ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Документы и материалы

О работе куйбышевского театра оперы, балета и музкомедии
 в 1941-1945 гг.

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

Из справки о работе театра оперы, балета и музкомедии в годы войны.

Не ранее 10 мая 1945 г.

К началу Великой Отечественной войны в г. Куйбышеве работали два музыкальных театра — театр оперы и балета и театр оперетты.

Решением исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 13 июля (1941 г.) оба театра были объединены и вновь созданный единый музыкальный театр полу­чил название «Куйбышевский областной театр оперы, балета и музыкальной комедии».

Объединенный музыкальный театр начинал свое новое существование в условиях суровой военной действительности, потребовавшей от всего коллектива самоотверженной и напряженной работы.

В коллектив объединенного театра вошли лучшие работники обоих театров. Объединенному коллективу предстояло заново создавать свой театр, осваивая оба жанра. Весь хозяйственный инвентарь обоих театров также поступил в распоряжение объеди­ненного театра. Однако инвентарь театра оперы и балета понес значительный ущерб в связи с тем, что декорации и часть костюмов перед самым началом войны были отправлены в г. Орджоникидзе, куда театр должен был выехать на гастроли. Весь этот инвентарь для театра был утерян полностью. Таким образом театр мог ставить в основном только музыкальные комедии и оперные спектакли с самым несложным оформлением. В таком положении театр работал с 9 августа до половины октября 1941 г., когда в г. Куйбышев прибыл Государственный академический Большой театр СССР. Театр Дворца культуры, в помещении которого работал театр оперы, балета и музкомедии, был предоставлен в распоряжение ГАБТ СССР, а Куйбышевский музыкальный театр переехал в театральное помещение по ул. Фрунзе, д. № 141, где помещалась филармония. Здесь, в этом здании, протекала и складывалась жизнь театра в наиболее сложный и ответственный период его становления.

 

ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ТЕАТРА. Перед коллективом объединенного театра был поставлен ряд задач политического, творческого, производственного и организационно-хозяйственного характера, разрешение которых сделалось содержанием его работы на длительный период времени.

Вся работа театра должна была быть перестроена и подчинена основному лозунгу военного времени «Все для фронта, все для победы!». Театр должен был средствами искусства воспитывать чувство патриотизма, любовь и гордость советским искусством, советской культурой, на которую посягал оголтелый враг. Театр должен был обслуживать трудящихся тыла, отдающих все свои силы обеспечению фронта всем необходимым для победы, обслуживать воинские части и госпитали в тылу и действующие части Красной Армии. Двум коллективам двух различных музыкальных жанров предстояло спаяться в единый коллектив и создать единый музыкальный театр, обеспечивающий творческий рост и развитие обоих жанров. Театру предстояло организовать в труднейших условиях военного времени свою жизнь так, чтобы выполнять с прибылью государственный финансовый план, выпускать полноценные спектакли в резко изменившихся производственных условиях (недостаток материалов для выпуска спектаклей, отсутствие рабочих рук и т. д.), организовать быт работников театра, оборудовать запущенное театральное помещение, приспособив его к своим нуждам.

Все эти задачи выполнялись театром, преодолевшим с огромным напряжением сил возникавшие трудности. Театр шел через успехи и ошибки к цели, стоящей перед всей страной.

К моменту слияния театров в репертуаре оперного театра было 15 опер и один балетный спектакль — «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Кармен» Ж.Визе и др., «Лебединое озеро» П.И.Чайковского; в репертуаре театра оперетты — «На берегу Амура» и «Свадьба в Малиновке» Б.Александрова, «Марица» и «Принцесса цирка» И.Кальмана и др. В репертуар объединенного театра перешло незначительное количество названий, за годы войны был создан заново почти весь репертуар. Если до эвакуации в г.Куйбышев ГАБТа СССР театр еще ставил оперные спектакли, то после приезда Большого театра музкомедия стала основой его репертуара. Ни для театра, ни для зрителя не было смысла в дублировании оперных постановок в худшем издании. Выпустив в конце октября балетный спектакль «Дон-Кихот», являвшийся завершением длительной работы балетного цеха, театр почти на год отказывается от оперных спектаклей. В 1941 г. театр выпустил два новых спектакля — советскую оперетту «Взаимная любовь» и классическую оперетту «Цыганский барон». Будучи скороспелым продуктом организационного периода театра, оба эти спектакля не удержались в его репертуаре. Принципиально новым было участие в опереточных спектаклях артистов оперы.

