К.А.Цын
в «Травиате».
На
сцене Большого театра состоялось первое в
роли Виолетты выступление К.A.Цын. Молодая
артистка готовила эту партию, но должна
была выступить в ней позднее. Случайные
обстоятельства ускорили ее дебют. К.А.Цын
пошла на это ответственное и трудное
испытание и выдержала его с честью.
Певица
обладает превосходной музыкальностью,
редкой дикцией и хорошим умением
пользоваться своим глубоким и свежим
голосом, которому она сообщает
впечатляющую выразительность, а в пиано и
меццо-форте и задушевную теплоту. Уверенно
преодолеваются ее и технические трудности
колоратурной партии. Заключительная ария
первого акта, характер которой итальянцы
определяют символом «ди бравура» (бравурная,
блестящая), исполнена К.А.Цын с большим
подъемом.
Творчество
ее в последующих актах шло с нарастающей
силой и достигло своей кульминации в сцене
смерти. Трагический финал был подготовлен
артисткой с глубокой и тонкой
психологической убедительностью. Тема
самоотверженной любви прошла сквозной
линией через весь спектакль и дала драме
Верди новое, волнующее дыхание.
Рождение
подлинно талантливого всегда радостно. Это
ощущалось на сцене и в зрительном зале, во
всей атмосфере вечера. Публика горячо
принимала талантливую дебютантку.
B.
Владимиров. (Волжская коммуна. 1943. 2 апреля).
Москва.
Кремль товарищу Сталину.
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Принося горячую благодарность Советскому
правительству за высокую оценку нашей работы в спектакле "Вильгельм Телль",
поставленном Большим театром СССР в Куйбышеве, и движимые чувством беззаветной
любви и преданности к нашей Родине, мы передаем присужденную нам премию в сумме
100.000 рублей в фонд Главного командования на постройку эскадрильи "Лауреат
Сталинской премии".
Лауреаты Сталинской премии
Заслуженный деятель искусств А.Ш.Мелик-Пашаев
Заслуженная артистка РСФСР Е.Кругликова
Заслуженная артистка РСФСР Н.Шпиллер
Заслуженный артист РСФСР А.Батурин
Режиссер-балетмейстер Р.Захаров
Художник П.Вильямс
Заслуженному деятелю искусств тов.
А.Ш.Мелик-Пашаеву
Заслуженной артистке РСФСР тов. Кругликовой
Заслуженной артистке РСФСР тов. Шпиллер
Заслуженному артисту РСФСР тов. Батурину
Режиссеру-балетмейстеру тов. Захарову
Художнику тов. Вильямс
Примите мой привет и благодарность Красной Армии,
товарищи Мелик-Пашаев, Кругликова, Шпиллер, Батурин, Захаров и Вильямс, за вашу
заботу о воздушных силах Красной Армии.
И. Сталин
(Литература
и искусство. 1943. 3 апреля).
Анонс.
12
апреля 1943 г. Концертный зал госфилармонии (Рабочая,
5)
Концерт
лауреат Сталинских премий, заслуженной
артистки РСФСР Н.Д.Шпиллер, лауреата
всесоюзного конкурса исполнителей солиста
оркестра ГАБТа Святослава Кнушевицкого (виолончель).
В программе: Аренский, Балакирев, Дворжак,
Чайковский, Рахманинов и другие. Партию
фортепиано исполняет концертмейстер ГАБТ
С.К.Стучевский.
(Волжская
коммуна. 1943. 7 апреля).
«Тщетная
предосторожность».
Постановка
в Большом театре балета «Тщетная
предосторожность» возрождает сценический
образ одного из лучших произведений
мировой классики.
Тщетная
предосторожность - современница
Французской революции. В самом сюжете
балета, несмотря на всю скромность его
идейного диапазона, сказалось влияние
новых социальных веяний. Лиза и Колен,
Марцеллино и Мишо - представители того
класса, который взошел на подмостки истории
для того, чтобы надолго утвердиться на них,
как класс-гегемон. Однако язык старого
искусства оказался малопригодным для
выражения новых сюжетов. Реформа балета
пошла вглубь. Новерр, великий
преобразователь хореографического
искусства во второй половине XVIII века,
разбил холодную, абстрактную маску старого
балета и заложил фундамент подлинного
реализма в хореографии. Идея Новерра
сохраняет свою жизненную силу и в наше
время. В этом секрет неувядающей молодости
«Тщетной предосторожности».
Не
случайно ее автором был наиболее
последовательный и талантливый ученик
Новерра - Доберваль. Дальнейшие этапы в
жизни этого балета связаны с именами
балетмейстеров: Омера, Дидло (ученики
Доберваля) жуля Перро, Льва Иванова, А.А.Горского.
Все они с редким уважением подошли к
творческому авторитету Доберваля. Его
постановочная концепция живет в памяти
людей и в течение 175 лет заботливо
передается от поколения к поколению.
При
возобновлении «Тщетной предосторожности»
на сцене Большого театра в городе Куйбышеве
его постановщику A.M.Мессереру - ученику А.А.Горского
-не оставалось ничего другого, как
последовать примеру своего учителя и тех
выдающихся мастеров балетного искусства,
которым оно обязано сохранению
замечательного произведения Доберваля.
