ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

А.Я.Басс

Из статьи "Путь в семь десятилетий"

О деятельности художников г. Куйбышева  в годы Великой Отечественной войны.

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

Цитируется по книге "Изобразительного искусства мастера: Страницы художественной жизни Куйбышевской области" 1985.

 

В дни Великой Отечественной

С первых же дней Великой Отечественной войны в жизни Куйбышева — города, находящегося в глубоком тылу,— ощущался ритм военного времени. Уже в июньские дни 1941 года в витринах магазинов на Куйбышевской улице, в окнах Дворца культуры им. В.В.Куйбышева появились первые военные плакаты «Окон ТАСС», возрождающие традиции знаменитых «Окон РОСТА» времен гражданской войны. Был создан штаб «Окон ТАСС», который вскоре стал одним из центров выпуска плакатов в стране.

«Окна ТАСС» в отличие от типографских плакатов, издававшихся большими тиражами и в течение длительного времени, делались по трафаретам и небольшими тиражами. При этом их можно было исполнять очень быстро, что давало возможность оперативно откликаться на события сразу после сообщений последних известий с фронтов Отечествен­ной войны.

В штабе «Окон ТАСС» работали куйбышевские мастера и художники, эвакуированные из других городов. Работа там шла, как на военных заводах,— в три смены. Одни художники делали  оригиналы, эскизы, другие резали трафареты и размножали тираж.

М.Я.Катина, куйбышевская художница, рассказывала: «Оригиналы плакатов, эскизы делали известные московские мастера Г.К.Савицкий, удостоенный Государственной премии за них, В.Горяев, Н.Денисовский, Кукрыниксы. П.П.Соколов-Скаля присылал эскизы плакатов самолетом из Москвы. Их всегда особенно ждали, работы были интересные». Куйбышевский график Б.В.Филиппченко делал плакаты в содружестве с местным поэтом Н.Жоголевым.

Плакаты «Окон ТАСС», острые по содержанию, яркие и эмоциональные по форме, производили сильное впечатление и выразительностью языка. Легко запоминались броские ритмичные стихи-подписи поэтов С. Маршака и Демьяна Бедного. У каждого автора был свой стиль. Плакаты старейшего мастера политической сатиры Н.Ф.Денисовского сопровождались текстами Демьяна Бедного. Московский живописец баталист Г.К.Савицкий обращался в своих композициях к темам, связанным с событиями на фронте. Его плакаты, полные оптимизма, прославляли героизм и мужество Совет­ской Армии.

«Окна ТАСС», выполненные по эскизам П.П.Соколова-Скаля, героями которых были великие полководцы прошлого Александр Невский, Михаил Кутузов, Александр Суворов, призывали к борьбе с врагом, вселяли веру в победу над фашизмом.

Навсегда остались в памяти острые сатирические образы фашистов, карикатуры на Гитлера и его сообщников в плакатах Кукрыниксов. Художники делали их вместе с С.Маршаком.

Плакат в военные годы вновь стал одним из ведущих видов искусства. В Куйбышеве тогда устраивались выставки плаката: местного художника П.Бунакова, графика и сатирика, ленинградского мастера И.С.Астапова.

Астапов в дни блокады в осажденном Ленинграде в самых тяжелых условиях выступил организатором выпусков «Боевого карандаша», которые показал в 1943 году в Куйбышеве — у себя на родине. Можно представить, с каким волнением смотрели куйбышевцы эти плакаты, созданные в героическом городе.

Выставки военных лет экспонировались в основном в фойе Куйбышевского драматического театра.

Мы берем в руки тоненькие книжицы, изданные на плохой серой бумаге. Это каталоги тех лет:   «Великая Отечественная война», «Куйбышевская область в годы Отечественной войны», выставки, посвященные Красной Армии,— 24-й и 25-й ее годовщинам. В перечне имен и фамилий, названий произведений — все, что было показано на выставках в военном Куйбышеве. Сегодня мы воспринимаем их как особо важные документы. В скупых строчках встают напряженная творческая деятельность художников и жизнь народа в годы войны.

  

И.А.Михранянц.  «Сталинград».  1943 г.

 

Особенно широко была представлена на выставках графика — от быстрых набросков, портретных зарисовок до больших серий из нескольких станковых работ. В них острее всего проявлялись первые наблюдения художников, их непосредственные впечатления, полученные на фронтах Великой Отечественной войны.

В 1943 году на Сталинградский фронт из Куйбышева отправилась группа художников. Среди них были москвич В.П.Ефанов, ленинградка И.А.Михранянц и куйбышевский график Б.В.Филиппченко.

