ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Николай Кружков

ВЫСОТКИ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ.

Наследие эпохи.

 

 

© Н. Кружков, 2014; © Издательство «Центрполиграф», 2014

 

С автором можно связаться по адресу электронной почты или оставить сообщение в книге отзывов сайта Виртуальная Ретро Фонотека.

Готов рассмотреть предложения о сотрудничестве от издателей и других авторов в деле написания и выпуска хороших книг, статей, фильмов.

Буду рад получить Ваши отзывы и комментарии к изданию.

 

 

Содержание книги

  • Введение

  • Предыстория строительства высотных зданий в Москве

  • Дворец Советов

  • Закладка высотных зданий

  • Тень великого зодчего. Первые проекты высотных домов были забракованы Сталиным...

  • МГУ на Ленинских горах. От идеи до реального воплощения

  • Дома-макеты на строительстве МГУ

  • Градостроительные принципы создания ансамбля московских высотных зданий. Американские «законы локомотива»

  • Инженерные решения. Устройство оснований и фундаменты высотных зданий

  • Инженерные решения. История применения металлических и железобетонных каркасов в советском высотном строительстве

  • Инженерные решения. Опыт монтажа фундаментов и конструкций высотных зданий с помощью самоподъемных кранов УБК

  • Инженерные решения. Вертикальный и горизонтальный транспорт на строительстве высотных зданий

  • Инженерные решения. Керамическая облицовка фасадов высотных зданий

  • Инженерные решения. Каменное литье, папье-маше и новые источники света

  • Градообразующее влияние высотных зданий в Москве. Невоплощенные проекты. Опыт проектирования высотных зданий в городах СССР

  • Высотные здания в Варшаве и Бухаресте

  • Municipal Building и другие здания как зеркало мирового небоскребостроения и прообраз московских высоток.

  • Высотные здания как выдающиеся явления в советской архитектуре и строительной технике .

  • Заключение

  • Приложение: «Мы возводим этажи домов чудесных…» Строительство московских сталинских высоток в советских песнях

  • От автора

 

 

ОТ АВТОРА

Книга посвящена первым высотным зданиям в СССР, построенным в Москве в 1947–1956 годах. История появления советских небоскребов чрезвычайно интересна с самых разных точек зрения: инженерной, технологической, эстетической... Не сразу и не просто складывался их архитектурный образ...

Отправной точкой строительства высотных зданий следует считать 13 января 1947 года: в этот день И.В. Сталин подписал постановление № 53 Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». В соответствии с первым пунктом постановления в столице следовало построить восемь многоэтажных зданий — одно 32-этажное, два 26-этажных и пять 16-этажных. Заложили их 7 сентября 1947 года — в празднование 800-летия Москвы (выбор количества высотных зданий был не случайным). Кирпичные столбики с бронзированными табличками, поставленные во время торжественных митингов на местах будущих строек, простояли недолго — активная фаза строительных работ не заставила себя долго ждать.

Идея возведения высотных зданий в Москве, которые могли бы служить пространственной поддержкой будущей композиции Дворца Советов, впервые прозвучала еще в конце тридцатых годов. Генеральным планом 1935 года в исключительных случаях предусматривалась возможность строить дома выше 9–12 этажей. Воспользовавшись этим, архитекторы Д.Н. Чечулин и А.К. Ростковский подготовили конкурсный проект дома с повышенной до 22–24 этажей центральной частью у слияния Яузы с Москвой-рекой. Этот проект получил одобрение, а перед войной на берегу Москвы-реки уже было возведено большое крыло будущего комплекса на Котельнической набережной.

Близость войны заставила вождя повременить с осуществлением идеи создания нового силуэта Москвы. Он получил возможность вернуться к ней только в 1947 году, в канун знаменательного юбилея столицы. Обдуманная за годы мысль получила предельно четкое и последовательное выражение в пунктах известного постановления. За короткое время были намечены точки для строительства высотных зданий. Сразу же начались проектные работы, порученные ряду крупнейших министерств и ведомств (МВД, МПС, Минавиапром…), обладавших серьезными строительными мощностями и квалифицированными проектными кадрами. Реализацию двух самых значительных проектов — зданий на Ленинских горах и в Зарядье — возложили на Управление строительства Дворца Советов. Работы по устройству коробчатых фундаментов восьми высотных зданий начались уже в 1948–1949 годах. В июне 1949 года все восемь проектов опубликовали в печати, за два месяца до этого их авторы получили Сталинские премии.

