ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Документальный Спецпроект "Запасная Столица"

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

ХРОНИКА
пребывания Государственного ордена Ленина академического
Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы
Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 

Март 1943г.

 

 

Из Постановления СНК Союза ССР "О присуждении Сталинских премий 
за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1942 г".

19 марта 1943 года.

...

Д) Оперного искусства

Премии первой степени в размере 100 000 рублей.

1. Мелик-Пашаеву Александру Шамилиевичу, заслуженному деятелю искусств РСФСР, Захарову Ростиславу Владимировичу, Вильямсу Петру Владимировичу, Батурину Александру Иосифовичу, заслуженному артисту РСФСР, Шпиллер Наталье Дмитриевне, заслуженной артистке РСФСР - за спектакль «Вильгельм Телль» - в Государственном ордена Ленина Академическом Большом театре СССР.

...

Л) За многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы

Премии первой степени в размере 100 000 рублей.

6. Неждановой Антонине Васильевне - народной артистке СССР.

...

8. Пирогову Александру Степановичу - народному  артисту  СССР.

9. Обуховой  Надежде Андреевне - народной  артистке СССР.

(Волжская коммуна. 1943. 21 марта).

 

Концерт из произведений Бетховена. 

После большого перерыва 22 марта в помещении концертного зала Куйбышевской государственной филармонии вновь исполняются произведения одного из крупнейших симфонистов прошлого - Бетховена. Будут исполнены V симфония, увертюра «Леонора» № 3 и музыка к драме Гете «Эгмонт».

В концерте принимают участие оркестр Государственного ордена Ленина Академического Большого театра Союза ССР, заслуженная артистка РСФСР, орденоносец М.П.Максакова  и заслуженный артист РСФСР  Г.А.Шебуев. Дирижирует концертом народный артист Союза ССР, орденоносец Л.П.Штейнберг.

(Волжская коммуна. 1943. 21 марта).

 

Анонс.

26 марта 1943 года. Большой театр СССР.

Утром спектакль для школьников. 

I. «Тщетная предосторожность».

II «Щелкунчик». Начало в 12 часов.

(Волжская коммуна. 1943. 23 марта).

 

Наши лауреаты.

А.Ш.Мелик-Пашаев, Р.В.Захаров, П.В.Вильямс, А.И.Батурин, Е.Д.Кругликова и Н.Д.Шпиллер, новые лауреаты Сталинской премии, получившие ее за спектакль Государственного ордена Ленина Академического Большого театра в городе Куйбышеве - «Вильгельм Телль», принадлежат к молодому поколению советских мастеров искусства, выросшему, сложившемуся и окрепшему в неустанных боях за высокое его идейное содержание и полноценную культуру.

Александр Шамильевич Мелик-Пашаев питомец Ленинградской консерватории, в Большом театре работает в качестве дирижера с 1931 года. С первого появления за дирижерским пультом он привлек широкое общественное внимание своей исключительной творческой одаренностью. В активе А.Ш.Мелик-Пашаева - длинный ряд ответственных оперных спектаклей, в том числе: «Фауст», «Аида», «Отелло», «Травиата», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Черевички» и многие другие. Спектакль «Абессолом и Этери» Палиашвили, поставленный впервые на сцене Большого театра под руководством А.Ш.Мелик-Пашаева -подлинный шедевр музыкально-сценического искусства. За постановку оперы «Черевички» А.Ш. Мелик-Пашаев получил уже в прошедшем году Сталинскую премию первой степени.

В творческой индивидуальности А.Ш. Мелик-Пашаева гармонически сочетаются эрудиция выдающегося музыканта с неиссякаемой фантазией вдохновенного художника. Раскрывая внутренний смысл и эмоциональную сущность исполняемого произведения, А.Ш.Мелик-Пашаев пытливо проникает в самые сокровенные тайники авторского замысла. В этом отношении творчество А.Ш.Мелик-Пашаева академично в самом высоком и принципиальном смысле этого слова. Ему органически чуждо вольное и бездумное «хозяйничанье» в авторской партитуре. Но на этом солидном фундаменте А.Ш.Мелик-Пашаев строит свое собственное здание, поражающее гармоничной стройностью деталей и живописным богатством музыкального орнамента.

Вот почему творчество А.Ш.Мелик-Пашаева всегда значительно по своей познавательной сущности и, вместе с тем, увлекательно и эмоционально в своем вдохновенном полете в мир ярких видений и острых чувств.

