ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Документальный Спецпроект "Запасная Столица"

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

ХРОНИКА
пребывания Государственного ордена Ленина академического
Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы
Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 

Апрель 1942г.

 

Повторное исполнение 7-й симфонии Шостаковича

5 и 6 апреля вновь будет исполнена 7-я симфония Д.Шостаковича. Концерт состоится в Колонном зале Дома союзов. Исполнители - объединенный симфонический оркестр Большого театра Союза ССР и Всесоюзного радиокомитета под управлением С.Самосуда.

("Литература и искусство". 1942, 4 апреля)

 

3 апреля. В клубе Кировского района состоялся концерт, в котором приняла участие лауреат Сталинской премии народная артистка СССР В.В.Барсова. Зал был переполнен. Зрители дали о концерте восторженный отзыв.

(Волжская коммуна. 1942. 4 апреля)

 

Анонс.

6 апреля. В ознаменовании 700-летия со дня разгрома русскими войсками немецких полчищ в битве на Чудском озере, Куйбышевская филармония организует специальный концерт.

Впервые в Куйбышеве будут исполнены: кантата композитора С.Прокофьева «Александр Невский», симфоническая картина П. Чайковского «Полтавский бой», ариозо Дмитрия Донского из симфонии - кантаты Ю. Шапорина «На поле Куликовом» и другие.

В концерте принимают участие: оркестр, хор и солисты ГАБта Союза ССР.

(Волжская коммуна. 1942. 4 апреля)

 

Анонс.

6 апреля. Помещение драмтеатра. К 700-летию разгрома русскими войсками немецких полчищ в битве на Чудском озере (Ледовое побоище. 1242-1942).

Концерт. Исполнители: оркестр и хор ГАБта. Дирижер - заслуженный артист РСФСР профессор орденоносец В.В.Небольсин. Главный хормейстер ГАБта М.А.Купер.

Солисты: лауреат Сталинской премии народный артист СССР М.Д.Михайлов, заслуженный артист РСФСР орденоносец Александр Батурин, артист драмтеатра им. Горького В. А. Бурэ.

(Волжская коммуна. 1942. 6 апреля)

  

Анонс.

8 апреля 1942 года. Помещение музкомедии.

К 700-летию разгрома русскими войсками немецких полчищ на Чудском озере (Ледовое побоище) 1242-1942.

Концерт. Исполнители: лауреат Сталинской премии орденоносец Ольга Лепешинская. Заслуженная артистка РСФСР Б.Я.Златогорова. Солист ГАБта Прокошев. Солист балета ГАБта П.А.Гусев. Артист облдрамтеатра им. А.М.Горького В.А.Бурэ. Солисты балета филармонии В.Миронова и Л.Левитин. У рояля концертмейстер ГАБта С.К.Стучевский.

Ансамбль Красноармейской песни и пляски (ПРИВо). Художественный руководитель ансамбля К.Г.Иваницкий.

(Волжская коммуна. 1942. 8 апреля)

  

Театральный сезон в Куйбышеве

Город Куйбышев живет интенсивной творческой жизнью. С огромным успехом проходят спектакли находящегося здесь Большого театра СССР. Прочными симпатиями пользуются местные творческие коллективы: Драматический театр имени Горького, Театр музыкальной комедии, Куйбышевская областная филармония.

В репертуаре драматического театра большое место уделяется пьесам советских драматургов. Уже поставлена пьеса "Накануне" Афиногенова. Коллекти приступил к работе над пьесами "Осада мельницы" по роману Золя и "Мадемуазель Фифи" по рассказу Мопассана. Обе инсценировки будут объединены в одном спектакле. В ближайшее время театр покажет свою новую работу - постановку трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта".

Драматический театр имени Горького обладает крепкими актерскими кадрами. Большим признанием зрителей пользуются заслуженные артистки республики З.Чекмасова, Р.Данилевская, заслуженные артисты Г.Шебуев, В.Мартынов, артисты В.Бурэ, В.Кузнецов, Д.Алексеев, Н.Никомаров и другие. Недавно в коллектив вступили заслуженная артистка Г.Сергеева и И.Русинов.

Очень популярен у Куйбышевской публики и Театр музыкальной комедии, фактически объединивший в себе т3 коллектива - оперы, балета и оперетты. Это творческое слияние, которое произошло в первые месяцы войны, помогло создать интересный театр с сильным составом хора, балета и солистов.

При творческой помощи писателей-куйбышевцев А.Алекасандрова, Н.Жоголева, Н.Жмылева, Н.Кан и других, местных композиторов В.Ожарко, С.Орлова театр готовит спектакль "Вечер миниатюр" на тему отечественной войны. Осуществлена постановка музыкальной комедии "Чапаевские дни", целиком созданная силами самого театра: музыка написана дирижером Я.Фельдманом, либретто - Евг. Баевым. В этом спектакле артисты Т.Демидов, А.Валерская, А.Глуэдовский, М.Ярин и другие отошли от привычных опереточных приемов и создали ряд запоминающихся образов.