Таким образом, в 1942 г. перед театром была поставлена задача создания репертуара и творческого лица объединенного музыкального театра. Задача эта решалась в особых условиях существования театра. Город Куйбышев в годы Великой Отечественной войны неизмеримо вырос и превратился в крупнейший промышленный и культурно-политический центр. Резко изменился состав населения за счет предприятий, учреждений и населения, эвакуированных из Москвы и других крупных городов Союза, за счет правительственных учреждений и дипломатических корпусов. В Куйбышеве работал ГАБТ СССР. Все это предъявляло к театру, к качеству художественного обслуживания трудящихся повышенные требования, налагало большую ответственность на весь коллектив.

С другой стороны, совместное творческое существование двух музыкальных жанров заставляло искать новые пути для работы театра. В основу репертуара на длительное время легла музыкальная комедия. Следовательно, артисты оперного театра должны были найти себе применение в новом жанре. Эта часть коллектива привносила в опереточные спектакли специфику своего жанра, оказывая влияние на опереточную труппу, в то же время приобретая новые навыки под влиянием части коллектива, пришедшего из театра оперетты. Все это следовало снивелировать, привести к единству. Художественное руководство театром осталось за художественным руководителем театра оперы и балета И.Н.Просторовым. Художественный руководитель театра оперетты С.И.Макарченко стал работать в театре в качестве режиссера музыкального плана. Эти обстоятельства заставили театр заново пересмотреть все спектакли, шедшие в театре музкомедии, отредактировать их и заново поставить. Новые требования были предъявлены и к выбору репертуара, который должен был обогащаться за счет советской и классической музыкальной комедии.

Наличие в городе крупных музыкальных и литературных сил позволило поставить вопрос о работе с драматургами и композиторами, о создании новых произведений советской музыкальной драматургии. Возросшие требования к театрально-постановочному уровню спектаклей могли быть удовлетворены привлечением к работе театра крупнейших театральных художников, временно проживающих в городе.

От балета театр должен был отказаться, не имея возможности в новых условиях полностью сохранить балетный цех.

26 января 1942 г. театр выпустил премьеру — «Сильву» Кальмана. В этом спектакле главную роль, в очередь с героиней оперетты А.И.Атамановой, играла артистка оперы М.В.Кочешкова. Практическое освоение оперными артистами жанра оперетты стало нормой в творческой жизни театра. К 24-й годовщине Красной Армии театр выпустил спектакль «Чапаевские дни», на музыку композитора Я.Л.Фельдмана, дирижера театра. Текст либретто был переработан А.Булгаковым совместно с композитором. Этим спектаклем было положено начало совместной работе театра с композиторами и драматургами...

Основной и важнейшей для театра постановкой в 1942 г. был спектакль «Табачный капитан» (текст Н.Адуева, муз. А.Эйхенвальда). Пьеса, как и музыка к ней, были написаны по заказу театра. В Куйбышеве была осуществлена ее первая постановка, в которой и автор пьесы и композитор принимали деятельное непосредственное участие. Этот советский музыкальный спектакль, выпущенный театром к 25-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, сыграл огромную роль в творческой жизни театра. Напряженная работа, направленная к созданию яркого патриотического спектакля, творческий подъем и атмосфера ответственности за общее дело крепко сплотили весь коллектив, сделав его действительно единым, монолитным. Спектакль был поставлен И.Н.Просторовым, оформлен заслуженным деятелем искусств РСФСР П. В. Вильямсом. Общественность города горячо приняла и высоко оценила этот спектакль.

