ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Документальный Спецпроект "Запасная Столица"

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

ХРОНИКА
пребывания Государственного ордена Ленина академического
Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы
Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 

Сентябрь 1942г.

 

Анонс.

8 сентября 1942 года.

Помещение театра музкомедии.

Большой концерт артистов ГАБТа Союза ССР и артистов областного драмтеатра им. Горького.

(Волжская коммуна. 1942. 6 и 8 сентября)

 

Концерт Ольги Лепешинской.

Это был подлинный праздник советского искусства. Имя Лепешинской чрезвычайно популярно в нашей стране. Но на этот раз она выступала не в обычном своем качестве. Лепешинская сознательного отказалась от демонстрации блестящих достижений прошлого. На время она закрыла завесу академического искусства и пригласила зрителя в лабораторию своих смелых и пытливых исканий.

Она представила ему маленький театр - талантливых постановщиков, артистов, композиторов, художников, музыкантов, откликнувшихся на ее призыв и бескорыстно деливших с нею все трудности увлекательного творчества.

Таланту Лепешинской был предоставлен широкий простор... Изобретательность постановщиков давала возможность выявляться разнообразным сторонам ее дарования в сюжетах лирических, комедийных, драматических. И чем крепче была сюжетная ткань, чем конкретнее образ, тем ярче и выразительнее было творчество Лепешинской.

Наименее ей удался «Сентиментальный вальс». Мысль неизвестного постановщика витала в области каких-то беспредметных представлений. Форма оказалась довольно банальной. Лепешинская танцевала хорошо, но полноте впечатления мешало что-то постороннее духу музыки Чайковского и не очень значительное по содержанию.

В номере «Коломбина и Арлекин» Лепешинскую и постановщиков увлекла нарядная форма арлекинады, имеющая свою историю в балетном искусстве. «Коломбина и Арлекин» А.И.Радунского, Н.М.Лопко и Л.А.Поспехина свободно от реминисценций этого прошлого. Они шли от первоисточника - итальянской комедии масок. Они отказались от музыки Шумана и Григо, отказались от романтичного стиля в танце и игре. Композиционная задача решена в форме блестящих аллегро. Композитор А.С.Жак написал музыку, удовлетворяющую замыслу постановщиков. Инструментовку этой музыки хорошо сделал Б.И.Антифеев. Что касается Лепешинской, то здесь она проявила ярчайшие стороны своего дарования - артистичность в сфере комедийного и непревзойденную технику. Ее фуэте по кругу - вершина хореографического мастерства.

Эти же качества Лепешинской сказались в другой работе тех же постановщиков - «Туземной мелодии». Действующие лица - туземцы. Но это не туземцы Гогена. Они ближе персонажам О.Генри. Тема - «вечная проблема» -любовное соревнование. Но они предлагают зрителю смотреть на события через призму юмора. Острый рисунок танцевального образа Лепешинской с этими тонкими, пряными движениями не заслоняет замысла постановщиков. Трактовка образа дает правильное восприятие. Вместе с Лепешинской - П.Гусев и В.Преображенский очень точно плетут эту нить любовной игры. Музыка В.М.Юровского превосходна по своей мелодике инструментовке, сделанной с большим мастерством и вкусом.

Прекрасное чувство стиля показали Лепешинская и Гусев в номере «Вальс Штрауса». Тема этого номера навеяна фильмом «Большой вальс». Талантливая постановка балетмейстера Р.В.Захарова создала атмосферу, в которой рождение танца ощущалось, как проявление радости бытия. Само по себе маленькое любовное происшествие, возникающее в обстановке случайной уличной встречи, могло показаться и незначительным. Но дело в данном случае, конечно, не в сюжете. Если бы Захаров ставил себе подобную задачу, он не искал бы повода в музыке Штрауса. Замысел постановщика, очевидно, посвящен образному раскрытию конкретной музыкальной формы - очень жизнерадостной и увлекательной. Замысел этот удался вполне, ибо и композиция Захарова и замечательное исполнение Лепешинской и Гусева предельно наполнены ощущением музыкального стиля Штрауса.

