ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Документальный Спецпроект "Запасная Столица"

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

ХРОНИКА
пребывания Государственного ордена Ленина академического
Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы
Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 

Май - Октябрь 1943г.

 

Некролог: С.М. Остроумов.

3 мая скоропостижно скончался заслуженный артист РСФСР Сергей Михайлович Остроумов. На сцене Большого театра Сергей Михайлович создал ряд замечательных характерных образов: Трике в «Евгении Онегине», Бомелий в «Царской невесте», Рудольф в Вильгельме Телле» и ряд других партий — маленькие шедевры большого мастера. Взыскательный и умный художник, он умел сочетать в своем творчестве оригинальность замысла с тончайшим мастерством.

Наряду с работой артиста покойный занимался педагогической и режиссерской деятельностью: семь лет работал в ГИТИСе в качестве профессора и художественного руководителя национальных мастерских, два года - в Московской консерватории в качестве профессора по кафедре сценического искусства и т.д.

Память о покойном будет жить в коллективе Большого театра, как живой и яркий образ благородного человека, отзывчивого товарища и прекрасного артиста. 

Коллектив Государственного

ордена Ленина Академического

Большого театра СССР.

(Волжская коммуна. 1943. 4 мая).

 

Благодарность участникам концерта.

Коллектив редакции «Волжская коммуна» приносит благодарность участникам концерта, состоявшегося 5 мая - в День печати, артистам ГАБТ, лауреату Сталинской премии, заслуженному артисту РСФСР А.И.Батурину, заслуженным артистам РСФСР С.Н.Стрельцову и В.Ф.Любченко, солистке оперы Е.И.Шумиловой, солистам балета В.И.Цаплину, В.Хомякову, И.Чернецкой и В.Петровой, артисту оркестра Б.А.Халипу, концертмейстерам С.К.Стучевскому и Б.М.Юртайкину, председателю шефской комиссии ГАБТ М.А.Купер, зам. председателя Т.А.Бутусовой и артистам Куйбышевского театра оперы, балета и музыкальной комедии P.M.Мирвис, А.А.Валерской, И.Грибовой, А.А.Глуздовскому и Н.А.Светловой.

(Волжская коммуна. 1943. 7 мая).

 

Новые постановки Большого театра.

Директор филиала Большого театра СССР Г. Калишьян рассказал нашему сотруднику:

– Очередная премьера театра – опера  Д. Кабалевского «Под Москвой» намечена на 20 июня. Сейчас в мастерских театра заканчивается изготовление декораций по макетам художника Б. Волкова. Опера идет в постановке С. Самосуда и режиссеров П. Маркова и М. Габовича.

Балетная труппа в ближайшее время приступает к репетициям нового балета Б. Афанасьева «Милица» (на либретто А. Бассехеса и В. Голубова), посвященного героической освободительной борьбе югославского народа. Действие происходит в наши дни. Первое представление балета состоится в конце июля.

Вслед за этим оперная труппа начнет репетировать «Любовь Яровую» Энке (по одноименной пьесе К. Тренева), а балетная – возобновит «Щелкунчик» Чайковского.

Переходящей на 1944 год явится работа по постановке оперы Н. Римского-Корсакова «Майская ночь», в связи с столетием со дня рождения Римского-Корсакова, отмечаемым в марте 1944 года.

В Куйбышеве будет восстановлена опера «Кармен» Бизе. Балетная труппа в Куйбышеве будет продолжать репетиции «Татьяны» А. Крейна по либретто В. Месхетели и О. Фрелиха и восстанавливать балет «Пламя парижан» Б. Афанасьева в новой в литературной и музыкальной редакции.

Капитальными постановками Большого театра будут новая опера «1812 год» С.Прокофьева и «Евгений Онегин» Чайковского, к 50-летию со дня смерти великого русского композитора.

В конце текущего года начнется подготовка к выпуску опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Дуэнья» С.Прокофьева, и «Декабристы» Ю.Шапорина.

(Литература и искусство. 1943. 8 мая).

 

На полутора-двухмесячный оклад.

С большим удовлетворением встретили работники искусства постановление правительства о выпуске Второго Военного займа (4 июня).