Таким образом, 1942 год стал годом становления театра, годом интенсивных поисков творческого лица, собственного творческого почерка. Начав с пересмотра традиционного опереточного репертуара, театр добился создания оригинального советского спектакля музыкальной комедии, резко повысив уровень своей театрально-постановочной культуры и преодолев привычные застывшие штампы. На этом первом этапе своего пути театр допустил однако серьезные принципиальные ошибки, преодоление которых стало в дальнейшем его основной задачей на длительном отрезке времени. Ошибки эти заключались в следующем:

1) стремясь поднять и облагородить искусство оперетты, театр забыл о специфике жанра и вместе с пошлостью и отсебятиной, справедливо преследуемой в опереточном спектакле, до известной степени вытравил комедийную легкость, присущую жанру музыкальной комедии;

2) считая, что искусство оперетты может обогатить оперные спектакли большей действенностью, живостью и легкостью, театр допустил в оперных спектаклях чужеродную буффонаду и гротески, стремление к облегченности и развлекательности. В театре возникала неверная теория взаимопроникновения жанров, в дальнейшем вредно сказавшаяся на развитии обоих жанров.

Зима 1942/1943 гг. сложилась очень трудно для театра из-за запущенного состояния помещения, в котором он работал. Необорудованное, холодное здание невозможно было отеплить в должной мере. Балет репетировал в валенках, оркестр — в перчатках. Когда температура воздуха начинала угрожать здоровью артис­тов, репетиции отменялись, но спектакли шли каждый вечер.

Все это затягивало работу над подготовкой спектакля, и первая премьера 1943 г. вышла 23 февраля. Была поставлена музыкальная комедия Стрельникова «Холопка». Этот спектакль был последней работой режиссера Макарченко и художника Хондажевского. Повышавшиеся требования к идейно-художественному качеству спектакля требовали от отдельных работников или пересмотра творческих методов или ухода из театра. В числе их оказались упомянутые выше режиссер и художник, расставшиеся с театром.

Победоносное наступление Красной Армии приближало срок отъезда из Куйбышева ГАБТа СССР. Вместе с этим перед театром возникала неотложная задача накопления оперного репертуара. Согласно репертуарному плану на 1943 г. 2 июля театр выпустил русскую классическую оперу Римского-Корсакова «Снегурочка». Подготовка этой оперы потребовала от коллектива большой и напряженной работы. Для поднятия музыкальной культуры спектакля музыкальное руководство им было поручено народному артисту СССР дирижеру Л.П.Штейнбергу. Оркестр был пополнен музыкантами ГАБТа. Оформлял спектакль художник М.В.Кожин. В данной стадии становления театра постановка спектакля «Снегурочка» была серьезным достижением, несмотря на ряд недостатков спектакля.

12 сентября театр выпустил классическую музыкальную комедию Оффенбаха «Дочь тамбур-мажора». Этот спектакль являлся осуществлением на практике театра задачи освоения классической комедии. Спектакль был поставлен монументально, оформлен заслуженным деятелем искусств РСФСР П.В.Вильямсом. Широкое участие приняли в нем артисты оперной группы. Однако в спектакле были серьезные пороки, определившие его дальнейшую судьбу. Порочно было, прежде всего, либретто, написанное Мерцальским и находившееся в резком противоречии с музыкой Оффенбаха. Это противоречие было усугублено спектаклем, его отяжеленностью и монументальностью, в свою очередь вступившими в противоречие с жанром.

На этом спектакле закончился определенный этап творческих исканий и заблуждений театра. Стало совершенно ясно, что теория взаимопроникновения жанров себя не оправдала, что каждый жанр должен жить и развиваться своим путем, подчиняясь законам, связанным с его спецификой.

В 1943 г. театр выпустил спектакль по музыкальной комедии Гаджибекова «Аршин Мал-алан». Этот спектакль первоначально предназначался только для выездных площадок. Когда спектакль был готов, решено было включить его в репертуар стационара, что потребовало дополнительной работы, и эксплуатироваться он начал в 1944 г.

Репертуар 1944 г. театр строил на новой основе. Крен был сделан в сторону оперного репертуара, совершенно недостаточного для единственного музыкального театра в городе, причем основной задачей оперного раздела репертуара было накопление произведений русской классической музыкальной драматургии. Однако первым оперным спектаклем 1944 г. был «Риголетто». Удачно подобранный состав, весь характер оперы, отвечающей возможностям театра, определили удачу спектакля.