Из классических оперетт театр в текущем году показал "Нитуш" и покажет "Корневильские колокола", "Периколу". Писатель Н.Адуев готовит для театра либретто музыкальной комедии "Табачный капитан". Для детей театр ставит музыкальный спектакль "Маленький Мук".

За последнее время во многом перестроила свою работу Куйбышевская областная филармония. Она поставила своей основной задачей обслуживание заводов, воинских частей и колхозов. Новое весьма ценное мероприятие - организация колхозного сектора филармонии. По плану 1942 года в колхозах области будет дано около 2.400 концертов; за 6 месяцев уже дано свыше 400.

В Куйбышеве с огромным успехом прошли выступления Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Льва Оборина, Розы Тамаркиной, Г.Гинзбурга, С.Фурера, Веры Дуловой, Г.Бариновой и других.

Таким же успехом пользуются симфонические концерты под управлением дирижеров  - народного артиста СССР Л.П.Штенберга, заслуженного деятеля искусств А.Ш.Мелик-Пашаева, заслуженного артиста республики В.В.Небольсина.

В.Кригер (Правда. 1942, 8 апреля)

 

Анонс.

9 апреля 1942 года. Клуб им. Дзержинского.

Концерт, посвященный творчеству П.И.Чайковского. Участвуют: лауреат Сталинской премии орденоносец О.В.Лепешинская. Лауреат Всесоюзного конкурса смычковых квартетов - квартет им. ГАБта в составе: орденоносец Жук, Вельтман, Гурвич, Буравский.

Заслуженная артистка РСФСР,  орденоносец  Б.Я.Златогорова,  лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов исполнителей С.М.Хромченко. Солист ГАБта орденоносец П.А.Гусев, солистка ГАБта Л.И.Алемасова. Партию рояля ведет С.К.Стучевский.

(Волжская коммуна. 1942. 9 апреля)

 

Сердечная встреча.

9 апреля 1942года. Во Дворце культуры им. В.В.Куйбышева состоялась встреча коллектива работников ГАБта СССР с представителем делегации трудящихся города Куйбышева на юго-западный фронт Чепурновым и участником боев с немецкими оккупантами майором Трухановым.

Артисты Большого театра горячо приветствовали представителя доблестной Красной Армии. Рассказ майора Труханова о фронтовых буднях был прослушан с величайшим вниманием. Работники ГАБта решили немедленно развернуть сбор первомайских подарков для бойцов и командиров, с тем, чтобы посылки были доставлены на фронт к великому празднику. Более двух часов продолжалась беседа.

Народный артист республики лауреат Сталинской премии Файер, народный артист СССР лауреат Сталинской премии Козловский, артист балета орденоносец Царман и другие работники театра просили майора Труханова передать сердечный привет отважным защитникам любимой Родины.

И.С.Козловский во время беседы внес интересное предложение: «Мне и моим товарищам хочется спеть для наших бойцов что-нибудь самое лучшее, а перед тем как исполнить свой номер, передать свой горячий привет. Я предлагаю изготовить пластинки, чтобы отослать их в числе наших первомайских подарков друзьям-фронтовикам».

Артисты   Большого   театра   единодушно   поддержали    предложение   об изготовлении   небьющихся   пластинок,   типа   «живого   письма»,   для   отсылки фронтовикам.

(Волжская коммуна. 1942. 10 апреля)

  

Из Постановления СНК Союза ССР О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1941 год:

а) Музыки

Премии первой степени в размере 100 000 рублей.

1. Александрову Александру Васильевичу, народному артисту СССР, профессору Московской Государственной Консерватории им. П.И.Чайковского - за "Гимн партии большевиков" и за красноармейские песни.

2. Шостаковичу Дмитрию Дмитриевичу, профессору Ленинградской ордена Ленина Государственной консерватории - за 7-ю симфонию.

 

Лауреаты Сталинский премий 1942 г.:

Народный Артист СССР А.В.Александров (слева)

Композитор Д.Д.Шостакович

Заслуженный деятель искусств РСФСР А.Ш.Мелик-Пашаев (справа)

 

(...) 

е) Оперного искусства

Премии первой степени в размере 100 000 рублей.

 1.Мелик-Пашаеву Александру Шамилиевичу, заслуженному деятелю искусств РСФСР, Михайлову Максиму Дормидонтовичу, народному   артисту   СССР, Большакову Григорию Филипповичу, Норцову Пантелеймону Марковичу, заслуженному артисту РСФСР, Антоновой Елизавете Ивановне за спектакль «Черевички» П.И.Чайковского в Государственном ордена Ленина академическом Большом театре Союза ССР.

(...)

 («Правда». 1942. 12 апреля)

 

Из статьи «Блистательный рост советской культуры»

Советские композиторы не остались в долгу перед страной. Широко известны красноармейские песни композитора Александрова. Их поют в походе, на отдыхе, исполняют в ансамблях, с эстрады, передают по радио. Боевые мелодии этих песен находят живой отклик у бойцов. Одним из прекрасных произведений композитора А.Александрова является его "Гимн партии большевиков" - мелодичный мощный и торжественный.

