ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Владимир Бунчиков

Когда душа поет …

(Воспоминания певца)

 

Часть первая

Глава 2. Я в театре.

Наступил 1914 год. От отца, наконец, получили немного денег. Он решил вернуться обратно в Россию, Америка ему не понравилась. Но покуда он собирался, объявили войну. Я хорошо помню то время. В городе неспокойно, на проспекте кучками стоят люди, о чем-то спорят, везде полно городовых. Школу закрыли, но я все же успел закончить четвертый класс. Теперь в нашей школе госпиталь. В городе объявлена мобилизация. По проспекту идут солдаты, а рядом с ними женщины и дети, все плачут – картина грустная. Чтоб я не болтался по улицам, мама отдала меня работать в табачный магазин. Зарплата у меня - 6 рублей в месяц плюс бесплатный обед. В мои обязанности входило убирать магазин, относить покупки, словом выполнять разные поручения хозяина. У хозяина двое детей: одному 8 лет, другому 15. Он был очень хороший, добрый, никогда на меня не кричал, жалел. Обедали всегда все вместе, за общим столом.

Наступило лето 1914 года. Брат разрешил мне иногда приходить в театр, и это для меня всегда было праздником. Работал он в Летнем театре. К нам в город приехала Украинская музыкальная драма. Первый спектакль - «Цыганка Аза». Я сидел «на занавеси» и с замиранием сердца ждал начала спектакля. Я внимательно смотрел на свет: как только зажигалась лампочка, я знал, что мне надо приготовится, как только свет гас – я раздвигал занавес.

Надо сказать, что наш город не имел постоянной труппы, был только симфонический оркестр. Летом, конечно, к нам приезжали на гастроли, а зимой очень редко.

Постепенно я стал привыкать к театру, к сцене. Иногда помогал рабочим устанавливать кое-какие декорации. Мне это очень нравилось. Однажды утром вижу, что в саду стоит новый щит а на нем большими буквами написано: «Гастроли знаменитой Клары Юнг». Первый спектакль «Лгунишка». Билетов нет, в театре аншлаг. Ее партнер Яков Лерман – баритон.

Хорошо помню ее бенефис, идут отрывки из ее спектаклей, вся сцена утопает в цветах, масса подарков. Когда спектакль окончился, она попросила все цветы отнести раненым в госпиталь. Это для меня было совсем неожиданной просьбой. Я отнес и мне заплатили 50 копеек. Я был счастлив, так как для меня это были деньги!

Но вот в театре снова передышка. Гастролеры что-то не едут. Однажды, проходя по проспекту, вижу новый щит: приезжает русская оперетта. В ее репертуаре: «Сильва», «Баядера», «Жрица огня». Первый спектакль «Сильва». Какой успех! Музыка меня просто очаровала. Я старался, по возможности, не пропускать ни одного спектакля, ходил даже на все репетиции. Мой хозяин, к счастью, тоже любил музыку и поэтому всегда меня отпускал с работы. У него был товарищ, который играл в любительских спектаклях. Когда в магазине никого не было, хозяин просил его петь украинские песни. Однажды я набрался храбрости и попросил разрешения спеть арию Раджами из оперетты «Баядера».

- «Как, ты поешь?» - спросил меня хозяин – «Спой!». Я спел и хорошо взял верхнюю ноту. Какая это была нота, я, конечно, тогда не знал. Но мое пение им понравилось.

Скоро в город приехала украинская труппа под управлением П.Прохоровича. Репертуар почти тот же, что и у Суходольского: (здесь очевидно имеется в виду руководитель русской труппы – прим. мое) – это пьесы, в основном, украинских авторов, в которых много музыки и танцев. Я по-прежнему помогаю в театре, раздвигаю и задвигаю занавес. Работа простая, но она мне нравится. Очень устаю, вставать приходится рано, магазин открывается в 8 утра, потом бегу в театр, там до 12 ночи. Поздно прихожу домой, конечно, не высыпаюсь, но, как говорят, «искусство требует жертв».

Несколько раз я даже был статистом. Однажды мой шеф попросил меня придти в театр раньше. Я пришел, поставил мебель, которая была нужна для утреннего спектакля (а это было воскресенье), подошел к рампе и посмотрел в пустой зрительный зал. У меня появилась вдруг желание запеть. Я вдохнул и запел «Тройку». Когда я закончил петь, услышал аплодисменты. Я растерялся – ведь в зале никого не было! Смотрю – ко мне кто-то идет. Так и есть - это был помощник режиссера (а я его не заметил). Попросил меня спеть еще что-нибудь. Я спел «Вернись в Сорренто».