В Большом академическом театре оперы и балета за два часа подпиской было охвачено 85% работников театра. При месячном фонде зарплаты 542 тыс. рублей коллектив ГАБТ в первый вечер распространения займа дал 578,5 тыс. рублей.

Лауреат Сталинской премии A.M.Meccepep подписался на 8 тыс. рублей, при месячной зарплате 5 тыс. рублей, народный артист РСФСР В.Н.Лубенцов - на полуторамесячный заработок. Артистка хора О.И.Эйбоженко дала взаймы государству более двухмесячного оклада, артист балета В.С.Ивлиев внес двухмесячный оклад наличными.

(Волжская коммуна. 1943. 6 июня).

 

Творческая встреча.

По инициативе комсомольцев и молодежи Большого театра горком комсомола и Куйбышевское отделение ВТО организует 14 июня вечер творческой встречи молодых работников искусств всех театров города Куйбышева с комсомольским активом города. В программе вечера будут представлены все жанры театрального искусства: балет, художественное чтение, драматические сценки, музыкальные и вокальные номера с участием молодых артистов ГАБТа, драмтеатра, театра оперы и балета и музкомедии, ТЮЗа.

Вечер состоится в концертном зале Куйбышевской филармонии (б. ОДО)

(Волжская коммуна. 1943. 13 июня).

  

Десять лет первой музыкальной школы.

26 июня исполняется десять лет со дня основания 1-й музыкальной школы. За эти годы, особенно за последнее время, школа под руководством З.И.Маевской стала одним из интереснейших очагов музыкальной культуры города Куйбышева. За все время своего существования она имела пять выпусков, давших 76 молодых музыкантов.

В суровые дни отечественной войны школа не только сохранила свои прежние педагогические кадры, но и обогатилась преворсходными музыкантами- педагогами Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы.

В этом учебном году музыкальная школа провела большую работу. При школе открылись курсы, цель которых собрать студенческие музыкальные кадры, оставшиеся без руководства в связи временным закрытием музыкального училища, и таким образом, подготовить открытие этого училища. Кроме того, развернута большая концертная работа, средства от которой переданы в фонд обороны. Силами учащихся и педагогов проведен ряд концертов. Класс А.Ф.Лаговской подготовил три тематических концерта из произведений советских композиторов Рахманинова и Грига. Учащиеся проф. Старковой провели два концерта по разнообразной программе, составленной из произведений русских и западно-европейских композиторов.

Одним из выдающихся концертов является выступление артистов - родителей учащихся музшколы, а так же концерты-самоотчеты педагогов С.О.Орлова и М.Н.Тейха.

При музыкальной школе созданы хор и оркестр, которым руководит Б.А.Халип. Эти ансамбли хорошо зарекомендовали себя выступлениями в подшефных воинских частях, в Большом театре, ремесленном училище, по радио и т.д.

Радушно и живо откликаентся школа на новые начинания. Композиторы во главе с председателем куйбышевского областного союза Д.Д.Шостаковичем и А.С.Оголевцем нашли общий язык с коллективом школы в дружной работе. Традицией стали авторские среды камерной советской музыки. Становятся популярным и концерты-выставки композиторов. Уже прошли концерты композиторов С.О.Орлова и В.Н.Денбского. В ближайшее время состоятся концерты В.В.Небольсина, М.Ф.Крейна и других композиторов, работающих в Куйбышеве. Здесь прослушивались новые программы концертов красноармейской песни и пляски ПРИВО Зимой собирались композиторы для обсуждения творческих проблем. В качестве консультантов и гостей-концертантов школу посещали выдающиеся деятели искусства - лауреаты Сталинских премий - композитор Д.Д.Шостакович, артисты В.В.Барсова, Н.Д.Шпиллер, И.С.Козловский, музыканты Л.Н.Оборин, С.К.Кнушевицкий, Э.Гилельс, Р.Тамаркина.

В связи с окончанием учебного года школа провела на днях большой отчетный концерт

Четыре фортепианных концерта - Бетховена, Моцарта, Гайдна и Грига, исполненные учащимися классовЕ.О.Эрденко, К.Д.Миримановой и А.Ф.Лаговской, Ирой Аляшевой, Олей Дубле, Галей Досик, Лидой Гушанской,  и Тосей Кураевой, оставили очень хорошее впечатление. Музыкально был исполнен ноктюрн Грига пианистом Олегом Альбрандт (класс С.О.Орлова).