Задушевностью и подлинно народным складом пленяют песни композитора Захарова, - всем известные песни "Дороженька", "Два сокола", "И кто его знает", "Провожанье".

Одним из крупнейших произведений искусств, написанных в 1941 году, является 7-я симфония Д.Шостаковича - детище нашего героического, мужественного города Ленина.. В мирную жизнь советских граждан врывается война с ее бедствиями и жертвами. Фашистские людоеды несут гибель человечеству, но война рождает в нашем народе не чувство смятенности, а пафос борьбы. В этом - идея симфонии Шостаковича. Вот почему она сразу завоевала признание советского слушателя.

В обстановке грозового Ленинграда родились кованные стихи Николая Тихонова. Мужественный поэт-воин, он сложил в этих стихах хвалу, достойную города Ленина, он изваял образы его людей - рядовых бойцов и бессмертный образ Кирова. "Киров с нами" - так называется поэма Николай Тихонова, и каждая ее строка - каждая черта в облике Кирова - убеждает, показывает, как со всем советским народом, как с любимым городом борется Мироныч за честь и вольность родной страны, за великое, непобедимой дело Ленина - Сталина.

Гитлер делал ставку на национальную рознь между народами Советского Союза. Ставка эта бита. Народы Советского Союза в дни войны еще более крепко сплотились вокруг знамени Ленина - Сталина. Культура братских народов продолжает расти и развиваться. Крупнейшие деятели искусств братских народов удостоены Сталинских премий.

...

Обуянные звериной злобой, стремясь уничтожить русскую культуру, культуру братских народов Советского Союза, фашисты разрушили музей-усадьбу Толстого, домик Чайковского в Клину. Но имя великого композитора Чайковского, любимого всем прогрессивным человечеством, священно для русского народа, и произведения его навсегда останутся гордостью мировой культуры. В дни войны широко исполняются лучшие творения Чайковского, его оперы ставятся во всех музыкальных театрах Советского Союза. И среди них - спектакли «Черевички» в Большом театре, «Чародейка» в Ленинградском театре оперы и балета, удостоенные Сталинских премий. На сценах двух лучших оперных театров страны выдающимися спектаклями явились оперы П.И.Чайковского.

С беспримерным цинизмом и наглостью фашисты кричат о "превосходстве немецкой расы". Но геббельсовские вопли не могут скрыть омерзительного маразма гитлеровской германии, идейного бесплодия фашизма. Полчища, движимые жаждой крови и грабежа, человеконенавистники, детоубийцы, несущие смерть и разрушение всему, что создало человечество в своей героической борьбе за подлинно человеческую жизнь, - гитлеровские варвары ринулись на Советский Союз. И мы - свидетели явления, которе будет занесено в великую историю мировой культуры: в нашей стране, борющейся с напряжением всех сил, слагают стихи и песни, пишут романы, пишут симфонии, которые читают и слушают народы мира, под грохот пушек создаются произведения, достойные Сталинских премий...

М.Храмченко, Председатель Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР 

(«Правда». 1942. 12 апреля)

 

Пиковая дама.

Гениальное творение Пушкина-Чайковского требует для своего достойного музыкально-сценического воплощения первоклассных исполнительских сил. Говоря об этих силах в постановке Большого театра, на первое место нужно поставить оркестр. И не только, потому, что этот коллектив-художник, коллектив-мастер превосходен сам по себе. В драме Чайковского на его долю выпадает исключительная по своему значению функциональная задача. Оркестр «Пиковой дамы» «непосредственный действующий и страдающий участник самой драмы» (Вагнер «Опера и Драма»). Роль его в движении и развитии событий колоссальна.

А.Ш.Мелик-Пашаев - один из лучших оперных и симфонических дирижеров Советского Союза. Чайковский нашел в его лице превосходного исполнителя. Таланту А.Ш.Мелик-Пашаева в одинаковой мере близки и лирические страницы великого композитора и заключенная в его творчестве стихия трагического. Неисчерпаемые богатства партитуры «Пиковой дамы» тонкий и вдумчивый художник раскрывает с большой глубиной и благородным темпераментом.

Б.Я.Златогорова исполняет роль старой графини превосходно. Это работа большой мысли и таланта. В своем творческом поиске Б.Я.Златогорова нашла главную тему. Эта тема - обреченность. Она ясно выражена в замысле Пушкина, в драматических ситуациях, в музыкальном выражении образа, сознательно построенном Чайковским на материале далеком и прочно забытом.

Герман - другой полюс столкнувшихся сил. Драму страдающего и любящего человека Г.Ф.Большаков исполняет очень сильно. Особенно хороши - вторая картина и финал последней, а также первая часть объяснения с графиней.