Наталья Дмитриевна Шпиллер также вторично награждена Сталинской премией. На сцене Большого театра ею исполнен ряд крупнейших партий: Татьяны («Евгений Онегин»), Маргарита («Фауст»), Микаэли («Кармен»), Этери («Абессолом и Этери»), Антонида («Иван Сусанин»), Тамара («Демон») и многие другие. В «Вильгельме Телле» артистка создала образ по благородству и строгости рисунка, напоминающий портрет кисти Ван-Дейка. Н.Д.Шпиллер - выдающаяся вокалистка: ее красивый и широкий по диапазону голос безукоризненно звучит во всех регистрах. Интонационная сторона исполнения безупречна, фразировка закончена и выразительна. Основное качество, присущее Н.Д.Шпиллер, как певице и артистке, - благородство вкуса и редкое чувство стиля. Это чувство является верным спутником ее исполнительского искусства и никогда ее не обманывает. Н. Д. Шпиллер - превосходная камерная певица. Творчество - Н.Д.Шпиллер - синтез взыскательной мысли, благородного чувства и великолепного мастерства.

Ростислав Владимирович Захаров профессиональную подготовку получил в Ленинградской балетной школе. Блестящий питомник русских хореографических кадров привил ему основы балетного искусства и те неумирающие традиции, которые берут свое начало от классиков хореографии и передаются от поколения к поколению. Остальное дала ему Октябрьская революция. В ее огне выковывалось миросозерцание молодого мастера. В «Бахчисарайском фонтане» - это лучшем произведении советского искусства балетмейстер Р.В.Захаров продемонстрировал не только недюжинное дарование, но и волю к идейному обновлению хореографического творчества. Кроме «Бахчисарайского фонтана» в активе Р.В.Захарова - балет «Утраченные иллюзии» (по Бальзаку), «Кавказский пленник» и «Тарас Бульба» и оперные спектакли «Руслан и Людмила» и «Вильгельм Телль». Нужно отметить также блестящую постановку 2-го акта «Ивана Сусанина».

Основные качества в творческом облике талантливого мастера: яркое хореографическое мышление и превосходный темперамент помогающий ему в создании больших сценических полотен. Ему в значительной мере обязан «Вильгельм Телль» преодолением той тяжеловесности, которая лежит в структуре этого произведения. А.Ш.Мелик-Пашаев и Р.В.Захаров дали ему новую яркую музыкально-сценическую жизнь и тем самым способствовали воскрешению гениальной оперы Россини.

Петр Владимирович Вильямс - высоко талантливый и плодовитый художник. Перечень оформленных им спектаклей в крупнейших наших оперных и драматических театрах занял бы очень значительное место. Назовем только балеты «Ромео и Джульетта», «Алые паруса» и оперы «Иван Сусанин» и «Вильгельм Телль». П.В. Вильямс - блестящий станковист, в совершенстве владеющий искусством портрета и пейзажа. В театральном творчестве его увлекает монументальность формы. Его талант не терпит вещей ненужных и невыразительных. Сценическое пространство он властно подчиняет своим замыслам. И замыслы эти всегда содействуют раскрытию идейной сущности спектакля. Так, в «Иване Сусанине» он помогает развитию драматического сюжета яркой характеристикой двух столкнувшихся миров: польской интервенции и русского народа. В «Вильгельм Телле» его декорации создают воздух спектакля, воздух насыщенный грозой. И швейцарские горы, и «Озеро четырех кантонов», и мрачная крепость «Иго Ури» - все напоминает о борьбе. Художник как бы говорит нам со сцены: «Когда люди борются, природа не может быть равнодушной».

По колориту творчество П.В. Вильямса тяготеет к мягким и теплым тонам в большом и сложном искусстве композиции. Он лаконичен и строг и стремится в немногом сказать все.

Александр Иосифович Батурин - работает в Большом театре с 1927 года. За эти годы он спел ряд крупнейших партий, в том числе: Руслана, Ивана Сусанина, князя Игоря, Мефистофеля, дона Базилио, Эскамильо, Томского и других.

Исключительный по красоте и силе голос его, отличается необычайной широтой диапазона с блестящими свободными верхами, что дает ему право весьма многообразно и разносторонне подвизаться в оперном репертуаре. В этом отношении выступление А.И.Батурина в роли Демона нарушает все сложившиеся представления о границах возможного. В «Вильгельме Телле» А.И.Батурин создал монументальный образ народного вождя. Веришь, что смысл жизни этого человека - свержение тиранов и освобождение родины. А.И.Батурин избег в этой партии ложного пафоса и опасной односторонности и сумел сообщить образу Телля черты не только сурового подвижничества, но и большой человечности. А.И.Батурин снискал себе также репутацию одного из лучших концертных исполнителей. И здесь его полнокровное дарование обращает на себя внимание, прежде всего необычайным разнообразием исполняемого репертуара.