В этом же году была заново поставлена оперетта И. Кальмана «Сильва», выигравшая в своем качестве, а 23 апреля выпущен русский классический оперный спектакль «Евгений Онегин» Чайковского. Постановка его была поручена молодому режиссеру Басманову, молодому дирижеру Фотину и молодому художнику Соколову-Островскому. Молодежь, горячо принявшаяся за дело, до конца со своей задачей не справилась. Произошел разрыв между замыслом режиссера и художника, музыкальная сторона оказалась не на должном уровне, и спектакль с трудом продержался в репертуаре в течение года.

Продолжая работу над классической музыкальной комедией, 7 августа театр выпустил спектакль «Перикола» Оффенбаха. В качестве режиссера-постановщика спектакля был приглашен заслуженный артист РСФСР Бебутов. Спектакль, может быть спорный, в отдельных местах получился чрезвычайно интересным с точки зрения режиссерского и актерского мастерства. Возвращение в театр балетмейстера Н.В.Даниловой подняло качество балетных номеров в спектаклях. Этот спектакль явился этапом на новом творческом пути театра, отказавшегося от прежних заблуждений и утверждавшего каждый жанр в соответствии с законами его развития.

Таким же этапным для оперного раздела стал спектакль «Царская невеста» Римского-Корсакова. Музыкальным руководителем спектакля, а затем и театра был И.А.Гитгарц, приглашенный с 1 сентября 1944 г. на должность главного дирижера. Наиболее уязвимым местом спектакля оказалось его оформление. Творческие методы художника Соколова-Островского вызывали, резкий конфликт между ним и всей постановочной группой, в результате чего художник расстался с театром.

Таким образом, в 1944 г. театр, строя свою работу на новых принципах, достиг интересных результатов и показал большие творческие возможности коллектива. Однако дальнейший путь его все же оказался далеко не гладким.

В 1945 г. театр снова постигли неудачи. В марте 1945 г. театром был выпущен спектакль — оперетта Кальмана «Марица». Этот спектакль как бы сразу увел театр назад через все годы исканий. Шаблонный, изобилующий штампами, неинтересный в режиссерском решении спектакль крепко держится только на двух основных исполнителях, на их актерском мастерстве и большом сценическом опыте. Единственным светлым пятном в спектакле явился балет, талантливо поставленный балетмейстером Даниловой.

Такая же неудача постигла оперный спектакль «Травиата» Верди. Рыхлый, с выхолощенной драматической коллизией, бесцветный и бесформенный, он являл собой типичный оперный «середнячок», от которого театр все эти годы упорно отказывался. Сознавая свои неудачи, театр наметил пути дальнейшего подъема и выправления ошибок. Он привлек к последующим постановкам крупных режиссеров и художников, включил в план новую постановку «Евгения Онегина» и новую советскую оперетту «Верный друг», судьба которых лежит за пределами отчета о работе театра в годы Великой Отечественной войны.

 

КАДРЫ. При слиянии двух театральных коллективов во вновь созданном театре остались лучшие представители обоих театров. Сохранить же полностью оба коллектива не представлялось возможным, тем более, что целая группа артистов хора, оркестра и балета, а также солистов была мобилизована. Была призвана в армию и группа работников администрации и производственно-технических цехов.

В первый период существования театра, когда музыкальная комедия была основой его репертуара, проблема кадров стояла только перед производственно-техническими цехами. В дальнейшем, с появлением новых оперных спектаклей и восстановлением этого раздела репертуара, проблема кадров возникла перед теат­ром во всей своей остроте. Оркестр, хор, балет в таком виде не могли обеспечить решения задач, поставленных перед театром. Отсутствие солистов на ведущие партии основного оперного репертуара сплошь и рядом влияло на репертуарную политику театра. Однако театр сохранил основной костяк творческих работников, игравших решающую роль в жизни театра. Балетную группу театр не сумел сохранить, и балетные спектакли полностью выпали из репертуара театра.