Менее удался артисту образ трагического Германа. Для его начертания он не нашел достаточно сильных красок. Герман человек значительный, волевой, решительный, хотя и несчастный. Противоречивые и глубокие чувства, переполняющие его душу, он стремится скрыть от окружающих, а Г.Ф.Большаков расплескивает их торопливо и нерасчетливо. Артисту мешает отсутствие внутренней сосредоточенности для выражения сложных душевных явлений. Однако ему остается, лишь доработать хорошо начатое, чтобы добиться результата достойного его большого дарования.

Образ Лизы один из лучших в геллере женских образов Чайковского. О.Я.Леонтьева правильно воссоздает замысел Пушкина-Чайковского в его основных чертах. Жаль только, что в той гамме красок, которыми пользуется артистка, преобладают темные тона. Через все стадии драмы проходит какая-то меланхолическая нота. Это обедняет образ.

Остальные персоналии «Пиковой дамы» - спутники главных героев.

Елецкий вырос в плане Чайковского из необходимости для Германа у кого-то отвоевывать свою возлюбленную, а для Лизы, как непосредственная жертва ее подвига. Воплощение этого замысла нелегкая задача, ибо в образе нет лица и характера. П.М.Норцов выполнил эту задачу с большим артистическим тактом, компенсируя себя и слушателей превосходным пением.

Баллада Томского - одни из важных моментов музыкальной драматургии «Пиковой дамы». В ней завязка основной драматургии. А.И.Батурин исполняет ее с вокальным блеском. Так же как и шуточную песню в игорном доме.

Очень обаятельна В. Д. Гагарина. Ее Полина согрета внутренним теплом и подлинным волнением.

В интермедии 3-й картины Чайковский хотел дать некоторую разрядку в атмосфере напряженных драматических событий. Постановка, как и исполнение (Е.К.Межерауп, В.Д.Гагарина, А.И.Батурин), на уровне этого замысла. Хорош в интермедии пасторальный танец, поставленный балетмейстером А.И.Чекрыгиным и исполненный артистами балета с большим изяществом и вкусом.

Исполнение хоровых ансамблей в спектакле, как всегда, на большой высоте (главный хормейстер М.А.Купер). Погребальное пение в 5-й картине звучит стройно и музыкально, но очень громко. Голоса хора должны звучать, как голоса далекие,  глухие, как бы потусторонние.  Хорош детский  хор.  Малыши славят доблесть русского оружия, дружно, звонко и с полным сознанием своей ответственности.

В. Владимиров. (Волжская коммуна. 1942. 15 апреля)

 

Рецензия

6 апреля 1942 года. Концерт, посвященный 700-летию Ледового побоища.

Исключительным по содержанию и составу исполнителей, тематически выдержанным вечером-концертом отметила Куйбышевская филармония 700-летие со дня разгрома русскими войсками немецких псов-рыцарей на Чудском озере.

Вечер-концерт прежде всего является большим творческим достижением заслуженного артиста профессора В.В.Небольсина. С огромным подъемом на высоком художественном уровне были исполнены патриотические произведения русских композиторов, из которых особенно хочется отметить прекрасно прозвучавшую симфоническую картину Чайковского «Полтавский бой» и хор Славы из оперы Бородина «Князь Игорь». Лучшие качества своего дирижерского дарования показал В.В.Небольсин в исполнении (впервые в Куйбышеве) двух частей из кантаты Прокофьева «Александр Невский». Прекрасно освоив своеобразный музыкальный язык Прокофьева и его сложную партитуру, В.В.Небольсин ярко и красочно передал в звуках величественную картину Ледового побоища.

Всемерно надо приветствовать первый опыт введения в программу симфонического концерта первоклассного хорового коллектива ГАБта под управлением главного хормейстера М.А.Купера. Хор с большим проникновением исполнил «Песню гнева» Белого, «Вставайте, люди русские» Прокофьева и ряд классических и народных хоровых песен.

По обыкновению блеснул своим могучим и красивым басом народный артист СССР, лауреат Сталинской премии М.Д.Михайлов, неподражаемо исполнивший арию Сусанина и ряд произведений современных композиторов.

Особо надо отметить выступление заслуженного артиста А.И.Батурина, показавшего исполнением двух арий из оперы «Князь Игорь» и ариозо Дмитрия Донского (из кантаты Шапорина «На поле Куликовом») образцы высокого вокального мастерства.

Куйбышевской филармонии необходимо повторить этот исключительно хороший концерт. 

И.Бегиашвили. (Волжская коммуна. 1942. 15 апреля)

 

ВЕЛИКАЯ КУЛЬТУРА СЛАВЯН

Давно уже развеяны в прах невежественные россказни о том, что музыкальная культура славянства представляет собой якобы второстепенную ветвь европейской музыки. На протяжении многих веков, и, особенно, ХIX  и XX столетий, славянские музыканты доказали право своего искусства на непреходящее историческое значение. Самостоятельную роль славянской музыки утвердили в России Глинка, кучкисты, Чайковский, в Польше – Шопен, в Чехии – Сметана. Они создали творческие школы, отличающиеся глубоким своеобразием и наложившие отпечаток на всё развитие музыкального искусства последних 100-150 лет.

