Анонс.
8
сентября
1942 года.
Помещение
театра музкомедии.
Большой концерт артистов ГАБТа Союза ССР и
артистов областного драмтеатра им. Горького.
(Волжская
коммуна. 1942. 6 и 8 сентября)
Концерт
Ольги Лепешинской.
Это
был подлинный праздник советского
искусства. Имя Лепешинской чрезвычайно
популярно в нашей стране. Но на этот раз она
выступала не в обычном своем качестве.
Лепешинская сознательного отказалась от
демонстрации блестящих достижений
прошлого. На время она закрыла завесу
академического искусства и пригласила
зрителя в лабораторию своих смелых и
пытливых исканий.
Она
представила ему маленький театр -
талантливых постановщиков, артистов,
композиторов, художников, музыкантов,
откликнувшихся на ее призыв и бескорыстно
деливших с нею все трудности
увлекательного творчества.
Таланту
Лепешинской был предоставлен широкий
простор... Изобретательность постановщиков
давала возможность выявляться
разнообразным сторонам ее дарования в
сюжетах лирических, комедийных,
драматических. И чем крепче была сюжетная
ткань, чем конкретнее образ, тем ярче и
выразительнее было творчество Лепешинской.
Наименее
ей удался «Сентиментальный вальс». Мысль
неизвестного постановщика витала в области
каких-то беспредметных представлений.
Форма оказалась довольно банальной.
Лепешинская танцевала хорошо, но полноте
впечатления мешало что-то постороннее духу
музыки Чайковского и не очень значительное
по содержанию.
В
номере «Коломбина и Арлекин» Лепешинскую и
постановщиков увлекла нарядная форма
арлекинады, имеющая свою историю в балетном
искусстве. «Коломбина и Арлекин» А.И.Радунского, Н.М.Лопко и Л.А.Поспехина
свободно от реминисценций этого прошлого.
Они шли от первоисточника - итальянской
комедии масок. Они отказались от музыки
Шумана и Григо, отказались от романтичного
стиля в танце и игре. Композиционная задача
решена в форме блестящих
аллегро. Композитор А.С.Жак написал музыку,
удовлетворяющую замыслу постановщиков.
Инструментовку этой музыки хорошо сделал Б.И.Антифеев. Что касается Лепешинской, то
здесь она проявила ярчайшие стороны своего
дарования - артистичность в сфере
комедийного и непревзойденную технику. Ее
фуэте по кругу - вершина хореографического
мастерства.
Эти
же качества Лепешинской сказались в другой
работе тех же постановщиков - «Туземной
мелодии». Действующие лица - туземцы. Но это
не туземцы Гогена. Они ближе персонажам О.Генри. Тема - «вечная проблема» -любовное
соревнование. Но они предлагают зрителю
смотреть на события через призму юмора.
Острый рисунок танцевального образа
Лепешинской с этими тонкими, пряными
движениями не заслоняет замысла
постановщиков. Трактовка образа дает
правильное восприятие. Вместе с
Лепешинской - П.Гусев и В.Преображенский
очень точно плетут эту нить любовной игры.
Музыка В.М.Юровского превосходна по своей
мелодике инструментовке, сделанной с
большим мастерством и вкусом.
Прекрасное
чувство стиля показали Лепешинская и Гусев
в номере «Вальс Штрауса». Тема этого номера
навеяна фильмом «Большой вальс».
Талантливая постановка балетмейстера Р.В.Захарова создала атмосферу, в которой
рождение танца ощущалось, как проявление
радости бытия. Само по себе маленькое
любовное происшествие, возникающее в
обстановке случайной уличной встречи,
могло показаться и незначительным. Но дело
в данном случае, конечно, не в сюжете. Если
бы Захаров ставил себе подобную задачу, он
не искал бы повода в музыке Штрауса. Замысел
постановщика, очевидно, посвящен образному
раскрытию конкретной музыкальной формы -
очень жизнерадостной и увлекательной.
Замысел этот удался вполне, ибо и
композиция Захарова и замечательное
исполнение Лепешинской и Гусева предельно
наполнены ощущением музыкального стиля
Штрауса.
