Анонс.
2 ноября
1942 года. В
помещении драмтеатра им. Горького.
Большой концерт. В программе сцены из опер, пьес, арии, романсы, лирические песни и
балетные номера. Исполнители: солисты ГАБТ,
госфилармонии и драмтеатра им. Горького.
(Волжская
коммуна. 1942. 1 ноября)
Анонс.
4
ноября. В
помещении театра музкомедии.
XXV
лет Великой Октябрьской социалистической
революции. Открытие декады советской
музыки и эстрады. Авторский концерт
лауреата Сталинской премии, композитора,
орденоносца Дмитрия Шостаковича.
Исполнители: автор, заслуженный артист
РСФСР А.Батурин, лауреат Всесоюзного
конкурса смычковых квартетов - квартет им.
ГАБТа, солист оркестра ГАБТа, орденоносец В.И.Матковский.
(Волжская коммуна. 1942. 31
октября, 1, 3, 4 ноября)
Анонс.
5
и 6 ноября. Клуб
им. Дзержинского.
Юбилейный концерт, посвященный XXV-летию Великой Октябрьской
социалистической революции. Принимают
участие ведущие артисты всех театров
города и госэстрады.
(Волжская коммуна. 1942. 1
ноября)
8
ноября 1942 года состоялась премьера оперы
Д. Россини «Вильгельм Телль» в Большом
театре СССР. Дирижер и музыкальный
руководитель постановки - А.Ш.Мелик-Пашаев,
режиссер - В.Захаров, художник — П.Вильямc.
В премьерном спектакле партию Вильгельма
Телля исполнил А.Батурин, Арнольда пел Г.Большаков, Матильду -
Н.Шпиллер, Вальтера - С.Красовский.
(Куйбышевский оперный. Кбш. кн.
изд-во. 1981. с. 262)
Анонс.
В
помещении драмтеатра им. А.М.Горького 9
ноября симфонический концерт из
произведений русских композиторов.
Исполнители: оркестр Государственного
ордена ЛенинаАкадемического Большого
театра Союза ССР. Дирижер - лауреат
Сталинской премии, народный артист РСФСР,
орденоносец Ю.Ф.Файер. Солистка - Д.Я.Пантофель-Нечетская.
В программе: Чайковский - V симфония,
Рахманинов - Вокализ, Римский-Корсаков -
ария Шемаханской царицы из оперы "Золотой
петушок", Чайковский - Славянский марш.
Программу ведет заслуженный артист РСФСР С.М.Остроумов.
(Волжская коммуна. 1942.
6
ноября)
Анонс.
10
ноября 1942 года. Клуб
им. Дзержинского.
XXV
лет Великой Октябрьской социалистической
революции. Юбилейный спектакль
передвижного оперного театра
госфилармонии. «Русалка», опера в 3
действиях, 6 картинах.
Постановка
режиссера Большого театра Союза ССР Н.С.Домбровского. Дирижер-ассистент Большого
театра Союза ССР А.С.Ройтман. Художник - М.А.Буланов. Художественный руководитель
театра А.В.Варламов.
(Волжская коммуна. 1942.
6 ноября)
Вильгельм
Телль
Новая
постановка Большого театра Союза ССР
В ноябре Большой театр
показал в Куйбышеве премьеру оперы Россини «Вильгельм Телль». Эта опера,
созданная более ста лет тому назад, звучит и сегодня свежо и прекрасно. Больше
того: в мире, потрясенном неслыханной титанической борьбой всего светлого и
разумного против мрачных сил омерзительного, кровавого фашизма, звучание этой
оперы приобрело новую, еще большую убедительность.
Благородный образ Вильгельма
Телля – мужественного, бесстрашного борца за свободу своего народа – вызывает и
не может не вызвать самый горячий отклик нашего советского зрителя.
Опера «Вильгельм Телль»
является одним из лучших произведений Россини, ее музыкальный язык исключительно
эмоционален и ясен. Во всей музыке оперы, особенно в увертюре, ансамбле, хорах и
танцах, щедро рассыпаны блестки неистощимой изобретательности и зрелого,
большого мастерства. Оркестр Россини необычайно красочен и везде превосходно
звучит. Очень выразительны вокальные партии.
Весьма существенный элемент
всякой оперы – либретто. В «Вильгельме Телле» оно вызывает некоторые возражения.
