ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Документальный Спецпроект "Запасная Столица"

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

ХРОНИКА
пребывания Государственного ордена Ленина академического
Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы
Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 

Май 1942г.

 

Анонс

4 мая 1942 года. Большой театр Союза ССР. Помещение драмтеатра.

Симфонический концерт. Исполнители: оркестр Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР. Дирижер, заслуженный артист РСФСР, профессор, орденоносец В. В. Небольсин. Солисты: лауреат международного конкурса пианистов, профессор, орденоносец Лев Оборин, заслуженный артист РСФСР, орденоносец Александр Батурин.

В программе: произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки.

(Волжская коммуна. 1942. 3 мая)

 

Отличный концерт.

Творчеству трех гениев русской музыки - Глинки, Чайковского и Римского-Корсакова был посвящен очередной симфонический концерт Куйбышевской филармонии.

Оркестр Большого театра под управлением заслуженного артиста РСФСР, орденоносца, профессора В. Небольсина исполнил «Шахерезаду» Римского-Корсакова. Исполнителям удалось прекрасно передать аромат живописного легендарного Востока, эпизоды из «Тысячи и одной ночи», замечательные образы лучшего симфонического произведения Римского-Корсакова.

Большое художественное наслаждение доставили слушателям исполнители сольных партий в этом произведении: виолончелист И.Буравский, флейтист А.Стучевский, кларнетист А.Александров, фаготист Е.Буколов и арфистка А.Эльдарова. Особенно хорошо играл скрипичное соло концертмейстер оркестра, лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов С.Калиновский.

Во втором отделении концерта выступил лауреат Всесоюзного и международного конкурсов пианистов профессор, орденоносец Л. Оборин. Романтичность напевов украинской музыки, светлое, жизнерадостное настроение первого концерта для рояля Чайковского были раскрыты исполнителем исключительно тонко и вдохновенно. Особая привлекательность игры Оборина в этот вечер была в том, что виртуозные моменты произведения, при громадном техническом мастерстве концертанта играли подчиненную роль во всей музыке концерта, нигде не заслоняя ее изумительных красот.

Заслуженный артист РСФСР, орденоносец А.Батурин спел арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила» Глинки. Центральная ария оперы «О поле, поле», насыщенная мужественной лирикой русского богатыря, прозвучала убедительно и красиво. Хорошо были спеты на бис романс Глинки «Мери» и «Средь шумного бала» Чайковского.

В заключении оркестр сыграл введение и свадебный марш из «Золотого петушка» Римского-Корсакова. Яркие, острые характеристики полуфантастичных, полуреальных персонажей Пушкина и Римского-Корсакова, чудесная вереница сказочных образов были музыкально воссозданы исполнителями очень выпукло и совершенно.

Дирижер В. Небольсин, хорошо известный аудитории симфонических концертов и оперных спектаклей, в этот вечер дирижировал особенно удачно. Академическая, без претензий на внешнюю эффективность манера исполнения, блестящее мастерство и чуткость в ансамбле с Обориным, высокая культура в трактовке партитуры композитора - все это обеспечило успех выдающегося советского дирижера.

Еженедельные симфонические концерты пользуются неизменной любовью у куйбышевцев.   Однако,   популяризация   этих   концертов   еще   не   находится   на должной высоте. Редко когда к концертам выпускаются хорошие, содержательные программы. Всего лишь на одном вечере была организована в фойе выставка, посвященная    творчеству    исполнявшегося     композитора.     Этот    недостаток руководителям куйбышевской филармонии следует учесть и исправить. 

Б. Халип. (Волжская коммуна. 1942. 7 мая)

 

Анонс

5 мая 1942 года. Помещение театра музкомедии.

Концерт для школьников. В концерте принимают участие артисты Большого театра, филармонии и эстрады.

(Волжская коммуна. 1942. 4 мая)

 

В ГАБт «Кровь народа».

Государственный ордена Ленина академический Большой театр СССР начал работу над новой одноактной оперой композитора И.Дзержинского «Кровь народа».

Идея оперы - героизм народных мстителей-партизан, борющихся с немецко-фашистскими захватчиками.