Пианистка Зоя Золотовская (класс проф. Старковой) тепло сыграла ноктюрн Шопена: динамически убедительно прозвучал в ее исполнении прелюд Рахманинова.

Обратили на себя внимание несомненно одаренный маленький скрипач Боря Шульгин (класс И.А. Жук), Тамара Розенберг (класс М.Н. Реентович) и пианистка Лида Рапопрот  (класс А.Ф.Лаговской) и учащиеся класса Судакова.

Десятилетняя деятельность школы сыграла большую роль в воспитании молодого талантливого поколения г.Куйбышева. В этом заслуга дружного творческого коллектива школы.

Композитор А. Пейсин. (Волжская коммуна. 1943. 16 июня).

 

«Кармен».

«Кармен» Бизе принадлежит к числу наиболее популярных и любимых произведений мировой классики. Прошло около семидесяти лет со дня ее первой постановки, а интерес к ней растет и углубляется не только в кругах самых требовательных ценителей оперного искуссвта, но и в широчайших массах всех стран и народов.

Сюжет своей оперы Бизе подчеркнул из одноименной новеллы Проспера Мериме. Либретто "Кармен" (Мельяк и Галеви) - превосходное по простоте и ясности драматического движения - сохранило в неприкосновенности дух произведения, основной смысл его волнующих событий, живописный колорит страны и эпохи, открывающийся взору замечательного французского писателя в его правдивых и умных наблюдениях. Отступления от сюжета не столь существенны и, в основе своей, диктуются требованиями оперной драматургии. Некоторые авантюрные страницы в биографии героев оказались непрочитанными авторами. Их творческая энергия была устремлена к огненному центру драмы - трагической любви солдата и цыганки. "Кармен" наиболее совершенный тип музыкальной драмы. Поэзия и музыка неотделимы в ней друг от друга. Музыка "Кармен" подчинена задачам драмы, эмоциональна, динамична. Богатейшая ее мелодика насыщена ярким образным содержанием. Гениальная партитура Бизе блещет новизной и свежестью гармонического языка, острым и трепетным ритмическим движением. Бизе не злоупортебляет массированной звучностью, довольствуясь, по большей части, групповым и сольным сопровождением, которое достигает у него предельной выразительности. Максимум эффекта при минимальной затрате средств. Благодаря этому, а так же благодаря компактности драмы, зритель уходит из театра, растроганный, обогащенный, а не подавленный и утомленный.

Постановка «Кармен» в Большом театре стала подлинным произведением искусства. Счастливая встреча в ней замечательных мастеров, первоклассных талантов способствовала благородному и тонкому раскрытию замыслов французского гения. В этом, прежде всего громадная заслуга дирижера А.Ш.Мелик-Пашаева. Для слышавших оперу многие десятки раз и в первоклассном исполнении вновь она прозвучала с увлекательной и покоряющей силой. В золотоносных россыпях ее партитуры замечательный мастер раскрыл новые, не до конца еще осознанные богатства. Прекрасно были исполнены увертюра и антрактовая музыка. Вокальная сторона и оркестр предстали в спектакле в глубоком единстве и гармоническом равновесии, что особенно ярко сказалось в гениальной сцене гадания, в сложном квинтете второго акта, в драматическом финале оперы и в больших ансамблях.

Кармен, одна из труднейших партий в оперном репертуаре, требует от исполнительницы не только соответствующих вокальных данных, но и таланта драматического. Однако немногие певицы удовлетворяют этим требованиям. В обход им образовался спасительный штамп роковой, но соблазнительной женщины с твердо установленными "познавательными знаками": вызывающая игра глаз, цветок в углу рта, приспущеная на плече рубашка, руки на бедрах, усиленно раскачиваемых в походке. М.П.Максакова взяла у Мериме и в музыке Бизе главное: самобытный и яркий характер натуры смелой, свободолюбивой и цельной. Какое глубокое и умное творчество, какое замечательное мастерство, начиная от значительности первого выхода сразу и безраздельно завоевывающего в спектакле «крупный план» и кончая последним незабываемым кадром - конвульсивные движения умирающей Кармен навстречу торжествующей и побеждающей жизни. Музыкальная сторона исполнения М.П.Максаковой безукоризненна: тончайшая фразировка, волнующая эмоциональность, темперамент, не переходящий границы взыскательного вкуса и строгого замысла.