В.П.Ефанов привез с фронта портретные наброски. В рисунках, выполненных, вероятно, в короткие минуты затишья, художник стремился запечатлеть образы защитников Родины, советских людей, готовых в решительные минуты совершить героический подвиг. Часто под зарисовками художник дает подписи: «Начальник штаба Иванцов», «На счету три танка», «Раненый наводчик Роговой. Сталинград, 1943-й, орденоносец». Короткие, сухие, как слова протокола, заметки придают острым карандашным рисункам точность и конкретность. В этих набросках еще нет обобщающего образа героя военных лет, еще не раскрыта и героическая тема подвига народа в Великой Отечественной войне. Это начало изучения, постижения образа настоящего героя. Для Ефанова это был материал к большой картине «Сталинград, 1943 год», написанной вскоре после поездки.

Нельзя без волнения смотреть рисунки, выполненные с натуры молодой художницей И.А.Михранянц в Сталинграде 1943 года. Руины города-героя, ставшие символом мужества и непобедимости советского народа. И, как Ефанов в своих набросках защитников Сталинграда стремится передать портретное сходство, так Михранянц в каждом листе пытается предельно точно воссоздать «портрет» исторического пейзажа. Художница сохранила в своих рисунках облик легендарных мест Сталинградской битвы — блиндажи, где сражались гвардейцы Родимцева, Мамаев курган с разбитыми фашистскими танками. В этих рисунках, выполненных в технике туши нервными выразительными линиями, важна каждая деталь, каждая мелочь, они хранят следы и передают атмосферу героических боев. Автор переносит в рисунок и надпись на стене дома: «В суровые дни Сталинградской битвы здесь остановили врага гвардейцы Родимцева». И портреты В.П.Ефанова, и пейзажи И.А.Михранянц запечатлели Сталинград в те «дни и ночи», когда там создавал свои произведения К.Симонов.

 

Т.А.Еремина. «На посту». 1942 г.

 

Многие авторы стремились раскрыть единство фронта и тыла. Серия графических листов «Москва в дни войны» московской художницы Т.А.Ереминой, ученицы А.А.Дейнеки, была создана в 1942 году. В нескольких листах показывает автор жизнь военной столицы.

Серия акварелей А.М.Романова «Куйбышев в дни войны» переносит нас в 1942 год. Город в глубоком тылу, но война изменила облик его улиц и площадей. Притихли затемненные здания, в пейзажах города — суровая настороженность. Синеву неба прорвали лучи прожекторов... Подняли вверх свои дула зенитки, готовые к защите ночного города.

Художник А.И.Волков на улицах города увидел простой и типичный для тех дней эпизод: прохожие читают сводку информбюро. Его рисунок «У сводки Совинформбюро» относится к числу лучших произведений, созданных в те годы о людях тыла. В суровых лицах людей, читающих ранним утром, по пути на работу, новую сводку о событиях на фронтах, художник передал волнение и тревогу, чувства и мысли, которыми жила вся страна.

 

А.И.Волков.  «У сводки Совинформбюро». 1943 г.

 

Живописные произведения первых военных лет — начало воплощения темы Великой Отечественной войны в советском изобразительном искусстве. Картины, как и графические лис­ты той поры, носят несколько репортажный характер, но в них — стремление раскрыть героические образы защитни­ков Родины, передать единство советского народа в дни тяжких испытаний.

Картина Г.К.Савицкого «По следам врага» написана в Куйбышеве зимой 1942 года. По замыслу автора, старый колхозник, который завел фашистов к партизанам, повторил подвиг Сусанина. Художник раскрывает патриотизм русского народа, стойкость и мужество советского человека, обличает звериную сущность фашизма.

 

Г. К. Савицкий.  «По следам врага». 1942 г.

 

Теме подвига советского народа посвящены полотна старейшего мастера А.В.Моравова. На выставку в Куйбышев он прислал произведения «Подвиг героя» и «Ждут», написанные им в Ульяновске, где он тогда жил.

Во многих картинах того времени выражена ненависть к врагу за страдания и бедствия народа. В этом плане интересна работа Л.В.Танклевского «Клятва» (1942), которая донесла до наших дней всю глубину народного горя, трагедию войны, показала мужество защитников Родины, их уверенность в победе.

Той же теме посвящена картина «Падаль» (1942 г.) И.П.Цыбульника, прошедшего в 1941 году вслед за войсками Красной Армии по местам недавних боев в Подмосковье (картина экспонировалась на выставке «Великая Отечественная война> в 1943 году в Москве, в Государственной Третьяковской галерее). . Автор взволнованно рассказывает о первых победах Красной Армии. На террасе обычного провинциального домика в снегу валяются трупы фашистов. Здесь, по словам автора, «остались те, кто пришел с мечом на нашу родную землю».