Дирижирует оперой народный артист СССР, орденоносец Л.Штейнберг, постановщик Е.Соковнин. В ведущих партиях выступят: лауреат Сталинской премии Г.Большаков, заслуженные артисты РСФСР Б.Евлахов, Т.Черняков, заслуженная артистка РСФСР Г.Жуковская, заслуженная артистка РСФСР Е.Кругликова, заслуженная артистка РСФСР О.Леонтьева, Е.Шумилова, заслуженный артист РСФСР Б.Бугайский, А.Яхонтов, заслуженный артист РСФСР А.Остроумов и другие.

(Волжская коммуна. 1092. 10 мая)

 

Большой концерт.

11 мая 1942 года. В помещении Дворца культуры им. Куйбышева.

Исполнители: лауреат Сталинской премии солист ГАБта Г.Ф.Большаков, народный артист РСФСР орденоносец В.Н.Лубенцов, заслуженный артист РСФСР орденоносец А.Батурин, заслуженная артистка РСФСР Е.С.Сливинская. Солисты ГАБта, артисты драмтеатра, филармонии и музкомедии. Программу ведет заслуженный артист РСФСР С. Н. Остроумов.

(Волжская коммуна. 1942. 9 мая)

 

11  мая 1942 года. Помещение драмтеатра им. А.Горького.

Концерт танцевальной музыки и балета. Исполнители: артисты ГАБт и филармонии. 

(Волжская коммуна. 1942. 9 мая)

 

12 мая 1942 года. Помещение театра музкомедии.

Концерт  для  школьников  при  участии  артистов  ГАБта,   филармонии  и драмтеатра.

(Волжская коммуна. 1942. 9 мая)

 

12 мая 1942 года. Помещение театра музкомедии.

Большой эстрадный концерт. Исполнители: артисты ГАБта, драмтеатра и филармонии.

(Волжская коммуна. 1942. 10 мая)

 

Выступления М. Семеновой.

13 и 16 мая в ГАБта состоятся выступления лауреата Сталинской премии, заслуженной артистки республики М.Т.Семеновой. В балете «Лебединое озеро» М.Семенова исполнит роли Одетты-Одиллии.

(Волжская коммуна. 1942. 10 мая)

 

Марина Семенова в «Лебедином озере».

13 мая 1942 года. М.Семенова выступила в роли Одетты-Одиллии на сцене Большого театра в Куйбышеве.

М.Семенова прочитала нам замечательную музыкальную поэму Чайковского. Исполнение это нельзя не назвать совершенным. Власть артистки над зрительным залом безгранична. Вы в плену вдохновенного творчества художника и погружаетесь в мир тончайших чувств.

У М.Семеновой техника первоклассного мастера, но вы не замечаете. Линии Семеновой необычайно красивы. Они лиричны и женственны, как краски Рафаэля. Движения ее, предельно выразительны и насыщены ощущением прекрасного. Вместе с тем они сдержанны, даже скупы. В рисунке Семеновой темперамент художника выражен в самой теме, орнамент отделки выступает на втором плане.

Мысль и мастерство рождают образ. Он пленителен этот сказочный образ Лебедя-женщины, как пленительна замечательная музыка Чайковского, раскрывающая целый мир идеальных человеческих чувств.

Хочется отметить, что на сцене Большого театра в Куйбышеве, выступала пятая Одетта-Одиллия: М.Семенова, Ольга Лепешинская, Суламифь Мессерер, Софья Головкина, Ирина Тихомирова. Каждая, по-своему, рассказала нам поэтическую сказку Чайковского.

Спектакль и на сцене и в зрительном зале рождал ощущение большого праздника. С подъемом танцевали солисты и весь ансамбль балета. Это был парад превосходных талантов.

Оркестр Большого театра и его замечательный дирижер Ю.Ф.Файер щедро украсили этот праздник цветами высокого творческого вдохновения. 

В.Владимиров. (Волжская коммуна. 1942. 16 мая)

 

16 и 17 мая 1942 года. Клуб им. Дзержинского.

Эстрадный концерт. Выступают артисты: ГАБта Союза ССР, драмтеатра им. А. М. Горького, театра оперетты и государственной эстрады.