В
«Вальсе» Мошковского, блестяще
инструментованном В.В.Небольсиным и
превосходно исполненным оркестром
Большого театра под управлением автора
инструментовки, Лепешинская показала такой
темп и такую виртуозную технику, которые
удивили даже тех, кто знает высокое ее
мастерство. Это был настоящий каскад
феерических движений.
Лепешинская
выступала в концерте с рядом номеров,
выявлявших драматическую сторону ее
дарования.
В
этом плане, хочется прежде всего упомянуть
о постановках молодого балетмейстера Л.В.Якобсона: «Охотник и птица» (музыка Грига) и
«Слепая девушка» (музыка Попса Хейфица). Оба
номера поставлены в форме классических
адажио, оба значительны по своему
содержанию, насыщенному чувством глубокой
человечности.
Каждый
из этих номеров - как бы маленькая драма, в
которой есть свое движение, хотя никакого
действия в обычном смысле нет. Есть танцы,
превосходные по своей форме и композиции, и
в них жизнь, которая возникает, развивается,
нарастает и приходит к своему завершению.
Лепешинская
рассказала нам эту жизнь. Язык ее движений
был очень сдержан - никакой внешней
экспрессии, никакой аффектации. Обычная
энергия в танце, как бы покинула ее, но это
только так казалось. Она просто получила
иное направление.
Лепешинская все время держала внимание
зрителя на уровне высокого напряжения,
разрешавшегося в конце номера глубоким
драматическим потрясением. Лучшее, что мы
можем сказать о Гусеве в этих номерах, это
то, что он был подлинным действующим лицом
драмы.
«Дездемона
и Отелло» - проявление большого дерзания
постановщика, композитора, исполнителей. И
не потому, что тема эта не может получить
своей интерпретации на язык балетного
искусства. Бесспорно значение этого
дерзания именно в том, что оно опровергло
возможность подобного сомнения. Но как в
течение нескольких минут рассказать о
трагической любви мавра и Дездемоны, не
снижая идейного и художественного замысла
Шекспира? В этой сцене никто не мог
напомнить зрителю, никакое лицо «от автора»
о всех перипетиях драматической борьбы, о
низкой интриге Яго, о роли в ней Кассио, о
функции платка и о многом другом, нужно для
понимания происходящего. В финале нет даже
пояснения Эмилии, разоблачающей у трупа
Дездемоны козни своего мужа. А раз нет этого,
то нет и темы искупления завершающей
трагедию.
И,
тем не менее, дерзание закончилось победой.
Яркое хореографическое мышление Захарова,
талант и мастерство композитора А. А. Крейна
и исполнителей Лепешинской и Гусева
достигли главного: созданное ими
произведение силой образного воздействия
воскрешало подлинный дух трагедии,
основной смысл ее волнующих событий.
На
долю Лепешинской выпала нелегкая задача:
заставить поверить зрителя (но не Отелло),
что Дездемона невинна. И артистка добилась
этого. У Гусева была другая трудность:
пережить в этой сцене целую гамму сложных
чувств, которые легко можно было низвести
до уровня обнаженных и грубых человеческих
страстей, приправленных к тому же внешне
эффективной экзотикой. Он избежал этой
опасности и создал большой и глубоко-человечный
образ.
Музыка
А.А.Крейна полна драматического пафоса. К
его услугам был Шекспир и точный план
Захарова. Он конденсировал этот материал в
замечательном симфоническом повествовании
и, в свою очередь направил творчество
Захарова и исполнителей в глубокое и
правильное русло.
«Дездемона
и Отелло» - яркий эскиз балета на эту тему.
Хочется верить, что эскиз этот явится
предвестником рождения большого полотна.
Особняком в программе стоит номер «Молдовеняска».
Сценарий его не сложен. Немецкий солдат -
грубое и грязное животное - пытается
схватить в свои похотливые объятия молодую
девушку - молдаванку. Она сопротивляется. В
борьбе фашистская гадина роняет гранату.
Девушка быстро ее поднимает и угрожая ею,
заставляет немца танцевать народный
молдавский танец. Испуганное животное
сначала откалывает смешные и жалкие
коленца, а потом пытается улизнуть. Вслед
ему летит граната. Победительница танцует
патетический танец, тема которого
освобожденная Молдавия.
