Вечер творчества Чехова.
В
Куйбышевском Доме пропаганды состоялся
большой вечер-концерт, посвященный
творчеству А.П.Чехова (83-й годовщине со дня
рождения)
После
вступительного слова доцента В.А.Бочкарева,
рассказы Чехова читали артисты драмтеатра
им. A.M.Горького - В.А.Бурэ и И.П.Русинов.
В
концерте, состоявшем из произведений
Чайковского, Римского-Корсакова и Бородина,
приняли участие солисты Большого театра
СССР: заслуженные артисты РСФСР В.Ф.Любченко, В.В.Лопухина, П.В.Синицын, солисты
оркестра ГАБТ М.А.Тамазова (скрипка) и В.И.Зубов (виолончель) и концертмейстеры
ГАБТ
Л.А.Барабейчик и Б.М.Юртайкин.
Вечер, организованный филиалом ЦДРИ СССР совместно с Домом пропаганды, прошел с
большим успехом.
(Волжская коммуна. 1943. 3
февраля).
Работники искусств -
ремесленным училищам.
Недавно
МХАТ имени М. Горького взял шефство над
одним из ремесленных училищ города Москвы.
Этому прекрасному почину последовали
лучшие театры и художественные учебные
заведения Советского Союза.
В
городе Куйбышеве взяли шефство и уже
приступили к работе с учениками
ремесленных училищ Государственный ордена
Ленина Академический Большой театр Союза
ССР, драматический театр имени М.Горького и
1-я музыкальная школа.
Большой
театр шефствует над училищем № 14,
организует под руководством хормейстера
ГАБТ М.Ю.Шорина и А.Б.Хазанова хоровой
коллектив. Свыше двадцати ребят отобрано
для занятий с артистами балета Т.П.Внуковой,
Н.И.Авалиани, В.Л.Белым, И.Д.Лентовским и А.А.Соколовым. С оркестровой группой
занимается заслуженный артист РСФСР М.А.Иванов, М.А.Василевский, Г.Т.Игнатенко, А.Д.Пресман, В.Н.Тихомиров,
A.M.Кондрашина, Б.П.Григорьев и Я.С.Шварц. С играющими на рояле,
будет заниматься профессор Д.Н. Вейес.
(Волжская
коммуна. 1943. 5 февраля).
Слово подлинного искусства.
Камерное
искусство особенно сложно тем, что в
лирической, иногда интимной форме, камерное
произведение повествует о больших
человеческих чувствах. Разнообразное
камерное вокальное и инструментальное
наследие русских композиторов раскрывает в
этом смысле большие возможности для
исполнителя.
Концерт
лауреата Всесоюзного конкурса смычковых
квартетов — квартет имени ГАБТ СССР в
составе артистов: орденоносца И.А.Жук, Б.И.Вельтман, М.Ж.Гурвича, И.М.Буравского при
участии лауреата Сталинской премии
заслуженной артистки РСФСР Н.Д.Шпиллер и
заслуженного артиста РСФСР В.Р.Сливинского
- был музыкальным словом подлинного
искусства, того искусства, которое радует
советского слушателя, заставляя его еще
больше любить и понимать русскую музыку.
Пожалуй,
самым замечательным во всем музыкальном
вечере было ощущение какой-то особой
одухотворенной приподнятости, которое
наступило буквально с первых звуков игры
квартета. Одно из самых сложных
произведений русской камерной
инструментальной литературы - 4-й квартет
Глазунова нашло вдохновенных
интерпретаторов. Сложная техническая
фактура произведения, разнообразная гамма
его эмоций были до конца раскрыты
талантливыми музыкантами.
Особенного
единства, колорита и органической
целостности ансамбля квартет добился в
исполнении второго квартета Бородина.
Знаменитый ноктюрн из этого квартета
прозвучал весь, как бы на одном дыхании, и
тема, переходящая из инструмента в
инструмент, обогащалась новыми красками.
Часто
ощущение ансамбля в исполнении квартета им.
ГАБТ представляло ощущение звучания как
будто небольшого струнного оркестра,
играющего различными оркестровыми
красками.
Первая
скрипка в Квартете - артист И.А.Жук, хотя не
звучала, как солирующий инструмент, тем не
менее, вносила особенно
индивидуализированную теплоту.