Превосходен и Хозе - Б.М.Евлахов. Образ сурового баска, начертанный в скупом, но выразительном портрете Мериме, в опере Бизе предстал смягченным, очеловеченным, располагающим к состраданию. Б.М.Евлахов не ищет в нем внешней характерности: он углубляется во внутренний мир своего героя, незримый мир человеческих страстей и душевных противоречий. Драма Хозе развивается стремительно и напряженно. В финале она достигает трагической силы. 

Облик девушки из Наварры с ниспадающими на плечи белокурыми косами и в традиционном наряде утвержден и канонизирован раз и навсегда. Сценическое появление Микаэлы предвещает исполнение хорошей музыки - и только. Однако эта музыка сложилась в фантазии композитора, как отзвук мира, очень далекого тому, в котором любит и погибает Хозе. Через Микаэлу композитор указывает иную возможную - спокойную и мирную - линию в судьбах несчастного любовника цыганки. И это усиливает внутреннее ощущение неотвратимости налетевшего на него шквала. Вспомните глаза Шпиллер - Микаэлы, глаза полные ужаса в момент столкновения с Кармен и Хозе в лагере контрабандистов: в глазах этих вы читаете то, что слышите в известной теме оркестра: идет беда, страшная, неминуемая! Н.Д.Шпиллер создала очень музыкальный и очень жизненный образ Микаэлы и завоевала ему значительное место в спектакле.

Роль Эскамильо способствует напряженному и скоротечному развитию событий. Сам по себе живописный и нарядный образ тореадора не отличается глубиной и сложностью. Вокальная сторона предъявляет к исполнителю очень большие требования. Великолепный голос А.И.Батурина удовлетворяет им полностью.

Цунига нашел в Ф.П.Светланове хорошего исполнителя: живой юмор, выразительное лицо, превосходная дикция, отточенная музыкальная фраза. Однако по временам артист прибегает к педали. Нужно ли это?

Хоры в опере Бизе занимают особое место: перенесение центра тяжести в групповые ансамбли, сценическая их действенность, острая и свежая музыкальная фактура наполняют драму полнокровной и солнечной жизнью. Хор Большого театра превосходно справился со своей задачей и был достойным участником замечательного спектакля (хормейстеры М.А.Купер и М.Г.Шорин).

Значительна в опере и роль балета. И.А.Моисеев проявил в постановке танцев хорошую изобретательность. В бешеном вихре «Болеро» пронеслась очаровательная пара В.Ф.Петрова и Е.М.Садовская. Танец «Морено» полон изящества и приятного юмора. К сожалению, в танце «Оле» выразительность принесена в жертву трюку. Это сузило возможности талантливой В.Ф.Галецкой и ее партнеров. 

Хороши декорации М.А.Петровского.

Немалую роль в новизне и свежести звучания «Кармен» сыграла постановка Р.В.Захарова. В опере есть гениальная простота и ясность. Лучшие лавры ожидают того, кто сумеет с наибольшей полнотой проникнуть в музыку Бизе, раскрыть ее глубокий и вдохновенный смысл. Р.В.Захаров встал на этот путь. Так, заключительный момент трагедии дан на фоне ликующей арены, приветствующей победителей корриды. Это решение подсказано режиссеру великолепным пониманием партитуры. Можно указать и на ряд других блестящих мест в работе Р.В.Захарова. Однако она сделана в кратчайший срок и не может претендовать на полноту пересмотра сценической формы. Поэтому мы рассматриваем ее, как талантливый эскиз художника, предвещающий рождение большого и яркого полотна.

Гениальная опера Визе таит в себе неисчерпаемые возможности для живой и вдохновенной творческой мысли. В этот секрет ее неувядающей молодости. 