Драматическое либретто построено недостаточно крепко и сильно. Многие ситуации,
которые могли бы еще сильнее раскрыть основные темы оперы – тему борьбы народы с
тираном, тему победы света над тьмой, тему самопожертвования во имя родины, -
недостаточно углублены. Язык либретто также требует тщательно пересмотра. Трудно
примириться с довольно частыми восклицаниями вроде: «Что вижу я!», «Что слышу
я!», «О, блаженство!» и прочими «оперными» штампами. Но все это вполне
искупается огромными достоинствами партитуры и высокой патриотической темой.
Театр отнесся к постановке
«Вильгельма Телля» со всей тщательностью и серьезностью. Большие трудности
стояли перед участниками спектакля, и, надо сказать, трудности эти полностью
преодолены.
Оркестр под управлением
А.Мелик-Пашаева добился прекрасного звучания всех групп инструментов.
Незабываемо прозвучала бессмертная увертюра, начиная от прекрасного соло
виолончели, замечательно исполненного артистом оркестра Буравским, и кончая
блестящим заключением. Увертюра явилась подлинным шедевром исполнительского
мастерства оркестра и дирижера и вызывала овацию зрителей.
Оркестр на протяжении всей
оперы звучал превосходно и артистично. В партитуре «Вильгельма Телля» партии
валторн являются труднейшими и ответственейшими. Поэтому хочется указать на
мастерское исполнение этих партий артистами оркестра Леоновым, Булгаковым,
Гольдштейном и Петровым.
Всяческих похвал достоин хор
(хормейстер М.Купер). В этой опере хор играет в высшей степени важную роль,
состоящую главным образом в исполнении больших народных сцен. А так как в
«Вильгельме Телле» народ и является основным героем, то понятна та ответственная
задача, которая возложена здесь на хоровой коллектив. И с этой задачей хор
справился хорошо. В этом – огромная заслуга дирижера А. Мелик-Пашаева. Радостно
наблюдать творческий путь этого талантливого мастера, изо дня в день, из года в
год растущего и совершенствующегося. Обладая огромным природным талантом, он в
то же время непрестанно шлифует свое мастерство.
«Вильгельм Телль» идет в
постановке Захарова, которому удалось создать интересный, большой спектакль и
полностью донести идею оперы до зрителя, не прибегая к сложным мизансценам и
изысканным сценическим фокусам. Захаров является также и балетмейстером
спектакля. Все танцы оперы поставлены хорошо.
Как всегда, на большой
высоте работа художника Вильямса. Его декорации красочны и выразительны. Но все
же хотелось бы, чтобы несколько полнее отвечали героическому духу оперы. Хороши
костюмы, особенно костюмы ландскнехтов.
Артист Прокошев исполняет
роль Вильгельма Телля. Это очень трудная роль – как в вокальном, так и в
сценическом отношении. Прокошев обладает прекрасным голосом, ровным и сильным во
всех регистрах. Но ему следует обратить серьезное внимание на чистоту интонаций.
Иногда он злоупотребляет излишним форсированием звука. Это тем более досадно,
что его вокальные данные позволяют вести эту труднейшую задачу без излишнего
нажима. В образе Телля у Прокошева много удач. Он сумел показать и бесстрашного
народного вождя, и пламенного агитатора, и любящего отца и мужа.
Очень хорошо провел роль
Арнольда Большаков. Правда, и ему также можно поставить в упрек излишнее
форсирование звука.
Партию Матильды
исключительно удачно исполнила Шпиллер. Это – одна из лучших ролей в спектакле.
Редкой красоты голос, подлинная музыкальность, огромное сценическое обаяние –
все это помогло талантливой артистке создать глубокий художественный образ.
Большая удача сопутствовала
Шумиловой в исполнении роли Джемми – сына Вильгельма Телля. В сцене с яблоком
(Вильгельм Телль должен по приказу тирана Гесслера попасть из лука в яблоко,
поставленное на голову сына) Шумилова не только прекрасно пела, но хорошо
играла, обнаружив подлинный драматический талант.
Бугайский (Гесслер),
Громченко (рыбак), Лубенцов (Мельхталь) и все остальные исполнители
способствовали своим искусством высокому качеству спектакля.