Техническая свобода, тембровая красочность
инструментов при полной слитности ансамбля,
исключительно глубокая интерпретация
произведения, правдивое искреннее
раскрытие художественных образов - вот те
свойства игры квартета, которые явились
залогом их успеха.
Выступление
в концерте Н.Д.Шпиллер и В.Р.Сливинского
лишний раз подтвердило настоящий интерес
больших артистов к камерному репертуару, их
глубокое проникновение в стиль исполняемых
произведений и высокий уровень мастерства.
Хочется
отметить участие в концерте С.К.Стучевского. Исполнение им фортепианной
партии в вокальных произведениях отлично
от обычного представления об
аккомпанементе. Это красочная фортепианная
партия, которая тем не менее всегда
органически сливается с вокальной линией.
Концерт
оставил у слушателя ощущение теплоты и
художественной радости. Такие концерты
заслуживают всяческого внимания. Они
обогащают слушателя, прививают любовь к подлинному искусству.
Н.Лиенко. (Волжская коммуна. 1943. 9 февраля).
Анонс.
15 февраля 1943 года.
ГАБТ
СССР. В фонд обороны. Концерт
заслуженного артиста РСФСР
Александра Батурина, заслуженного артиста
РСФСР, профессора В.В.Небольсина и оркестра
Большого театра. В программе: Рахманинов,
Скрябин, Чайковский. Партия рояля С.К.Стучевский.
(Волжская коммуна. 1943. 10 февраля).
Анонс.
15
февраля 1943 года. ГАБТ
СССР. В фонд обороны. «Тщетная
предосторожность» балет в 3-х действиях.
Музыка Гертеля.
(Волжская коммуна. 1943. 11
февраля).
Анонс
15
февраля 1943 года. В помещении драмтеатра им.
Горького. Литературно-музыкальный вечер Ибсен
- Григ. Исполнители: артисты драмтеатра им.
Горького, солисты ГАБТа и квартет имени
ГАБТа, солисты балета ГАБТа.
(Волжская
коммуна. 1943. 11 февраля).
Вечер творчества Ибсена и Грига.
В текущем году исполняется 115-лет со дня рождения поэта-драматурга Генриха
Ибсена и 100-лет со дня рождения композитора Эдварда Грига.
Куйбышевский филиал Центрального дома работников искусств СССР, совместном с
госфилармонией, отмечают замечательный юбилей двух великих норвежцев
организацией большого литературно-музыкального вечера, который состоится 15
февраля.
Будет представлен 2-й акт драмы Ибсена «Нора» в исполнении заслуженных артистов
РСФСР 3.К.Чекмасовой и Г.Д.Шебуева и других артистов драмтеатра им. Горького.
Спектакль пойдет в декорациях и костюмах.
В концерте, составленном из произведений Грига, примут участие: лауреат
Сталинской премии, заслуженная артистка РСФСР Н.Д.Шпиллер, заслуженный артист
РСФСР Б.М.Евлахов, солисты балета Большого театра А.И.Абрамова, В.В.Лопухина,
заслуженный артист УССР В.А.Преображенский, Г.К.Тарабанов и квартет им. ГАБТа.
(Волжская коммуна. 1943. 12 февраля).
Анонс
15
февраля 1943 года. ГАБТ
СССР. Концерт в фонд обороны.
Заслуженного
артиста РСФСР Александра Батурина,
заслуженного артиста РСФСР профессора В.В.
Небольсина и оркестра Большого театра СССР
при участии лауреата Всесоюзного конкурса
музыкантов-исполнителей солистки оркестра
Веры Дуловой (арфа). В программе: Чайковский
- Увертюра «1812 год», Равель - Интродукция и
аллегро, Римский-Корсаков «Шехерезада» и
другие.
(Волжская коммуна. 1943. 13 февраля).
Анонс
15
февраля 1943 года. Концерт в фонд обороны.
В
помещении Дворца культуры имени В.В.Куйбышева состоится концерт заслуженного
артиста России Александра Батурина,
заслуженного артиста России профессора В.В.Небольсина и оркестра Большого театра с
участием лауреата Всесоюзного конкурса
музыкантов-исполнителей Веры Дуловой.