Елена Дмитриевна Кругликова на сцене Большого театра с 1932 года. Начав свой путь с выходных ролей, она выросла за эти годы в первоклассного мастера оперного искусства.

Исполнение партий Февронии в «Сказании о невидимом граде Китеже» знаменует в ее биографии резкий скачок к вершинам высокого и сильного творчества. Крупным достижениями артистки были также роли: Татьяны, веры Шеголи («Псковитянка»), Натальи («Тихий Дон»), Лушки («Поднятая целина»), Этери («Абессолом и Этери»), Оксаны («Черевички»), Матильды («Вильгельм Телль»).

Е.Д.Кругликова не только превосходная певица, но и выдающийся драматический талант. Присущие ей черты мягкой женственности и глубокого лиризма сообщают образам, созданным Е.Д.Кругликовой обаяние. Ее творчество богато внутренним наполнением, а сценический рисунок всегда благороден и выразителен. Е.Д.Кругликова очень оригинальное по своей индивидуальности дарование и это делает ее место в советском оперном и камерном искусстве весьма значительным.

Новые лауреаты находятся в расцвете своих творческих сил и тем самым обещают и в будущем содействовать своим искусством плодотворному развитию и росту культуры великого советского народа.

Успехи советского искусства поистине изумительны. Вопреки старому изречению под несмолкаемый грохот орудий, музы наши говорят во весь голос. Писатели, художники, артисты, музыканты любимые своим народом и поддерживаемые правительством, работают с невиданным подъемом. Героическая борьба советского народа вдохновляет их на новые и новые творческие подвиги.

Напуганный успехами советского оружия, Геббельс истерически вопит: «Большевизм - это угроза  мировой культуре» - сознательный прием профессионального шулера. Горит шапка на воре. Ибо никто, как деятели «нового порядка» превращают цветущий сад человеческой культуры в беспощадную «зону пустыни». В воспаленном мозгу маньяка встает страшный призрак неминуемого конца. Конец фашизма станет началом  нового этапа в жизни обновленного культурного человечества.

В.Владимиров. (Волжская коммуна. 1943. 28 марта).

 

Анонс.

31 марта 1943 года. Зал филармонии (б. ДКА, ул. Рабочая, 5)

Камерный концерт при участии лауреата Сталинских премий, заслуженной артистки РСФСР Н.Д.Шпиллер и квартета ГАБТа.

В программе произведения славянских композиторов.

(Волжская коммуна. 1943. 29 марта).

 

Взносы Сталинских лауреатов.

Лауреаты Сталинской премии: ученые, писатели, артисты, работники промышленности, воодушевленные высокой оценкой их трудов, вносят свои премии на строительство нового вооружения для Красной Армии. В своих письмах лауреаты обещают Сталину отдать все свои творческие силы на благо родины. На имя Сталина поступили письма от Сталинских лауреатов:

Заведующего лабораторией экспериментальной базы Академии с-х наук им В.И.Ленина "Горки Ленинские" Д.И.Филиппова, академиков: Б.Е.Веденеева, Н.В.Цыцина, М.И.Авербаха, А.А.Борисяк, И.В.Якушкина, П.М.Жуковского, Л.С.Штерн, профессоров: И.И.Куколевского, В.А.Энгельгард и М.Н.Любимовой, работников промышленности: Н.А.Блохина, А.Г.Шереметьева, А.Ф.Мырцымова, И.И.Мурзина, И.Н.Голикова, А.А.Осьминкина, И.Г.Арзамасцева, Л.Н.Кошкина и др, артистов-участников спектакля «Вильгельм Телль»: А.Ш.Мелик-Пашаева, Е.Кругликовой, Н.Шпиллер, А.Батурина, Р.Захарова и художника П.Вильямс, работников научно-исследовательского института металлорежущих станков И.Ф.Масленникова, Ю.Б.Эрпшера, Н.А.Волчек, Г.И.Зузанова и др, от поэтэссы М.И.Алигер и народного артиста РСФСР Н.С.Ханаева.

Товарищ Сталин в ответных письмах благодарит лауреатов за их заботу о вооруженных силах Советского Союза.

(ТАСС). (Волжская коммуна. 1943. 31 марта)

 

Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006 г.г.)

 

Читать предыдущий раздел хроники... //  К оглавлению хроники ГАБТ в г.Куйбышеве // Читать хронику далее...

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.