ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Советская Архитектура в снах на тему Гражданской Обороны.

ЧАСТЬ 1 (Начало)

 

НАЗАД | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | ДАЛЬШЕ

 

Как-то раз (это случилось летом 2006 года) мне пришлось спуститься в подвал одного административного здания. Там, в нешироком проходе, рядом с изувеченным бюстом Ленина, стояли добротные деревянные ящики очень хорошо знакомые мне. В них лежали новенькие нераспакованные гражданские противогазы, тут же на пыльном бетонном полу я увидел пачку пожелтевших плакатов по гражданской обороне. Было ясно, что эти поеденные мышами плакаты никогда уже не будут применяться хозяевами для просветительских целей. Кроме того, подвал собирались передавать арендаторам, в преддверии чего намечалась серьезная чистка. Дальнейшая судьба плакатов была очевидна. Поэтому я свернул плакаты, а вернее, то, что от них осталось, и забрал с собой. Придя в офис, освободил один из столов, накрыл его картоном и приступил к реставрационным работам. Сначала я обрезал образовавшиеся по краям листов лохмотья, после этого плакаты стали выглядеть гораздо аккуратнее. Потом сухой ветошью стер грязь и следы потеков. Теперь оставалось только разгладить листы, которые сильно деформировались в результате небрежного хранения и подвальной сырости. Поочередно раскладывая листы на столе, я слегка опрыскивал их водой, и, когда они распрямлялись, накрывал сверху другим листом картона и придавливал грузом. В таком виде каждый плакат оставлял на ночь. Так, неспешным порядком, вся реставрационная работа была завершена примерно за месяц.

Из плакатов, оказавшихся в найденной пачке, мне удалось собрать два неполных комплекта. Некоторые плакаты встречались два или три раза, некоторые один раз, некоторые листы отсутствовали вовсе. Поностальгировав по школьным урокам гражданской обороны, я задумался, как поступить с материалом дальше. Прежде всего, следовало обеспечить надлежащие условия хранения листов. Для этого я приобрел за 300 рублей в художественном салоне пластиковую папку формата A1.

Идея сделать подборку, которую сегодня я вам предлагаю, пришла мне после просмотра галереи "Сталинская архитектура в советских мультфильмах", сделанной моим другом Николаем Калашниковым. Действительно, в советских мультфильмах очень четко выражена их воспитательная линия. Ленты, снятые в 40-50-е годы, еще лишены застойной диссидентской двусмысленности, они открыты для простого детского понимания, они четко отделяют добро от зла, понятно объясняют, чем отличается порядочность от подлости. Достоверная расстановка нравственных акцентов была невозможна без привязки действия мультипликационной картины к реалистическому пейзажу, будь то городская улица, дом или сквер. В те времена нередко на реальных улицах снимали реальных актеров, после чего аниматоры делали с них эскизы. Конечно, герои мультфильмов, как и декорации, в которых они жили, были нарисованными, однако им приходилось разрешать вполне реальные нравственные проблемы, знакомые каждому из нас.

Плакаты, фрагменты которых я покажу, по современным меркам являются чем-то вроде комиксов. Разница в том, что привычные для западной массовой культуры комиксы предполагают наличие главного героя - Супермена, Человека-паука, Капитана Америки, черепашек-мутантов и прочей дури. Эти герои наделены сверхреальными способностями и потому всегда остаются в центре внимания. Они всегда побеждают. Повествование изначально приобретает антиреалистический, антивоспитательный характер. Поэтому и действие часто происходит на других планетах, на поверхности астероидов, в фантастических городах и несуществующих странах, в недрах канализации. Супергероям традиционно легче орудовать за пределами повседневной реальности, хотя, например, Робот-полицейский и Терминатор действовали в сугубо реальных условиях.

Советская воспитательная система, вероятно, ставила задачи иного рода. Слишком дорогую цену приходилось платить нашей стране и народу за каждый отход от реальностей жизни. Точно так же, как непозволительно было ждать милостей от природы, нам нельзя было расслабляться и забывать об опасностях мира, в котором мы живем. Что готовил нам день грядущий?! Никто не мог этого знать. Чем сильнее люди хотели мира, тем настойчивее они были вынуждены готовиться к войне.