Весь
сбор от этого концерта поступит в фонд
обороны. В программе, среди других
произведений, будут исполнены впервые в
Куйбышеве: торжественная увертюра «1812 год»
П.И. Чайковского, интродукция и Аллегро М.
Равеля и несколько романсов С. Рахманинова
в оркестровке В.В. Небольсина.
(Волжская
коммуна. 1943. 13 февраля).
"Алые паруса" (письмо из Куйбышева)
Находящаяся в Куйбышеве
балетная труппа Большого театра СССР осуществила постановку балета «Алые паруса»
по одноименной новелле А.Грина (либретто А.Таланова).
Основная идея спектакля –
вера человека в прекрасное будущее, в осуществление своих мечтаний и светлых
надежд. Ассоль – дочь бедного моряка – живет мечтой, навеянной сказкой, которую
рассказал ей чудак-сказочник Эгль. Она верит, что к берегу, где в окружении
жестоких и черствых людей прошло ее безрадостное детство, под алыми парусами
приплывет корабль. Его чудесный капитан, сильный и мужественный человек, увезет
ее в иную страну, страну счастья. Девушка гордо проносит свою мечту сквозь все
испытания, выпадающие на ее долю. Мечта становится действительностью, и на
корабле под алыми парусами она уплывает в страну прекрасного.
Романтически возвышенная идея
либретто нашла прекрасное выражение в сильной, эмоционально насыщенной музыке
композитора Вл. Юровского. С большим мастерством он создает музыкальные
характеристики героев спектакля, рисует симфонические картины мира иллюзий и
мира земного. Музыка балета танцевальна, легка и служит хорошим материалом для
постановки разнообразных танцев.
Ассоль - И.Тихомирнова и Лагрен - Л.Лащилин.
Фото М.Цырульникова.
Молодые балетмейстеры – засл.
арт. А.Радунский, Н.Попко и Л.Поспехин уже достаточно зарекомендовали себя
постановкой в Большом театре балетов «Аистенок» и «Светлана». Работа над «Алыми
парусами» – новый и серьезный этап в их творчестве. Но романтическое содержание
балета «Алые паруса» требует особого хореографического разрешения, умения
связать действия, происходящие в реальной действительности, с миром фантазии.
Наиболее удачен в этом плане пролог. Балетмейстеры передают силу разбушевавшейся
стихии нарастающим движением танцовщиц в легких туниках синевато-серого цвета.
Наступление волн, то ниспадающих, то поднимающихся с новой силой и как бы
заливающих берег, достигает своего апогея – девятого вала. Несмотря на балетную
условность, зрительный зал живо воспринимает эту хорошо осуществленную иллюзию.
К сожалению, балетмейстерам
не удалось выдержать в этом романтическом стиле весь балет и рассказать
средствами хореографического искусства историю мечтаний юной Ассоль.
Постановщики несколько раз показывают в спектакле сны и мечтания героини балета,
танцующей и соло, и с героем ее грез – капитаном Греем. Но зрителям порой
неясно: когда же Ассоль танцует в реальной обстановке и когда в мечтах? В ее
танцах постановщики не смогли найти и акцентировать то поэтическое, возвышенное,
что должно было бы отличить мир мечтаний Ассоль от мира окружающей ее
действительности. Поэтому исполнительницы партии Ассоль Ирине Тихомировой было
трудно найти эти грани. За последний год молодая балерина достигла больших
успехов: ее техника стала более отточенной, жест и сценическая игра –
выразительней, красноречивей. Ассоль – Тихомирова подкупает своим обаянием и
мягкостью.
Некоторое недоумение вызывает
трактовка партии капитана Грея артистом А.Кузнецовым. Ни балетмейстеры, ни
исполнитель не нашли достаточных характеристик, чтобы сделать этот образ
убедительным.
Очень хорошо, все время «в
образе», проводит А.Царман свою роль жестокого и бездушного Менерса-младшего.
Ансамблевые танцы всей его компании, а также «танец с прутиками», которыми
парни, издеваясь, подстегивают Ассоль, - поставлены интересно, с выдумкой и
отлично исполняются артистами.
Заслуженный артист РСФСР
Л.Лащилин играет роль Лангрена – бедного, благородного отца маленькой Ассоль,
мужественно и стойко переносящего невзгоды судьбы.