Эпизод
этот - маленький отголосок того великого
гнева, гроздья которого ныне нависли над
всем фашистским миром. Искусство, как запал
проникло в сердца людей и вызвало
сотрясение взрывчатой массы, в них
заключенной. Финал номера шел под
несмолкаемые аплодисменты. Такова сила
искусства, когда оно рождается с тем, чем
живут люди.
В
простой и понятной хореографической форме,
созданной Захаровым, так же и в обработке
народной музыкальной темы А.С.Ройтмана,
биение живого и полнокровного
пульса современности. Этим же наполнено
было и темпераментное творчество
Лепешинской и Гусева.
В
музыкальной части программы, составленной
с уклоном в сторону танцевальной тематики,
приняли участие солисты оркестра: В.Г.Дулова, А.К.Эльдарова, А.С.Жак, В.И.Матковский, Ю.М.Реентович.
Мастерское
исполнение В.Г.Дуловой «Гавота» Баха, «Вальса»
Штрауса и в особенности «Польки»
Балакирева-Шостаковича (последнее в дуэте с
А.К.Эльдаровой) доставило большую радость.
Превосходно
прозвучали в исполнении тонкого,
законченного мастера В.И.Матковского «Гитара»
Мошковского, «Грузинский танец» Айвазяна и
«Баллада» Глиэра.
В
исполнительском стиле Ю.М.Реентовича
нужно отметить совершенствование формы и
несколько одностороннее увлечение
виртуозной техникой.
На
большой высоте искусство талантливого
концертмейстера А.С.Жака, исполнявшего
партии рояля в номерах и
аккомпанировавшего артистам.
Выдающийся
оркестр Большого театра и его дирижер А.Д.Цейтлин много сделали для успеха этого
замечательного вечера с его разнообразной
и сложной программой.
Концерт
Ольги Лепешинской примечателен в ряде
отношений.
В
этот вечер она предстала перед зрителем во
всем многообразии своего прекрасного
дарования. В основе ее исканий - высокая
культура классического танца. Но как богата
своими исключительными возможностями эта
сокровищница искусства, когда из нее хочет
черпать талантливый и пытливый художник,
обладающий чувством нового!
Лепешинская
смело и принципиально творила и творила не
одна. Концерт выявил творческий диапазон
ряда артистов, постановщиков, композиторов,
музыкантов. И в этом его второе
значительное достижение.
И,
наконец, в этой работе был проявлен
великолепный темп: работали быстро и не за
счет качества. Это немаловажно: наше время
не очень считается с медленным ходом
часовых механизмов.
Концерт
Лепешинской - творческий вызов другим,
выдающимся мастерам советского
искусства. Прекрасное
начинание заслуживает
широкого и плодотворного
развития.
В.Владимиров. (Волжская коммуна.
1942. 12 сентября)
Артисты ГАБта на
уборочной.
В
течение 28 дней выступали в колхозах и
совхозах Кротовки артисты
Государственного ордена Ленина
Академического Большого театра.
За
это время бригада артистов ГАБТа в составе
солистов оперы: Зелезинского, Марченко,
Мельникова, Чаплыгина, квартеты - солистов
оркестра Серпера, Колтуна, Цыпина,
Ямпольского, артистов балета Спасовской и
Рихтер, артистов хора Розовой, Рожкова и
других провела 27 концертов для колхозников
и рабочих совхозов и 6 шефских концертов в
частях Красной Армии и госпиталях.
На
лужайках, возле амбаров, на токах пели,
играли и танцевали артисты лучшего
оперного театра страны, давая своим
искусством отдых и зарядку бойцам
трудового фронта.
Помимо
концертных выступлений, артисты вели
массово-политическую работу. Они выступали
как агитаторы, призывая к отличной уборке
урожая, использовали местную тематику для
своих выступлений, руководили
самостоятельностью и давали пояснения к
исполняемым в концертах произведениям.
Колхозники
единодушно отмечали высокое качество
концертов и их значение для трудового
подъема. «После ваших выступлений руки идут
еще ловчее», - говорит 72-х летний колхозник И.М.Чуликов. «Большое спасибо партии и
правительству за то, что прислали к нам
артистов знаменитого театра. Ваши концерты
еще больше воодушевляют нас на отличную
работу», - так сказал председатель колхоза
им. Шевченко т. Солоха.