- Сколько тебе лет? - спросил он.

- Скоро 16 - ответил я.

- Тебе, конечно, еще рано заниматься пением, но у тебя в голосе золото, смотри, береги его, оно тебе в жизни пригодится. - Я хорошо запомнил его слова.

Я уже говорил о том, что очень любил музыку, театр. Мысль о том, что я могу стать артистом не покидала меня. Но как это сделать, я не представлял. Часто мне приходилось сидеть в суфлерской, про себя я старался запомнить не только музыку исполняемого произведения, но и текст. Многие арии из оперетт я, таким образом, выучил наизусть.

В Екатеринославе кроме Летнего сада был еще Английский клуб. Была так же летняя эстрада, летний театр. Но почему-то гастроли проходили в общественном собрании. Мой брат перешел на работу в Клуб Коммерческого Собрания. Там была хорошая сцена, большая оркестровая яма, словом это был настоящий театр.

Местные любители открыли сезон отрывками из опер. Первая сцена из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Раздался третий звонок. Вдруг спохватились, что не пришел артист, который играет Гильо. Что делать? Попросили меня. Я, с радостью, согласился. Меня одели, загримировали и сказали: «Вот держи ящик с пистолетами, когда его попросят - отдашь». Но самое главное, мне не сказали, что будут стрелять из этих вот пистолетов. Дали занавес. Ленский пропел свою арию. Вот и наш выход. Я встал, где мне указали. Зарецкий взял у меня пистолеты. – «Теперь сходитесь» - пропел он. Я стал внимательно смотреть, как Онегин и Ленский поднимают пистолеты. Раздался выстрел. Я покачнулся, при этом чуть не уронил ящик и чуть не упал. Выстрел был сильный, стреляли пыжами. Это было мое первое «боевое крещение». На этой сцене спустя 11 лет в 1927 году, будучи студентом музыкального техникума, я пел заключительную сцену Онегина с оркестром под управлением дирижера В.Я.Иориша.

1916 год. К нам в город проездом приезжает знаменитая Вера Холодная. С ней приезжают короли экрана Полонский, Рунич, Максимов и другие (картину с участие Веры Холодной я видел, фильм назывался «У камина»). Брат сказал, что артисты приедут в воскресенье. Рано утром я был уже в театре: я страшно боялся пропустить репетицию.

У кассы висит табличка: на концерт все билеты проданы. Сцену я обставил самой лучшей мебелью. Интересно было посмотреть на такие знаменитости, какие они без грима, как они репетируют. После того, как я проверил все ли в порядке, я решил пойти на улицу и посмотреть, что там делается. Народу было - тьма. Особенно много студентов, им продавали входные билеты. Ко мне подошел один молодой человек.

- Вы из театра? - спросил он.

- Да.

- У меня к вам большая просьба. Вручите, пожалуйста, этот букет Вере Васильевне Холодной.

Я взял букет, нашел уборную, где гримировалась Вера Холодная, постучал.

- Войдите - прозвучал приятный женский голос. Я вошел.

- Меня просили вручить вам этот букет - сказал я.

- Разверните. Ах, какой чудесный букет, какие дивные розы. Кто вам его вручил?

- Не знаю - ответил я – какой-то молодой человек.

Она попросила поставить цветы в воду. Я пошел в бутафорскую, нашел там вазу, налил воды и принес ей на стол.

- Там нет записки? – спросила она.

Я посмотрел внутрь букета. Там действительно лежала записка. Я подал ее. Она прочитала, а потом сказала:

- Передайте ему большое спасибо.

Сейчас я, конечно, не помню, что исполняла Вера Холодная, но хорошо помню, что успех ее был огромным. Раз десять я поднимал и опускал занавес, вся сцена буквально утопала в цветах. Студенты на руках несли ее к автомобилю. Такого успеха я не видел ни у одного актера.

 

Назад // В оглавление книги // Дальше

 

См. также информацию о Владимире Бунчикове и Владимире Нечаеве на странице биографий певцов  >>>;
См. также фото певцов в фотоальбоме  >>>;

См. также записи песен в исполнении Владимира Бунчикова  >>>;

См. также записи песен в исполнении Владимира Нечаева  >>>;

 

 

Полный каталог записей сайта "Виртуальная Фонотека" >>>

 

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.