Раньше всех завершили высотку на Смоленской площади. В те годы трудно было найти другое здание в Советском Союзе, в котором сосредоточилось бы так много примененных впервые технологий. На практическом примере этого здания стало ясно и то, что сделать ярусный силуэт высотного здания пропорциональным можно, только завершив его остроконечным шпилем. Таким образом, шпили были добавлены ко всем проектам. Из восьми запроектированных домов, в итоге, реализованными оказались только семь.

Завершению строительства восьмого здания в Зарядье помешала смерть И.В. Сталина. Возникли обоснованные опасения, что вертикаль высотой 275 метров окажется противопоставлена Кремлю и историческому центру столицы. Хотя справедливость этих сомнений может подлежать обсуждению, поскольку до войны проект Дворца Советов высотой 415 метров со стометровой статуей В.И. Ленина, строительство которого полным ходом шло по другую сторону Кремля на Волхонке, не вызывал подобных опасений у архитектурного руководства.

Литература, изданная в пятидесятые годы, дает возможность понять, как реализовывались каркасы и инженерные системы. Однако ряд аспектов, связанных с советским высотным строительством, до наших дней остается малоизученным. К сожалению, своевременно не были опубликованы работы, которые обобщили бы эстетический и градообразующий опыт строительства высотных зданий в Москве с точки зрения целесообразности создания аналогичных ансамблей в других крупных городах. Между тем фиксация этого опыта и возможность его анализа на уровне современных представлений по-прежнему не теряют актуальности.

В начале пятидесятых волна высотного строительства покатилась от столицы к периферии. Остроконечные здания с характерным ярусным силуэтом проектировались на центральных площадях республиканских и областных центров, разрабатывались проекты подчиненной им окружающей застройки. Однако почти все эти проекты не были завершены, а реализация многих даже не началась. Предваряя подготовку кампании по разоблачению культа личности, набирала обороты и другая государственная кампания — по борьбе с «излишествами и украшательством» в архитектуре. В то же время Академию архитектуры, которая уже успешно решала вопросы индустриализации строительства, удешевления производства стройматериалов и типизации проектной деятельности, демонстративно распустили как ненужную.

Кризис советской классической архитектуры, наметившийся в пятидесятые годы, отчасти оказался обусловлен теми же причинами, которые двумя десятилетиями ранее привели к отмене конструктивизма. Метод и стиль для многих зодчих начали выходить в тираж, становиться техникой. Зацикленность на воспроизводстве определенных форм и деталей, явное, порой абсурдное, злоупотребление определенным набором одних и тех же объемных построений должны были вызвать и вызывали справедливую критику. Но как у нас иногда происходит, начав с осуждения отдельных стилистических перекосов, скоро и от стиля не оставили камня на камне. Впрочем, в отличие от ситуации тридцатых годов, новая ситуация оказалась гораздо сложнее. В тридцатые годы, отринув конструктивизм, власть ясно озвучила дальнейший путь поисков архитектурного образа. В середине пятидесятых новая власть не предложила архитекторам ничего, создав иллюзию полной свободы творчества. Эта «свобода» породила идеологический и эстетический вакуум. Ведущие представители советской архитектурной иерархии снова, как двадцать лет назад, отправлялись за границу в поисках образов для оформления светлого будущего. Но теперь заказ власти был другим — копировалось интернациональное, обезличенное, модернистское...

Высотные стройки стали огромным шагом вперед на пути индустриализации отечественной строительной отрасли. Многие технологии, примененные на них впервые, составляют основу современной проектной и строительной практики. Сталинские высотки пережили оттепель, потом застой и перестройку и благополучно существуют в современную эпоху капитализма. Их судьба — это судьба настоящего символа своего времени. Пожалуй, впервые в мировой практике в 40–50-е годы двадцатого века одновременное строительство группы высотных зданий в Москве позволило объединить в целостный архитектурный ансамбль центр огромного города, придало ему парадный и современный вид, подчеркнуло гармоничную связь нового с памятниками многовековой истории.