 

 

Сдержанная выразительность плакатов как будто открывает прямой контакт с подсознанием зрителя. Это пейзаж, пришедший из снов Хиросимы, где на тротуарах оставались тени сгоревших людей. Здесь нельзя просто снять ОЗК и противогаз, пройти по траве и погреться на солнце. Здесь нет травы, и солнце на годы скрыто в облаках радиоактивной пыли. Здесь каждый обломок может таить смертельную опасность, а линия жизни измеряется шкалой дозиметра. Это место, где нельзя жить, здесь можно только выживать в течение отведенного времени. Мы смотрим на рисунки и понимаем, что все это однажды мы уже видели, то ли глазами предков, то ли потомков. В снах и апокалипсических кошмарах эти картины выходят к нам из глубин подсознания, наводя животный ужас и заставляя просыпаться в холодном поту.

 

 

Что же мы должны были понять, глядя на пустые окна нарисованных бетонных многоэтажек? В первую очередь мы должны были усвоить: это - планета Земля, а люди в зеленых костюмах - мы сами, или другие, такие же, как мы. Мы должны были запомнить, что наш главный враг - паника, мы не должны поддаваться ей, даже если завален выход, и в убежище кончается воздух. Страшные уроки Чернобыля мы будем постигать на практике позже. А пока для каждого школьника, для каждого рабочего и служащего — необходимый теоретический минимум.

 

ЦИТАТА: Учения гражданской обороны - лучшая школа психологической закалки.

 

Убежище, встроенное в административно-производственное здание.

 

Здесь все должно было выглядеть достоверно, почти по-настоящему. Минимум условностей и отвлекающих оговорок. Если на рисунке изображен дом, то каждый человек должен понимать, что этот дом может быть его домом. И убежище, показанное в разрезе, может находиться прямо под его ногами.

 

Внутреннее оборудование убежища.

 

ЦИТАТА: Убежища являются средствами коллективной защиты людей от оружия массового поражения. Они способны выдержать значительные нагрузки избыточного давления ударной волны и защитить людей от светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения, отравляющих веществ и бактериальных (бактериологических) средств, а также от опасного воздействия высоких температур и продуктов горения при пожаре.

 

Отдельно стоящее убежище, расположенное на территории производственного предприятия.

 

Если нарисован двор или улица, то это должна быть настоящая улица или настоящий двор. В каждом городе существуют кварталы советской ансамблевой застройки, где на стенах домов и по сей день можно различить надписи и указатели, ведущие к входу в убежище. Если на рисунке завод, цех, производственный участок, то каждый человек должен был узнавать в них свой завод и свое рабочее место.

 

ЦИТАТА: Каждый должен знать свое место в убежище по месту работы, жительства и уметь быстро, без суеты занять его.

 

Приспособление подвала многоэтажного здания (например, школы) под противорадиационное укрытие (ПРУ).

 

ЦИТАТА: При подготовке убежища к приему укрываемых в нем людей устанавливаются нары и проводятся другие работы.

 

Приспособление горной выработки под укрытие (ПРУ).

 

Очень быстро штольни каменоломен, горные выработки, нарисованные на плакате, тоже могут оказаться переоборудованными для защитных целей. Это очень удобно, поскольку основной объем работ по извлечению породы уже проделан за годы хозяйственного пользования природными ресурсами. Не нужно ничего копать, не нужно в авральном порядке решать возникающие строительные проблемы, бороться с обвалами. Просто выбирай самый сухой штрек, бетонируй входы, ставь стильный стол с телефоном и настольной лампой и сажай за него человека, одетого в зеленую форму.

Неудобство только одно: горные выработки не всегда располагаются в местах массового скопления людей.

 

ЦИТАТА: Каждый должен знать, где расположены ближайшие противорадиационные укрытия по месту работы или жительства.

 

Приспособления подвала одноэтажного здания под ПРУ.