В «Вальсе» Мошковского, блестяще инструментованном В.В.Небольсиным и превосходно исполненным оркестром Большого театра под управлением автора инструментовки, Лепешинская показала такой темп и такую виртуозную технику, которые удивили даже тех, кто знает высокое ее мастерство. Это был настоящий каскад феерических движений.

Лепешинская выступала в концерте с рядом номеров, выявлявших драматическую сторону ее дарования.

В этом плане, хочется прежде всего упомянуть о постановках молодого балетмейстера Л.В.Якобсона: «Охотник и птица» (музыка Грига) и «Слепая девушка» (музыка Попса Хейфица). Оба номера поставлены в форме классических адажио, оба значительны по своему содержанию, насыщенному чувством глубокой человечности.

Каждый из этих номеров - как бы маленькая драма, в которой есть свое движение, хотя никакого действия в обычном смысле нет. Есть танцы, превосходные по своей форме и композиции, и в них жизнь, которая возникает, развивается, нарастает и приходит к своему завершению.

Лепешинская рассказала нам эту жизнь. Язык ее движений был очень сдержан - никакой внешней экспрессии, никакой аффектации. Обычная энергия в танце, как бы покинула ее, но это только так казалось. Она просто получила иное направление. Лепешинская все время держала внимание зрителя на уровне высокого напряжения, разрешавшегося в конце номера глубоким драматическим потрясением. Лучшее, что мы можем сказать о Гусеве в этих номерах, это то, что он был подлинным действующим лицом драмы.

«Дездемона и Отелло» - проявление большого дерзания постановщика, композитора, исполнителей. И не потому, что тема эта не может получить своей интерпретации на язык балетного искусства. Бесспорно значение этого дерзания именно в том, что оно опровергло возможность подобного сомнения. Но как в течение нескольких минут рассказать о трагической любви мавра и Дездемоны, не снижая идейного и художественного замысла Шекспира? В этой сцене никто не мог напомнить зрителю, никакое лицо «от автора» о всех перипетиях драматической борьбы, о низкой интриге Яго, о роли в ней Кассио, о функции платка и о многом другом, нужно для понимания происходящего. В финале нет даже пояснения Эмилии, разоблачающей у трупа Дездемоны козни своего мужа. А раз нет этого, то нет и темы искупления завершающей трагедию.

И, тем не менее, дерзание закончилось победой. Яркое хореографическое мышление Захарова, талант и мастерство композитора А. А. Крейна и исполнителей Лепешинской и Гусева достигли главного: созданное ими произведение силой образного воздействия воскрешало подлинный дух трагедии, основной смысл ее волнующих событий.

На долю Лепешинской выпала нелегкая задача: заставить поверить зрителя (но не Отелло), что Дездемона невинна. И артистка добилась этого. У Гусева была другая трудность: пережить в этой сцене целую гамму сложных чувств, которые легко можно было низвести до уровня обнаженных и грубых человеческих страстей, приправленных к тому же внешне эффективной экзотикой. Он избежал этой опасности и создал большой и глубоко-человечный образ.

Музыка А.А.Крейна полна драматического пафоса. К его услугам был Шекспир и точный план Захарова. Он конденсировал этот материал в замечательном симфоническом повествовании и, в свою очередь направил творчество Захарова и исполнителей в глубокое и правильное русло.

«Дездемона и Отелло» - яркий эскиз балета на эту тему. Хочется верить, что эскиз этот явится предвестником рождения большого полотна. Особняком в программе стоит номер «Молдовеняска». Сценарий его не сложен. Немецкий солдат - грубое и грязное животное - пытается схватить в свои похотливые объятия молодую девушку - молдаванку. Она сопротивляется. В борьбе фашистская гадина роняет гранату. Девушка быстро ее поднимает и угрожая ею, заставляет немца танцевать народный молдавский танец. Испуганное животное сначала откалывает смешные и жалкие коленца, а потом пытается улизнуть. Вслед ему летит граната. Победительница танцует патетический танец, тема которого освобожденная Молдавия.