Не нужно далеко ходить за примерами. Воздействие Шопена на стиль фортепианной музыки общеизвестно. И в наши дни, спустя почти столетие после смерти Шопена, трудно назвать композитора, который хотя бы в раннем периоде своего творческого развития не испытал могучего влияния шопеновской музыки. Известно также, какую огромную роль сыграл в формировании французского импрессионизма Мусоргский. Давно уже стало азбучной истиной, что Римский-Корсаков – один из основоположников современного оркестрового стиля. Обратитесь к сочинениям Дебюсси и Равеля, позднейших немецких симфонистов, представителей новой итальянской симфонической музыки, – всюду вы увидите отчетливые следы влияний замечательного русского мастера – автора «Шехерезады» и «Испанского каприччио». Римский-Корсаков и его ученик и продолжатель (в смысле принципов инструментовки) Игорь Стравинский – учителя оркестрового письма для целого ряда поколений композиторов.

Я лично решительно убеждён в исключительном значении, которое имеют для современного оркестрового мышления партитуры Чайковского. В отличие от Римского-Корсакова, Чайковский не оставил в назидание потомству столь капитального педагогического труда, как знаменитые «Основы оркестровки», но любая опера, любая симфония Чайковского – подлинный кладезь мудрости, высочайший образец того, как нужно использовать средства симфонического оркестра.

Римский-Корсаков и Чайковский развили в русской и мировой музыке традиции гениального Глинки. Изложенное буквально на нескольких страницах учение Глинки об инструментовке, – быть может самое глубокое и самое тонкое, что когда-либо было сказано об искусстве оркестратора.

Роль русских музыкантов в истории послебетховенского симфонизма разумеется, не исчерпывается достижениями их в узко-технологической области. Эпоха симфонизма, начатая Бетховеном, дала человечеству таких поразительных музыкантов, как Берлиоз, Лист, Вагнер, Малер. Но именно русскому композитору – славянину Чайковскому принадлежит честь быть истинным продолжателем Бетховена. Философскую углубленность бетховенского симфонического стиля Чайковский дополнил той страстностью лирического высказывания, той степенью конкретизации в выражении самых сокровенных человеческих чувств, которые сделали симфонию – сложнейший жанр музыкального искусства – доступной и близкой народным массам.

Здесь проявилась одна из замечательнейших черт славянской музыки – близость ее к народу, его мыслям и чувствам, образам, рожденным народной фантазией, к творчеству народа в самом широком смысле этого слова.

И это делает музыку великих славянских композиторов столь популярной. В самом деле, в сонме гениев мирового музыкального искусства трудно назвать имена более распространённые, художников, более любимых, нежели Шопен и Чайковский. Вероятно, на нашей планете нет ни единого пианиста, для которого шопеновское творчество не составляло бы основы его репертуара, который не лелеял бы мечту стать вдохновенным исполнителем именно шопеновской музыки. Можно ли представить себе оперный театр, - без различия, в Европе или Америке, в Азии или в Австралии, - где не шли бы «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», где аудитория с восторгом и восхищением не внимала бы бессмертным ариям Ленского и Германа, Татьяны и Лизы? Напомню еще, каких фантастических поклонников во всех странах мира имеет автор «Бориса Годунова» и «Хованщины».

Благородной чертой славянской культуры является всегдашняя готовность её, настойчиво и гордо отстаивая свою самостоятельность, признавать и отличать  культурные достижения других народов. Эта традиция ведёт своё начало от давних времен. Не случайно Моцарт, испытавший в родной Вене всю трагедию непризнанности, был, как триумфатор, встречен чешской столицей, старой славянской Прагой. Гениальная «Торжественная месса» Бетховена была впервые исполнена в России. Гектор Берлиоз, которого Западная Европа при жизни композитора так и не удостоила вниманием, именно в России, русскими музыкантами был оценён по достоинству. Его концерты в русской столице, – вероятно, единственное подлинное творческое удовлетворение, которое получил при жизни этот замечательный музыкант.

Не только в творческой, но и во всех без исключения других областях музыкального искусства, славянство сумело проявить свой художественный гений. Петров, Стравинский, Шаляпин, Никиш, Направник, Вержбилович, Рахманинов, воспитанные в русской музыкальной культуре Антон Рубинштейн, Давыдов, Хейфец, – если исключить жалкое племя эрзацмузикеров – порождение гитлеровской Германии, – кто из музыкантов может без чувства гордости произносить эти имена!

В славянских странах сложились замечательные музыкально-педагогические школы, такие, как школы Чайковского, Римского-Корсакова и Танеева, Антона и Николая Рубинштейнов, Лешетицкого, Ауэра и многих других выдающихся воспитателей молодых музыкальных талантов.

Русское музыкознание славно именами Стасова, Серова, Ляроша и нашего замечательного современника Игоря Глебова (Б.В.Асафьева). Такая работа, как «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеева, – великолепный образец сочетания глубокой мысли исследователя с живым творческим чувством подлинного художника.