 

Есть и масса других решений, например, для сельских жителей или для обитателей частного сектора. Оказывается, укрытие от проникающей радиации можно соорудить и в собственном подвале. Потребуется небольшая перестройка дома. Например, засыпав песком комнаты своего жилища и оборудовав в подвале систему вентиляции, можно переселиться туда и превратить его в противорадиационную крепость. Под ПРУ может быть оборудовано и наземное кирпичное здание, и отдельно стоящий погреб, где на полках расставлены банки аппетитных солений. Можно устраивать отрытые укрытия из фашин (арочных хворостяных и камышовых связок, обвернутых брезентом), которые сверху присыпаются песком или грунтом, для тех же целей могут служить тонкие бревна или жерди. Как много способов, оказывается, существует для того, чтобы сохранить свою жизнь в случае ядерного удара вероятного противника. И как мало мы, оказывается, знаем о том, как вести себя в самых типичных экстремальных ситуациях.

 

ЦИТАТА: Противорадиационные укрытия защищают людей от радиоактивного и светового излучения, ослабляют воздействие ударной волны ядерного взрыва.

 

Получив распоряжение на эвакуацию, каждый должен взять с собой
средства индивидуальной защиты, личные вещи, документы,
запас продуктов, воды и медикаменты.

 

Если не можешь сыпать в комнату песок и не имеешь погреба, выход один — эвакуация. Если вдуматься, эвакуация — страшное слово. Эвакуируемый человек в высшей степени бесправен, он как арестант, отправляемый конвоирами по этапу в чужие края, где будет отбывать наказание. Эвакуация — это как ссылка, может быть, даже хуже, потому что о ней тебе всегда объявляют внезапно. Документы, фляга с водой, пачка лапши, аптечка с лекарством для больного ребенка. Что еще успеть схватить, когда уходишь в неизвестность? Что унести из счастливой прежней жизни; что завтра окажется для тебя самым дорогим? Чемодан? Да, это хорошо, но кто понесет его, когда силы подойдут к исходу? И чемодан будет навсегда оставлен у дороги. Так судьба вмиг распорядится всем, что казалось дорогим, тем, к чему стремился и что лишало покоя. И какое будет иметь значение то, что "из нашего окна площадь Красная видна" или высотка на Котельнической ... Теперь за порогом череда потерь, горестей и лишений.

 

ЦИТАТА: При проведении эвакуации население должно четко выполнять распоряжения местных органов власти, администраций сборных и приемных эвакуационных органов, начальников эшелонов и колонн.

 

Очевидно, что значительная роль плакатов была направлена не только на подготовку, но и на явное успокоение людей. Пусть беснуются враги, пусть кидают в нас бомбы, мы к этому как следует подготовимся. Убежища откопаем поглубже, песка насыплем себе в дом (его нужно еще достать и привезти), раздадим фильтры (опять же вопрос о снабжении и справедливой раздаче), артезианскую воду подведем, чистую из спецскважины (тут обычную-то ждем годами), продукты запасем (пусть даже в мирное время не можем еще справиться с очередями). Схожесть изображенных зданий с послевоенными сталинскими постройками очень хорошо показывает, что сюжеты плакатов были навеяны устаревшей практикой действий по защите населения в период Великой Отечественной войны. Оттого самый главный вопрос никто никогда и не задавал. Что будет потом? После заражения? Куда бежать, если случится новая война. Сегодня перед нами пример Чернобыля. А ведь там никто бомбу, кажется, не взрывал и специально ядовитых веществ не разбрызгивал. Что же получится? Доедим оставшиеся консервы, допьем воду из цистерны и отправимся своим ходом хорониться на кладбище... Возможно, те, кто имеет деньги, власть и профессиональные навыки, смогут подготовиться лучше и проживут чуть дольше. Но, в итоге, их участь вряд ли окажется иной, чем у всех остальных.

 

Цитируются: Гражданская оборона СССР. Комплект из 19 плакатов.

Авторы А.Г. Рахманин, Ф.И. Остроух, У.В. Кардашов. Художники Н.М. Кузьмин и Н.А. Попов. Редактор О.Ю. Бриллиантов.

Художественный редактор В.П. Скибина. Технические редакторы Г.А. Кузнецова и Н.Я. Самохвалова.

Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва, 1979 г.

Тираж 100 000 экз., Воениздат, 1979 г.

 

Идея, оформление, тексты Николай Кружков, 2007 г.

 

НАЗАД | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | ДАЛЬШЕ

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.