В.Владимиров. (Волжская коммуна. 1943. 27 июня).

  

Осенью этого года возобновляет свою работу Куйбышевское областное музыкальное училище. Уже сейчас открыт прием на фортепианное, оркестровое, вокальное, дирижерское - хоровое отделение и отделение инструментов.

В музыкальном училище будут преподавать высококвалифицированные специалисты: профессор-орденоносец Старкова, заслуженный артист РСФСР Реентович, концертмейстер ГАБТ орденоносец Жук и другие.

(Волжская коммуна. 1943. 20 июля).

 

Большой театр возвращается в Москву

КУЙБЫШЕВ. (по телеграфу от наш.корр.). В связи с предстоящим отъездом коллектива Государственного Академического Большого театра Союза ССР из Куйбышева в Москву 10 августа состоялось собрание коллектива с участием работников искусств и представителей партийных и общественных организаций города.

О работе Большого театра за время пребывания его в Куйбышеве сделал сообщение и.о. директора театра Я.Леонтьев. Секретарь обкома ВКП(б) т.Ляшенко в своем выступлении дал положительную оценку деятельности театра. Пребывание его в Куйбышеве оказало огромное влияние на театральную и музыкальную культуру города. От имени местных организаций т.Ляшенко выразил благодарность коллективу. Начальник отдела искусств В.Кнейчер прочитал приказ, в котором объявляется благодарность коллективу, дирекции Большого театра.

На днях коллектив Большого театра в полном составе возвращается в Москву.

(Литература и искусство. 1943. 14 август).

 

Большой театр СССР возвращается в Москву

 От дебаркадера Куйбышевского речного вокзала вечером 15 августа отошли два волжских теплохода – «Михаил Калинин» и «Володарский». В каютах разместились солисты, артисты оркестра, хора и балета, работники технических отделов Большого театра СССР. В  трюмах были сложены декорации, мебель и другое имущество. Оба теплохода отправились вверх по Волге, в Москву.

В суровые дни октября 1941 года решением правительства коллектив Большого театра был эвакуирован в Куйбышев.

В Куйбышеве Большой театр капитально возобновил постановки опер «Евгений Онегин», «Кармен», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Иван Сусанин», «Демон», «Черевички», «Пиковая дама», «Аида», балеты «Дон-Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Тщетная предосторожность», «Щелкунчик». Для большинства этих спектаклей художниками П. Вильямс и М. Петровским были сделаны новые декорации.

Театр, находясь в Куйбышеве, осуществил две новые работы: оперу Россини «Вильгельм Телль» (постановщик Р. Захаров, художник П. Вильямс, дирижер А. Мелик-Пашаев) и балет В. Юровского «Алые паруса» (постановщики А. Радунский, Н. Попко и Л. Поспехин, художник П. Вильямс, дирижер Ю. Файер).

Из Куйбышева на фронт выезжали 7 артистических бригад, которые дали в частях Действующей армии 1140 концертов. В госпиталях города артисты Большого театра организовали 548 концертов. Своими личными взносами, а также путем устройства концертов и спектаклей в выходные дни, работники театра собрали в фонд обороны свыше 1900000 рублей.

Завтра Волжские теплоходы пришвартуются в Москве. Коллектив начнет подготовку к открытию сезона в заново отремонтированном здании Большого театра. Спектакли начнутся во второй половине сентября. В первую очередь будут поставлены оперы «Иван Сусанин», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Иоланта», «Князь Игорь» и балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».

Новыми постановками Большого театра будут «1812 год» С. Прокофьева и «Евгений Онегин» Чайковского (к 50-летию  со дня смерти великого русского композитора). Оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Дуэнья» С. Прокофьева и «Декабристы» Ю. Шапорина составят следующие работы театра. 

*    *    *

Весной 1941 года состоялось решение СНК СССР о ремонте Большого театра. Необходимо было сделать фундаментальный ремонт зрительного зала и прилегающих к нему служебных помещений (коридоров, фойе, вестибюля) и сменить верхние чердачные перекрытия. В конце апреля 1941г. эти работы начались и, несмотря на условия военного времени, не прекращались.