И в наши дни, оплодотворённые идеями новой, советской эпохи, продолжаются великие традиции русской славянской музыки. В нашей стране живут такие крупнейшие музыканты, как Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев, Ю.А.Шапорин, талантливейшие представители более молодых поколений русских композиторов.

Отрицать значение славянской культуры глупо и бессмысленно. Это грязный вымысел разбойников, придуманный для того, чтобы хоть как-нибудь скрыть злодеяния фашизма, особенно чудовищные в отношении славянских народов. Вместе со всем культурным человечеством мы обвиняем немецко-фашистских преступников в том, что они вандалы. Это они осквернили святыню русского народа – Ясную Поляну; это они топтали рукописи Чайковского в Клину; это они разрушили в Тихвине домик, в котором родился Римский-Корсаков.

Культура славянских народов страшна для фашистов, так как она превозносит великое и прекрасное, изобличает ужасающее моральное уродство фашизма. Она страшна гитлеровским приспешникам и выступает сегодня со всем передовым человечеством, как участник великой борьбы с коричневой чумой. Наше искусство ненавистно гитлерам и геббельсам, так как оно сумело воспеть лучшие качества славянских народов, – их беззаветную храбрость, их готовность к самопожертвованию, во имя благородных идеалов, их пламенную любовь к отчизне.

Наша родина, все славянские народы ведут жестокую борьбу с самым отчаянным врагом, какой когда-либо стоял на пути к человеческому счастью. В совершающейся смертельной схватке всего нашего народа объединились все славяне.

Так пусть же в нынешней грандиозной схватке света и тьмы, добра и зла, механизма и человеконенавистничества, все культурные силы, интеллигенция, люди науки, техники и искусства, славной братской семьи славянских народов бесстрашно выполняют свой долг – великую миссию, которую возложила на них история.

Д. ШОСТАКОВИЧ (Литература и искусство 1942. 15 апреля)

 

Чествование лауреатов.

15 апреля 1942 года. Весь коллектив ГАБта собрался на митинг, посвященный чествованию лауреатов Сталинской премии 1942 года: Мелик-Пашаева, Большакова, Норцова, Антоновой и дважды лауреата Михайлова.

Открывая митинг, секретарь парторганизации ГАБта Лемешко сказал: «Радость и гордость охватила коллектив при известии о присуждении звания лауреатов Сталинской премии лучшим мастерам оперного искусства, создавшим в трудных условиях войны образец высокого советского искусства оперу «Черевички».

Заместитель директора театра Петров поздравил лауреатов от имени дирекции и художественного руководства театра. От имени награжденных выступил Норцов. Он говорил о большой радости и благодарил партию и правительство за внимание и заботу, которой окружили работников искусства в нашей свободной великой стране. «Звание лауреата Сталинской премии обязывает нас высоко держать знамя советского искусства и неустанно совершенствоваться», - сказал П.Норцов.

Работники театра послали приветствие великому вождю и полководцу советского народа И.В.Сталину.

(Волжская коммуна. 1942. 16 апреля)

 

17 апреля 1942 года. С огромным успехом прошел «Вечер балета» Большого театра СССР, в котором танцевали: Викторина Кригер, Ирина Тихомирнова, В.Галецкая, Асаф Мессерер, Г.Табаранов, В.Цаплин. Сбор от этого концерта был перечислен в фонд обороны. 

(Куйбышевский оперный. Кбш. кн. изд-во. 1981. с. 264)

 

Анонс.

20 апреля 1942 года. В помещении драмтеатра им. А.Горького. Симфонический концерт.

Исполнители: оркестр ГАБта, дирижер - лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств, орденоносец А.Ш.Мелик-Пашаев, лауреат Сталинских премий, народный артист СССР, орденоносец М.Д.Михайлов. Лауреат Сталинской премии, заслуженный артист РСФСР, орденоносец П.М.Норцов. Лауреат Сталинской премии, солист ГАБта Г.Ф.Большаков.

В программе произведения П.И.Чайковского.

(Волжская коммуна. 1942. 17 апреля)

 

Успех займа

... КУЙБЫШЕВ

Уже к 3 часам дня 14 апреля подписка на военный заем 1942 г. в коллективе Большого театра, находящегося в Куйбышеве, была закончена. На заем подписались все без исключения работники театра. Сумма подписки при месячном фонде в 600 тысяч рублей превысила 800 тысяч рублей.

Выпуск нового займа встречен с огромным воодушевлением. Вечером 13 апреля в театре состоялся многолюдный митинг, на котором с речами, призывающими дружно провести подписку и дать взаймы государству как можно больше средств для скорейшего разгрома врага, выступил Ю.Файер, один из старейших работников ГАБТ суфлер Альтшулер и другие.

И.С.Козловский, подписавшийся на 12 тыс. руб., заявил на митинге о своем желании дать, кроме того, специальный концерт в фонд обороны страны. Этот концерт будет устроен дирекцией театра в ближайшие дни. М.Михайлов подписался на 15 тыс. руб., Мелик-Пашаев на 12 тыс. руб., Барсова, Ю.Файер, М. Рейзен - по 10 тыс. руб., Норцов - 9 тыс. руб., Антонова, Большаков, А.Мессерер - по 7 тыс. руб., О.Лепешинская - на 8 тыс. руб., артист оркестра Полонский, получающий 1000 рублей в месяц, подписался на 2500 руб. и т.д. Некоторые работники театра при подписке внесли всю сумму наличными.