А.Жуков ведет роль спутника
Грея – находчивого и изобретательного матроса Летику. Он – заводила всей команды
– весело танцует, легко прыгает. В многочисленных вариациях, которыми
постановщики щедрой рукой расцветили спектакль, необходимо отметить плавные,
словно парение в воздухе, прыжки Людмилы Черкасовой – фантастической птицы из
пролога балета; полны артистизма танцы А.Абрамовой, Т.Лазаревич, В.Лопухиной,
Г.Петровой. Огромное впечатление производит джига. Матросы корабля во главе с
портовой девушкой в бешеном, все нарастающем темпе исполняют танец.
Художник П.Вильямс в своих
декорациях удачно воплотил романтический дух спектакля. Суровый, скалистый берег
моря, ущелье, поэтический корабль под алыми парусами, созданы Вильямсом с тонким
ощущением природы балета.
Большую роль с оркестром
провел талантливый балетный дирижер, народный артист Ю.Файер. В его
интерпретации музыка композитора Юровского прозвучала особенно сильно. Хорошо
справляется с партитурой и молодой дирижер А.Ройгман, дублирующий Файера.
Для советского балета всегда
было характерным стремление к большим и волнующим темам, поиски все новых и
новых изобразительных средств их разрешения. Не случайно в дни суровой войны,
которую ведет наш народ с жестоким врагом, Большой театр показал своим зрителям
произведение, полное жизнеутверждающей силы, и нашел для его постановки
интересные, яркие краски.
Мих. Долгополов
(Литература
и искусство. 1943. 13 февраля).
Концерт для учащихся
ремесленных училищ.
Вчера
в Большом зале Дома Красной Армии состоялся
шефский концерт артистов театров города Куйбышева
и госфилармонии для учащихся ремесленных
училищ.
С
большой теплотой было встречено
выступление артиста драмтеатра Русинова,
прочитавшего стихотворение Суркова «Месть».
Солист оркестра Большого театра Штейман
исполнил на ксилофоне увертюру к опере «Кармен»
Бизе и «Чардаш» Монти.
Кроме
того, в концерте приняли участие артисты
театра юного зрителя Высоцкий, Тингаев и
Ананьев и артисты госфилармонии Гормачев,
Миронова, Левитин, Дубров, Зарницкая.
Ученица
ремесленного училища № 14 П.Асташева от имени собравшихся горячо
поблагодарила артистов.
(Волжская коммуна.
14 февраля).
Анонс.
15
февраля 1943 года. В помещении драмтеатра им.
А.М.Горького. Литературно-музыкальный вечер
Ибсен-Григ. Исполнители: артисты
драматического театра им. А.М.Горького,
солисты Государственного ордена Ленина
Академического Большого театра Союза СССР,
квартет имени ГАБТа, солисты балета ГАБТа.
Начало концерта в 21 час.
(Волжская коммуна.
14 февраля).
Анонс.
19
февраля 1943 года. Клуб
им. Дзержинского.
Концерт
из произведений Чайковского, Рахманинова.
Исполнители: заслуженная артистка России
орденоносец Б.Я. Златогорова, солист
всесоюзного радиокомитета
А.Л.Зыбцев, квартет имени ГАБТа, лауреат
всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей
С.М.Хромченко.
(Волжская коммуна. 1943 17
февраля).
Анонс.
20
и 21 февраля 1943 года. Клуб
им. Дзержинского.
Большой
концерт, посвященный 25-й годовщине Красной
Армии. Участвуют: артисты ГАБТа, драмтеатра
им. Горького, театра оперы и балета и
музкомедии и госэстрады. Программу ведет Б.И.Дубров.
(Волжская коммуна. 1943. 17 февраля).
Анонс.
22
февраля 1943 года. В помещении
драмтеатра Горького.
XXV лет РККА и ВМФ.
Большой концерт и сцены из спектаклей
театра эстрады и миниатюр. Исполнители: солисты ГАБТа, артисты драмтеатра им. Горького,
солисты и хор Куйбышевской госфилармонии,
артисты областного театра эстрады и
миниатюр.
(Волжская коммуна. 1943. 19 февраля).
Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006
г.г.)
|