный театр страны - ГАБт СССР по приезде в Куйбышев развернул большую работу в частях Приволжского военного округа и на призывных пунктах. Десятки артистов, свободных от работы в театре, выезжали в воинские подразделения, в красноармейские клубы.

За время своего пребывания в Куйбышеве военно-шефская комиссия Большого театра провела 97 концертов для Красной Армии. Среди многочисленных энтузиастов военно-шефской работы маститые артисты лауреаты Сталинской премии народные артисты СССР В.В.Барсова и М.Д.Михайлов, заслуженные артисты РСФСР Е.К.Межерауп и С.Н.Стрельцов и другие.

Крупнейшие мастера искусств заслуженные артисты РСФСР Е.Д.Кругликова и П.М.Норцов провели свои творческие отчеты-рапорты в воинских аудиториях. Артисты Большого театра также руководят самодеятельными кружками в воинских частях. Балетмейстер орденоносец Р.В.Захаров режиссирует у красноармейских плясунов, сочиняет для них постановки танцев. Хормейстер М.Ю.Шорин и А.Б.Хазанов разучивают в хоровых кружках произведения классиков и советских композиторов. Солисты оркестра Штейман, Игнатенко, Леонов, Майоров, Вильчинский занимаются с красноармейцами музыкальных команд, повышающих квалификацию.

Душой организации военно-шефской работы Большого театра являются руководители военно-шефской комиссии главный хормейстер театра М.А.Купер, инспектор оперы Г.А.Бутусова, солист оперы И.М.Скобцов, солист балета В.Я.Хрусталев.

В Большом театре 23 февраля для бойцов, политработников и командиров ПРИВо будет дан спектакль «Черевички». Хор Большого театра выступит с новым произведением композитора В.Белого «Морячка» на слова черногорского поэта Радуле Стийенского, призывающего к борьбе порабощенных народов с фашистскими захватчиками.

В честь XXIУ годовщины Красной Армии в воинских частях и клубах состоятся  многочисленные концерты, в которых выступят артисты Большого театра.

X.Борисов. (Волжская коммуна. 1942. 22 февраля)

 

23 февраля 1942 года. Большой театр показал воинам Куйбышевского гарнизона спектакль «Черевички», посвященный 24-й годовщине Красной Армии (дирижер - А. Мелик-Пашаев, постановщик - Р.Симонов, художник - А.Петрицкий, балетмейстер - В.Вайнонен...)

Музыковед и критик Е.Грошева впоследствии писала, что все партии в этом замечательном спектакле, удостоенном Государственной премии СССР, были тонко проработаны дирижером и певцами. Талантливый музыкант Мелик-Пашаев создал великолепные симфонические картины: увертюра, звучащая как поэма, эпизод вьюги, вступление к первой картине, танцы на курте. Все было выразительно и блестяще по исполнению. Изящно и легко звучал оркестр, сопровождая певцов. Критик подчеркивал и тонкое музыкальное чувство режиссера, проявившего изобретательность в сценических решениях, отмеченных хорошей театральной культурой. Остроумие, выдумку, искреннее веселье спектакля отмечала и местная пресса.

Во многом успеху способствовало художественное оформление с прелестными зимними пейзажами. Деревья, покрытые снегом, пригорки, окутанные белой пеленой, хаты со светящимися маленькими окошками, шумная толпа колядующих парубков и девушек с традиционной «козой» и «медведем» в вывороченных тулупах - все это создавало живую картину гоголевской Украины. Впечатляла своей роскошью и петербургская сцена. Тонкий вкус отличал костюмы придворных, гармонировавшие с пышной и яркой музыкой полонеза и всей картины. Из исполнителей особое восхищение вызывал М.Д.Михайлов -бесподобный Чуб, который завладевал всеобщим вниманием, как только появлялся на сцене. Критики также выделили А.Иванова - Беса с его красивым звучным голосом. Созданный им образ был живой и комичный. Вакулу в этом спектакле пел Т.Черняков, Оксану - Е.Бутенина, Солоху - Е.Антонова, школьного учителя - С.Стрельцов, Светлейшего - П.Селиванов, Лешего - И.Скобцов, Старого запорожца -В.Лубенцов.

Этот же спектакль с другими исполнителями театр показал 23 апреля 1942 года, сбор от которого перечислил в фонд обороны.

(Куйбышевский оперный. Куйбышев. 1981. с. 263-264)

 

Анонс.

3 марта 1942. Театр музкомедии.

Заслуженная артистка республики, орденоносец - солистка ГАБт  Е.Д.Кругликова (сопрано). Заслуженный артист республики, орденоносец - солист ГАБт В.Р.Сливинский (баритон). Солист оркестра ГАБт, орденоносец В.И.Матковский (виолончелист). Партию фортепиано ведет С.К.Стучевский. В программе: Чайковский, Рахманинов и Римский-Корсаков.

(Волжская коммуна. 1942. 25 февраля)

 

Исключительный концерт.

Очередной симфонический концерт Куйбышевской филармонии был посвящен творчеству П.И.Чайковского.

Текущий концертный сезон, проводимый Куйбышевской филармонией, может   удовлетворить самым высоким требованиям. Всемирно известные музыканты, крупнейшие  советские дирижеры, первоклассный оркестр ГАБТа, интересные, популярные программы - все это обеспечивает большой успех концертов.

Рецензируемый концерт был интересным не только по замечательному составу участников: дирижер - заслуженный артист РСФСР и профессор В.Небольсин, лауреаты Всесоюзного и Международных конкурсов профессора Д.Ойстрах и Э.Гильельс, оркестр ГАБт СССР, но и по исполнительскому стилю, объединившему программу этого концерта.

С громадным мастерством, вместе с тем задушевно и просто сыграл Э.Гилельс первый концерт Чайковского для рояля.

Мелодическое богатство, органическая связь виртуозных эпизодов с линией развития всей музыкальной ткани концерта для скрипки замечательно ярко были переданы Д.Ойстрахом.

Как всегда мастерки выступил оркестр Большого театра. Хотя отдельные мелочи могли бы и не помешать исполнителю этого прекрасного коллектива. Это относится к не вполне точному строю ансамбля духовых инструментов в первых тактах и коде увертюры: «Ромео и Джульетта» и форсированной, потрескивающей звучности у медных в местах «фортиссимо».

Дирижером В. Небольсиным мастерски было проведено «Итальянское каприччио». Оркестру и дирижеру удалось создать в этом произведении ту атмосферу тепла, изящества и блеска, которым наполнено это сочинение Чайковского.

Исключительный успех концерта был заслуженной наградой всем его участникам.

Б.Халип (Волжская коммуна. 1942. 25 февраля)

 

Спектакли Большого театра.

Куйбышев. 27 февраля 1942. (корр. «Правда»)

На высоком художественном уровне проходят в Куйбышеве спектакли Большого театра Союза ССР. Вслед за «Травиатой», «Лебединым озером» и «Севильским цирюльником», театр показал балет «Дон Кихот», оперы «Черевички» и «Аида». Как всегда с наилучшей стороны показывает себя оркестр Большого театра.

Все спектакли проходят при переполненном зрительном зале. Сейчас оркестр Большого театра под руководством С.А.Самосуда занят последними репетициями к предстоящему на днях концерту: 5 марта в Куйбышеве состоится первое открытое исполнение 7-й Симфонии Шостаковича.

(«Правда». 1942. 28 февраля)

 

Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006 г.г.)

 

Читать предыдущий раздел хроники... //  К оглавлению хроники ГАБТ в г.Куйбышеве // Читать хронику далее...

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.