(Волжская коммуна. 1942. 15 мая)

 

17 мая 1942 года. Большой театр, эвакуированный в Куйбышев, показал спектакль «Иван Сусанин» с М.Михайловым в роли Сусанина, В.Барсовой - Антониды, Г.Большакова — Собинина, Б.Златогоровой - Вани, с великолепным танцевальным польским актом в хореографии Р.Захарова, декорациями П.Вильямса. Труппа Большого театра работала в нашем городе около двух лет (с октября 1941 по июль 1943). Первые спектакли были показаны уже в декабре 1941 года.

(Самарская область. Учебное пособие. Самара. 1999. с. 389)

 

Спектакль Большого театра «Иван Сусанин».

Глинка создал «отечественную героико-трагическую оперу». Ее героем был русский народ, темой - беззаветная любовь его к своей родине. Николай 1 извратил этот замысел, назвав оперу «Жизнь за царя», а либреттист барон Розен, секретарь его сына-наследника, закрепил «высочайшую волю» бездарными стихами соответствующего содержания.

Взятый царским правительством на откуп «Иван Сусанин» в течение целого столетия пребывал в плену официальной политики.

Освобождение «Сусанина» из этого плена в наши советские годы - историческая заслуга Государственного академического Большого театра.

Его художественный руководитель СА.Самосуд - автор новой музыкально-сценической редакции оперы - вернул произведению Глинки всю силу его гениального замысла. Пересмотренная драматургия «Сусанина» ныне отвечает первоначальному плану, собственноручно начертанному Глинкой.

Стихотворный текст С. М. Городицкого снимает налет розеновской сусальности и архаизма, хотя и грешит некоторыми недостатками: языку главного героя сообщен местами несвойственный его характеру резонерский оттенок, кое-где встречаются стилистические шероховатости («Что за веселье в годы безвременья», - поет Сусанин - это режет ухо).

Оркестровка «Ивана Сусанина» - палитра богатейших красок. Она прозрачна и многогранна и, вместе с тем, лишена всякой внешней нарядности и музыкального кокетства. Его оркестр - могучая сила, излагающая драматическое содержание произведения. Замечательный оркестр Большого театра осуществляет этот замысел Глинки. Он все время в центре драматических событий.

Дирижерская палочка С.А.Самосуда, как громоотвод, поднимает на себя разрядку всех грозовых стихий, бушующих в атмосфере спектакля.

Глинка - потрясающий мастер музыкального портрета. Образы «Ивана Сусанина» обладают каждый какой-то одной очень яркой чертой характера. Это было первое, что записал Глинка в свой план, и это свойство сообщает им особую драматическую силу и скульптурную выразительность. Образы эти нашли в Большом театре превосходных исполнителей.

Сусанин - М. Д. Михайлова - простой русский человек, и так как в нем нет ни внешнего пафоса, ни позы, то трудно поверить, что он герой. Но вот пришла беда, и он идет беде навстречу и подвиг для него - дело человеческой совести.

Вот почему драматические сцены 3-й, и в особенности 5-й картины, в исполнении Михайлова достигают такой обобщающей силы, что БЫВШЕЕ и ДАЛЕКОЕ становится СЕГОДНЯШНИМ и БЛИЗКИМ.

В.В.Барсова - выдающийся мастер вокального искусства. В труднейшей партии Антониды, она вновь блеснула превосходным качеством своего голоса и виртуозным исполнением. Но потрясает это исполнение в драматических местах 3-й картины, в сцене прощания с отцом и в заключительной арии «Печалью согрета», говоря словами Пушкина, гармония этой арии: в ней надрывно и горестно звучат ноты великой женской скорби.

Вся в ощущении современности и Б.Я.Златогорова - исполнительница роли Вани. Ее Ваня — прототип тех маленьких героев, которых рождает сейчас великая наша страна. Смотришь на игру Б.Я.Златогоровой и думаешь о нелегкой судьбе многих тысяч детских жизней.

Чужие, недобрые люди ворвались в мирное жилище Сусанина, и в этой 3-й картине Б.Я.Златогорова превосходно играет и поет. Хорошо ее исполнение и в следующей картине.

Богдан Сабинин - мужественный воин, характер удалой, по определению Глинки. Но это его качество не выявляется в поступках. Ярче и выразительнее в его образе черты нежного и пылкого любовника. Они доминируют и в обаятельном исполнении Г.Ф.Большакова.