Много искусства и энергии вложили в свою работу архитектор А. Великанов, инженеры Н. Щелкан, А. Мешкичев и Г. Прокофьев, художник П. Корин. С большой любовью трудился и весь коллектив, занятый ремонтом театра. В трудных условиях военного времени коллектив сделал всё возможное, чтобы достойно и своевременно выполнить правительственное задание.

Как сообщил нашему сотруднику зам. председателя Комитета по делам искусств А. Константинов, сейчас ремонт и восстановление театра полностью завершены.

*    *    *

Начиная с вестибюля, Большой театр неузнаваем – в нем стало еще праздничнее,  как-то просторнее, светлее. Убран громоздкий и неуклюжий тамбур, сняты застекленные двери, сделан ряд значительных архитектурных улучшений, на стенах – новые стильные бра. Антре из вестибюля в партер представляет парадную анфиладу входов в зрительный зал. Все коридоры сверкают светлого тона окраской. Привлекательный вид приобрел коридор партера, где некрасивые стеклянные двери заменены новыми массивными дверями дворцового типа.

В роскошном, сверкающем золотом и пурпурном зрительном зале все ярусы одеты в новый бархат.

На потолке, полным светом в 300 ламп, горит громадная люстра. Архитектор А. Великанов, инженеры А. Мешкевич и Г. Прокофьев рассказывают, что эта люстра состоит из 22 тысяч деталей, многие из которых за долгие годы (люстре около 90 лет) поломались, износились, затерялись. Люстру сейчас «укомплектовали» всеми недостававшими бронзовыми деталями, и при ее ярком свете зритель в полном блеске увидит знаменитую роспись плафона, сделанную в 1856 г. художником Титовым и изображающую девять муз предводимых Аполлоном.

 На высоких лесах, под самой крышей Большого театра, работали художники-реставраторы над росписью этого плафона. Главный инженер И. Щелкан вспоминает, как зимой 1941 г., когда фашистские пираты рвались к Москве, рабочие и художники были вынуждены по нескольку раз в день во время воздушной тревоги спускаться с потолка в бомбоубежище.

Когда художник П. Корин с группой реставраторов из Третьяковской галереи приступил к работе, обнаружилось, что оригинал художника Титова сильно пострадал при различных «подправлениях»: на него было наложено пять слоев красок, и музы тем самым давно потеряли свой первоначальный облик.

Упорным трудом художники расчистили подлинную работу Титова. В результате, замечательное произведение искусства обрело свою первоначальную красоту. С росписью потолка увязан рисунок и новой латунной решетки, установленной над люстрой.

При ремонте Большого театра группа инженеров Метрополитена осуществила  очень сложную схему приточной и вытяжной вентиляции – в театре установлены два мощных американских вентилятора.

Значительные улучшения сделаны и по ту сторону занавеса в артистических уборных, которые капитально отремонтированы (установлены умывальники с горячей водой, поставлены новые трюмо, столики), отлично оборудовали строители и душевые комнаты для артистов.

В годину войны Москва обновила свой любимый Большой театр. Вскоре он раскроет свои двери для тех, кто трудом и бранным подвигом куёт славу родной земли.

(Литература и искусство. 1943. 21 август).

 

23 августа 1943 года. Куйбышевский обком ВКП/б/ и исполком объявили благодарность коллективу Академического Большого театра СССР за большую творческую работу, проведенную театром в период нахождения в нашем городе в течение одного года и восьми месяцев.

Спектакли «Иван Сусанин», «Черевички», Вильгельм Телль»,  исполнение Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича пользовались огромной любовью населения города.

(Годы и события. Хроника. Том 2 (1921 - 2000). Самара. 2000 с. 83).

 

Достоверный факт. Нашему Воскресенскому собору (1869-1894) недолго пришлось украшать самарскую землю. Собор был закрыт в 1920 году, осквернен и разграблен... Из всего разграбленного сохранилось два колокола. Самый крупный колокол был увезен в Москву Большим театром, находившимся в Куйбышеве в 1941-1943 годах в эвакуации. Второй по величине колокол являлся реквизитом Самарского оперного театра. Он используется при постановке русских опер.