Все
концерты бригады, в репертуаре которой были
произведения советских, русских и
классических композиторов и отрывки из
постановок ГАБТ, неизменно пользовались
большим успехом.
Б.Халип.
(Волжская коммуна.
1942. 15 сентября)
В Большом театре.
Наряду
с подготовкой новых постановок в ГАБта
ведется работа по вводу новых исполнителей
в спектакли, уже идущие на сцене театра.
В
ближайшее время в заглавной партии оперы «Аида»
выступит заслуженная артистка РСФСР О.Я.Леонтьева. Эту же партию готовит М.Ф.Бутенина. Недавно с успехом впервые
выступила в партии Амнерис молодая
артистка В.Д.Гагарина и в партии Радамеса -
Т.Л.Черняков.
В
ряде ближайших спектаклей «Евгений Онегин»
партию Ленского будет исполнять недавно
принятый в ГАБт тенор Н.В.Синицын.
В коллективе балета также идет подготовка новых исполнителей преимущественно из молодежи.
Л.Черкасова и Г.Петрова готовят партию
Одетты - Одиллии в «Лебедином озере», Т.Лазарева - партию Китри в «Дон Кихоте», Л.Швачкин - роль шута и В.Цаплин - роль Злого
Гения в «Лебедином озере».
(Волжская
коммуна. 1942. 17 сентября)
Анонс.
21
сентября 1942 года. В
помещении драмтеатра.
Открытие
осенне-зимнего симфонического сезона.
Симфонический концерт из произведений
русских композиторов. Исполнители:
симфонический оркестр ГАБта Союза ССР.
Дирижер - народный артист Союза ССР,
орденоносец Л.П.Штейнберг. Лауреат
Сталинской премии, заслуженный артист
РСФСР, орденоносец Г.Ф.Большаков,
заслуженная артистка РСФСР, орденоносец Б.Я.Златогорова. Солист Большого театра
Союза ССР А.П.Иванов. В программе: Бородин,
Мусоргский, Глинка.
(Волжская коммуна. 1942. 18
сентября)
Анонс.
28
сентября 1942 года. В
помещении драмтеатра.
Симфонический
концерт. Исполнители: оркестр ГАБта.
Дирижер - лауреат Сталинской премии,
народный артист СССР Ю.Ф.Файер. Солист
ГАБта, лауреат Всесоюзного конкурса
музыкантов-исполнителей С.М.Хромченко. В
программе: Чайковский, Глазунов, Калинников.
(Волжская коммуна. 1942. 22 сентября)
Концертный сезон в
Сызрани.
Куйбышевская
Государственная филармония закончила
летний концертный сезон в городе Сызрани.
За период с 1 августа по 15 сентября было
проведено 53 концерта и обслужено более 30
тысяч зрителей.
С
огромным успехом прошли в Сызрани
выступления: И.С.Козловского, А.И.Батурина,
П.И.Селиванова, С.Н.Стрельцова, О.Лепешинской, Я.Флиера и других.
Помимо
этого в городе прошли гастроли молдавского
ансамбля «Дойна», Ленинградского театра
«Водевиль», передвижной оперы
филармонии и ряда эстрадных бригад.
(Волжская
коммуна. 1942. 27 сентября)
Анонс.
29
сентября 1942 года. В
помещении театра музкомедии.
Большой
концерт артистов Государственного ордена
Ленина академического Большого театра
Союза ССР, Куйбышевской Государственной
филармонии и драматического театра им.
Горького.
(Волжская коммуна. 1942. 26 сентября)
Анонс.
5 октября
1942 года. В
помещении драмтеатра им. Горького.
Симфонический
концерт. Исполнители: оркестр ГАБта Союза
ССР. Дирижер - народный артист Союза ССР,
орденоносец Л.П.Штейнберг. Лауреат
Сталинской премии - народная артистка СССР,
орденоносец В.В.Барсова. Лауреат
Всесоюзного конкурса исполнителей Д.П.Осипов. В программе: Дворжак, Григ, Гуно и др.
Программу ведет заслуженный артист РСФСР С.М.Остроумов.
(Волжская коммуна. 1942. 30
сентября)
Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006
г.г.)
|