Очень хорошо звучит голос С.П.Стрельцова в партии запевалы. Превосходный ансамбль дополняют Ф.М.Годовкин, И.И.Маньшавин, К.И.Терехин и А.Р.Хоссон.

Особняком стоит в опере 2-я картина. Она Глинкой построена почти целиком на танцах. В старых постановках «Ивана Сусанина» вторая картина была лишена своего значения в общей драматургии оперы и низведена до уровня балетного дивертисмента.

Новая постановка Большого театра возвращает вторую картину в общую систему идейного замысла Глинки. Постановка этой картины — замечательная работа балетмейстера Р.В.Захарова. Танцы поставлены с редким вкусом и блеском. В вихре динамических и выразительных движений они идут на зрителя бурными атаками, грозя растворить в этом ощущении побеждающей красоты идейную сущность происходящего. Но к музыкальному тексту Глинки Р.В.Захаров создал подтекст, который направляет восприятие зрительного зала в правильное русло. Исключительными яркими штрихами он обрисовал этот мир легкомыслия, тупости и спеси. Рукою мастера сорваны и красивые маски и перед нами стадо волков и лисиц. Замысел Р.В.Захарова нашел исключительно талантливое исполнение в балетной труппе Большого театра.

Какая изумительная лепка образов! В блестящей мазурке мчатся В.Ф.Галецкая и В.И.Цаплин. Вельможный пан ищет любви своей дамы. Побежденный он становится перед нею на колени. В глазах замирает восторг, нетерпеливо тянутся и жаждут прикосновения старческие руки, дрожит улыбка под седыми усами. Танец увлекает их дальше. Он шепчет слова любви, но кокетливая красавица смеется, закрываясь веером, и дразнит, и манит, и вьется около потерявшего голову кавалера.

Рыжий вояка, тупой и спесивый - фигура из галереи образов польского писателя Сенкевича (А.И.Радунский). Он едва стоит на ногах. Пьяное тело просит покоя. Но в глазах тревога и страх: не потерять бы расположение короля Сигизмунда и вместе с ним свое место на лестнице славы. Он борется, работая локтями и уповая на предков. Знатные предки и ЕЖ в фамильном гербе побеждают, и король венчает лавровым венком этого «молодца против овец».

Превосходно танцует А.И.Абратова, С.Н.Звягина, Н.А.Капустина, Б.И.Борисов и И.Д.Леонтовский. Вальс Т.В.Лазаревич полон поэтической грации. Хорош ее кавалер Ю.Г.Кондратов. Запоминается в этой картине выразительная фигура Л.А.Ландилина.

Народ, в трагедии Глинки, играет важную роль. Он является действующим участником всех драматических событий. Поэтому, хорам в опере отведено совершенно исключительное место. Музыка их блещет изумительным мелодическим богатством.

Что касается последнего хора «Славься», то он является непревзойденным шедевром музыкальной литературы. «Славься» - подлинное озарение творческого гения Глинки. Хор Большого театра (главный хормейстер М.А.Купер) в «Иване Сусанине» выступает во всем блеске своих художественных качеств. Заключительный хор прозвучал с большой силой, хотя кое-что и утерял от соседства ярких красок. П.В.Вильямса и от движения непрерывного потока человеческих масс. Превосходное сценическое решение эпилога подсказано постановщикам самим Глинкой, задумавшим «Славься», как гимн-марш.

«Иван Сусанин» - большая творческая победа замечательного советского художника П.В.Вильямса. Его работам присуще благородство вкуса и свойственное только законченным и зрелым мастерам, особое умение в немногом сказать все. П.В.Вильяме не борется со сценическим пространством, а подчиняет его себе. Поэтому в его композициях есть воздух, но никогда нет пустоты. Не терпит талант художника и статики: его мысль - непрерывное движение, параллельное движению драмы.

Особенно удались П.В.Вильямсу 1-я картина - осенний пейзаж, 2-я - в польском стане и 5-я - непроходимая лесная глушь, рождающая ощущение неминуемой гибели. Блестяще оформлен и эпилог - ярчайший праздник красок.

Заканчивая наш отчет, мы должны сказать, что автор постановки С.А.Самосуд дал ей четкий и глубокий замысел и с редким умением направил на его осуществление энергию столь многих и разнообразных талантов.