Главное в этом полотне то, что в конце 1941 года, когда еще многие советские города и села находились у врага, здесь все пронизано верой в победу. Радость освобождения передана в зимнем пейзаже, освещенном ярким солнцем, в движении на дальнем плане частей Красной Армии.

С этой картиной молодой киевлянин И.П.Цыбульник, творчество которого в дальнейшем связано с волжской землей, вошел в коллектив куйбышевцев. Здесь созданы картины о жизни тылового города тех лет. В большом полотне «Резервы» переданы черты мужественных людей, добровольцев, отправляющихся на фронт. Четкий ритм фигур, идущих стройными рядами в колонне, вызывает в памяти марши военных лет. Художник говорил, что в этой картине ему хотелось передать набатный призыв марша Александрова «Священная война»—«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!».

 

И.П.Цыбульник.  «Резервы».  1943 г.

 

Тогда же была написана картина «На Запад, на Восток», где фронт и тыл показаны как неразрывное целое в жизни военных лет. На перроне железнодорожного вокзала это единство как бы становилось зримым: в тылу формировались воинские части, здесь ковали оружие для армии, отсюда шли эшелоны на фронт — на запад. А на восток, в глу­бокий тыл, эвакуировались заводы, чтобы встать в строй и работать для фронта.

Из Куйбышева И.П.Цыбульник уехал в студию военных художников имени Грекова и вместе с частями Советской Армии прошел дорогами войны до Западной Европы. В то время им были созданы  «Портрет маршала К.К.Рокоссовского», картины, посвященные военным связистам.

Ярко воплотилась тема Великой Отечественной войны в живописных произведениях народного художника СССР В.П.Ефанова. Под впечатлением газетных корреспонденции и сообщений по радио он написал картину о героических защитниках Севастополя «Уличный бой» (1942). Интересны его полотна «У могилы товарища» и «Хищники», созданные тоже в 1942 году. Среди безлюдного заснеженного поля - два четких силуэта: фашист и волк. Своей повадкой фашист напоминает хищного зверя. Вариант этой композиции был выполнен Ефановым в большом размере для здания Куйбышевского железнодорожного вокзала.

Эти работы Ефанова вместе с другими, созданными им в годы войны, экспонировались на его персональной выставке в Куйбышевском драматическом театре в 1942 году. Ефанов вошел в историю советского искусства как мастер-портретист, в этом жанре им были написаны в городе Куйбышеве «Портрет Героя Социалистического Труда А.Т.Третьякова», «Портрет художника Г.К.Савицкого», «Портрет скульптора В. П. Акимова», «Портрет матери» и лругие. В каждом из них автор сумел передать индивидуальность и характер человека, создать глубокие психологические образы.

В скульптуре наибольший интерес в эти годы представ­ляют работы В.П.Акимова, посвященные великим полко­водцам гражданской войны М.В.Фрунзе и В.И.Чапаеву. Сам факт создания в военные годы двух памятников свидетельствовал о том, какую важную роль в тот период сыграло искусство в воспитании патриотизма советских людей.

Для нового скульптурного варианта портрета А.М.Горького Акимов берет эпиграфом знаменитые строки пролетарского писателя: «Если враг не сдается — его уничтожают», в те дни звучавшие страстным призывом к борьбе с врагом.

К числу лучших произведений мастера можно отнести его станковую работу «Моряк-гвардеец» (1942). Скульптор создает в ней собирательный образ защитника героического Севастополя. В этой динамичной фигуре, вылепленной экспрессивно,— ненависть к врагу, решительность, сила, мужество и большое внутреннее напряжение. Участник Великой Отечественной войны воспринимается как наследник боевых традиций героев гражданской.

Произведения куйбышевских мастеров, созданные в годы Великой Отечественной войны, и сегодня волнуют зрителей глубокой правдивостью изображения событий, фактов, человеческих характеров. Их отличает суровость и аскетизм. В них ничего не приукрашено, не придумано. Драматические пейзажи войны выполнены авторами с натуры, и именно потому они особенно дороги нам. Это правдивые документы великой героической эпохи, имеющие непреходящую художественную ценность.

Произведения, созданные в Куйбышеве в годы войны, о которых рассказано в этом разделе, находятся в собрании Куйбышевского художественного музея.

 

Читайте так же:

 

По материалам военной прессы: О деятельности художников г. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны.

 

О деятельности работников культуры Куйбышевской области в 1941-1945 гг.

 

Документальный Спецпроект Запасная столица на сайте Виртуальная Ретро Фонотека

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.