Сегодня мало кто знает, какие гигантские трудности пришлось преодолеть ученым, проектировщикам и строителям, чтобы эти высотные здания были возведены, поскольку в России и в Советском Союзе не было опыта строительства подобных уникальных сооружений. Это был такой же прорыв в технике строительства, который можно сравнить с прорывом в освоении космоса.

Книга подробно описывает технические и инженерные решения принятые при проектировании и строительстве высотных зданий. Задача облегчения веса стен высотного здания привела строительную промышленность к необходимости освоения целого ряда облегченных материалов — заполнителей стен и элементов для междуэтажных перекрытий. Взамен традиционного для стен материала — обычного кирпича — появились дырчатый кирпич, керамические пустотелые блоки, для внутренних перегородок — пустотелые гипсовые блоки, пеносиликатные плиты и т.д. Впервые в отечественном гражданском строительстве для утепления плоской кровли высотных зданий было применено пеностекло. Примерно в то же время оно стало внедряться в проекты конструкций крупнопанельных каркасных зданий в качестве утеплителя стеновых железобетонных панелей.

Не говоря о необычных приемах конструирования, в структуру высотных зданий вошли разработки из самых разных областей техники. Переход от несущих кирпичных стен к стальному каркасу явился одним из крупнейших факторов в развитии советской строительной отрасли. Каркасная система позволила свести роль наружных стен лишь к оболочке, изолирующей внутреннее пространство здания от внешних температурных колебаний. Все нагрузки здания передаются на каркас, представляющий собой систему балок и колонн, которые воспринимают вес здания и передают его на фундамент. Сварная конструкция, примененная впервые в Советском Союзе, имела ряд преимуществ перед существовавшей в мировой практике клёпаной конструкцией с монтажными соединениями на заклепках — снижение веса, снижение трудоемкости изготовления элементов и снижение трудоемкости монтажа.

Влияние строительства высотных зданий распространилось и на сферу производства облицовочных материалов, требования к которым в отношении износа оказались значительно выше, чем в традиционных домах. Строительная индустрия начала производить разнообразный ассортимент облицовочных материалов, отвечающих новым требованиям: специальные сорта керамики, литой камень, майоликовые детали.

В московских высотных зданиях была применена оригинальная конструкция фундаментов в виде железобетонной коробки с системой пересекающихся продольных и поперечных стен с верхней и нижней плитами. Железобетонная конструкция работала как единая жесткая система, равномерно распределяющая давление от веса всего здания на грунт. Большая глубина заложения фундаментов при наличии высокого уровня грунтовых вод вызвала необходимость применения надежной гидроизоляции, осуществляемой гидроизолом (основа — асбестовый картон) и металлоизолом (основа — алюминиевая фольга); гидроизоляция стен прикрывалась защитной стенкой из кирпича или бетонных камней, а гидроизоляция основания фундамента — двойным защитным слоем асфальта.

Впервые в истории советской строительной техники при монтаже конструкций каркасов высотных зданий были применены самоподъемные универсальные башенные краны УБК, которым было суждено вписать новую страницу в летопись истории отечественной строительной техники. Отдельная глава посвящена устройству на строительной площадке Московского государственного университета двух экспериментальных домов-макетов, сооружение которых позволило еще до начала строительства отработать основные технологические приемы и планировочные решения здания.

Издание подробно описывает этапы строительства каждого из высотных зданий и технологические приемы, принимаемые на различных этапах. Этим материалы были собраны автором из большого количества источников и систематизируются впервые. Книга так же содержит большое количество редких и фотодокументов, которые, несомненно, вызовут интерес самого широкого круга читателей. Несмотря на широкую известность высотных зданий, в наших представлениях об их истории многое еще остается непознанным, многое не было сказано вовремя. Отдельные моменты действительно замалчивались — это порождало слухи различной степени вымысла о якобы секретной и таинственной роли этих зданий. В большинстве это были действительно вымыслы, связанные с тягой людей ко всему исключительному.