Снова показал себя с самой
лучшей стороны замечательный балет театра. Особенно выделялись Галецкая,
Капустина, В. Петров, Борисов и Цаплин.
Большой театр поставил в
ознаменование 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции оперу,
наполненную идеями, близкими нашему времени, оперу, зовущую к борьбе за счастье
и независимость народов против мракобесия и кровавой тирании.
Театр еще раз доказал, что
он в силах поднять такую тему, и советский зритель будет ему благодарен за это.
В.Катаев,
Д.Шостакович (Правда
1942. 14 ноября
Вильгельм
Телль в Большом Театре
Музыкальная
аудитория Парижа восторженно встретила
постановку на сцене театра "Гранд опера"
3 августа 1829 года оперы "Вильгельм Телль",
написанной композитором Россини на сюжет
знаменитой драмы Шиллера. В отличие от
прежних произведений, сделанных в стиле
буффонады ("Танкред", "Севильский
цирюльник" и др.), новый спектакль был
сочинен популярным композитором в плане
большой французской оперы и явился
наиболее крупным музыкально-театральным
событием своей эпохи.
При
всем том, однако, драматургическая линия
оперы "Вильгельм Телль" значительно
отставала от блестящей вокальной стороны
партитуры , от народности и прелести ее
музыкального языка.
Нужно
сказать, что коллектив Большого театра
СССР, впервые осуществляя постановку оперы
«Вильгельм Телль», учел эти
обстоятельства, и значительно углубил авторский замысел. Преодолевая искусственность и поверхностность характеристик
и
бессодержательную условность чисто оперных положений, театр удачно и оригинально
разрешил проблему правдивого
композиционного строения оперы, и прежде
всего в драматургическом отношении.
Спектакль
поставлен в Большом театре СССР в период
Отечественной войны, в дни 25-летия
Октябрьской революции. Необходимо было,
следовательно, добиться не только
правдивого музыкального изображения
характеров и чувств действующих лиц, но и
поднять их на высшую ступень благородную
тему произведения — непримиримую
ненависть к врагам и беззаветную любовь к
Родине.
Уже
с первого действия оперы зритель с
волнением воспринимает героико-романтическое
содержание вдохновенной легенды о Тилле,
посвященной эпической борьбе
свободолюбивых кантонов Швейцарии с
австрийскими оккупантами (в XIУ веке).
Вождь
народного движения Вильгельм Телль смело
смотрит смерти в глаза и потому побеждает.
Он говорит: «Мы должны отдать свои жизни
родине, хотя бы и не узнали наши потомки, кто
за нее погиб в борьбе». Издевательский
приказ тирана Геслера, обязывающий каждого
поселянина Швейцарии клясться
выставленной на площади шляпе - как символу
власти Габсбургов, вызывал в зрительном
зале чувство горячего протеста и
негодования. Когда в последнем действии
оперы восставший народ изгоняет наглых
оккупантов со своей родной земли и Телль
метким выстрелом убивает Геслера, зал
театра шумно аплодирует мужественным
борцам за свободу.
Как
близка и созвучна нашим дням героическая
идея произведения! Власть, основанная на
тирании, никогда не может быть прочной. Она
разлетается, как карточный домик, под
напором волны народного восстания, под
ударами вооруженных свободолюбивых сил!
В
образе отважного Телля режиссер показал,
как великое чувство любви к родине, к
свободе, к своему народу ломает все и
всяческие преграды. Мудрость и храбрость,
честность и смелость, ненависть к врагам и
преданность своей стране -эти
отличительные черты характера Телля В.
Прокошев передает искренне и убедительно.
Исключительно
сильное впечатление оставляет Арнольд,
роль которого мастерски исполняет лауреат
Сталинской премии Г.Большаков. Голос
артиста звучит прекрасно, а его внешние
данные как нельзя лучше подходят к роли
пылкого и смелого юноши. Сцену, где Арнольд
узнает о казни отца, Г.Большаков проводит с
большим чувством и драматизмом.
Лауреат
Сталинской премии Н.Шпиллер создает
интересный образ Матильды, племянницы
Геслера. Замечательные вокальные данные
артистки позволяют ей легко преодолевать
немалые трудности этой партии. В
особенности удается Н. Шпиллер романс из 3-й
картины.