Успешно проходит подписка на Военный Заем на предприятиях искусств Куйбышева. Из 162 работниковдрамтеатра им. Горького в первый день подписки подписалось 160 чел. Суммма их подписки составляет 111 проц. месячного фонда зарплаты всего театра. Из 162 работников Областной филармонии подписалось 157 человек, причем сумма подписки также превышает фонд зарплаты...

(Литература и искусство. 1942. 18 апреля)

 

Тосканини - Шостаковичу

Величайший дирижер современности Тосканини, живущий теперь в Нью-Иорке, прислал в ответ на поздравление Д.Шостаковича, в связи с днем рождения дирижера, следующую телеграмму:

"С Вашей стороны было очень мило вспомнить о дне рождения старого музыканта, который Вами бесконечно восхищается и желает для нашего искусства, чтобы Ваш гений шел все дальше и дальше по стопам величайших мастеров.

С благодарностью Артуро Тосканини.

(Литература и искусство. 1942. 18 апреля)

 

Концерт из произведений Р.М.Глиэра

Очередной симфонический концерт Куйбышевской филармонии был посвящен творчеству композитора, народного артиста СССР, дважды орденоносца Р.М.Глиэра, одного из крупнейших представителей старшего поколения советских композиторов.

Творчество Р.М.Глиэра широко известно советскому слушателю по балету "Красный мак", опере "Шах-Сенем", ряду симфонических, камерных и и инструментальных произведений.

В своем композиторском стиле Р.М.Глиэр впитал лучшие достижения русской музыки, ее двух основных направлений конца XIX и начала  XX века - Чайковского и "могучей кучки", своеобразно творчески претворив их традиции в своем красивом, выразительном и понятном музыкальном языке. В произведениях Р.М.Глиэра важную роль играет музыка народов СССР, сокровищницу которой он блестяще показывает в своем творчестве.

В концерте, шедшем под управлением автора, оркестр Большого театра, со свойственным ему великолепным мастерством, проникновенно и с увлечением исполнил 2-ю симфонию Глиэра - монументальное произведение, дающее слушателю ощущение борьбы, большого подъема и оптимизма.

Отлично прозвучала увертюра «К пятилетию Сталинской Конституции» построенная на двух темах народного склада, противопоставляемых музыкальному символу вражеской силы, как бы уничтожаемой в процессе развития ткани увертюры, приводящей к победному, торжественному звучанию русской темы в заключительной части произведения.

Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей Вера Дулова ярко показала тонкие и чарующие краски своего инструмента в исполнении концерта для арфы.

Заслуженная артистка республики Е.К.Межерауп вдохновляюще спела несколько романсов Глиэра.

В заключение концерта была исполнена симфоническая поэма «Заловит», написанная по известному стихотворению Т. Шевченко «Як умру, то поховайте...», проникнутая обаятельным колоритом замечательной украинской музыки.

Аудитория концерта продолжительными аплодисментами и неоднократными вызовами автора и исполнителей по достоинству отметила интересный концерт.

Б.Халип (Волжская коммуна. 1942. 21 апреля)

 

Концерт лауреатов Сталинской премии.

20 апреля 1942 года. В праздник советского искусства вылился симфонический концерт под управлением дирижера лауреата Сталинской премии заслуженного деятеля искусств РСФСР А.Ш.Мелик-Пашаева, при участии дважды лауреата народного артиста СССР орденоносца М.Д.Михайлова, лауреатов Сталинской премии заслуженного артиста РСФСР орденоносца П.М.Норцова и Г.Ф.Большакова.

В этот вечер лауреаты еще раз предстали во всем блеске своего таланта и мастерства.

С большой и ответственной программой, являющейся центральной частью концерта, выступил дирижер Мелик-Пашаев - молодой по годам, но зрелый в своем творчестве художник, выросший и сформировавшийся в годы советской власти. Путь его к дирижерскому пульту Большого театра - путь талантливого советского человека. Между пианистом Тбилисской оперы и лауреатом Сталинской премии лежат годы упорного труда и учебы. Между первым дирижерским дебютом Мелика-Пашаева в «Фаусте» 19 лет назад в Тбилисси и «Черевичками» в Большом театре 1941 года большое качественное различие. И все же, в этих двух этапах творческого пути есть общее, определяющее приход Мелик-Пашаева к триумфам большого художника. Это общее - в требовательности Мелик-Пашаева не только к оркестру, певцам, хору, но прежде всего -требовательность к самому себе.

В концерте лауреат Сталинской премии Мелик-Пашаев дирижировал 6-й «Патетической» симфонией Чайковского - произведением громадной философской и психологической глубины. Вдохновенно и пылко провел дирижер симфонию, в которой особенно хорошо прозвучали 2-я, 3-я и последняя части. Прекрасно удалась Мелик-Пашаеву симфоническая фантазия «Франческа да Римини».