Эпизод этот - маленький отголосок того великого гнева, гроздья которого ныне нависли над всем фашистским миром. Искусство, как запал проникло в сердца людей и вызвало сотрясение взрывчатой массы, в них заключенной. Финал номера шел под несмолкаемые аплодисменты. Такова сила искусства, когда оно рождается с тем, чем живут люди.

В простой и понятной хореографической форме, созданной Захаровым, так же и в обработке народной музыкальной темы А.С.Ройтмана, биение живого и полнокровного пульса современности. Этим же наполнено было и темпераментное творчество Лепешинской и Гусева.

В музыкальной части программы, составленной с уклоном в сторону танцевальной тематики, приняли участие солисты оркестра: В.Г.Дулова, А.К.Эльдарова, А.С.Жак, В.И.Матковский, Ю.М.Реентович.

Мастерское исполнение В.Г.Дуловой «Гавота» Баха, «Вальса» Штрауса и в особенности «Польки» Балакирева-Шостаковича (последнее в дуэте с А.К.Эльдаровой) доставило большую радость.

Превосходно прозвучали в исполнении тонкого, законченного мастера В.И.Матковского «Гитара» Мошковского, «Грузинский танец» Айвазяна и «Баллада» Глиэра.

В исполнительском стиле Ю.М.Реентовича нужно отметить совершенствование формы и несколько одностороннее увлечение виртуозной техникой.

На большой высоте искусство талантливого концертмейстера А.С.Жака, исполнявшего партии рояля в номерах и аккомпанировавшего артистам.

Выдающийся оркестр Большого театра и его дирижер А.Д.Цейтлин много сделали для успеха этого замечательного вечера с его разнообразной и сложной программой.

Концерт Ольги Лепешинской примечателен в ряде отношений.

В этот вечер она предстала перед зрителем во всем многообразии своего прекрасного дарования. В основе ее исканий - высокая культура классического танца. Но как богата своими исключительными возможностями эта сокровищница искусства, когда из нее хочет черпать талантливый и пытливый художник, обладающий чувством нового!

Лепешинская смело и принципиально творила и творила не одна. Концерт выявил творческий диапазон ряда артистов, постановщиков, композиторов, музыкантов. И в этом его второе значительное достижение.

И, наконец, в этой работе был проявлен великолепный темп: работали быстро и не за счет качества. Это немаловажно: наше время не очень считается с медленным ходом часовых механизмов.

Концерт Лепешинской - творческий вызов другим, выдающимся мастерам советского    искусства.     Прекрасное    начинание    заслуживает     широкого    и плодотворного развития.

В.Владимиров. (Волжская коммуна. 1942. 12 сентября)

 

Артисты ГАБта на уборочной.

В течение 28 дней выступали в колхозах и совхозах Кротовки артисты Государственного ордена Ленина Академического Большого театра.

За это время бригада артистов ГАБТа в составе солистов оперы: Зелезинского, Марченко, Мельникова, Чаплыгина, квартеты - солистов оркестра Серпера, Колтуна, Цыпина, Ямпольского, артистов балета Спасовской и Рихтер, артистов хора Розовой, Рожкова и других провела 27 концертов для колхозников и рабочих совхозов и 6 шефских концертов в частях Красной Армии и госпиталях.

На лужайках, возле амбаров, на токах пели, играли и танцевали артисты лучшего оперного театра страны, давая своим искусством отдых и зарядку бойцам трудового фронта.

Помимо концертных выступлений, артисты вели массово-политическую работу. Они выступали как агитаторы, призывая к отличной уборке урожая, использовали местную тематику для своих выступлений, руководили самостоятельностью и давали пояснения к исполняемым в концертах произведениям.

Колхозники единодушно отмечали высокое качество концертов и их значение для трудового подъема. «После ваших выступлений руки идут еще ловчее», - говорит 72-х летний колхозник И.М.Чуликов. «Большое спасибо партии и правительству за то, что прислали к нам артистов знаменитого театра. Ваши концерты еще больше воодушевляют нас на отличную работу», - так сказал председатель колхоза им. Шевченко т. Солоха.