Красочен
заслуженный артист Б.Бугайский в роли
тирана Геслера. Трогательна в роли Джемми
артистка Е. Шумилова, обладающая сильным и
приятным голосом. Песню о рыбачке
вдохновенно исполняет С.Хромченко.
Костюмы
и декорации художника П.В.Вильямса сделаны
с большим вкусом и знанием эпохи.
Режиссерская
и балетмейстерская работа Р.В.Захарова
заслуживает быть особо отмеченной. Эта
гармоническая творческая работа
постановщика уже показала себя с хорошей
стороны в операх «Руслан и Людмила» и «Иван
Сусанин». Но опера «Вильгельм Телль»
является, пожалуй, еще большим достижением.
Мастер
режиссерской композиции Р.В.Захаров
блестяще владеет «чувством пространства и
ритма». Он кропотливо и тщательно работает
над художественным изображением самой
маленькой роли или проходящего эпизода. Он
умеет найти совершенно оригинальные
мизансцены, живые и убедительные «краски»
для художественной передачи романтики идей
и больших человеческих чувств - гнева и
радости, печали и восторга.
Ряд
массовых сцен особенно удались режиссеру.
Из них отметим волнующий момент, когда
толпа следит за переправой Телля и
Лейтгольда на другой берег озера (вторая
картина), величественную клятву в Рютли (третья
картина) и взрыв народного возмущения,
когда солдаты Геслера уводят Телля (пятая
картина). Полон драматизма и
выразительности момент пред выстрелом
Телля. Вообще
третий акт производит яркое и цельное
впечатление. Во втором и четвертом актах
кое-где остались излишние длинноты и
повторения, от которых можно без ущерба для
музыки отказаться.
Занимающая
большое место в опере хореографическая
сторона сделана исключительно талантливо.
У Р.Захарова танцы органически вытекают из
образа. Ритмическая выразительность в
движениях тела и темпераментность
исполнения как бы подчеркивают развитие
драматического действия. В
чудесной музыке Россини слитой воедино с
танцевальным рисунком Р. Захарова зритель
ощущает переживания угнетенного народа,
его печаль и гнев и в месте с тем - его
непоколебимую веру в близкое торжество
справедливости и свободы.
Заслуживает
похвалы весь коллектив балета, занятый в
спектакле. Мягкий лирический образ девушки
создает Н. Капустина. Технически хорошо и
игриво исполняет свою вариацию М. Петрова.
Наивность чувств и движений прекрасно
подчеркивает А.Абрамова. С большой
выразительностью и драматизмом звучат
танцы в исполнении В.Галецкой.
Элементами
единой романтической сатиры насыщен танец
«Марширующих ландскнехтов». В.Цаплин в
этом действии с неподражаемым искусством и
танцевальным мастерством проводит свою
роль.
Огромная
работа проделана дирижером спектакля -
лауреатом Сталинской премии А.Ш.Мелик-Пашаевым.
Успех оперы Россини в значительной степени
обязан музыкальной культуре и эрудиции
этого выдающегося советского дирижера.
В
исполнении замечательного оркестра ГАБТ
под управлением А.Ш.Мелик-Пашаева динамика
увертюры - этого шедевра композиционного
искусства - вокальный блеск мелодичных арий
и ансамблей и музыкальная красота хоровых
сцен (гл. хормейстер М. Купер) оставляет
неизгладимое впечатление.
Героическая
идея спектакля, правдиво воплощенная в игре
мастеров Большого театра СССР, звучит
сегодня, как обличительный и грозный
приговор тиранам наших
дней - людоеду Гитлеру и его сообщникам.
История готовит презренным тиранам участь
Геслера.
Я. Рохлин. (Волжская коммуна. 1942. 14
ноября)
Вечера Дома искусств.
Центральный
дом работников искусств развертывает
работы своего филиала в Куйбышеве.
Утверждено правление филиала ЦДРИ под
председательством лауреата Сталинской
премии, заслуженного деятеля искусств
РСФСР Д.Д.Шостаковича.
16
ноября, совместно с агитпунктом горкома ВКП(б),
организуется вечер, посвященный творчеству
великого русского писателя Л.Н.Толстого. На
вечере будут исполнены сцены из пьесы "Живой
труп" Толстого и произведения русских
композиторов. Исполнители - артисты
Большого театра СССР и драматического
театра им А.М.Горького.
