ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы         Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Документальный Спецпроект "Запасная Столица"

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

ХРОНИКА
пребывания Государственного ордена Ленина академического
Большого театра Союза ССР в Куйбышеве в годы
Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года

 

Апрель 1943г.

 

К.А.Цын в «Травиате».

На сцене Большого театра состоялось первое в роли Виолетты выступление К.A.Цын. Молодая артистка готовила эту партию, но должна была выступить в ней позднее. Случайные обстоятельства ускорили ее дебют. К.А.Цын пошла на это ответственное и трудное испытание и выдержала его с честью.

Певица обладает превосходной музыкальностью, редкой дикцией и хорошим умением пользоваться своим глубоким и свежим голосом, которому она сообщает впечатляющую выразительность, а в пиано и меццо-форте и задушевную теплоту. Уверенно преодолеваются ее и технические трудности колоратурной партии. Заключительная ария первого акта, характер которой итальянцы определяют символом «ди бравура» (бравурная, блестящая), исполнена К.А.Цын с большим подъемом.

Творчество ее в последующих актах шло с нарастающей силой и достигло своей кульминации в сцене смерти. Трагический финал был подготовлен артисткой с глубокой и тонкой психологической убедительностью. Тема самоотверженной любви прошла сквозной линией через весь спектакль и дала драме Верди новое, волнующее дыхание.

Рождение подлинно талантливого всегда радостно. Это ощущалось на сцене и в зрительном зале, во всей атмосфере вечера. Публика горячо принимала талантливую дебютантку.

B. Владимиров. (Волжская коммуна. 1943. 2 апреля).

 

Москва. Кремль товарищу Сталину.

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Принося горячую благодарность Советскому правительству за высокую оценку нашей работы в спектакле "Вильгельм Телль", поставленном Большим театром СССР в Куйбышеве, и движимые чувством беззаветной любви и преданности к нашей Родине, мы передаем присужденную нам премию в сумме 100.000 рублей в фонд Главного командования на постройку эскадрильи "Лауреат Сталинской премии".

Лауреаты Сталинской премии

Заслуженный деятель искусств А.Ш.Мелик-Пашаев

Заслуженная артистка РСФСР Е.Кругликова

Заслуженная артистка РСФСР Н.Шпиллер

Заслуженный артист РСФСР А.Батурин

Режиссер-балетмейстер Р.Захаров

Художник П.Вильямс

 

Заслуженному деятелю искусств тов. А.Ш.Мелик-Пашаеву

Заслуженной артистке РСФСР тов. Кругликовой

Заслуженной артистке РСФСР тов. Шпиллер

Заслуженному артисту РСФСР тов. Батурину

Режиссеру-балетмейстеру тов. Захарову

Художнику тов. Вильямс

Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищи Мелик-Пашаев, Кругликова, Шпиллер, Батурин, Захаров и Вильямс, за вашу заботу о воздушных силах Красной Армии.

И. Сталин

(Литература и искусство. 1943. 3 апреля).

 

Анонс.

12 апреля 1943 г. Концертный зал госфилармонии (Рабочая, 5)

Концерт лауреат Сталинских премий, заслуженной артистки РСФСР Н.Д.Шпиллер, лауреата всесоюзного конкурса исполнителей солиста оркестра ГАБТа Святослава Кнушевицкого (виолончель). В программе: Аренский, Балакирев, Дворжак, Чайковский, Рахманинов и другие. Партию фортепиано исполняет концертмейстер ГАБТ С.К.Стучевский.

(Волжская коммуна. 1943. 7 апреля).

 

 «Тщетная предосторожность».

Постановка в Большом театре балета «Тщетная предосторожность» возрождает сценический образ одного из лучших произведений мировой классики. 

Тщетная предосторожность - современница Французской революции. В самом сюжете балета, несмотря на всю скромность его идейного диапазона, сказалось влияние новых социальных веяний. Лиза и Колен, Марцеллино и Мишо - представители того класса, который взошел на подмостки истории для того, чтобы надолго утвердиться на них, как класс-гегемон. Однако язык старого искусства оказался малопригодным для выражения новых сюжетов. Реформа балета пошла вглубь. Новерр, великий преобразователь хореографического искусства во второй половине XVIII века, разбил холодную, абстрактную маску старого балета и заложил фундамент подлинного реализма в хореографии. Идея Новерра сохраняет свою жизненную силу и в наше время. В этом секрет неувядающей молодости «Тщетной предосторожности».

Не случайно ее автором был наиболее последовательный и талантливый ученик Новерра - Доберваль. Дальнейшие этапы в жизни этого балета связаны с именами балетмейстеров:  Омера, Дидло (ученики Доберваля) жуля Перро, Льва Иванова, А.А.Горского. Все они с редким уважением подошли к творческому авторитету Доберваля. Его постановочная концепция живет в памяти людей и в течение 175 лет заботливо передается от поколения к поколению.

При возобновлении «Тщетной предосторожности» на сцене Большого театра в городе Куйбышеве его постановщику A.M.Мессереру - ученику А.А.Горского -не оставалось ничего другого, как последовать примеру своего учителя и тех выдающихся мастеров балетного искусства, которым оно обязано сохранению замечательного произведения Доберваля. Вряд ли при этом A.M.Meccepep, как и его предшественники, был свободен от некоторых велений собственной фантазии.