После слияния театров художественное руководство осталось за художественным руководителем театра оперы И.Н.Просторовым. После ухода бывшего художественного руководителя театра оперетты С.И.Макарченко И.Н.Просторов в течение трех лет оставался единственным режиссером в коллективе. Под его непосредственным руководством были поставлены несколько спектаклей артистами театра Т.В.Демидовым и В.К.Басмановым, проявившим серьезный интерес к режиссерской работе. В 1944 г. на постановку музыкальной комедии «Перикола» Оффенбаха был приглашен заслуженный артист РСФСР Бебутов, а в 1945 г. на постановку музыкальной комедии «Верный друг» Соловьева-Седого — режиссер Р.Р.Суслович. Режиссура была наиболее уязвимым участком в работе театра в годы Великой Отечественной войны.

При слиянии театров в коллективе оказалось четыре дирижера — Г.С.Рейнарт-Шаевич и Ю.Б.Оленин из театра оперы и балета, Я.Л.Фельдман и Б.В.Мерцалов из театра оперетты. Г.С.Рейнарт-Шаевич скончался в 1942 г. Во время пребывания ГАБТ СССР в Куйбышеве музыкальное руководство первыми оперными спектаклями театра осуществлял народный артист СССР дирижер Л.П.Штейнберг. В 1943 г. был принят молодой дирижер Н.А.Фотин, а в 1944 г. главным дирижером и музыкальным руководителем театра назначен И. А. Гитгарц.

Чрезвычайно неустойчивым оказался состав художников теат­ра. Возросшие требования к уровню театрально-постановочной культуры театра, приглашение крупнейших театральных художников на отдельные постановки изменили принципиальные творческие позиции театра в этом направлении. После ухода из театра художника Хондажевского театр около года работал с художниками-гастролерами. Приглашение на постоянную работу художника Л.И.Соколова-Островского не оправдало себя, и театр снова перешел на ту же систему, пригласив для оформления спектакля «Травиата» художника Н.М.Набокову, спектакля «Евгений Онегин» художника Б.А.Матрунина, спектакля «Верный друг» художника М.С.Варпех. Главного художника в театре не существует. Художник Е.Д.Пыжов, приглашенный в театр в 1944 г., работает в основном исполнителем с правом отдельных постановок.

Испытывая острую нужду в актерских кадрах, театр в подготовке их пошел по двум направлениям — выдвижения молодых актеров и организации студии. За годы Великой Отечественной войны в театре выдвинулась целая группа молодых артисток: Грибова, Малькевич (меццо-сопрано), Тельнова, Аполлонова (сопрано), Кривошеина (героиня), Гамалей, Никомарова (субретка). С января 1945 г. начала работать вокально-хореографическая студия. Однако все это не снимало необходимости срочного пополнения коллектива квалифицированными солистами, оркестрантами, артистами хора и балета. От театра требовалась исключительная гибкость и оперативность при планировании и осуществлении репертуара.

Не менее остро обстояло дело с кадрами в производственно-технических цехах. Сложность оформления в новых условиях возрастала непрерывно, техника его требовала переоснащения сцены, и разрыв между потребностью и наличием кадров требовал от работников производственно-технических цехов такой же самоотверженной и напряженной работы, как и от всего коллектива.

 

ВОЕННО-ШЕФСКАЯ РАБОТА ТЕАТРА. Одним из важнейших участков деятельности театра в годы Великой Отечественной войны была военно-шефская работа. Формы ее были чрезвычайно разнообразны. Сюда относилось художественное обслуживание воинских частей и госпиталей, призывных пунктов и агитпунктов на вокзалах, помощь красноармейской самодеятельности и шефские концерты и спектакли на стационаре, помощь семьям фронтовиков внутри коллектива и сбор средств в фонд семей фронтовиков, организация посылок на фронт и сбор средств в тот или иной оборонный фонд (на танковую колонну, эскадрильи «Валериан Куйбышев», «Советский артист», фонд Главного командования, фонд Сталинграда), шефство над госпиталем и посылка бригад на фронт.