Спектакль кончился. Перешагнув порог театра, окунаемся в мрак затемненного города. Три мощных прожектора бороздят небо.

История только что рассказала нам свою волнующую повесть, жизнь ее продолжается.

Радостно сознавать, что дорогой Ивана Сусанина идут уже миллионы патриотов, идут и борются за незыблемость границ своего государства, за право на труд и на счастье, за будущее своих детей, за великое дело Ленина-Сталина.

Славься же могучий советский народ! 

В.Владимиров. (Волжская коммуна. 1942. 24 мая)

 

Вечер балета.

В состоявшемся на днях, во Дворце культуры им. В.В.Куйбышева вечере балета Большого театра, замечательное искусство мастеров советской хореографии еще раз предстало перед зрителями во всем блеске.

Среди ряда прекрасных балерин-классичек, показала изумительный прыжок, красоту линий и необычайную «воздушность» Л.Черкасова.

Очень мягко и лирично танцевали «Мелодию» Глинки и «Вальс» Шопена И.Тихомирова и Г.Петрова. Замечательными поддержками, как всегда, блеснул П.Гусев. Хорошим кавалером в «Мелодии» показал себя молодой артист балета Ю.Кондратов. С большим интересом смотрится драматически напряженный этюд «Гранатометчики» в исполнении Н.Авалиани и Д.Белого. Актуальное идейное содержание хорошо предано в этом номере скупыми и выразительными хореографическими средствами.

Лауреат Сталинской премии, заслуженный артист РСФСР А.Мессерер показал замечательный гротесковый образ темпераментного футболиста, сочетав большое артистическое мастерство с присущей ему блестящей техникой танца.

С большим артистическим обаянием танцевала «Вальс» Крейслера А.Абратова. Танцевальную миниатюру «После дождя» (постановка заслуженного артиста РСФСР А.Радунского, Н.Попко, Л.Поспехина) хорошо исполнили О.Крылова и Т.Ланковиц.

В характерных танцах ярко и темпераментно выступили В.Галецкая, Н.Капустина, Б.Борисов, Г.Тарабанов. Совсем юная дебютантка Н.Симонова в «Свидании» Альбениза продемонстрировала свое приятное характерное дарование. Талантливой танцовщице нужно лишь устанить излишнюю узость, «камерность» манеры исполнения, не желательные на большой сцене.

В.Цаплин, много и интересно работающий над гротесковыми, очень четкими мимическими образами, знакомый куйбышевским зрителям по своему превосходному «Подхалиму», в этот вечер очень хорошо исполнил «Танец нетрезвого франта».

С большим успехом выступила в концерте лауреат Всесоюзных конкурсов исполнителей В.Дулова (арфа) и Ю.Реентович (скрипка).

Б. Халип. (Волжская коммуна. 1942. 23 мая)

 

Анонс

26 мая 1942 года. Помещение театра музкомедии.

Концерт для школьников 5, 6, 7 классов, посвященный окончанию учебного года. В концерте примут участие артисты Большого театра, филармонии и эстрады.

(Волжская коммуна. 1942. 24 мая)

 

Анонс

28 мая 1942 года. Клуб им. Дзержинского.

Концерт из произведений Чайковского. Участвуют: заслуженный артист РСФСР орденоносец А.Батурин, лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, солиста ГАБта Вера Дулова. Трио в составе артистов Л.Жак (фортепиано), М.И.Пальцев (скрипка), Р.Сапожников (виолончель). Партию фортепиано исполняет Г.Бергольц.

(Волжская коммуна. 1942 года. 27 мая)

 

Анонс

29 мая 1942 года. Театральная хроника.

В течение лета в города области выедут артисты ГАБта, коллективы и отдельные артисты Москвы, Ленинграда и братских республик.

(Волжская коммуна. 1942. 29 мая)

 

Анонс

31 мая 1942 года. Клуб им. Дзержинского.

Большой концерт артистов Государственного ордена Ленина академического Большого театра Союза ССР.

(Волжская коммуна. 1942. 29 мая)

 

Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006 г.г.)

 

Читать предыдущий раздел хроники... //  К оглавлению хроники ГАБТ в г.Куйбышеве // Читать хронику далее...

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.