(Демидовы. Мелодии старой Самары. Самара. 1992. с. 14).

 

 

Открытие Большого театра

Художественная жизнь столицы ознаменовалась крупным и радостным событием – 26 сентября, после почти двухлетнего перерыва, открылся Государственный академический Большой театр Союза ССР.

Для первого спектакля был показан «Иван Сусанин», бессмертное произведение Глинки, имя которого близко и дорого советскому зрителю.

Опера о героическом подвиге крестьянина-патриота о непоколебимой стойкости духа русского народа прозвучала на этот раз особенно волнующе.

М.Михайлов (Иван Сусанин), В.Барсов (Антонида), Н.Ханаев (Сабинин), Б.Златогорова (Ваня) были горячо приняты публикой, как и дирижер С.Самосуд. Яркое впечатление оставила сцена полького бала, в котором танцевали О.Лепешинская и А.Мессерер.

Гениальный хор в эпилоге – «Славься» – прозвучал как торжественный гимн героизму русского народа, несокрушимой мощи его оружия в борьбе против иноземных захватчиков.

(Литература и искусство. 1943. 02 октября).

 

Лебединое озеро

Включается свет в зрительном зале. Точно весенние сумерки опускаются на пурпур и золото лож. В свете оркестра хрустальная люстра искрится бриллиантовыми блестками. Еще несколько мгновений, – спектаклем «Лебединое озеро» откроется новый балетный сезон.

За дирижерским пультом – Юрий Файер. Он взмахивает палочкой – и льется чарующая музыка Чайковского, которую можно слушать бесконечно и каждый раз находить в ней новое обаяние.

Мягко развертывается занавес. В зрительный зал несется поток золотисто-оранжевых красок осеннего старинного парка.

Родная, близкая с детства сцена Большого театра! Сейчас, после долгой разлуки, она нам кажется еще дороже! Радостно думать, что, не взирая на тяжелые испытания, выпавшие на долю нашей родины, осуществилась эта долгожданная встреча!

*    *    *

Центральная роль в «Лебедином озере» имеет два образа диаметрально противоположных друг другу: поэтичную, как будто сотканную из лунного света королеву лебедей – Одетту и земную, обольстительную дочь «злого гения» - Одиллию. Обычно обе роли исполняются одной балериной. Это требует от артистки полного перевоплощения: недостаточно только танцевать эти роли, их надо и играть.

Марина Семенова имеет все права на исполнение такой партии. Не каждая танцовщица, исполняющая центральную партию в балете, становится властелином сцены и прочно приковывает к себе внимание зрителя. Такой способностью обладает Семенова, истинная балерина – в каждом движении, начиная от горделивого поворота головы до величавого шага на сцене, в каждом жесте изумительных по пластике рук, в «певучести» гибкого корпуса.

Прекрасное адажио, вариация, кода второго акта были исполнены Семеновой с подкупающей проникновенностью, в идеальной хореографической форме.

В роли Одилли Семенова создала образ смелый, уверенный в своей женской силе, полный земного очарования.

Выступление Марины Семеновой после длительного перерыва в «Лебедином озере» доказало, что она не только не растратила своего хореографического богатства, но умножило его, развилась, как актриса, углубила свое мастерство.

Марина Семенова имела огромный успех у зрителя. Балет «Лебединое озеро» прошел в этот вечер на сцене Большого театра с исключительным творческим подъемом. В спектакле выступало много талантливых солисток и солистов. Яркое впечатление оставило исполнение Е.Качаровым роли «злого гения». Его «гений» насыщен дьявольским темпераментом и необычайно красив и живописен. Удачно выступил А.Руденко в роли принца, с хорошим техническим мастерством он исполнил вариацию 3-го акта. Тонко и живо, как бы с усмешкой, танцевал шута В.Хомяков.

Горячие аплодисменты, не прекращавшиеся на протяжении всего спектакля – заслуженная дань труду, проделанному балетным коллективом Большого театра за годы войны.

Викторина Кригер

(Литература и искусство. 1943. 02 октября).

 

Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006 г.г.)

 

Читать предыдущий раздел хроники... //  К оглавлению хроники ГАБТ в г.Куйбышеве // Читать хронику далее...

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.