Все концерты бригады, в репертуаре которой были произведения советских, русских и классических композиторов и отрывки из постановок ГАБТ, неизменно пользовались большим успехом.

Б.Халип. (Волжская коммуна. 1942. 15 сентября)

 

В Большом театре.

Наряду с подготовкой новых постановок в ГАБта ведется работа по вводу новых исполнителей в спектакли, уже идущие на сцене театра.

В ближайшее время в заглавной партии оперы «Аида» выступит заслуженная артистка РСФСР О.Я.Леонтьева. Эту же партию готовит М.Ф.Бутенина. Недавно с успехом впервые выступила в партии Амнерис молодая артистка В.Д.Гагарина и в партии Радамеса - Т.Л.Черняков.

В ряде ближайших спектаклей «Евгений Онегин» партию Ленского будет исполнять недавно принятый в ГАБт тенор Н.В.Синицын.

В коллективе балета также идет подготовка новых исполнителей преимущественно из молодежи. Л.Черкасова и Г.Петрова готовят партию Одетты - Одиллии в «Лебедином озере», Т.Лазарева - партию Китри в «Дон Кихоте», Л.Швачкин - роль шута и В.Цаплин - роль Злого Гения в «Лебедином озере». 

(Волжская коммуна. 1942. 17 сентября)

 

Анонс.

21 сентября 1942 года. В помещении драмтеатра.

Открытие осенне-зимнего симфонического сезона. Симфонический концерт из произведений русских композиторов. Исполнители: симфонический оркестр ГАБта Союза ССР. Дирижер - народный артист Союза ССР, орденоносец Л.П.Штейнберг. Лауреат Сталинской премии, заслуженный артист РСФСР, орденоносец Г.Ф.Большаков, заслуженная артистка РСФСР, орденоносец Б.Я.Златогорова. Солист Большого театра Союза ССР А.П.Иванов. В программе: Бородин, Мусоргский, Глинка.

(Волжская коммуна. 1942. 18 сентября)

 

Анонс.

28 сентября 1942 года. В помещении драмтеатра.

Симфонический концерт. Исполнители: оркестр ГАБта. Дирижер - лауреат Сталинской премии, народный артист СССР Ю.Ф.Файер. Солист ГАБта, лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей С.М.Хромченко. В программе: Чайковский, Глазунов, Калинников.

(Волжская коммуна. 1942. 22 сентября)

 

Концертный сезон в Сызрани.

Куйбышевская Государственная филармония закончила летний концертный сезон в городе Сызрани. За период с 1 августа по 15 сентября было проведено 53 концерта и обслужено более 30 тысяч зрителей.

С огромным успехом прошли в Сызрани выступления: И.С.Козловского, А.И.Батурина, П.И.Селиванова, С.Н.Стрельцова, О.Лепешинской, Я.Флиера и других.

Помимо этого в городе прошли гастроли молдавского ансамбля «Дойна», Ленинградского  театра  «Водевиль»,  передвижной  оперы   филармонии  и  ряда эстрадных бригад. 

(Волжская коммуна. 1942. 27 сентября)

 

Анонс.

29 сентября 1942 года. В помещении театра музкомедии.

Большой концерт артистов Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР, Куйбышевской  Государственной  филармонии  и драматического театра им. Горького.

(Волжская коммуна. 1942. 26 сентября)

 

Анонс.

5 октября 1942 года. В помещении драмтеатра им. Горького.

Симфонический концерт. Исполнители: оркестр ГАБта Союза ССР. Дирижер - народный артист Союза ССР, орденоносец Л.П.Штейнберг. Лауреат Сталинской премии - народная артистка СССР, орденоносец В.В.Барсова. Лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей Д.П.Осипов. В программе: Дворжак, Григ, Гуно и др. Программу ведет заслуженный артист РСФСР С.М.Остроумов.

(Волжская коммуна. 1942. 30 сентября)

 

Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006 г.г.)

 

Читать предыдущий раздел хроники... //  К оглавлению хроники ГАБТ в г.Куйбышеве // Читать хронику далее...

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.