Арию Гремина из оперы «Евгений Онегин» исполнил любимец советского слушателя М.Д.Михайлов, создатель ряда неповторимых, замечательных образов: народного героя-патриота Ивана Сусанина, смешного, неповоротливого Чуба, грозного хищного Кончака, пышного генерала - «бойца с седою головой», сурового варяжского гостя. Его могучий, прекрасный голос заполнил весь зал. Сдержанная проникновенная манера исполнения и музыкальность, вызвали единодушные, долго не смолкающие аплодисменты аудитории.

Выразительно спел ариозо и песню Вакулы Г.Ф.Большаков, артист большого сценического обаяния.

П.М.Норцов, создавший замечательную роль «светлейшего» в «Черевичках», спел ариозо Мазепы и арию Роберта из «Иоланты». Сдержанная, академическая манера исполнения известного певца прекрасно вязалась с образом властного, честолюбивого и гордого гетмана, показанного Чайковским в более благородных и романтических чертах, чем Мазепа Пушкина.

Оркестр Большого театра в концерте лауреатов был выше всяких похвал и доставил слушателям большое художественное наслаждение.

Не на большой высоте была организация вечера Куйбышевской филармонией. Шумные пререкания администрации с переполнившей помещение театра публикой в начале первого и второго отделений мешали аудитории и исполнителям.

Б. Халип. (Волжская коммуна. 1942. 29 апреля)

 

Артисты ГАБт СССР обороне страны.

С большим успехом прошла подписка на Военный заем в коллективе ГАБта СССР. При общем фонде зарплаты в 603 000 рублей, сумма подписки составила 803 270 рублей, то есть 135 %.

Дважды лауреат Сталинской премии народный артист СССР, орденоносец М.Д.Михайлов подписался на 15 000 рублей, при окладе 4 000 рублей в месяц.

Лауреат Сталинской премии орденоносец О.В.Лепешинская подписалась на 8 000 рублей, при зарплате 2 500 рублей.

Кампания подписки на Военный заем вылился в широкое движение по сбору средств в фонд обороны советской родины. Народный артист СССР орденоносец И.С.Козловский, подписавшийся на 12 000 рублей, при окладе 4 000 рублей в месяц, даст концерт, весь сбор с которого поступит в фонд обороны.

23 апреля коллектив театра показывает спектакль «Черевички», удостоенный Сталинской премии 1942 года. Коллектив балета ГАБт проводит два вечера танца, сбор с которых также передан в фонд обороны.

(Волжская коммуна. 1942. 22 апреля)

 

Анонс.

24 апреля 1942 года. ГАБт СССР (Дворец культуры им. В. В. Куйбышева)

Концерт лауреата Сталинской премии народного артиста СССР И.С.Козловского при участии оркестра Большого театра СССР. Дирижер - лауреат Сталинской премии Ю.Ф.Файер. 

(Волжская коммуна. 1942. 22 апреля)

 

Анонс.

28 апреля 1942 года. Участвуют: лауреат Сталинской премии, народный артист СССР М.Д.Михайлов, солисты ГАБта В.И.Цаплин (балет), артист драмтеатра И.Н.Русинов (чтение), артисты госфилармонии П.Н.Ефремова (пение), В.Миронова и Л.Левитин (балет), Б.И.Фелициант (скрипка), Ян Ядов (сатира). Партию фортепиано - Е.Якобсон.

(Волжская коммуна. 1942. 25 апреля)

 

Информация о концерте 24 апреля 1942 года.

На днях, в зале Дворца культуры им. Куйбышева, состоялся концерт лауреата Сталинской премии, народного артиста СССР, дважды орденоносца И.С.Козловского, при участии оркестра Большого театра под управлением лауреата Сталинской премии, народного артиста РСФСР, орденоносца Ю.Ф.Файера. Весь сбор с концерта (24 325 рублей) поступил в фонд обороны.

И.С.Козловский с огромным успехом исполнил арию Вертера (Массне), ариозо Дубровского (Направника), песню Левко из «Майской ночи» (Римского-Корсакова), серенаду Арлекина из «Паяцев» (Леонковалло) и ряд произведений под аккомпанимент арфы и рояля (лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов В.Дулова, концертмейстер ГАБт С.К.Стучевский).

Оркестр, блестяще сыграл сюиту из балета «Спящая красавица» (Чайковского) и «Испанское каприччо» (Римского-Корсакова). В «Испанском каприччио» виртуозно исполняли сольные партии солисты оркестра: скрипач М.И.Пальцев, виолончелист И.М.Буравский, флейтист А.К.Стучевский и кларнетист И.Н.Майоров.

(Волжская коммуна. 1942. 30 апреля)

 

Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006 г.г.)

 

Читать предыдущий раздел хроники... //  К оглавлению хроники ГАБТ в г.Куйбышеве // Читать хронику далее...

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.