В 1941 г. театр дал 142 шефских концерта и 1 спектакль, в 1942 г. — 131 концерт и 5 спектаклей, в 1943 г. — 173 концерта и 3 спектакля... Дважды театр получал телеграммы от т. Сталина с благодарностью за собранные в Фонд обороны средства.

В 1943 г. театр взял шефство над одной из палат протезного госпиталя. Палата была оборудована театром, установлены постоянные дежурства шефов. В дни народных праздников раненые получали подарки. Палата и госпиталь регулярно обслуживались концертами. Выздоравливающим предоставлялись места на спектакли. Работники театра знакомились с повседневными нуждами своих подшефных и принимали все меры к их удовлетворению, помогали раненым устанавливать связь с родными и т. д.

Театр взял также шефство над художественной самодеятельностью авиабригады, расположенной близ города. Ведущие артисты театра руководили кружками самодеятельности  в бригаде составляли программы концертов, подбирали репертуар и т.п.

Особое место в военно-шефской деятельности театра уделялось связи с фронтом. Работники театра стирали для фронтовиков теплые вещи, посылали на фронт подарки. В делегацию от г. Куйбышева для отправки на фронт была включена артистка  Д.Агеева. Она провела на фронте более двух месяцев выступала в концертах в воинских частях.

Художественное обслуживание фронта было делом чести театра. Одиннадцать раз работники театра ездили на фронт с концертами, спектаклями и в помощь красноармейской самодеятельности.

Первая фронтовая бригада была направлена 2 декабря 1941 г и работала до 12 января 1942 г. В нее входили: А.А.Глуздовский артист оперетты, Н.А.Светлова, артистка оперетты, Грибова, артистка оперы, Ипатова, артистка балета, Малецкий, Давидович, Пинкус, Дроздов, Бреенков, артисты оркестра, Казанский, пианист.

28 января 1942 г. на фронт выехали две артистки балета Штоль и Шпатова, пробывшие там до 28 февраля 1942 г. 15 октября 1942 г. артистка балета Штоль была направлена в в действующие части Красной Армии, в помощь художественной самодеятельности. Она вернулась 18 ноября 1942 г., а 25 декабря того же года снова уехала на фронт вместе с хормейстером-дирижером Фотиным и режиссером Самариной. 29 октября 1942 г. в состав сводной бригады куйбышевских театров были выделены артисты оперы Мирвис и Потапов, пробывшие на фронте до марта 1943 г. Тт. Мирвис и Потапов были награждены медалями «За оборону Сталинграда».

В состав второй сводной бригады в 1943 г. были выделены артисты оперетты Никомарова и Волховской, пробывшие на фронте свыше трех месяцев. 7 сентября 1943 г. на фронт была направлена концертная бригада ведущих артистов оперы (Ефремова, Алмазов, Козлова, Сохов, Шведов, Ильиницкий, Жданов Быховская). Бригада обслуживала действующие части Красной Армии в течение двух месяцев.

1  июля  1944 г. на фронт отправилась бригада со спектаклем «Аршин Мал-алан» Гаджибекова. В состав бригады вошли артисты Бондарев, Черноблер, Ковальский, Мамыкин, Валерская   Коновалова,  Дементьева,   Карабанова,   аккордеонист   Федоровский, технический работник Черноблер. Бригада пробыла на фронте два месяца.

С 10 апреля по 10 июня 1945 г. работал с фронтовой самоде­ятельностью артист оперы Ивашкевич.

Все бригады, направленные на фронт театром, получили высокую оценку своей деятельности со стороны бойцов и командования обслуживавшихся воинских частей. Фронтовая работа театра неоднократно отмечалась приказами Комитета по делам искусств при СНК СССР и центральной прессой.

 

ГАКО. Ф. Р-2844. On. 4. Д. 2. Л. 1-20. Копия.

Цитируется по книге «Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны. Документы и материалы». Издательство "Самарский дом печати", 1995 г. 

Документ № 187

 

Читайте так же:

 

Хроника пребывания Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР
в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 

О деятельности работников культуры Куйбышевской области в 1941-1945 гг.

 

Документальный Спецпроект Запасная столица на сайте Виртуальная Ретро Фонотека

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.