Вряд ли при этом A.M.Meccepep, как и его
предшественники, был свободен от некоторых
велений собственной фантазии.
Техника
хореографии растет и развивается;
сохранять ее на уровне далекого прошлого
значит обеднять искусство, лишать его
возможной выразительности. Например,
воздушной поддержки, которую вы видите в
современном балете, в эпоху Доберваля не
существовало. Однако драматургия
произведения, характеристика его
персонажей, содержание, стиль танцев
донесены до нас в их первозданном простом и
ясном замысле. В этом большая заслуга, как
постановщика, так и исполнителей.
Меньше
всего, конечно, следовало ожидать, что
портреты лиц добервалевской комедии дойдут
до нас в точных копиях. Творческая
индивидуальность исполнителей, каждый из
которых оставался человеком своей эпохи,
накладывала на них некоторые особые черты.
Первой Лизой была артистка Теодор, в танцах
которой, по свидетельству Новерра, было
много непринужденности, легкости и блеска.
Весьма вероятно, что ее партнеру Дидло,
ставшему двадцать лет спустя постановщиком
балета в Петербурге, в исполнении русской
балерины Истоминой, воспетой Пушкиным,
удалось повторить в основных чертах
идеальную редакцию первообраза.
Выдающиеся
балерины последующих эпох - Фани Эльслер,
Виржиния Цукки, Анна Павловна, Екатерина
Гельцер внесли в исполнение черты очень
сильного индивидуального творчества. Образ
Лизы, созданный Е.В. Гельцер, памятен многим
современникам, в том числе и постановщику
A.M.Мессереру. Но молодость И.В. Тихомирновой
не позволила ей увидеть сценический шедевр
Гекльцер. Руководство A.M.Meccepepa помогло ей
остаться в рамках традиционного толкования
образа, творческая индивидуальность
сообщила ему живые и выразительные краски.
Ее танцевальный рисунок изящен и легок,
пластические линии обаятельны и мелодичны.
Игра и танцы И.В.Тихомирновой создают
главное, что необходимо для полноценного
звучания этого спектакля - атмосферу
очаровательной молодости.
Другие
мысли рождает совершенное мастерство
A.M.Meccepepa (Колен). Техника его исполнения
достигает подлинной и высокой виртуозности.
Однако, при всей своей сложности она
никогда не снижается до уровня формального
приема или акробатического трюка. Его
танцевальный язык богат образами, как
богата ими яркая человеческая речь. И чтобы
не делал A.M.Meccepep, в каждом его сценическом
проявлении вы неизменно увидите то, что
является основой его творческой
индивидуальности, - редкое благородство
стиля. Возрождение высокой классики
невозможно, если она не находит своего
выражения в такой же высокой культуре
исполнения (курсив мой). Выдающийся
артист нашего времени A.M. Meccepep является
подлинным носителем этой высокой культуры.
Роли
Марцелины, Мишо, Никеза поручаются, обычно,
артистам-мимам. И если в образах Лизы и
Колена заключена жизнеутверждающая сила
искусства, здесь автор критикует,
опровергает, осмеивает. Ироническое
отношение его к Мишо и Никезу приняло
характер яркой буффонады. Талантливый А.И.Радунский
(Мишо) смягчил ее плодотворным поиском
внутренней типичности; В.А.Левашев решал
свою задачу в плане, освещенном традиций -
создание эксцентрической маски. В лице
Марцелины автор опровергает устарелые
понятия о воспитании, любви, браке. Они
рушатся в свете новых представлений. «Плохо
охранённая дочь» - так первоначально назвал
свой балет Доберваль. Острый характерный
танцовщик В.И.Цаплин на этот раз был лишен
автором тех выразительных средств,
которыми обладает танец. Располагая лишь
средствами мимики и жеста, он начертал
яркий портрет старой женщины со всеми
особенностями ее внутреннего мира и
чертами характера.
Ансамбль
спектакля на очень большой высоте: веселый
хоровод молодых друзей Лизы и Колена,
исполнение вальса и цыганского танца во
втором действии - все на уровне хорошего
мастерства и вкуса.
Партитура
«Тщетной предосторожности» очень проста,
местами даже наивна - в ней нет сложных
гармоний и полифонических нагромождений,
голосовое первенство отведено группе
струнных и деревянных инструментов, но она
очень изящна и прозрачна и очень близка
хореографической природе балета Доберваля.
Исполнение
оркестра Большого театра, как всегда,
превосходно. Ю.Ф.Файер, мастер громадного
темперамента и широкого штриха, на этот раз
показал себя тонким интерпретатором очень
своеобразного и теплого музыкального
рисунка.
Оформлен
спектакль с прекрасным пониманием стиля
произведения и хорошим вкусом (художники П.В.Вильямс
и М.А.Петровский).
Блестящий
балет Доберваля, переживший десятки человеческих поколений, почти сошел со сцены
европейских театров, как и многие другие классические балеты. Советский театр
хранит эти утраченные богатства. В нашей великой стране плоды человеческого
гения живут полноценной, неумирающей жизнью.
В.
Владимиров. (Волжская коммуна. 1943. 14 апреля).
Материалы подготовлены к публикации Николаем Кружковым, Самара (2005-2006
г.г.)
|