Строительство высотных зданий нашло отражение в известных советских песнях. Советские деятели искусства (как известно, освещавшие жизнь с позиций социалистического реализма) не могло оставаться в стороне от столь важной темы, как преобразование столицы. Сама жизнь выводила инженеров человеческих душ на масштабные темы современности. Поэты, писатели, музыканты, живописцы воспевали великие стройки эпохи в своих произведениях. И сегодня эти произведения мы воспринимаем уже не только как художественные, но и как вполне самодостаточные исторические свидетельства эпохи, в которую они создавались.

 

Избранные отзывы читателей:

 

Несколько слов по поводу книги о сталинских высотках.

Каждая эпоха оставляет за собой определённый эстетический, стилистический след, который выражается и в манере разговора между людьми, и в поэтических приёмах, и в том, каким именно образом украшены витрины магазинов, и в мелодиях популярных песен. Естественно, что не исключением из правил была и т.н. сталинская эпоха истории СССР-России (да и мира!). Эту эпоху имело бы смысл назвать героическим периодом строительства коммунизма и державы, являющей собой путь к альтернативному развитию человечества. Возможно, что в три десятилетия, что СССР прожил под водительством Сталина, было спрессовано столько содержания, столько вех, что подстать целым столетиям прозябания в медленной трясине истории.

Автор книги о московских высотках сталинской эпохи попытался воссоздать в нашей атмосфере цинизма, пустопорожнего мельтешения, мелочных тревог и страстишек, заполняющих жизни большинства наших современников, ощущение активного прорыва в будущее, ощущение стремления навстречу новой жизни. Ощущение это он передаёт посредством не только скрупулёзного исторического экскурса в предысторию и непосредственную историю проектирования и строительства известных всем зданий, но и при помощи любовного и бережного отношения к чувствам, чаяниям, надеждам и жертвам людей, осуществивших всё это. От книги веет атмосферой того тревожного, но наполненного колоссальным историческим смыслом времени. В каком-то смысле нечто подобное возникает при прочтении рассказов Аркадия Гайдара с его неповторимой смесью лирики, немного наивной романтики и неподдельного героизма.

Произведений, в которых сегодня улавливалась бы и успешно передавалась именно атмосфера того времени, психология людей, эстетический фон их деятельности, сегодня чрезвычайно мало. Антиисторическое "современное" прочтение культуры того периода - часть общей тенденции к десакрализации пространства и окружающей нас атмосферы, к пагубному упрощению и обмельчанию человеческих мотивов, к вызывающему тошноту цинизму. Эта книга создаёт впечатление погружения в сегодня уже кажущейся мифологическим, легендарным мир. И тем самым достигает именно того результата, который сегодня так нам необходим. "Мы родились, чтоб сказку сделать былью!" В этих словах заложено много мудрости и энергетики стремления, полёта вперёд. Сталинские высотки, их эстетика, их архитектурная аура - часть этого стремления, часть этого полёта. И она блестяще воспроизведена в книге Николая Кружкова.

Леонид Л-р

 

 

День добрый!

Купил на Озоне Вашу книгу и прочитал недавно. Очень классно написано, видно что Вы тему любите.

Я тоже сильно люблю сталинскую архитектуру, в этом мы едины, поэтому буду ждать от Вас новых книг. Например про «обыкновенные» жилые сталинские дома, этажей эдак от шести до десяти. Такие дома тоже очень красивые и за многими стоит интересная история. Великие сталинские архитекторы кроме высоток построили немало «обычных» жилых домов, которые сформировали прекрасный облик Москвы. В одном из них я живу. Домов таких много – большое поле для исследований.

Пожелание: если в тексте много технических терминов и аббревиатур, то надо добавлять в начало книги глоссарий и расшифровку сокращений.

Спасибо Вам еще раз.

Михаил

 

 

Информация о предыдущих изданиях:
"ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ".

Издательство "Водолей". М. 2011 год. Тир. 1000 экз.

 (Содержание, аннотация, отзывы читателей)

"ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ. Факты из истории проектирования и строительства. 1947-1956."

Издательство "АГНИ" 2007 год. Тир. 500 экз.

(Содержание, аннотация)

 

 

На главную страницу "Виртуальной Ретро Фонотеки"

Раздел "Советская Архитектура"

 

 

   История обновлений                 


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                        

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.