В
конце ноября состоится концерт, в котором
примет участие лауреат международных и
всесоюзных конкурсов, пианистов проф. Л.Н.Оборин.
В
начале декабря филиал ЦДРИ организует
встречу работников искусств г.Куйбышева с
артистами Ленинградского ордена Ленина
Малого Оперного театра.
На
вторую половину декабря намечен
творческий вечер режиссера-балетмейстера Р.В.Захарова.
на вечере будут показаны работы
постановщика - сцены из опер и балетов, а так
же отдельные концертные номера.
(Волжская коммуна. 1942. 15 ноября)
Анонс
16
ноября 1942 года. В
помещении драмтеатра.
Декада
советской музыки и эстрады. Симфонический
концерт оркестра Большого театра Союза ССР.
Дирижер - лауреат Всесоюзного конкурса
дирижеров К.П.Кондрашин. Солист -
орденоносец Исаак Жук. В программе:
Мясковский - 21 симфония, Шебалин - концерт
для скрипки с оркестром, Шостакович - 1-я
симфония.
(Волжская
коммуна. 1942. 16 ноября)
Анонс.
23
ноября 1942 года. В
помещении Большого театра.
ХХV
лет Великой Октябрьской социалистической
революции. Декада советской музыки и
эстрады. Симфонический концерт: в программе
VII симфония Д. Д. Шостаковича. Исполнители:
оркестр ГАБт СССР. Дирижер - лауреат
Сталинской премии, заслуженный деятель
искусств, орденоносец А. Ш. Мелик-Пашаев.
(Волжская
коммуна. 1942. 20 ноября)
Декада
советской музыки в Куйбышеве. Два концерта.
В
Куйбышеве проходит декада советской музыки,
организованная Куйбышевской
государственной филармонией.
Это
шестая по
счету декада советской музыки представляет
собою смотр советского
музыкального творчества за 25 лет.
Мы
вправе гордиться пройденным советской
музыкой путем.
Пройдя
через годы напряженных исканий, советская
музыка вступила в пору своей зрелости,
создавая произведения общенародного и
мирового значения. Черты стиля советской
музыки - ее человечность, поэтическая
одухотворенность, народность, демократизм.
Любовью к человеку проникнуты лучшие
вдохновения наших мастеров. Композиторы
наши обращаются к неисчерпаемым,
животворящим источникам народного мелоса,
понимая, что в искусстве жизненно только то,
что черпает жизнь в этой сокровищнице.
Имя
молодого советского композитора,
пользующегося за последние годы мировой
известностью, приобрело в наши грозные дни
значение знамени антифашистского мирового
музыкального искусства. В его передовой
шеренге - советская музыка, создающая ныне
произведения, проникнутые духом высокого
патриотизма и героизма.
*
* *
Из
прошедших концертов мы скажем о двух
наиболее выдающихся.
Декада
была открыта концертом из камерных
произведений лауреата Сталинской премии
композитора Д.Д.Шостаковича.
В отчетном
концерте аудитория была ознакомлена с
камерными произведениями Шостаковича (были исполнены струнный квартет,
фортепианный квинтет, романсы и соната для
виолончели).
Виолончельная
соната, исполнена солистом оркестра ГАБТ
СССР В.И.Матковским и автором, отличается
органичностью своей фактуры,
рельефностью и чеканностью форм,
выразительностью музыкального языка и глубиной
образов. Успеху сонаты много
способствовала также безукоризненность
исполнения этого выдающегося сочинения.
Солист
ГАБТ СССР, заслуженный артист РСФСР
Александр Батурин исполнил пять романсов
Шостаковича. Три из них - на тексты Пушкина -
уже известны аудитории. Два романса из
цикла шести романсов (последнее сочинение
композитора - октябрь 1942 г.) на слова Маршака
и Пастернака (переводы с английского)
исполнялись впервые. Талантливо были
исполнены эти произведения А. Батуриным,
уже не впервые выступающим на авторских
концертах Д.Шостаковича.
На
вершины камерного стиля Шостаковича
приводят его квартет и фортепианный
квинтет. Квинтет - одно из наиболее
динамичных произведений Шостаковича: об
этом свидетельствует уже самое построение
его темпов - от медленной первой части через
искрящееся неподдельным весельем скерцо к
быстрым темпам. Квартет ГАБТ СССР (И.А.Жук, Б.И.Вельтман, М.Ж.Гурвич, М.И.Буравский) отлично справился
с исполнением этого произведения.