Техника хореографии растет и развивается; сохранять ее на уровне далекого прошлого значит обеднять искусство, лишать его возможной выразительности. Например, воздушной поддержки, которую вы видите в современном балете, в эпоху Доберваля не существовало. Однако драматургия произведения, характеристика его персонажей, содержание, стиль танцев донесены до нас в их первозданном простом и ясном замысле. В этом большая заслуга, как постановщика, так и исполнителей.

Меньше всего, конечно, следовало ожидать, что портреты лиц добервалевской комедии дойдут до нас в точных копиях. Творческая индивидуальность исполнителей, каждый из которых оставался человеком своей эпохи, накладывала на них некоторые особые черты. Первой Лизой была артистка Теодор, в танцах которой, по свидетельству Новерра, было много непринужденности, легкости и блеска. Весьма вероятно, что ее партнеру Дидло, ставшему двадцать лет спустя постановщиком балета в Петербурге, в исполнении русской балерины Истоминой, воспетой Пушкиным, удалось повторить в основных чертах идеальную редакцию первообраза.

Выдающиеся балерины последующих эпох - Фани Эльслер, Виржиния Цукки, Анна Павловна, Екатерина Гельцер внесли в исполнение черты очень сильного индивидуального творчества. Образ Лизы, созданный Е.В. Гельцер, памятен многим современникам, в том числе и постановщику A.M.Мессереру. Но молодость И.В. Тихомирновой не позволила ей увидеть сценический шедевр Гекльцер. Руководство A.M.Meccepepa помогло ей остаться в рамках традиционного толкования образа, творческая индивидуальность сообщила ему живые и выразительные краски. Ее танцевальный рисунок изящен и легок, пластические линии обаятельны и мелодичны. Игра и танцы И.В.Тихомирновой создают главное, что необходимо для полноценного звучания этого спектакля - атмосферу очаровательной молодости.

Другие мысли рождает совершенное мастерство A.M.Meccepepa (Колен). Техника его исполнения достигает подлинной и высокой виртуозности. Однако, при всей своей сложности она никогда не снижается до уровня формального приема или акробатического трюка. Его танцевальный язык богат образами, как богата ими яркая человеческая речь. И чтобы не делал A.M.Meccepep, в каждом его сценическом проявлении вы неизменно увидите то, что является основой его творческой индивидуальности, - редкое благородство стиля. Возрождение высокой классики невозможно, если она не находит своего выражения в такой же высокой культуре исполнения (курсив мой). Выдающийся артист нашего времени A.M. Meccepep является подлинным носителем этой высокой культуры.

Роли Марцелины, Мишо, Никеза поручаются, обычно, артистам-мимам. И если в образах Лизы и Колена заключена жизнеутверждающая сила искусства, здесь автор критикует, опровергает, осмеивает. Ироническое отношение его к Мишо и Никезу приняло характер яркой буффонады. Талантливый А.И.Радунский (Мишо) смягчил ее плодотворным поиском внутренней типичности; В.А.Левашев решал свою задачу в плане, освещенном традиций - создание эксцентрической маски. В лице Марцелины автор опровергает устарелые понятия о воспитании, любви, браке. Они рушатся в свете новых представлений. «Плохо охранённая дочь» - так первоначально назвал свой балет Доберваль. Острый характерный танцовщик В.И.Цаплин на этот раз был лишен автором тех выразительных средств, которыми обладает танец. Располагая лишь средствами мимики и жеста, он начертал яркий портрет старой женщины со всеми особенностями ее внутреннего мира и чертами характера.

Ансамбль спектакля на очень большой высоте: веселый хоровод молодых друзей Лизы и Колена, исполнение вальса и цыганского танца во втором действии - все на уровне хорошего мастерства и вкуса.

Партитура «Тщетной предосторожности» очень проста, местами даже наивна - в ней нет сложных гармоний и полифонических нагромождений, голосовое первенство отведено группе струнных и деревянных инструментов, но она очень изящна и прозрачна и очень близка хореографической природе балета Доберваля.

Исполнение оркестра Большого театра, как всегда, превосходно. Ю.Ф.Файер, мастер громадного темперамента и широкого штриха, на этот раз показал себя тонким интерпретатором очень своеобразного и теплого музыкального рисунка.

Оформлен спектакль с прекрасным пониманием стиля произведения и хорошим вкусом (художники П.В.Вильямс и М.А.Петровский).

Блестящий балет Доберваля, переживший десятки человеческих поколений, почти сошел со сцены европейских театров, как и многие другие классические балеты. Советский театр хранит эти утраченные богатства. В нашей великой стране плоды человеческого гения живут полноценной, неумирающей жизнью.

В. Владимиров. (Волжская коммуна. 1943. 14 апреля).

 

Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006 г.г.)

 

Читать предыдущий раздел хроники... //  К оглавлению хроники ГАБТ в г.Куйбышеве // Читать хронику далее...

 

 

Читальный Зал | Новости культурной жизни | Выставка
Документальный Спецпроект "Запасная Столица" | Советская Архитектура

 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000 - настоящее время
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.