Выдающиеся
качества фортепианного квинтета снискали
ему общенародное признание. В 1941 году автор
был удостоен за это произведение высшей
награды - Сталинской премии первой степени.
Как
и всегда в сочинениях Шостаковича
изумительно органична архитектоника этого
произведения, мельчайшие его формы чеканы и
совершенны. Музыка квинтета выразительна,
юношески непосредственна и в то же время
отличается филосовской глубиной. Квинтет
отличается мастерством форм, являясь одинм
из доказательств высокого уровня
профессионализма, достигнутого советской
музыкой за 25 лет. Произведение было
прекрасно исполнено квартетом ГАБТ и автором. Скерцо
было бисировано.
*
* *
16
ноября состоялся симфонический концерт из
произведений Н.Я.Мясковского, В.Я.Шебалина,
и Д.Д.Шостаковича. Исполнители -
симфонический оркестр ГАБТ СССР, дирижер -
Кондрашин.
Аудитория
была ознакомлена с 21-й симфонией
Мясковского. Это произведение, написанное в
1940 году, было удостоено Сталинской премии 1-й
степени.
Мясковский
снискал славу одного из крупнейших
симфонистов Советского Союза. Его перу
принадлежит 23 симфонии и ряд камерных
произведений.
Музыка
этой симфонии предельно просто и правдива.
В этом произведении, которое известно ныне
под именем симфонии-поэмы, симфонии-элегии,
композитор, прошедший сложный творческий
путь, философски просветленно смотрит на
окружающий мир. Автор обращается в ней к
интонациям и строю русской народной песни,
создав произведение, следующее лучшим
традициям русской музыкальной культуры.
В.Я.Шебалин
известен, как автор нескольких симфоний,
ряда камерных произведений. Концерт для
скрипки - несомненно ярко-талантливое, выдающееся
произведение по своим внутренним и
формальным достоинствам. Он представляет
благородное поле для исполнителя, что
показал солист И.А.Жук, блестяще справившийся
с исполнением этого сложного произведения.
Во
втором отделении концерта была исполнена 1-я
симфония Шостаковича. Она принадлежит перу
девятнадцатилетнего композитора и была
написана в 1925 году при окончании
Шостаковичем Ленинградской консерватории.
Это произведение, сразу же после его
первого исполнения завоевало признание
критики и широкой музыкальной аудитории.
Язык симфонии оригинален и чеканен, формы
ее совершенны, общий ее тонус -
жизнеутверждение и оптимизм, она
проникнута ароматом юношеской свежести. В
то же время это произведение - несомненно по
своим достоинствам принадлежит перу
зрелого мастера. Оно было тепло принято
аудиторией, неоднократно вызывавшей
присутствовавшего на концерте автора.
Дирижер Кондрашин прекрасно провел
ответственную программу.
*
* *
В
ближайшие дни предстоит ряд концертов, в
том числе будет исполнена 7-я симфония
Шостаковича, которая, как известно, впервые
была исполнена в Куйбышеве 5 марта сего года.
И.Треблен
(Волжская коммуна. 1942.
22
ноября)
Конкурс исполнителей.
Закончился
первый тур конкурса на лучшее
исполнение произведений советских
композиторов, писателей и поэтов,
организованный Куйбышевским областным
отделением искусств и Куйбышевской
Государственной филармонией.
Свыше 50
исполнителей - чтецы, вокалисты,
инструменталисты, дирижеры и т. д.
включились в конкурс; среди них артисты
госфилармонии, ГАБТ и драмтеатра. К
сожалению, нельзя считать данное творческое
соревнование
широкоохватным. На фоне оживленной
культурной жизни в городе Куйбышеве,
участие пяти исполнителей
Государственного Акакдемического Большого
театра Союза ССР или трех
исполнителей драмтеатра - явно недостаточно. Досадно и
приметно отсутствуют артисты музыкальной
комедии.
Участники
конкурса выступили с ответственными
программами из произведений виднейших
писателей и композиторов Союза ССР (Горький,
Симонов, Горбатов, Шостакович, Маясковский,
Хачатурьян, Шапорин, Прокофьев, Кабалевский
и другие). Они с любовью и глубокой
ответственностью отнеслись к
художественной интерпретации своего
репертуара. Исполнители уделили большое
внимание творчеству художников братских
республик (Гаджибеков, Аракишвили,
Палеашвили, Баласанян, Айвазян, Тихоцкий, и
другие) и тематике, связанной с великой
отечественной войной.
Свыше 20 артистов
допущены ко второму туру с правом на
соискание премии. В
жюри конкурса работают виднейшие мастера
искусств и музыкальные деятели:
народный артист СССР Л.П.Штейнберг (председатель), дирижер,
орденоносец, профессор В.В.Небольсин, лауреат Сталинской премии Н.Д.Шпиллер, заслуженная артистка РСФСР М.П.Максакова,
заслуженный артист РСФСР Г.А.Шебуев, скрипач орденоносец И.А.Жук,
писатель Н.Адуев, консультант филармонии Л.А.Рудская,
композитор А.Я.Пейсин, доцент Ленинградской
ордена Ленина государственной
консерватории Р.А.Зарицкая, директор
филармонии А.К.Щепалин, кандидат
исторических наук Л.Я.Хинчин, режиссер П.П.Васильев
и
другие.
Р.Зарицкая. (Волжская коммуна. 1942. 24
ноября)
Анонс.
30
ноября 1942 года. Помещение
драмтеатра. Симфонический концерт из произведений русских
композиторов. Исполнители: оркестр
Государственного ордена Ленина
академического Большого театра Союза ССР. Дирижер - заслуженный артист РСФСР, орденоносец, профессор В.В.Небольсин.
Солисты Д.Я.Пантофель - Нечецкая и Леня
Коган.
(Волжская коммуна. 1942. 27 ноября)
Анонс.
27 ноября 1942 года.
Клуб
им. Дзержинского.
XXV
лет Великой Октябрьской социалистической
революции. Декада советской музыки и
эстрады. Концерт квартета им. ГАБТа:
орденоносец Н. А. Жук (скрипка), Б. Н. Вельтман
(скрипка), М. Ж. Гурвич (альт), М. Н. Буравский (виолончель).
В концерте участвуют: заслуженная артистка
РСФСР, орденоносец М.П.Максакова. Лауреат
Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей
С.М.Хромченко.
(Волжская коммуна. 1942. 27
ноября)
Заслуженный успех.
24
ноября в клубе им. Дзержинского состоялся спектакль
передвижного оперного театра Куйбышевской
государственной филармонии. Шла опера Даргомыжского «Русалка»
в постановке режиссера ГАБТа Н.С.Домбровского, дирижировал дирижер--
ассистент ГАБТа А.С.Ройтман. Спектакль прошел с
успехом и был очень тепло принят зрителями.
Из исполнителей особо следует отметить М.С.Шумского (Мельника), В.А.Шабанову (Наташа) и
Алю Майорову (русалочка).
Передвижной
оперный театр существует с июля. За
это время он дал 33 спектакля, охватив 30
тысяч зрителей. Основной состав солистов
театра более или менее известен
куйбышевцам. Это тт. Борейко, Шабанова,
Козлова, Мерцалов, Шумский, Шведов, Мессниг
и другие. Музыкальную
консультацию осуществляет дирижер ГАБТа
профессор В.В.Небольсин.
Коллектив
театра упорно и энергично работает над
своими постановками. Чувствуется дружный
творческий ансамбль, видна подлинная
любовь коллектива к своему театру и своему
делу.
Отдел
искусств и филармония делают большое и
нужное дело.
Нельзя не
отметить теплую товарищескую поддержку и помощь, которую оказывает молодому театру
Государственный ордена Ленина
академический Большой театр СССР. Ряд
работников и солистов Большого театра и его оркестра активно помогают и советом
и личным участием молодому коллективу.
Сейчас
коллектив театра работает над монтажом
оперы "Иван Сусанин". Специально для
театра композитором Михайловичем по
либретто Н.Н.Рославлева пишется одноактная
опера на тему о советской женщине-патриотке.
Кроме того в репертуаре театра: "Евгений
Онегин", отрывки и сцены из опер "Запорожец
за Дунаем", "Борис Годунов", "Сорочинская
ярмарка" и др.
А.
Незванов. (Волжская коммуна. 1942. 29 ноября)
Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006
г.г.)
|